Экономическая грамотность - первая ступень к развитию компетентности.
статья по экономике (5 класс) по теме

Стиховнина Ирина Владимировна

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство и особую значимость приобретает проблема экономического образования, актуальность его обусловлена следующими положениями.

  1. Интеграция России в мировое сообщество и, в связи с этим, выход на мировой уровень образования, где экономика - обязательно изучаемые дисциплины.
  2. Экономическое образование становятся фактором, обеспечивающим развитие экономики и общества в целом,  является основой формирования нового образа жизни.

Поэтому современная школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Наиболее точно сейчас могут быть определены новые требования к выпускникам школы на рынке труда. В качестве «конечных» результатов образования рассматривается развитие определённых личностных качеств, а так же и профессиональных навыков.

Специфика экономического образования  и в школе, в том числе,  состоит в том, что наряду с передачей теоретических знаний большое внимание должно быть уделено развитию у обучающихся практических навыков.  Основными задачами построения системы экономического образования является формирование экономической компетентности  связанной с развитием культуры экономического мышления. А именно выработкой адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, обеспечение умений выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций. Большую роль играет формирование базового уровня экономических знаний, необходимых для ориентации в условиях происходящих изменений в российском обществе, а так же для профессиональной ориентации выпускников.  Выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений; формирование способности к саморазвитию, самообразованию, воспитание у обучающихся инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений вот что должны уметь выпускники школы.

Одним из способов достижения поставленной цели считаю использование на своих уроках прикладных заданий, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, самостоятельную работу учащихся с научной и другой литературой и т.д.

Компетентностный подход  делает акцент на деятельностном содержании образования, изменяет роль знаний. Знания подчиняются умениям. В связи с этим меняются  и образовательные стандарты.

Первым этапом формирования компетентности  является экономическая грамотность.

Экономическая грамотность - уровень экономических знаний, умений и навыков, а также личностных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в хозяйственной деятельности общества.

Основу экономической  грамотности составляет способность использовать экономические знания для выделения в реальных ситуациях проблем и решения их с помощью научных методов.

Можно выделить три уровня экономической грамотности.

1. Нижний уровень экономической грамотности сформирован у учащихся, которые могут воспроизводить простые знания (термины, факты, простые правила), приводить примеры явлений и использовать основные понятия для формулирования выводов или подтверждения правильности уже сформулированных выводов.

2. Средний уровень сформированности экономической грамотности имеют ученики, которые могут использовать  полученные знания для объяснения отдельных явлений; выявлять вопросы, на которые могла ответить наука; определить элементы научного исследования; представить информацию, подтверждающую сформулированные в задании выводы.

3. Высокий уровень экономической  грамотности имеют учащиеся, которые, как правило, могут выполнить задания, в которых требуется объяснить явления на основе их моделей, проанализировать результаты ранее проведенных исследований, сравнить данные, привести аргументацию для подтверждения своей позиции или оценке различных точек зрения.

Я считаю, что развитие экономической грамотности целесообразно начинать с 5 класса, так как это обусловлено и психолого-педагогическими характеристиками данного возраста.

Переход детей в среднюю школу сопровождается изменением отношения детей к учению. Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно у пятиклассников. Дети ждут, что им станет в школе интересно.

Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это желание. У пятиклассников могут существовать пробелы в знаниях, у них может быть не сформированы учебные умения и навыки. Для обнаружения пробелов необходимо выполнить несколько  аналогичных заданий, подробно объясняя, что и как он делает. Трудности при выполнении заданий могут быть связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.

Вместе с тем пятый класс – благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и в других.

Предлагаемая система упражнений направлена на формирование и развитие знаний  умений, навыков, внимания  и мировоззрения.

Для развития экономической грамотности на уроках экономики, считаю необходимым включать в содержание любой темы школьного курса экономики задания на развитие общеучебных умений и навыков, так как они помогут мне достигнуть поставленной цели – научить детей «учиться для жизни», то есть выходить за пределы учебных ситуаций. Ученик должен научиться решать проблемы.

Проблемы бывают нескольких типов.

В проблемах типа «принятие решения» от учащихся требуется понять возможные варианты решения и ограничения, сформулированные в условии, и принять решение, отвечающее данным ограничениям.

В проблемах типа «анализ и планирование» учащийся должен проанализировать ситуацию и спланировать систему, отвечающую требованиям, сформулированным в условии.

В проблемах типа «внезапно возникшие проблемы» от учащихся требуется понять суть проблемы, определить особенности возникшего затруднения, предложить решение возникшей проблемы.

Ниже дается описание выделенных общеучебных умений:

  • «понимать проблему» - использовать имеющиеся знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, формулы или таблицы, и извлекать из них необходимую информацию: интегрировать информацию из разных источников.
  • «характеризовать проблему» - определять переменные, присутствующие в проблеме, и связи между ними; решать, какие из переменных связаны с проблемой и какие не связаны с ней; строить гипотезы; выделять, организовывать и критически оценивать информацию, представленную в условии.
  • «представлять проблему» - разрабатывать форму представления информации в виде таблицы, графика, с помощью символов или в словесной форме, или применять форму, предложенную в условии, для решения проблемы; переходить от одной формы представления информации к другой.
  • «решать проблему» - принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы; проводить анализ предложенной системы и ее планирование для достижения целей, сформулированных в проблеме; определять причину сбоя в устройстве и предлагать способ его устранения.
  • «размышлять над решением» - исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию для его уточнения; оценивать полученное решение с различных точек зрения для создания  социально или технологически приемлемого решения; объяснять полученное решение.
  • «сообщать решение проблемы» - выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей.

Применение этих умений требует от учащегося владения навыками рассуждений. При анализе литературы по данному вопросу [4], я познакомилась с характеристикой уровней сформированности умений решать проблемы:

  1. Уровень 3 определяет учащихся, умеющих размышлять, принимать решение и сообщать его в соответствующей форме. Эти учащиеся могут систематически подходить к решению проблемы; одновременно учитывать большое число различных условий и ограничений и выявлять зависимости между ними; организовывать и контролировать свои размышления на каждом шаге решения.
  2. Уровень 2 определяет учащихся, умеющих рассуждать и принимать решение. Учащиеся могут разрешать проблемы, требующие проведения анализа предложенной ситуации и принятия решения при выборе из четко определенных альтернатив. При этом они могут использовать различные типы рассуждений; объединять информацию из разнообразных источников; могут делать выводы, основываясь на двух или более источников информации.
  3. Уровень 1 определяет учащихся, умеющих решать «базовые» проблемы. Эти учащиеся могут решать проблемы, в которых нужно использовать один источник, содержащий четко определенную информацию.
  4. Уровень ниже 1 определяет учащихся, которые слабы в «решении проблем». Эти учащиеся не понимают проблемы, отнесенные к уровню 1, или не способны применить умения для их разрешения.

Организуя учебный процесс для развития общеучебных умений и навыков предлагаю использовать следующие системы заданий, направленные:

  • На формирование знания учебного материала; (приложение 1)
  • На формирование понимания изучаемого материала; (приложение 2)
  • На формирование умений и навыков; (приложение 3)
  • На развитие  внимания; (приложение 4)
  • На развитие мировоззрения. (приложение 5)

Без продуманной системы практических работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений могут остаться незакрепленные знания, которые превращаются в мертвый груз и быстро забываются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_portfolio.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Экономическая грамотность  - первая ступень к  развитию компетентности.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство и особую значимость приобретает проблема экономического образования, актуальность его обусловлена следующими положениями.

  1. Интеграция России в мировое сообщество и, в связи с этим, выход на мировой уровень образования, где экономика - обязательно изучаемые дисциплины.
  2. Экономическое образование становятся фактором, обеспечивающим развитие экономики и общества в целом,  является основой формирования нового образа жизни.

Поэтому современная школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Наиболее точно сейчас могут быть определены новые требования к выпускникам школы на рынке труда. В качестве «конечных» результатов образования рассматривается развитие определённых личностных качеств, а так же и профессиональных навыков.

Специфика экономического образования  и в школе, в том числе,  состоит в том, что наряду с передачей теоретических знаний большое внимание должно быть уделено развитию у обучающихся практических навыков.  Основными задачами построения системы экономического образования является формирование экономической компетентности  связанной с развитием культуры экономического мышления. А именно выработкой адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, обеспечение умений выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций. Большую роль играет формирование базового уровня экономических знаний, необходимых для ориентации в условиях происходящих изменений в российском обществе, а так же для профессиональной ориентации выпускников.  Выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений; формирование способности к саморазвитию, самообразованию, воспитание у обучающихся инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений вот что должны уметь выпускники школы.

Одним из способов достижения поставленной цели считаю использование на своих уроках прикладных заданий, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, самостоятельную работу учащихся с научной и другой литературой и т.д.

Компетентностный подход  делает акцент на деятельностном содержании образования, изменяет роль знаний. Знания подчиняются умениям. В связи с этим меняются  и образовательные стандарты.

Первым этапом формирования компетентности  является экономическая грамотность.

Экономическая грамотность - уровень экономических знаний, умений и навыков, а также личностных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в хозяйственной деятельности общества.

Основу экономической  грамотности составляет способность использовать экономические знания для выделения в реальных ситуациях проблем и решения их с помощью научных методов.

Можно выделить три уровня экономической грамотности.

1. Нижний уровень экономической грамотности сформирован у учащихся, которые могут воспроизводить простые знания (термины, факты, простые правила), приводить примеры явлений и использовать основные понятия для формулирования выводов или подтверждения правильности уже сформулированных выводов.

2. Средний уровень сформированности экономической грамотности имеют ученики, которые могут использовать  полученные знания для объяснения отдельных явлений; выявлять вопросы, на которые могла ответить наука; определить элементы научного исследования; представить информацию, подтверждающую сформулированные в задании выводы.

3. Высокий уровень экономической  грамотности имеют учащиеся, которые, как правило, могут выполнить задания, в которых требуется объяснить явления на основе их моделей, проанализировать результаты ранее проведенных исследований, сравнить данные, привести аргументацию для подтверждения своей позиции или оценке различных точек зрения.

Я считаю, что развитие экономической грамотности целесообразно начинать с 5 класса, так как это обусловлено и психолого-педагогическими характеристиками данного возраста.

Переход детей в среднюю школу сопровождается изменением отношения детей к учению. Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно у пятиклассников. Дети ждут, что им станет в школе интересно.

Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это желание. У пятиклассников могут существовать пробелы в знаниях, у них может быть не сформированы учебные умения и навыки. Для обнаружения пробелов необходимо выполнить несколько  аналогичных заданий, подробно объясняя, что и как он делает. Трудности при выполнении заданий могут быть связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.

Вместе с тем пятый класс – благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и в других.

Предлагаемая система упражнений направлена на формирование и развитие знаний  умений, навыков, внимания  и мировоззрения.

Для развития экономической грамотности на уроках экономики, считаю необходимым включать в содержание любой темы школьного курса экономики задания на развитие общеучебных умений и навыков, так как они помогут мне достигнуть поставленной цели – научить детей «учиться для жизни», то есть выходить за пределы учебных ситуаций. Ученик должен научиться решать проблемы.

Проблемы бывают нескольких типов.

В проблемах типа «принятие решения» от учащихся требуется понять возможные варианты решения и ограничения, сформулированные в условии, и принять решение, отвечающее данным ограничениям.

В проблемах типа «анализ и планирование» учащийся должен проанализировать ситуацию и спланировать систему, отвечающую требованиям, сформулированным в условии.

В проблемах типа «внезапно возникшие проблемы» от учащихся требуется понять суть проблемы, определить особенности возникшего затруднения, предложить решение возникшей проблемы.

Ниже дается описание выделенных общеучебных умений:

  1. «понимать проблему» - использовать имеющиеся знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, формулы или таблицы, и извлекать из них необходимую информацию: интегрировать информацию из разных источников.
  2. «характеризовать проблему» - определять переменные, присутствующие в проблеме, и связи между ними; решать, какие из переменных связаны с проблемой и какие не связаны с ней; строить гипотезы; выделять, организовывать и критически оценивать информацию, представленную в условии.
  3. «представлять проблему» - разрабатывать форму представления информации в виде таблицы, графика, с помощью символов или в словесной форме, или применять форму, предложенную в условии, для решения проблемы; переходить от одной формы представления информации к другой.
  4. «решать проблему» - принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы; проводить анализ предложенной системы и ее планирование для достижения целей, сформулированных в проблеме; определять причину сбоя в устройстве и предлагать способ его устранения.
  5. «размышлять над решением» - исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию для его уточнения; оценивать полученное решение с различных точек зрения для создания  социально или технологически приемлемого решения; объяснять полученное решение.
  6. «сообщать решение проблемы» - выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей.

Применение этих умений требует от учащегося владения навыками рассуждений. При анализе литературы по данному вопросу [4], я познакомилась с характеристикой уровней сформированности умений решать проблемы:

  1. Уровень 3 определяет учащихся, умеющих размышлять, принимать решение и сообщать его в соответствующей форме. Эти учащиеся могут систематически подходить к решению проблемы; одновременно учитывать большое число различных условий и ограничений и выявлять зависимости между ними; организовывать и контролировать свои размышления на каждом шаге решения.
  2. Уровень 2 определяет учащихся, умеющих рассуждать и принимать решение. Учащиеся могут разрешать проблемы, требующие проведения анализа предложенной ситуации и принятия решения при выборе из четко определенных альтернатив. При этом они могут использовать различные типы рассуждений; объединять информацию из разнообразных источников; могут делать выводы, основываясь на двух или более источников информации.
  3. Уровень 1 определяет учащихся, умеющих решать «базовые» проблемы. Эти учащиеся могут решать проблемы, в которых нужно использовать один источник, содержащий четко определенную информацию.
  4. Уровень ниже 1 определяет учащихся, которые слабы в «решении проблем». Эти учащиеся не понимают проблемы, отнесенные к уровню 1, или не способны применить умения для их разрешения.

Организуя учебный процесс для развития общеучебных умений и навыков предлагаю использовать следующие системы заданий, направленные:

  1. На формирование знания учебного материала; (приложение 1)
  2. На формирование понимания изучаемого материала; (приложение 2)
  3. На формирование умений и навыков; (приложение 3)
  4. На развитие  внимания; (приложение 4)
  5. На развитие мировоззрения. (приложение 5)

Без продуманной системы практических работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений могут остаться незакрепленные знания, которые превращаются в мертвый груз и быстро забываются.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

(с ответами)

Формирование знаний осуществляется различными методами и приемами. В том числе, я использую соответствующие задания на формирование знания учебного материала типа:

  1. Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т.д.)
  2. Найдите в тексте ключевые слова (слова – ориентиры)
  3. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них
  4. Найдите в тексте возможные ошибки
  5. Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии и т. д.

1. Задания, направленные на формирование знания учебного материала.

№1. Определите, верное или ложное данное соответствие:

а) Природные ресурсы – машина                        Неверно

б) Капитальные ресурсы – деньги                       Неверно

в) Трудовые ресурсы – парикмахер                    Верно

г) Нефть –  ресурс                            Верно

д) Блага – товар или услуга                                  Верно

№2. Определите, верно, ли составлена данная схема:

Ответ: Схема составлена неверно. Ресурсы в экономике ограничены, а потребности– безграничны.

№3. Верны ли следующие утверждения: 

Ответ: 1. Заработная плата – это доход от фактора производства «труд». Верно

2.  Капитал  - это деньги предприятия.                                               Неверно

3.  Ресурсы в экономике – ограничены.                                              Верно

4.  Проблема выбора  - это всеобщая проблема.                                Верно

5.  Проблема выбора существует только в бедных странах.             Неверно

6.  Труд, земля, капитал – это факторы производства.                       Верно

7.  Рента – это доход на фактор производства «капитал».                 Неверно

8.  Ресурсы  - это факторы производства.                                            Неверно

9.  Потребности человека безграничны.                                              Верно

№4. Верно, ли составлена таблица?

Характерные признаки конкуренции и монополии.

Признаки

конкуренция

монополия

число фирм

много

одна

тип товара

однородный

уникальный

Ответ: Таблица составлена  верно, в ней перечислены основные признаки конкуренции и монополии.

№5. Найдите в тексте ключевые слова по теме «Торговля»:

 Разделение труда неизбежно требует обмена, т.к. уже в древности скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы нуждались в мясе. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное хозяйство, т.е. хозяйство, где производили такие изделия, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей. В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок. Первое и самое обыденное определение утверждало, что рынок – это площадь, публичное место купли-продажи товаров, т.е. благ и услуг. Рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ, между которыми происходит обмен товаров и услуг, по цене, о которой удалось договориться.

Ответ: ключевые слова -  разделение труда, обмен, товарное хозяйство, рынок, товары, услуги, цена.

   №6. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них.

Купцы и промышленники в нашей стране славились не только богатством, но и способностью помочь людям и обществу. Многие из них занимались меценатством и благотворительностью. Например, Третьяков Павел Михайлович [15 (27) декабря 1832, Москва — 4 (16) декабря 1898, там же], российский купец-предприниматель, меценат, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи. Обладая не самым крупным в Москве состоянием, Павел Михайлович пользовался в купеческой среде большим авторитетом. На его попечении лежала забота об Арнольдовском училище для глухонемых детей.

Как собиратель начал с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых «развалах» у Сухаревой башни. В 1854 он купил там первые десять картин, полотна старых голландцев. Не удовлетворяясь обладанием частной коллекцией, Павел Михайлович хотел создать национальную художественную галерею.

Бугров Николай Александрович (1837-1911), нижегородский купец, промышленник, миллионер. Из старообрядцев. Владел паровыми мельницами. Подарил Н. Новгороду здание Городской думы, строил приюты, школы и др. Поддерживал старообрядцев, живших в лесах Керженца и на реке Иргиз.

Из тульских кузнецов, с 1720 — дворяне, в кон. 18 в. вошли в круг знати, основали св. 50 заводов (40% чугуна в стране).

Никита Демидович Антуфьев (1656-1725), родоначальник, организатор строительства металлургических заводов на Урале. Его дело продолжил его сын Анкифий. Он расширил и приумножил дело отца. Его сыновья заводским делом интересовались мало. Старший сын  прославился своей благотворительной деятельностью, жертвовал большие суммы на Московский воспитательный дом, стипендии студентам Московского университета. В 1772 он основал в Москве Демидовское коммерческое училище, создал ботанический сад. Разведением разнообразных растений прославился и средний сын, также не желавший заниматься заводами. В свою очередь, младший сын Григория Павел стал известен как естествоиспытатель, подаривший в 1803 Московскому университету свою коллекцию минералов, а также обширную библиотеку. В том же году он основал в Ярославле знаменитый Демидовский лицей, а уже в 1880-е гг. на завещанные им деньги был открыт Томский университет.

Ответ:1. Купец, промышленник Третьяков - создатель национальной художественной галереи.

2.    Нижегородский купец Бугров Н. А. - строил приюты, школы и др.

3. Демидовы, российские заводчики и землевладельцы -  жертвовали большие суммы на Московский воспитательный дом, стипендии студентам, основали лицей.        

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ЗАДАНИЯ, НАПРЕВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ПОНИМАНИЯ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА

      №1. Прочитайте словами (расскажите) данную символическую информацию (схему, таблицу, рисунок и т.д.).

1. ресурсы –> затраты –>  себестоимость -> цена -> доход –> прибыль

Ответ: Предприниматель закупает  ресурсы, то есть несет затраты, которые учитывает при расчете себестоимости товара и установление цены. От продажи предприниматель получает доход. Для расчета прибыли необходимо из дохода вычесть затраты.

2. разделение труда –> излишки –> обмен –> товарное хозяйство

Ответ: Когда возникло разделение труда, стали появляться излишки товара, которые люди обменивали, то есть стали формироваться товарные отношения.

3. 

№2. Перекодируйте известную информацию в виде схемы (таблицы, рисунка).

Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Основа эквивалентности – одинаковые затраты труда на изготовление обмениваемых товаров. Никто не хочет проиграть, хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. Товарный обмен – это способ обмена результатами труда между изготовителями  и  потребителями, основанный на взаимной выгоде.

Ответ: затраты труда – товар - эквивалентность  - товарный обмен  - выгода

№3. Учащимся предлагается следующая информация:

   Составьте 5 - 6 вопросов по данному тексту, два из которых начните словами «Зачем» или «Почему».

Главным фактором производства в любой экономике является «труд» - физические и умственные способности человека, направленные на производство товаров или услуг. Подлинное богатство любой страны – это люди, участвующие в создании благ.

Труд - это есть целесообразная деятельность человека, направленная на изменение предметов и сил природы в целях удовлетворения его потребностей. Человек - это существо биосоциальное, т.е. он является частью всего живого на земле и в то же время он преобразует эту природу. Функции человека в процессе труда и производства не ограничиваются только непосредственным трудом на рабочем месте, он выступает и как организатор производства. В процессе производства все факторы действуют, не изолировано, а взаимодействуют друг с другом, они могут влиять друг на друга. В результате процесса производства человек создает экономическое благо. При продаже он получает доход, часть которого идет на выплату заработной платы. Заработная плата  - это плата за труд, стимул к труду. Размер заработной платы зависит от качества и количества труда. Чем лучше и быстрее человек выполняет работу, тем больше его заработная плата.

Вопросы:

  1. Почему люди – это богатство любой страны?
  2. Зачем человек трудиться?
  3. В каком качестве  может выступать человек в процессе производства?
  4. Что такое труд?
  5. От чего зависит размер заработной платы?
  6. Что такое заработная плата?
  7. Что создается в процессе труда?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ЗАДАНИЯ, НАПРЕВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ

УМЕНИ И НАВЫКОВ.

 №1. От чего зависит размер заработной платы?

Мой папа окончил институт, и теперь  работает инженером на заводе уже 17 лет, он следит за технологическим процессом, ему подчиняются рабочие. Его зарплата составляет 15000 рублей.

Моя мама, окончила педагогическое училище, и работает в детском саду «Солнышко». Она очень любит свою работу, любит играть и заниматься с детьми. Ее заработная плата составляет 3500 рублей.  

А моя старшая сестра оканчивает престижный  экономический институт, и проходит практику в частной фирме  бухгалтером, ее зарплата составляет 5000 рублей.  Директор фирмы повысит ей зарплату, когда у нее появится опыт работы по специальности.

Ответ: Заработная плата зависит от: профессии, образования, опыта, престижа профессии.

№2. Найдите экономические ошибки в следующих предложениях и выявите их сущность.

Благами называются средства, необходимые для удовлетворения потребностей. Выделяют даровые  и неэкономические блага. Даровые блага – это блага,  которые  доставляются природой с приложения труда человека (хлеб, земля). Эти блага, как правило, имеются в  ограниченных количествах, не превышающих потребность в них. К ним, например, относятся воздух, солнечный свет, в некоторых случаях - вода, хотя без них человек может существовать.

Блага, количество которых  не ограничению по сравнению с потре6ностими в них, называются экономическими. Экономическим благом является товар. Товар - это благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для собственного потребления.

Ответ: Благами называются средства, необходимые для удовлетворения потребностей. Выделяют даровые  и экономические блага. Даровые блага – это блага,  которые  доставляются природой без приложения труда человека (хлеб, земля). Эти блага, как правило, имеются в не ограниченных количествах, превышающих потребность в них. К ним, например, относятся воздух, солнечный свет,  в некоторых случаях - вода, хотя без них человек не может существовать.

Блага, количество которых  ограничению по сравнению с потре6ностими в них, называются экономическими. Экономическим благом является товар. Товар - это благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена или  для продажи на рынке.

Задание №3. 

Задача: В семье 5 человек, из них 2 человека работают. Отец – инженер на заводе, его зарплата  10000 рублей, мама – бухгалтер, ее зарплата 8000 рублей. Старшая сестра учится на менеджера и получает стипендию 1200 рублей. Детское пособие составляет 200 рублей на ребенка. В месяц семья платит за коммунальные услуги 2500 рублей, на питание расходует -7000 рублей,  транспортные расходы – 650 рублей. Старшей сестре купили зимнее пальто, стоимостью 5000 рублей, а дети сходили в театр, где стоимость одного билета – 100 рублей. Затраты на учебу составляют 1000 рублей.  Определить:

а) доходы семьи;

б) постоянные расходы семьи;

в) переменные расходы семьи;

г) бюджет семьи.

Решение:

Доход семьи=10000+8000+1200+200*2=19600 (рублей)

Постоянные расходы = 2500+7000+650+1000=11150(рублей)

Переменные расходы=5000+200=5200(рублей)

Общие расходы = 11150+5200=16350 (рублей)

Бюджет семьи=19600-16350=3250 (рублей)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

ЗАДАНИЯ, НАПРЕВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ

ВНИМАНИЯ

Задание №1

  1. Дан перечень некоторых понятий. Расположите их в определенном порядке:

бартер  - специализация - торговля – разделение труда -  появление излишков

  Ответ: разделение труда - специализация - появление излишков – бартер -  торговля

  1. Соотнесите различные понятия между собой:

а) личные потребности                                            подъемный кран

   общественные потребности                                портфель

   производственные потребности                         уличный фонарь

б) доход = расходам                                                 дефицит бюджета

    доход > расхода                                                    сбалансированный бюджет

    доход < расхода                                                    избыточный бюджет

Ответ:

а)  личные потребности                                            портфель

    общественные потребности                                уличный фонарь

    производственные потребности                         подъемный кран

б) доход = расход                                                    дефицит бюджета

    доход > расход                                                     сбалансированный бюджет

    доход < расход                                                     избыточный бюджет

Задание №2. 

Продолжите данный ряд. Что в нем перечисляется?

разделение труда => специализация => появление излишков =>….

Ответ:  разделение труда => специализация => появление излишков =>обмен

Причины появления обмена.

Задание№3.

   Перепишите предложения, вставив, пропущенные слова (используйте слова – подсказки, приведенные в скобках). Вставленные слова подчеркните.

Труд – это деятельность, связанная с созданием необходимых благ. Главным в процессе труда является (орудия труда, человек). Орудия труда  - это (ткань, ножницы, нитки, швейная машинка) то есть  то, что помогает человеку трудиться. Предметы труда – это (сковорода, ложка, соль, мука) то, на что направлен труд.  В процессе труда человек создает (предмет труда, благо)

Ответ: Труд – это деятельность, связанная с созданием необходимых благ. Главным в процессе труда является человек. Орудия труда  - это ножницы, швейная машинка то есть  то, что помогает человеку трудиться. Предметы труда – это  соль, мука, то, на что направлен труд.  В процессе труда человек создает благо.

   Задание№4.

   Найдите ошибку в определении:

  1. Натуральное хозяйство –  это хозяйство, в котором все необходимое для жизни приходится покупать.
  2. Товарное хозяйство- это хозяйство,  в котором все необходимое для жизни приходится делать самому.
  3. Бартер – это обмен товара на товар, с участием денег.
  4. Торговля - это обмен товара на товар, без  участия денег.
  5. Спрос – желание и возможность продавца, произвести товары и услуги по различным ценам.
  6. Предложение - желание и возможность покупателя, приобрести товары и услуги по различным ценам.

Ответ:

  1. Натуральное хозяйство –  это хозяйство,  в котором все необходимое для жизни приходится делать самому.
  2. Товарное хозяйство- это хозяйство, в котором все необходимое для жизни приходится покупать.
  3. Бартер – это обмен товара на товар, без  участия денег.
  4. Торговля - это обмен товара на товар, с участием денег.
  5. Спрос – желание и возможность покупателя, приобрести товары и услуги по различным ценам.
  6. Предложение - желание и возможность продавца, произвести товары и услуги по различным ценам.

   Задание №5.  Найдите ошибку в схеме.

Ответ:

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ЗАДАНИЯ, НАПРЕВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

   Задание №1.

   На примере вашей семьи докажите, что семья это часть экономической системы.

   Составьте экономическую сказку на тему «Моя семья – часть экономики. Она участвует в экономической жизни страны – платит налоги, и пользуется общественными благами».

     Задание №2.

   Объясните с научной точки зрения, почему товарное хозяйство  получило преимущества в ходе эволюции человека.

    Задание №3.

   Производства это постоянный, замкнутый процесс, в котором обращаются ресурсы.  Докажите это с помощью схемы.

производственные

общественные

личные

потребности

желание

нужда

ресурсы

потребности

ограничены

безграничны

проблема

выбор

вторичные

первичные

Расходы семьи

Постоянные расходы

Переменные расходы

    питание

   расходы на учебу

оплата за

 квартиру

поездка в отпуск

   покупка лекарств

посещение кино


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Ритмика как первая ступень к бальным танцам для детей 4-5 лет".

Дополнительная образовательная программа "Ритмика как первая ступень к бальным танцам 4-5 лет" поможет педагогу-хореографу организовать работу с детьми дошкольного возраста. В ней подробно описа...

Доклад на семинаре учителей физической культуры : "Методика преподавания акробатических упражнений на первой ступени образования"

Многие учителя физической культуры не любят гимнастику. Во-первых, за сравнительно низкую плотность занятий. Во-вторых, за повышенную в сравнении с уроками по другим разделам учебной программы травмоо...

Доклад на семинаре учителей физической культуры : "Методика преподавания акробатических упражнений на первой ступени образования"

Многие учителя физической культуры не любят гимнастику. Во-первых, за сравнительно низкую плотность занятий. Во-вторых, за повышенную в сравнении с уроками по другим разделам учебной программы травмоо...

Разработка урока - игры по английскому языку: "Первые ступени в языке"

Разработка урока - игры по английскому языку: "Первые ступени в языке"  на повторение материала начальной школы...

ПРОЕКТ 5 А КЛАССА «БУДУЩЕЕ ЗА НАМИ!» ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ-УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА.

Каждый ребенок с возрастом развивается как физически, так и умственно, становясь полноценным членом общества. И, если его умственное и духовное развитие находится под чутким контролем родителей и учит...

Дидактические материалы для обучения английскому языку школьников с нарушениями речи (первая ступень обучения)

В данной публикации приведены конкретные упражнения для учащихся с нарушениями речи, разработанные на языковом материале, который используется в УМК "Millennium Enhlish", и направленные на развитие то...

Педсовет « ПРиемственность при переходе из первой ступени на вторую ступень обучения в условиях ФГОС

Переход учащихся из начального в среднее звено школы - одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе - один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразно...