Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЭкоМир».
методическая разработка по экологии

Грищук Татьяна Евгеньевна

В настоящее время дети испытывают нехватку общения с живой природой, поэтому различные наблюдения за жизнью и развитием растений, животных способствуют многостороннему развитию личности ребенка. Программа позволяет реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, формирует экологическую ответственность школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grishchuk_te_ekomir_izluchinsk_spektr_1.docx470.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СПЕКТР»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

Печать

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр»Что где когда

___________Н.П. Сорокина

приказ №  74  от 28.05.2018 г.

Протокол  заседания педагогического

совета № 4 от 28.05.2018 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЭкоМир»

Направленность: естественнонаучная

Возраст: 9-11 лет

Срок реализации: 2 года (144 часа)

Автор-разработчик: Грищук  Т.Е.,

педагог дополнительного образования

Излучинск, 2018

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающих программы

1.1.Пояснительная  записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЭкоМир» естественнонаучной направленности разработана на основе нормативно-правовой базы:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 12. Образовательные программы);

- Письмо Минобразования Российской Федерации от 20 мая 2003 г. № 28-51-391/16 «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей»;

- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года.

Актуальность: В настоящее время дети испытывают нехватку общения с живой природой, поэтому различные наблюдения за жизнью и развитием растений, животных способствуют многостороннему развитию личности ребенка. Программа позволяет реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, формирует экологическую ответственность школьников.

Отличительные особенности программы: содержание программы включает проведение природоохранных акций, экологических праздников, участие в интеллектуальных конкурсах, что способствует развитию социальной активности детей.

Адресат программы: ориентирована на обучающихся 9-11 лет, разработана с учетом возрастных особенностей учащихся этого возраста. Состав групп постоянный, 10-12 человек.

Объём и срок освоения программы:

Первый год обучения -72 часа

Второй год обучения -72 часа

Всего 144 ч.

Форма обучения: очная, аудиторные, внеаудиторные (экскурсии, практические работы), теоретические и практические занятия.

Режим   занятий: занятия проводятся на группу 1 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность 1 часа занятия-45 минут, индивидуальные по 1 часу на 1.

Особенности организации образовательного процесса. Форма обучения групповая.

1.2.Цель  и  задачи программы

Цель программы: Формирование у обучающихся бережного, гуманного отношения к природе через изучение растительного и животного мира края и организацию природоохранной деятельности.

Задачи программы:

  1. Формировать знания о растительном и животном мире края.
  2. Воспитать эмоционально-положительное отношение к природе.
  3. Развивать социальную, творческую активность обучающихся через участие в экологических акциях.

1.3.Содержание программы

Учебный план

Тема

Всего

Теория

Практика

1 год обучения

Разнообразие растительного мира

23

17

6

Экскурсия «Живой уголок»

Разнообразие животного мира

16

12

4

Практическая работа «По следам»

Насекомые

16

14

2

Интеллектуальная игра

Млекопитающие

17

11

6

Ролевая игра «Экология»

Итого

72

54

18

2 год обучения

Пресмыкающиеся

14

10

        4

Викторина «Путешествие в природу».

Птицы

24

21

3

Видео-ролик: «Угадай голос птицы»,

тесты

Земноводные

14

10

4

Викторина

Рыбы

20

12

8

Экологическая игра «Давайте с природой дружить»,

Итого часов

72

53

19

Итого

144

Содержание учебно-тематического плана

1 год обучения

Разнообразие растительного мира. (23 ч).

Введение. Разнообразие растительного мира ХМАО-ЮГРЫ. Лиственные деревья. Хвойные деревья. Лесные травы. Травы болот и лугов. Кустарники. Кустарнички.

Практика: Всероссийская природоохранная акция «Сохраним лес от пожаров».    Всемирный день журавля. КТД «Осенний фреш».

Итоговое занятие.

Разнообразие животного мира. (16 ч).

Многообразие животного мира. Основные группы животных. Экологическая игра «Планета загадок». Сезонные изменения в жизни животных. Этот удивительный мир. Красная книга.

Практика: Окружная акция «Чистый лес». Акция «Берегите животных».

Итоговое занятие.

Насекомые. (16 ч).

Насекомые нашего края.  Стадии развития насекомых. Насекомые вредители. Красная книга.

Практика: Особо охраняемые территории ХМАО-Югры. День воды. Международный день домашних животных.

Итоговое занятие.

Млекопитающие. (17 ч).

Отряд хищные (волк, бурый медведь, росомаха, песец, ласка, соболь, горностай). Отряд парнокопытные (лось, северный олень). Отряд грызуны (обыкновенная белка, лесная мышеловка, красная полёвка, лесной лемминг, ондатра, мышь-малютка). Экологические ребусы в картинках.

Практика: Практическая работа: По следам. Общероссийская культурно-экологическая акция «Покормите птиц». День зимующих птиц России. КТД «Новый Год».

Итоговое занятие.

2 год обучения

Пресмыкающиеся. (14 ч).

Происхождение пресмыкающихся. Интеллектуальная ЭкоИгра. Многообразие пресмыкающихся. Экологическая игра-викторина «Знатоки природы».  Вымершие пресмыкающиеся.

Практика: Всемирный день водно-болотных угодий.

Итоговое занятие.

Птицы. (24 ч).

Многообразие птиц. Отряд гусеобразные (серый гусь, гуменник, лебедь кликун, кряква, черок свистунок, свиязь, шилохвость). Отряд соколообразные (чёрный коршун, беркут, орлан-белохвост, сапсан, копчик, чеглок, зимняк). Отряд курообразные (перепел, тетерев, белая куропатка, глухарь, рябчик). Отряд журавлеобразные (стерх, серый журавль, коростель, погоныш). Отряд воробьинообразные.

Практика: День кошек в России. Международный день леса. Всемирный день воды. Международная экологическая акция «Час Земли». Изготовление кормушки для птиц.

Итоговое занятие.

Земноводные. (14 ч).

Развитие земноводных. Отряд хвостатые земноводные. Экологическая игра-викторина «У нас Земля одна!» Отряд бесхвостые земноводные.

Практика: День птиц. День земли.

Итоговое занятие.

Рыбы. (20 ч.)

Отряд осётрообразные (осётр, осетр сибирский, стерлядь). Отряд лососеобразные (муксун, пелядь, нельма, обыкновенная щука). Отряд карпообразные (Лещ, серебряный карась, золотой карась, пескарь, язь, толстолобик). Интерактивная игра-викторина «Экология вокруг нас». Отряд окунеобразные (обыкновенный ёрш, речной окунь, обыкновенный судак). Решение экологических задач. Экологическая игра «Давайте с природой дружить».

Практика: Международный день очистки водоёмов. Акция «Чистый берег».

Итоговое занятие.

1.4.Планируемые результаты

Планируемые результаты

1 год обучения

Цель: формирование бережного отношения к растительному животному миру.

 Задачи:

1.Сформировать представление о растительном и животном мире ХМАО-Югры.

2. Познакомить с нормами и правилами поведения в природе.

3.Развивать интерес к окружающей природе.

2 год обучения

Цель: формирование основ экологической культуры обучающихся.

Задачи:

1.Продолжить формирование знаний о животном мире.

2. Воспитывать ответственное отношения к природе.

3.Развивать природоохранную активность.

Предметные

-иметь представление о многообразии растительного и животного мира ХМАО-Югры;

- знать основные характеристики групп растений;

-уметь различать основные жизненные формы растений;

- знать основные группы животных;

-уметь изготавливать кормушки для птиц;

-знать краснокнижные виды животных;

- знать важные даты экологического календаря.

-иметь представление о многообразии пресмыкающихся;

-иметь представление о многообразии отрядов птиц ХМАО-ЮГРЫ;

-иметь представление о земноводных;

-иметь представление о многообразии отрядов рыб ХМАО-Югры;

-уметь различать основные группы животных;

-подкармливать птиц в простейших кормушках, изготовленных своими руками;

-соблюдать правила экологически грамотного поведения в природе;

Регулятивные

-выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

-контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунком, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве педагога и товарищей;

- принимать и сохранять учебную задачу, отбирать адекватные средства достижения цели деятельности

-следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения, адекватно воспринимать информацию;

-использовать знаково-символические средства представления информации;

 -учебной задачи - выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Коммуникативные

 - уметь приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям), вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре;

- уметь слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение;

- уметь контролировать себя в процессе совместной работы, соблюдая правила вежливости

 - уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей, использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

-уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

- уметь понимать необходимость сотрудничества с педагогом, готовность к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию.

Познавательные

 -поиск нужного иллюстрированного материала;

-ознакомление с жизнедеятельностью животных из различных источников,

-умение различать наиболее распространённые виды растений и животных,

усвоение правил поведения в природе.

овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя

умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность,

оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений

Ключевые

-принимать и осваивать социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;

- оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия природы, отмечать в природном окружении то, что особенно нравится, принимать ценности природного мира;

- принимать ценности природного мира, учебно-познавательный интерес к нахождению разных способов решения учебной задачи;

- ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

-определять интерес к познанию окружающего мира, осознавать ответственность человека за общее благополучие;

-осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;

- ориентироваться на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок педагога, родителей, товарищей и других людей;

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.Календарный учебный график

Количество учебных недель - 36 (1 полугодие - 17 недель, 2 полугодие - 19 недель).

Учебный процесс- с 1 сентября 2018 г по 31 мая 2019 года.

Зимние каникулы- с 29 декабря 2018 по 8 января 2019 года.

Весенние каникулы- с 25 марта по 31 марта 2019 года.

Праздничные дни:  

4 ноября- День народного единства.

23 февраля- День защитника Отечества.

8 марта- Международный женский день.

1 мая- Праздник Весны и Труда.

9 мая- День Победы.

12 июня- День России.

2.2.Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение: кабинет экологии, компьютер, проектор, экран, микроскопы,

Наглядные пособия: гербарный материал (деревья, кустарники, травы); коллекция спилов деревьев; коллекция семян и плодов растений; коллекция насекомых; иллюстрации с изображением растений и животных, схемы, дидактические карточки

Информационные материалы: презентации, видеофильмы.

2.3. Формы  

аттестации

Текущий контроль: проводится в конце изучения каждой темы -  тесты, викторины, творческие задания, игра, практическая работа.

Промежуточная аттестация: диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся-промежуточная- январь, итоговая - май;

Итоговая аттестация: оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по образовательной программе - творческая работа, наградные документы за участие в конкурсах различного уровня по профилю,  портфолио.

2.4.Оценочные материалы

Для диагностики результативности освоения программы используются методики «Оценка сформированности компетенций обучающихся»; «Оценка уровня сформированности эмоционально-положительного отношения учащихся к природе» (С.С. Кашлев); статистический отчет социальной и творческой активности учащихся.

2.5.Методические материалы

Для эффективной реализации программы используются современные образовательные технологии: личностно-ориентированное обучение; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии; коллективной творческой деятельности; система инновационной оценки «Портфолио».

Формы организации образовательного процесса: групповая.

Формы организации учебного занятия: беседа, практическая работа, акция, выставка, игра (интеллектуальная, интерактивная), экскурсия.

Методы обучения:

1. По источнику передачи и восприятия знаний: словесный, наглядный, практический;

2. По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;  

3. По характеру активизации: игровой, проектный.  

Методы   воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Дидактические материалы: схемы, термины, изображения строения животных, дидактические карточки, иллюстрации. 

Диагностический инструментарий: кроссворды, ребусы, экологические задачи, тестовые задания в слайдовой презентации.

2.6 .Рабочая программа

Приложение 1.

3. Список литературы

Литература для учащихся

1. Атрохин В.Г. «Лесная хрестоматия» – М; Лесная Промышленность, 1988.

2. Бобров Р. В. Беседы о лесе - Москва; Мол. Гвардия, 1979г

3.Иванова Н.А., Сторчак Т.В., Гребенюк Г.Н. Экология леса. Хрестоматия: Учебно-методическое пособие - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2006. – 274 с.

4.Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология: Учебник для 5(6) классов. – М.: Устойчивый мир, 2000 – 272 с.

5. Овечкина Е.С., Иванова Н.А.. Экологические экскурсии в природу- Екатеринбург, 2004 – 190с.

6.Рянжин С.В. Экологический букварь - Санкт-Петербург Пит-Тал 1996-180с.

7.Самкова В.А.  Мы изучаем лес.- М; Центр «Экология и образование», 1993г.

8. Стишковская Л.Л. Большая книга леса: Научно-поп. Издание для детей. – Москва: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. – 160с.

Литература для педагога

1.        Анашкина Е.Н. О чем поет кукушка? Наблюдение за птицами. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 256с.: ил.

2. Жизнь леса. – Москва «Махаон» 2004-125с.

3. Наедине с природой: Книга для чтения/Сост. Гаврилова О. Н.- Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 2000. - 288 с.

4. Насекомые. Полная энциклопедия/Перевод с англ. М.Авдониной. –Москва: Издательство Эмсмо, 2006. - 256с.

5. Рянжин С.В.  Экологический букварь - Санкт-Петербург Пит-Тал 1996-180с.

6. Стишковская Л.Л. Большая книга леса: Научно-поп. Издание для детей. – Москва: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. – 160с.

7. Тихонов А.В. Детская энциклопедия леса: Научно-популярное издание для детей. - Москва: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. -80с.

Приложение 1

Рабочая программа 1-2 года обучения

занятия

Сроки (Дата)

Наименование раздела программы.

Тема занятия.

Часы

Виды

контроля

всего

теория

практика

1 год обучения

Разнообразие растительного мира.

23

17

6

1.

 

Введение.  

2

Вводная диагностика

2.

Разнообразие растительного мира ХМАО-ЮГРЫ

2

Тестовые задания

3.

Всероссийская природоохранная акция «Сохраним лес от пожаров»

1

1

Задание

4.

Лиственные деревья

1

1

Тестовые задания

5.

Хвойные деревья

1

1

Тестовые задания

6.

Лесные травы

2

Опрос

7.

Травы болот и лугов

2

Опрос

8.

Кустарники

2

Опрос

9.

Кустарнички

2

Опрос

10.

КТД «Осенний фреш»

1

11.

Всемирный день журавля

1

1

Экскурсия «Живой уголок природы»

12.

 

Итоговое занятие

1

1

Итоговая диагностика

Разнообразие животного мира.

16

12

4

13.

Многообразие животного мира

2

        

Опрос

14.

Основные группы животных

1

Опрос

15.

Экологическая игра «Планета загадок».

2

Практическая работа: По следам

16.

Сезонные изменения в жизни животных

2

Опрос

17.

Окружная акция «Чистый лес»

2

Задание

18.

Этот удивительный мир

2

Опрос

19.

Акция «Берегите животных».

1

Задание

20.

Красная книга

2

Опрос

21.

Итоговое занятие.

2

Итоговая диагностика

Насекомые.

16

14

2

22.

Насекомые нашего края

2

Опрос

23.

Стадии развития насекомых

2

Опрос

24.

Особо охраняемые территории Югры

2

Тестовые задания

25.

Вода России

2

Тестовые задания

26.

Насекомые вредители

2

Интеллектуальная игра

27.

Международный день домашних животных

2

Опрос

28.

Красная книга

2

Опрос

29.

Итоговое занятие

2

Итоговая диагностика

Млекопитающие.

17

11

6

30.

Отряд хищные (волк, бурый медведь, росомаха, песец, ласка, соболь, горностай)

2

Тестовые задания

31.

Отряд парнокопытные (лось, северный олень)

2

Дидактическая игра

32.

Отряд грызуны (обыкновенная белка, лесная мышеловка, красная полёвка, лесной лемминг, ондатра, мышь-малютка)

2

Дидактическая игра

33.

Практическая работа: По следам

2

Практическая работа

34.

Общероссийская культурно-экологическая акция «Покормите птиц»

2

Задание

35.

День зимующих птиц России

1

1

Ролевая игра «Экология»

36.

Экологические ребусы в картинках

2

Задание

37.

Итоговое занятие

1

Итоговая диагностика

38.

КТД «Новый Год»

2

Итого за первый год обучения

72

2 год обучения

занятия

Сроки (Дата)

Наименование раздела программы.

Тема занятия.

часы

Виды

контроля

всего

теория

практика

Пресмыкающиеся

14

10

4

1.

Происхождение пресмыкающихся

2

Опрос

2.

Интеллектуальная ЭкоИгра

                2

Интеллектуальная ЭкоИгра

3.

Всемирный день водно-болотных угодий

2

Тестовые задания

4.

Многообразие пресмыкающихся

2

Викторина «Путешествие в природу»

5.

Экологическая игра-викторина «Знатоки природы»

2

Экологическая игра

6.

Вымершие пресмыкающиеся

2

Опрос

7.

Итоговое занятие

2

Итоговая диагностика

Птицы.

24

21

3

8.

Многообразие птиц

2

Видео-ролик: «Угадай голос птицы»

9.

Отряд гусеобразные (серый гусь, гуменник, лебедь кликун, кряква, черок свистунок, свиязь, шилохвость)

2

Дидактическая игра

10.

Отряд соколообразные (чёрный коршун, беркут, орлан-белохвост, сапсан, копчик, чеглок, зимняк)

2

Дидактическая игра

11.

Отряд курообразные (перепел, тетерев, белая куропатка, глухарь, рябчик)

2

Дидактическая игра

12.

Отряд журавлеобразнве (стерх, серый журавль, коростель, погоныш)

2

Дидактическая игра

13.

Отряд воробьинообразные

2

Дидактическая игра

14.

День кошек в России

1

1

Опрос

15.

Международный день леса

2


Опрос

16.

Всемирный день воды

2

Опрос

17.

Международная экологическая акция «Час Земли»

2

Задание

18.

Изготовление кормушки для птиц

2

Задание

19.

Итоговое занятие

2

Итоговая диагностика

Земноводные.

14

10

4

20.

Развитие земноводных

2

Тестовые задания

21.

День птиц

2

Опрос

22.

Отряд хвостатые земноводные

2

Дидактическая игра

23.

День земли

2

Викторина

24.

Экологическая игра-викторина «У нас Земля одна!»

2

Экологическая игра-викторина

25.

Отряд бесхвостые земноводные

2

Дидактическая игра

26.

Итоговое занятие

2

Итоговая диагностика

Рыбы.

20

12

8

27.

Отряд осётрообразные (осётр, осетр сибирский, стерлядь)

2

Дидактическая игра

28.

Отряд лососеобразные (муксун, пелядь, нельма, обыкновенная щука)

2

Дидактическая игра

29.

Отряд карпообразные (Лещ, серебряный карась, золотой карась, пескарь, язь, толстолобик)

2

Дидактическая игра

30.

Интерактивная игра-викторина «Экология вокруг нас»

2

Интерактивная игра-викторина

31.

Отряд окунеобразные (обыкновенный ёрш, речной окунь, обыкновенный судак)

2

Дидактическая игра

32.

Международный день очистки водоёмов. Акция «Чистый берег»

2

2

Задание

33.

Решение экологических задач

2

Тестовые задания

34.

Экологическая игра «Давайте с природой дружить»

2

Экологическая игра

35.

Итоговое занятие

2

Итоговая диагностика

Итого за 2 год обучения

72

Итого: 144 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЭкоМир»

В настоящее время дети испытывают нехватку общения с живой природой, поэтому различные наблюдения за жизнью и развитием растений, животных способствуют многостороннему развитию личности ребенка. Прогр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Экомир – центр экологических инициатив»

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Экомир – центр экологических инициатив»  направлена на формирование научных знаний об экологических ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЭКОмир» (индивидуальная).

Новизна программы заключается в применении   инновационных средств экологического воспитания, здоровьесберегающих технологий в сочетании с традиционными   педагогическими   средств...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экомир»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экомир» относится к естественнонаучной направленности.Содержание программы соответствует стартовому уровню, который предполага...