Экспериментальная работа по разработке шольного курса "Основы предпринимательской деятельности"
статья по экономике по теме

Сидимирова Марина Владимировна

Форма создания практико-ориентированной среды обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальная работа по разработке и апробации школьного курса « Основы предпринимательской деятельности»  – форма создания практико-ориентированной среды обучения. (слайд 1)

С начала 90-х годов одним из приоритетных направлений ГБОУ СОШ № 769 было развитие экономического образования.

Опыт работы привел к созданию системы непрерывного экономического образования: (слайд 2)

Непрерывное экономическое образование дает возможность учащимся получить теоретические и практические знания, умения и навыки, необходимые для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе в качестве личности, производителя и потребителя. Способствует этому создание профильных социально-экономических классов, предполагающих определенную организационную структуру: (слайд 3)

В условиях рыночной экономики возможны два варианта проявления человеком своих возможностей и получения при этом дохода: (слайд 4)

  1. Заниматься предпринимательством и быть хозяином своего дела;
  2. Быть наемным работником, продавать свои способности и возможности.

Поэтому подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности – это их подготовка к жизни в условиях рыночной экономики.

С сентября 2006 года школа принимает участие в экспериментальной работе по теме «Основы предпринимательской деятельности». Участие в эксперименте побудило активизировать работу, пересмотреть содержание учебной  программы, исходя из поставленных задач эксперимента: (слайд 5)

  1. Актуализация экономически-образованного учащегося с приобретением прикладной направленности образовательного процесса;
  2. Повышение социализации старшеклассников и помощь в профессиональной подготовке.

Ответственными за  Экспериментальную работу  в ГБОУ СОШ №769 являются учителя экономики: Касимова Е.Н., Сидимирова М.В., Шулемина Ж.И.

Что дает  нам учителям экономики  экспериментальная работа:

реализация и развитие

своего профессионального потенциала;

формирование

положительного имиджа и

повышение

статуса учителя экономики;

расширение партнерских связей с участниками эксперимента и  с представителями бизнес - сообщества;

В ходе эксперимента учащиеся:

приобретают

практико-ориентированные знания, умения, первичные навыки предпринимательской деятельности;

развивают свои креативные способности в приложении к сфере

предпринимательской деятельности;

получают

возможность большей мотивации в выборе профессии и

первичной реализации предпринимательской деятельности во внеучебное время

 Основная цель эксперимента 

1.Воспитание экономически-грамотных, подготовленных учащихся к успешной деятельности в различных сферах и отраслях хозяйства;

Разработанный курс «Основы предпринимательской деятельности» включает семь основных разделов и часы итогового повторения и резерва:

  1. Введение в предпринимательство;
  2. Первые шаги в предпринимательстве;
  3. Создание предприятия;
  4. Условия функционирования и развития предприятия;
  5. Маркетинг и маркетинговая деятельность;
  6. Менеджмент и управление фирмой;
  7. Психология делового общения.

Способствуют практико-ориентированному обучению уже апробированные активные формы работы на уроке и во внеурочной деятельности, участие в различных конкурсах.

деловые игры:

Бумажная фабрика, отдел кадров, совет директоров, рекламное агентство;

тренинги:

Люди и деньги, давайте познакомимся, приветствие, предпринимательские идеи;

практикумы:

Анализ ситуации на рынке, Составляем резюме, Планируем свой бизнес, Антиреклама, Презентация, Оформляем портфолио и др.

Важно, чтобы каждый ученик получил представление о предпринимательской деятельности и овладел необходимыми для жизни знаниями, которые помогли бы ему в любой профессии добиться успеха и наилучшего результата.

Поэтому одной из инноваций в преподавании было введение информационных технологий и компьютерных игр.

Компьютерная деловая игра – активный метод обучения, использующий имитацию реально-изучаемого объекта для создания у учащихся наиболее полно ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения.

Мы внедрили в практику работы компьютерную деловую игру «Бизнес-курс», которая включает в себя три самостоятельных программы: «Предприятие», «Корпорация», «Корпорация плюс».

Применение этой игры помогает учителям сформировать у учащихся прочные навыки принятия управленческих решений, анализа ситуаций, диагностике финансово-хозяйственной деятельности предприятия, формулировать выводы по смоделированным данным. В результате этой игры учащиеся развивают навыки управления предприятием в условиях рыночной экономики, изучают основы учета и финансового менеджмента.

Моделирование предпринимательской и финансовой деятельности на основе компьютерных технологий обеспечивает практическое применение полученных знаний и навыков в сфере финансов и малого предпринимательства. Повышению мотивации и подспорьем в усилении практической составляющей экспериментального курса стало участие в телевизионных проектах «уроки малого предпринимательства» и «свое дело». DVD-курсы можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе .

Разработанные  ООО «Школьник ТВ» материалы направлены на усвоение теоретических и практических знаний, формирование определенных моделей мышления и поведения, которые необходимы для жизни каждого человека.

Одним из важнейших и продуктивных направлений в работе школы в ходе эксперимента, является участие во Всероссийском кубке школ по управлению бизнесом «Business Battle: School League», участниками которого являются учащиеся 8-11 классов. (слайд 7, 8).

Реализация курса «Основы предпринимательской деятельности» возможна именно в рамках ЭПОС. Сегодня школа, оставаясь главным звеном в процессе образования, перестает быть единственным ее участником. Нам удалось усилить взаимодействие с профильными вузами: МГПИ, МГГУ им. Косыгина, МАИ, особо тесные связи с МФПА, Финансовым университетом при Правительстве РФ

Проведение олимпиад, конкурсов исследовательских работ, конференций, совместных занятий вызывает большой интерес у старшеклассников. Территориальный инкубатор малого бизнеса СЗАО консультирует старшеклассников при выполнении исследовательских работ и написании бизнес-планов. Активизируется связь школы с управой Северное Тушино. Ежегодными стали конкурс на лучший социально-экономический проект, консультации  по развитию района и округа, проблемы малого бизнеса. Создание ЭПОС – дело не одного года, проблем много, но формирование такой среды необходимо, участие в эксперименте все отчетливее это показывает.

Развитие особой сферы, основанной на партнерстве между бизнесом и образованием, поиске новых форм и уровней сотрудничества между школой, семьей и обществом в целях повышения экономической, социальной  и культурной значимости образования подрастающего поколения, обеспечивает развитие креативных способностей учащихся, способностей общества в целом. (слайд 9).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по теме "Правовые основы предпринимательской деятельности" обществознание 11 класс

Практическая работа по теме "Правовые основы предпринимательской деятельности"...

разработка урока обществознания по теме "Предпринимательская деятельность" 8 класс

Урок разработан с использованием  технологии критического мышления....

Экспериментальная работа. Проблемное обучение как основа проектной деятельности

Отчет о проделанной работе .Проблемное обучение как основа проектной деятельности. Презентация...

Разработка урока в 8 классе "Предпринимательская деятельность"

Форма урока: урок- лекция с элементами беседы....

Методическая разработка учебной дисциплины «Основы бизнеса и предпринимательской деятельности»

Программа учебной дисциплины «Основы бизнеса и предпринимательской деятельности» предназначена для изучения в учреждении начального профессионального образования.Программа включает темы, изучение кото...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" на тему: "Индивидуальные предприниматели как субъекты предпринимательской деятельности"

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" на тему: "Индивидуальные предприниматели как субъекты предпринимательской дея...