ПЕДАГОГИЧЕСКиЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
статья по экологии

Новикова Наталья Григорьевна

Современный человек, в особенности, молодой, не может гармонично существовать в окружающем мире, не имея хотя бы «начального» экологического образования и не владея элементарными экологическими умениями и навыками.

Экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания личности. Его задача – не просто достижение знаний экологии, а формирование экологического сознания, поведения и экологической культуры, убеждений и активной жизненной позиции по вопросам защиты окружающей среды. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новикова Н.Г.,

 заместитель директора МБОУ «Великомихайлоаская СОШ им. Г.Т.Ильченко»

ПЕДАГОГИЧЕСКТЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Современный человек, в особенности, молодой, не может гармонично существовать в окружающем мире, не имея хотя бы «начального» экологического образования и не владея элементарными экологическими умениями и навыками.

Экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания личности. Его задача – не просто достижение знаний экологии, а формирование экологического сознания, поведения и экологической культуры, убеждений и активной жизненной позиции по вопросам защиты окружающей среды. На вопросы экологического воспитания обращает внимание губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков, который поручил разработать региональный проект экологического воспитания для школьников. Поставленные главой региона задачи соответствуют целям нацпроекта «Экология» и имеют стратегическую важность с точки зрения воспитания экологически грамотного поколения.

  В «Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года», утвержденной Президентом в 2012 году стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социальноэкономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления право-порядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Важность экологического воспитания подчеркивает и то, что в 2022 году федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию утверждена Концепция экологического образования в системе общего образования (протокол от 29 апреля 2022 г. № 2/22). Концепция представляет собой систему взглядов на совершенствование экологического образования по формированию основ экологической культуры обучающихся в сфере общего образования Российской Федерации и обеспечивает преемственность и непрерывность формирования базовых основ экологической культуры по уровням общего образования.

Экологическое образование обучающихся неразрывно связано с проектной и исследовательской деятельностью в рамках обновленного ФГОС. Согласно приказу  Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 22.01.2024) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" в пункте система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должна: предусматривать оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм обучения, взаимно дополняющих друг друга, в том числе проектов, практических, командных, исследовательских, творческих работ, самоанализа и самооценки, взаимооценки, наблюдения, испытаний (тестов), динамических показателей освоения навыков и знаний, в том числе формируемых с использованием цифровых технологий; включать описание организации и содержания оценки проектной деятельности обучающихся; в целях обеспечения реализации программы основного общего образования в организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектной, учебноисследовательской, спортивно-оздоровительной и творческой деятельности.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна обеспечивать:

- повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий, формирования компетенций в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование навыка участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе творческих конкурсах, олимпиадах, научных обществах, научно-практических конференциях, олимпиадах;

- овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, обучающимися младшего и старшего возраста и взрослыми в совместной учебноисследовательской и проектной деятельности; формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования ИКТ на уровне общего пользования, включая владение ИКТ, поиском, анализом и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ;

 должна содержать:  

- описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

- описание особенностей реализации основных направлений и форм учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности.

В данных условиях все более осознается экологическая недостаточность традиционного школьного образования, необходимость формирования образовательной системы, которая способствовала бы выходу из кризисного состояния.

Проблема организации проектно-исследовательской деятельности активно разрабатывается в специальных научных изысканиях психологов (Дыбина О.В., Поддьяков А.Н., Поддьяков Н.Н., Савенков А.И.). Замечено, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и то, что делает сам. В связи с этим исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в нашей школе. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых (педагогов и родителей).

Научность и новизна работы экологической направленности определяется новыми педагогическими задачами формирования основ культуры исследовательской и проектной деятельности в связи с введением ФГОС. Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик экологического образования и воспитания. Решаются задачи позитивной социализации и индивидуализации развития личности через урочную и внеурочную деятельность,  дополнительное образование, в основе которой лежит познавательно-исследовательская деятельность, познание окружающей действительности через практическую деятельность, наблюдение, беседу, игру, труд, через использование ИКТ, проектную деятельность.

Экологическое образование занимание особое место в государственной образовательной политике нашей страны. Его важность, как и изучения русского языка, зафиксирована в Конституции Российской Федерации и Указе Президента Российской Федерации от 2 июля 2021г. №400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Экологическое образование рассматривается в качестве фактора национальной безопасности и сохранения культурного суверенитета страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эстетическойи экологической культуры школьников средствами озеленения пришкольной территории

Наша Перемская школа славится своими цветниками. Накоплен опыт по технологии выращивания цветочных культур в урочное и внеурочное время....

Презентация по теме:"Формирование основ экологической культуры в младшем школьном возрасте на базе подросткового клуба по месту жительства «Огонёк».

Формирование экологической культуры детей  - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Работая в подростковом клубе по месту жительства «Огонёк»,  объединение «Творчеств...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

В статье показан опыт формирование творческого пространства для учащихся, объединяющего урочную и внеурочную формы работы, предполагающего использование современных технологий совместной деятельности ...

Доклад на семинаре по дефектологии «Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ»

  Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует ...

Формирование основ экологической культуры через развитие эмоционально-личностного отношения к домашним животным

Дорогие друзья, задумайтесь, сколько бездомных животных вынуждены скитаться по холодным улицам города и страдать от голода и болезней? Сколько животных ютятся в маленьких клетках, не видя ласки и вним...

Консультация для педагогов «Кейс-технология, как эффективное средство по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Материал знакомит с кейс-технологией, как инновационным средством по экологическому образованию дошкольников....