Статья: Формирование экологической грамотности школьников
статья по экологии

Соколова Людмила Владимировна

Из опыта работы формирования экологической грамотности школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование экологической грамотности школьников

 Своё выступление хочу начать с цитаты индийской мудрости: «Мы получили планету в наследство от предков и взяли взаймы у детей».

Эти слова как никогда актуальны сейчас. Экологическое образование и воспитание учащихся это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

Кроме того, экологическое образование — это средство достижения ФГОС. Его целями являются: понимание особенностей экологического образования в условиях глобализации экологических проблем, его современной Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) – это «общекультурное, естественнонаучно-гуманитарно-техническое направление экологического образования современного человека.

А какова же роль географии, учителя географии в формировании экологической грамотности школьников? На уроках географии мы решаем экономические, политические, экологические проблемы. Устанавливаем причинно-следственные связи между ними. Я считаю, что география один из основных предметов, решающих вопросы природохозяйственного, природоохранного характера.

Насколько высок уровень экологической культуры наших людей, детей? На сегодняшний день мы видим и слышим из всех средств массовой информации такие проблемы как:

- переполненные свалки

- отсутствие культуры раздельного мусора

- использование пластиковых пакетов вместо экосумок

- факты потребительского поведения туристов на Байкале и тд…

Меня, как и любого здравомыслящего человека беспокоят эти вопросы. Что делаю я как учитель для решения этих проблем? В своей работе я выбрала приоритетным направлением формирование экологической грамотности школьников.

Для реализации этого я разработала программу «Экопоколение», которая основана на сочетании урочной и внеурочной деятельности. В основе программы лежат различные приёмы, технологии, методы.  Так в урочной деятельности используется метод проблемного обучения. В географии проблемное обучение актуально и уместно. Вопросы можно ставить при изучении политических, экономических и экологических вопросов.

Вот примеры проблемных вопросов:

- Глобальное потепление климата

- Зачем нужны переворачиватели пингвинов

- развитие туристической отрасли на Байкале

С помощью таких заданий формируется функциональная грамотность на уроках. Экологическая грамотность это один из видов функциональной грамотности. На своих уроках регулярно предлагаю ситуационные задачи. Чем отличаются типовые задания от ситуационных? Ситуационные задачи- это задания приближенны к жизненным ситуациям.

Так же на уроках для повышения интереса к исследовательской работе провожу экологические опыты:

- тема Подземные воды, делаем модель демонстрирующую естественную очистку воды в природе

- темы Атмосфера, Биосфера, используем метод биоиндикации: по состоянию растительности оцениваем качество воздуха.

 Большую эффективность в формировании экологической грамотности имеет внеурочная деятельность: акции, проекты, образовательные события.

Эффективность акций в том, что они позволяют вовлечь большое количество детей и носят деятельностый характер. В нашей школе ежегодно проводятся следующие акции:

- акция по сохранению ели

-акция «Дерево за макулатуру»

- акция по сбору макулатуры.

Проект «Экологическая тропа» был реализован в 2020 году с ребятами 9-10 классов по микрорайону школы №1. Ребята проложили маршруты от школы до памятника Образования города Улан-Удэ. Собрали интересный материал о достопримечательностях микрорайона школы и исследовали состояние растительности.

Организация научно-исследовательской деятельности формируется через подготовку и участие в научно- исследовательских конференциях. Ежегодно на НПК и конференциях других уровней представлены работы моих учеников.

- Цыдыпова Диана уч-ца 9 кл, 3 место на РНПК, тема Оценка пространственно-временной динамики береговой линии островной гряды Ярки (Северный Байкал) по данным дистанционного зондирования Земли (2020-2021 гг.).

- Оганесян Арсений ученик 10 класса с темой «Оценка лесных ресурсов Прибайкальского района методом ДЗЗ» (2022-2023 гг.).

- Инкижинов Артём ученик 10 класса с темой «Изучение орографии Прибайкалья с помощью метода ДЗЗ» (2022-2023 гг.)

Образовательные события носят межпредметный характер, детям нужно проявить знания в биологии, химии, географии, физики и физической культуре. Одно из последних образовательных событий в нашей школе это- «Мы- юные защитники природы». В рамках этого события ребята приняли участие в следующих акциях:

-акция по сбору корма для бездомных животных

- акция по сбору батареек

- акция по сбору макулатуры

Были организованны выставки: экологических плакатов, экосумок, скворечников и кормушек. Работали 4 площадки: экологическая викторина, сортировка пластика, вторая жизнь макулатуры и пластиковых бутылок, краснокнижные растения и животные РБ.

Формирование экологической грамотности как ключевого навыка XXI века — это задача каждого современного учителя. Учиться для жизни: экологическая грамотность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.

Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников....

Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные  на уроках технологии,находят свое применен...

Статья "Формирование экологической культуры школьников"

Для реализации экологического образования активно применяется проектное обучение. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретаю...

Статья на тему "Формирование экологического мышления школьников на уроках биологии"

Статья позволит раскрыть цели экологического образования для реализации концепции ФГОС на уроках биологии....

Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.

В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности.  Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...

Формирование естественнонаучной грамотности школьников на уроках географии в рамках экологического образования

quot;Экология детства: реализация экологического направления рабочей программы воспитания"...