урок 7 класс. Многоярусная экономика. Экономический продукт и экономические циклы.
методическая разработка по экономике (7 класс) на тему

урок для 7 класса по экономике. Рассматриваются понятия ВВП,ВНП, многоярусность  современной экономики, экономический рост.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_7_klasse.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема №5-6:  Многоярусная экономика. Экономический продукт и экономические циклы.

                                                                                               7 класс

Цели урока: знакомство с понятием экономический продукт, ВВП, ВНП, эконмический цикл; формировать познавательную активность учащихся, развивать опыт творческой и аналитической  деятельности в процессе усвоения материала, воспитание рациональности и бережливости.

                                                                                   Ход урока.

Мотивационный этап.

 Постановка темы и цели урока.  Несмотря на сложность темы  учащиеся могут применить собственный жизненный опыт в изучении этого материала

Цель урока: Увеличить богатство класса  в целом  и каждого ученика в отдельности за счет роста   экономических знаний.

         Игра: «Увлекательный мир экономики» (стр. 43-45)

Проблемный вопрос:  « Сравните как жили   7- классники 15 лет назад и в настоящее время. Что изменилось в жизни страны, человека?»

Предположение учеников. Люди имеют больше товаров, они стали другими, так как вперед идет наука и техника, доступность товаров и услуг возросла и т.д. Экономический рост  отражает улучшение уровня жизни.

Этап формирования понятия экономический рост.

Обратимся к словарю:

 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ - результат экономической деятельности, воплощенный в вещах и услугах. 

В материально-вещественной форме выступает материальный продукт. В духовном производстве создается интеллектуальный продукт, который включает идеи, открытия и изобретения, новые технологии, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), информационные продукты, произведения архитектуры и искусства. Продукт, создаваемый в сфере услуг, как правило, не имеет вещной формы. Его отличие от вещного продукта состоит в том, что полезный эффект неотделим от процесса производства услуг, например услуг врача, учителя, парикмахера.

Но, уважаемые ученики, продукт делится в экономике на конечный и промежуточный. Можете ли вы ответить на этот вопрос

                                                                              ПРОДУКТ

                                    промежуточный                                                        конечный 

Промежуточный продукт - это товары и услуги (например кирпич, молоко и т.д.), которые продаются производителями только производителям для использования в дальнейшем  производстве.

Конечный продукт - это вещи и услуги, которые приобретаются в течение периода  для конечного потребления и в не используются в производстве товара (молоко, хлеб и т.д.)

-С чем вы не согласны?

 Конечно, молоко может быть и конечным и промежуточным продуктом. Эту ситуацию в экономике нужно различать.

.

Конечный продукт в национальной экономик, произведенный внутри страны в течение, в пересчете на деньги страны, , образует валовой внутренний продукт (ВВП). (учитывается и конечный продукт  иностранных фирм)

Если учитываем конечный продукт, произведенный за рубежом  с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране, он составляет валовой национальный продукт (ВНП).

Это интересно:

Экономика стала многоярусной.

На верхнем уровне располагаются транснациональные корпорации (ТНК) и финансовые группы - определяющие экономическую структуру мира, в силу обладания огромным капиталом и возможностью лоббирования интересов. Сюда же относятся экономически влиятельные государства - США, Япония, страны Западной Европы. Ниже располагаются крупные национальные компании. Затем идут средние и мелкие предприятия, вплоть до индивидуальных фирм.

Наиболее высокие барьеры не межотраслевые или межстрановые, а именно барьеры между ярусами этой иерархии. Смешно говорить о конкуренции между "Дженерал Моторз" и владельцем автомастерской. (Смешно - если за спиной одиночки не стоит другая крупная компания или данную область деятельности не опекает государство). Именно крупные корпорации, образующие олигопольные или монопольные структуры в основных промышленных отраслях, и долгосрочные соглашения между ними (формальные или неформальные) составляют тот каркас, который совместно с государством играет основную роль в обеспечении экономической стабильности в развитых странах.

Если крупнейшие транснациональные и национальные компании и финансовые группы борются за экономический и политический контроль над миром (в частности и с крупнейшими государствами), то малые (а в периферийных странах - и средние) фирмы нуждаются в поддержке и покровительстве для своего выживания. Теперь уже всеми признана, если не в официальной идеологии, то на практике, необходимость совершенно разного отношения государства к крупным и малым предприятиям. Конкуренция действует лишь постольку, поскольку это допускают субъекты более высокого яруса. Однако, похоже, что признавая этот факт, приходится расстаться с представлением о цене, величина которой определяется такими объективными факторами, как господствующие технологии производства, квалификация работников, географические условия и т.п. Соотношения важнейших параметров, определяющих систему цен и ее динамику, становятся в значительной мере результатом игры между относительно немногими игроками высших уровней многоярусной экономической иерархии. Конкуренция все чаще становится конкуренцией за право быть монополистом и ведется она часто вовсе не экономическими методами.

Циклы развития экономики: подъем, бум, спад, рецессия  (стагфляция). Сезонные колебания не изменяют цикличности экономики.

  • Виды циклов по времени: столетние циклы, длящиеся сто и более лет;
  • «циклы Кондратьева», продолжительность которых составляет 50-70 лет и которые названы в честь выдающегося русского экономиста Н.Д.Кондратьева, разработавшего теорию «длинных волн экономической конъюнктуры» (Кондратьев предположил, что наиболее разрушительные кризисы происходят тогда, когда совпадают точки максимального падения деловой активности «длинноволнового цикла» и классического; примерами могут служить кризис 1873 года, Великая Депрессия 1929-1933 годов, стагфляция 1974-1975 годов);
  • классические циклы (первый «классический» кризис (кризис перепроизводства) произошел в Англии в 1825 г., а начиная с 1856 г. такие кризисы стали мировыми), которые длятся 10-12 лет и связаны с массовым обновлением основного капитала, т.е. оборудования (в связи с возрастающим значением морального износа основного капитала продолжительность таких циклов в современных условиях сократилась);
  • циклы Китчина продолжительностью 2-3 года.

Предположение Экономический рост отражает  увеличение объема производства за продолжительный период времени.

 «Показатели экономического роста»

Экономические показатели: ВВП номинальный и реальный,  циклы деловой активности, кроме того понятие инфляции и дефляции, дезинфляции, безработица Социальные показатели: образование, медицина, доступность отдыха, демократические свободы.  - В чем количественно выражается улучшение уровня жизни ? (В увеличении реального ВВП, а точнее реального ВВП на душу населения. Покупаемости товаров населением страны)

 -За счет изменения каких факторов происходит экономический рост и что может быть причиной подъема деловой активности?

 Предположение 4. Экономический подъем  - за счет более эффективного или полного использования имеющихся  ресурсов, экономический рост- за счет большего количества ресурсов  или более производительных технологий.

-Какие негативные явления связаны с экономическим ростом?

-Действительно ли увеличение реального ВВП на душу населения в долгосрочной перспективе отражает  улучшение уровня жизни людей?

Итог урока.

- Что же такое экономический рост ?

Экономический рост и экономическое развитие?  

 Д/задание: Какие вы можете привести примеры экономического развития общества? Почему у нас идет медленный экономический рост, хотя мы имеем очень много ресурсов для развития экономики?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по экономике "Предмет и метод экономической теории" 10 кл.

Презентация содержит необольшой теоретический материал и задания, которые можно применить для отработки основных понятий этой темы в 10 классе....

Урок экономики по теме: "Типы экономических систем"

Данный урок разработан с применением системно-деятельностного подхода. Учащиеся самостоятельно находят информацию по теме, знакомят весь класс, затем работают совместно выполняя задания учителя. По хо...

«Справочные материалы по курсу экономической географии России» «Экономические районы и хозяйство» (Пособие для учащихся 9 классов)

Из опыта работы. «Справочные материалы по курсу экономической географии России»«Экономические районы и хозяйство»(Пособие для учащихся 9 классов)...

Подготовка к ВПР. Обществознание 7 класс. Кодификатор - экономика. Виды экономической деятельности

Вид экономической деятельности – это вид деятельности, как правило, направленный на обеспечение нормальных условий развития общества и существования человека....

Открытый урок по экономике в 11 классе по теме "Понятия и факторы экономического рынка"

Цель данного урока познакомить обучающихся с понятиями экономического роста, способами его измерения, факторами, влияющими на темп экономического роста. Способствовать формированию основ эконом...

Разработка урока по экономике для 11 кл "Экономический аукцион"

Разработка урока по экономике для 11 класса "Экономический аукцион"...

Презентация к уроку экономики на тему "Типы экономических систем"

Презентация создана для  уроков экономики 10-го класса....