Экологический проект "Чистая планета"
проект по экологии
Формирование у обучающихся экологической культуры и ответственного отношения к раздельному сбору мусора на основе трудового, духовно-нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся, педагогического коллектива, жителей села Архангельское.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 710.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Нижегородской области Шатковского муниципального округа
«Архангельская средняя школа»
Всероссийский конкурс экологических проектов
«Волонтеры могут всё!»
в номинации «Экологическое просвещение»,
коллективное участие
Название проекта
«Чистая планета»
Авторы:
Ваганова Елизавета Сергеевна, 10 класс,
Богусонова Юлия Сергеевна, 9 класс,
Резанов Фёдор Викторович, 9 класс
Митина Анастасия Юрьевна, 8 класс
Руководитель:
Анисимова Татьяна Николаевна,
педагог-организатор
с. Архангельское, 2025 г
Содержание
Актуальность………………………………………………………………… | 3 |
Проблема……………………………………………………………………… | 4 |
Цель и задачи…………………………………………………………………. | 4 |
Целевая аудитория…………………………………………………………… | 5 |
Период реализации…………………………………………………………... | 5 |
География проекта…………………………………………………………… | 5 |
Практическая значимость…………………………………………………… | 5 |
Краткое описание механизма реализации проекта ………………………... | 6 |
Планирование во времени с конкретизацией отдельных действий………. | 6 |
Продукт проекта……………………………………………………………... | 12 |
Достигнутые результаты……………………………………………………... | 13 |
Партнеры проекта…………………………………………………………….. | 14 |
Выводы, заключения…………………………………………………………. | 14 |
Список информационных источников……………………………………… | 15 |
Приложения…………………………………………………………………… | 16 |
Актуальность
Экология - это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром, и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.
Будущее человечества во многом определяется уровнем экологической культуры каждого человека и его активным участием в решении экологических проблем. Одной из таких значимых проблем является утилизация бытовых отходов, которая представляет собой глобальную экологическую задачу и приобретает все более масштабные размеры в окружающем нас мире.
Главным источником увеличения бытовых отходов является человек. На каждого жителя нашей планеты приходится в среднем, по различным данным, от 300 кг до 1 тонны мусора в год. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образуется гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы. Большая часть бытового мусора не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Мусор, который образуется в результате человеческой деятельности, вызывает изменение климата, загрязняет почву, воду, воздух. Мелкие предметы из синтетических материалов поедают птицы и звери, что часто приводит к их гибели. Согласно сообщению в научном журнале Science за 2019 год, в одном только 2020 году в океанах оказалось около 13 млн. т такого мусора.
В решении этой проблемы большую роль играет формирование экологического грамотного поведения у школьников и их родителей. А одним из действенных методов ее решений является организация раздельного сбора отходов с их дальнейшим вторичным использованием.
Проблема
У детей школьного возраста недостаточно сформированы знания о переработке мусора. Не все знают, что происходит с бумагой, пластиком, крышками, когда их выбрасывают, что нужно делать, чтобы они не загрязняли окружающую среду. А большинство взрослых считает, что сортировка сырья требует много времени и доставляет неудобства, а некоторые просто не хотят этим заниматься.
Цель проекта
Формирование у обучающихся экологической культуры и ответственного отношения к раздельному сбору мусора на основе трудового, духовно-нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся, педагогического коллектива, жителей села Архангельское.
Задачи проекта:
1. Расширить знания детей об источниках возникновения мусора и способах утилизации;
2. Продолжать воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
3. Развивать интерес к познавательной экспериментально исследовательской деятельности;
4. Содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию обучающихся;
5. Сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию, заинтересованности в сборе макулатуры, батареек и пластиковых крышек;
6. Проведение информационно-просветительской работы по пропаганде экологической культуры обучающихся и жителей села Архангельское;
Тип проекта: экологический
Форма организации проекта: коллективная
Целевая аудитория проекта:
- лидеры и активисты детского общественного объединения «ДОМ»; (10 – 14 лет);
- актив первичного отделения «Движения Первых» МОУ «Архангельская СШ» (14 – 18 лет);
- обучающиеся и совет старшеклассников МОУ «Архангельская СШ» (7 – 18 лет);
- Волонтерский отряд «Юность» (14 – 18 лет);
- Юнармейский отряд «Отважные» (14 – 18 лет);
- родительская общественность (до 60 лет);
- педагогический коллектив МОУ «Архангельская СШ»;
- жители села Архангельское;
Срок реализации проекта: долгосрочный (декабрь 2023 – январь 2025)
География проекта: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Архангельская средняя школа» Адрес: 607700, Нижегородская обл., Шатковский район, с. Архангельское, ул. Центральная, д.89
Практическая значимость проекта:
- Развитие экологической культуры, вовлечение детей и родителей в раздельный сбор мусора;
- У школьников формируется «экологическое мышление», они учатся рассуждать, обобщать, делать простейшие выводы, осознанно беречь природу;
- Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении экологических мероприятий;
- Сбор и передача на переработку вторичного сырья, собранного участниками проекта;
- Привлечено внимание к проблеме загрязнения села Архангельское.
Принципы реализации проекта:
- принцип наглядности - иллюстрации, фото, презентация;
- принцип деятельности - исследовать, познавать, творить, играть, общаться;
- интеграция различных видов детской деятельности;
- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей каждого участника проекта;
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный
- Изучение методического материала по реализации проекта;
- Определение содержания, форм и методов организации работы;
- Подборка художественной литературы, иллюстративного материала дидактических игр, электронных презентаций;
- Определение основных направлений по благоустройству территорий, очистки берега реки Тёша, территории Обелиска, улиц села Архангельское и территории школы;
- Организация работы волонтерского отряда «Юность»;
- Размещение в информационном уголке информации для учеников и родителей принять активное участие в проведении экологических акций.
2. План реализации проекта
№ п/п | Сроки проведения | Описание мероприятия | Исполнители |
1. | В течение года | Беседы на тему: 1.«Загрязнение Земли мусором»; 2.«Что такое мусор и откуда он появляются?»; 3.«Как сделать нашу жизнь чище», «Как перерабатывают и утилизируют мусор в разных странах»; 4.Видеофильм: «Комплекс переработки ТБО»; 5.Показ мультфильмов по теме «Давайте разделять мусор» и т.п. | Классные руководители |
2. | Декабрь | Участие во Всероссийском Юннатском квизе в рамках Всероссийского проекта «На связи с природой» от Движения Первых. https://vk.com/wall-78343869_3514 | Кутырева М.А., учитель биологии и химиии; Анисимова Т.Н. педагог-организатор; ВО «Юность. |
3. | Декабрь | Акция-конкурс «Добрые крышечки». Всего в рамках сбора было собрано 825 крышечек. | Анисимова Т.Н. педагог-организатор; ВО «Юность. |
4. | Декабрь | Всероссийский конкурс оценки уровня экологической грамотности «Зелёный Зачёт». | Кутырева М.А., учитель биологии и химиии; ВО «Юность. |
5. | Январь | Конкурс рисунков на тему «Защитим планету». Детские рисунки очень трогательные, они как нельзя лучше доносят до людей главный смысл — берегите планету! | Анисимова Т.Н. педагог-организатор; ВО «Юность. |
6. | Февраль | Акция «Добрые крышечки». Всего в рамках сбора было собрано 904 крышечки. | Анисимова Т.Н. педагог-организатор; ВО «Юность. |
7. | Март | Оформление фотозоны «Планета Земля, где живу Я», которая является не просто красивым уголком в школе, но и своеобразным напоминанием каждому о том, что наша жизнь неразрывно связана с природой, требующей нашей заботы и бережного отношения! | Анисимова Т.Н. педагог-организатор; ВО «Юность. |
8. | Апрель | Мастер-класс «Земля на ладошке» Ребята сделали красочную аппликацию и поговорили о том, что мы должны бережно и разумно относиться к природным богатствам, чтобы наша Земля оставалась всегда такой же цветущей и прекрасной. В конце урока ребята посмотрели мультфильм «Мальчик и Земля». | Телешова Е.А. советник директора по воспитанию |
9. | Апрель | Акция «Добрые крышечки», «Сдай макулатуру - спаси дерево!», «Сдаем батарейки в переработку!», целью которых является повышение экологической культуры подрастающего поколения, формирование экологических традиций и утверждение экологического стиля жизни. | Анисимова Т.Н. педагог-организатор; ВО «Юность. |
10. | Апрель | Всероссийский «Юннатский субботник первых», в рамках проектов «Благо Твори». Озеленение и благоустройству территории школы. Создание новых цветочных клумб. https://vk.com/wall-78343869_4205 https://vk.com/arhangelskayassh?w=wall-78343869_4212 | Анисимова Т.Н. педагог-организатор; ВО «Юность. |
11. | Апрель | Всероссийский экологический субботник, участие в акции по уборке школьной и пришкольной территории «Сделаем вместе!» | Анисимова Т.Н. педагог-организатор; ВО «Юность. |
12. | Май | Акция «Сдаем батарейки в переработку!» https://vk.com/im/convo/131782239?entrypoint=list_all&w=wall-78343869_2777 | Анисимова Т.Н. педагог-организатор; ВО «Юность. |
13. | Май | Акция «Добрые крышечки» в рамках Всероссийской акции Движения ПЕРВЫХ «Неделя добра». Всего в рамках сбора было собрано 1388 крышечки. | Анисимова Т.Н. педагог-организатор; ВО «Юность. |
14. | Май | Акция «Сдай макулатуру - спаси дерево!» в рамках Всероссийской акции Движения ПЕРВЫХ «Неделя добра». | Анисимова Т.Н. педагог-организатор; ВО «Юность. |
15. | 01.07.2024 | Акция «Юннатская страница» (Проведение наблюдения за прорастанием семян кресс-салата и занесение в календарь наблюдений.) | Анисимова Т.Н. педагог-организатор; ВО «Юность. |
16. | 02.07.2024 | Лагерь труда и отдыха «Импульс», «Доброе Дело Первых» – благоустройство территории школы. Акция «Юннатская страница» (Проведение наблюдения за прорастанием семян кресс-салата и занесение в календарь наблюдений.) | Анисимова Т.Н. педагог-организатор; ВО «Юность. |
17. | 03.07.2024 | Акция «Юннатская страница» (Проведение наблюдения за прорастанием семян кресс-салата и занесение в календарь наблюдений (таблица по дням)) | Анисимова Т.Н. педагог-организатор; ВО «Юность. |
18. | 04.07.2024 | Квест-игра «Будь в движении!», станция по направлению «Береги Планету». | Анисимова Т.Н. педагог-организатор; ВО «Юность. |
19. | 05.07.2024 | Лагерь труда и отдыха «Импульс», «Доброе Дело Первых» – благоустройство Обелиска, благоустройство территории школы. Акция «Юннатская страница» (Проведение наблюдения за прорастанием семян кресс-салата и занесение в календарь наблюдений) https://vk.com/wall-78343869_4475 | Анисимова Т.Н. педагог-организатор; ВО «Юность. |
20. | 08.07.2024 | Акция «Чистое село – День без пластика». Юннаты Первых «День Леса». Организация поездки на экскурсию в «Музей истории освоения Шатковского леса». | Анисимова Т.Н. педагог-организатор; ВО «Юность. |
21. | 09.07.2024 | Всероссийская акция «Вода России», акция «Чистый берег», «Живи, родник». | Анисимова Т.Н. педагог-организатор; ВО «Юность. |
22. | Ноябрь | Занятия по 3D моделированию ручкой земного шара | Анисимова Т.Н. педагог-организатор |
23. | Ноябрь-декабрь | Всероссийский конкурс оценки уровня экологической грамотности «Зелёный Зачёт». | Кутырева М.А., учитель биологии и химиии; ВО «Юность. |
24. | Ноябрь-декабрь | Творческий конкурс «Альтернативная ёлка». Создание альтернативных елок из втор сырья для привлечения общественности к сохранению лесов России. https://vk.com/wall-195692817_674 | Кутырева М.А., учитель биологии и химиии |
25. | Декабрь | Сбор пластиковых крышечек в рамках акции «Миллион Добрых Дел» проекта «Благо Твори». Всего в рамках сбора было собрано 3876 крышечек. | Анисимова Т.Н. педагог-организатор; ВО «Юность. |
26. | Январь | Всероссийская акция по сбору макулатуры «БумБатл», организованной в рамках национального проекта «Экология». Акция «Миллион Добрых Дел» в рамках проекта «Благо Твори» | Анисимова Т.Н. педагог-организатор; ВО «Юность. |
3. Заключительный:
- Сдача собранной макулатуры на дальнейшую переработку;
- Сдача отработанных батареек;
- Сдача пластиковых крышек на дальнейшую переработку;
- Обсуждения с обучающимися достигнутых результатов, сложностей проекта.
Продукты проекта:
- Создание новых цветочных клумб на территории школы;
- Создание контейнеров для сбора крышечек и батареек;
- Создание буклетов и памяток «Раздельный сбор мусора»;
- Выставка рисунков «Защитим Планету»;
- Экологическая выставка «Альтернативная ёлка».
Результаты проекта:
Количественные показатели:
- Участниками проекта стали 167 обучающихся, 15 учителей МОУ «Архангельская СШ», 50 родителей;
- 2 организации стали партнерами по реализации проекта;
- Публикация не менее 20 информационных постов о ходе реализации проекта на информационных ресурсах;
- 60 учеников посетили «Музей истории освоения Шатковского леса» в селе Лесогорск;
- 170 учеников приняли участие во Всероссийском «Юннатском субботнике»;
- 4 ученика стали победителями Всероссийского проекта «На связи с природой»;
- 50 учеников приняли участие в творческих выставках;
- 20 учеников приняли участие во Всероссийском конкурсе оценки уровня экологической грамотности «Зелёный зачет»;
- Всего за время субботника активистами было убрано 80 мешков мусора различного объёма;
- Всего собрано: 587 килограмм макулатуры, 6993 пластиковых крышечек, 320 батареек.
Качественные показатели:
1.Повышен уровень экологической воспитанности обучающихся и их родителей;
2.Повысился уровень знаний о сортировке, переработке и вторичном использовании отходов для последующего изготовления полезных вещей;
3.Осознание значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде (на реке, на пикнике и т.д.).
4.Формирование интереса к проблеме экологического воспитания своих детей.
5.Родители обучающихся активно включаются в совместную деятельность со школой.
Партнеры проекта
- Архангельская сельская библиотека;
- Архангельский сельский Дом Культуры;
- ЭкоПункты ИСТОК Нижний Новгород
Выводы и заключения
Каждый человек должен осознать важность экологической проблемы, раздельного сбора мусора. Нужно помнить, что от решения каждого человека зависит будущее всей планеты.
Проект помог обучающимся и их родителям осознать ценность экологической чистоты в мире. Бумагу, картон, пластмассу, стекло, жестяные предметы нужно сортировать дома и складывать в специальные контейнеры, стекло, пластиковые крышки, макулатуру, батарейки сдавать в пункты приёма. Обучающиеся поняли, что нужно бережно относиться к вещам, делать из бросового материала оригинальные поделки и т.п.
Список информационных источников
1. Бабанин И.В. Организация селективного сбора отходов. Методические рекомендации // Твердые бытовые отходы. 2009. № 9. – С.10-17.
2. Дайнега Д.В. Из отходов в доходы. – Снежинск, 2013.
3. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе. – М.: Центр «Экология и образование», 1993.
4. Кнунянц И.Л. Химия: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. И.Л. Кнунянц. – М.: БРЭ, 1998.
5. Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2002.
6. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников – М.: 5 за знания, 2015
7. Мусор Земле не к лицу: Методическое пособие для учителей по организации мероприятий, направленных на формирование экологической культуры школьников в области обращения с отходами / Научный редактор д.б.н., проф. В.А Рассыпнов. – Барнаул: АКДЭЦ, 2013.
8. Прохорова С.Ю. Тропинка в природу: организация экологических исследований с младшими школьниками: Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
9. Стерхова Н. С. Виды представления результатов учебно-исследовательской деятельности обучающихся и их оценка // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 43-49. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/8/221/
10. Суравегина И.Т. Здоровье и окружающая среда. – М.: Центр «Экология и образование», 1993.
11. https://xn--80ajabgcnot8cxc3b.xn--p1ai/
12. https://xn--80aba5bc2bd.xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/
Приложение 1
Благодарственные письма
Приложение 2
Фотографии событий проекта
Всероссийский «Юннатский субботник Первых»
Акция «Чистый берег»
Всероссийская акция по сбору макулатуры «БумБатл»
Акция «Сдаём батарейки в переработку»
Акция «Добрые крышечки»
Экскурсия в «Музей истории освоения Шатковского леса»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая линейка "Планета в опасности"
Материалы к линейки "Планета в опасности". Стихи, презентация...

Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»
При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...

Экологические проблемы планеты.
Загрязнение окружающей среды — это поступление в нее вредных веществ, могущих нанести ущерб здоровью человека, неорганической природе, растительному и животному миру или стать помехой в той или иной ч...
Презентация "Экологический кризис планеты"
«Я не знаю ничего более прекрасного,чем наша земля»....
экологический проект "Планета в наших руках!"
Экологический проект/квест – новая форма проведения эко.субботников. Рассчитан для детей старшего школьного возраста...

Воспитательное мероприятие посвящено проблеме экологической загрязненности планеты.
Цель: углубить представление детей об экологической безопасности.Задачи:- способствовать формированию активной общественной позиции;- учить давать положительную нравственную оценку таких понятий, как ...











