Разработка урока в 8 классе "Предпринимательская деятельность"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Форма урока: урок- лекция с элементами беседы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1_predprinimatelskaya_deyatelnost.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1. Предпринимательская деятельность.

Форма урока: урок- лекция с элементами беседы.

Оборудование: проекционный экран, ПК, мультимедиапроектор.

Задачи урока:

• Образовательные:

сформировать знания о сущности предпринимательской деятельности.

• развивающие:

способствовать дальнейшему развитию познавательного интереса, аналитических способностей, умения оперировать, полученными знаниями.

Ход урока:

Учитель: Большинство из нас стремится добиться жизненного успеха и благополучия. Люди выбирают разные способы достижения успеха в жизни, например, ждут богатого наследства, надеяться на удачу, выигрыш в лотерею. Один из наиболее эффективных путей личного благосостояния - это открытие собственного дела, т.е. занятие предпринимательской деятельностью.

Учащимся предлагается за 3 минуты придумать максимальное количество вариантов предпринимательской деятельности. После ответов учащихся, им предлагается попытаться сформулировать ответ на вопрос: «Что называют предпринимательской деятельностью?»

Выслушав ответы учащихся, учитель показывает слайд 2 с определением понятия предпринимательская деятельность.

Рассказ учителя о субъектах, видах, формах организации, основных принципах, стратегии и технологии предпринимательской деятельности (с использованием презентации).

1.Субъекты предпринимательства:

Юридические лица – организации, которые имеют в собственности, в хозяйственном видении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическими лицами являются коммерческие организации и некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации и др.)

Гражданин имеет право заниматься предпринимательской без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. (ст.23 ГК РФ).

Отдельно выделен в п .2. ст. 23 ГК РФ такой субъект предпринимательского права, как глава крестьянского(фермерского хозяйства), осуществляющий деятельность без образования юридического лица.

2.Виды предпринимательской деятельности: (слайд 3)

2.1. Производственное предпринимательство. В его основе находятся производство и потребление товаров и услуг.

2. 2. Коммерческое предпринимательство – в его основе находятся обмен, распределение и потребление. Для коммерческого предпринимательства принципиальной технологией является аналогичное производство, только заменяется собственность материальных ресурсов на собственность товаров и собственность основных фондов или средств на собственность магазинов, складов, баз.

2.3. Финансовое предпринимательство – в его основе лежит обращение и обмен стоимостей; этот вид деятельности является высшим классом производства, то есть товаром служат деньги.

2.4. Посредническое предпринимательство – объединение разных видов деятельности в единый процесс.

2.5. Консультативное предпринимательство – оказание различного рода консультационных услуг: юрист, инженер по сбыту, инженер по производству.

Учащиеся должны привести примеры различных видов предпринимательской деятельности на примере известных им фирм.

3. Формы организации предпринимательской деятельности (слайд 4)

Формы организации бизнеса Достоинства Недостатки

Единоличные предприятие Легко создать. Легко контро- лировать, Свобода действий, неограниченная самостоятельность Трудно найти средства для расширения фирмы. Владелец должен сам управлять фирмой, Высокий риск и ответственность.

Товарищество Легко создать. Легче собрать необходимые средства для развития. Возможны конфликты между партнерами. Трудно собрать средства для крупных проектов.

Акционерное общество (корпорация) Можно собрать огромный капитал путем продажи акций. Можно нанять профес -сиональных управляющих. Можно потерять контроль над фирмой, если кто-то скупит большое количество акций. Много усилий по работе с акционерами.

Учитель лишь перечисляет формы организации бизнеса, а учащимся предлагает сформулировать достоинства и недостатки данных форм. После обсуждения учитель выводит на экран слайд

4. Основными принципами предпринимательской деятельности являются (слайд 5)

Принципы Содержание

1. Свобода деятельности, ее направленность и методы Никто не поручает предпринимателю заниматься его делом, не ставит перед ним цели и задачи, чем и как заниматься, что и как производить, – это личная его инициатива

2. Самостоятельность в принятии решения Открывать, расширять или свертывать производство, обновлять ассортимент или оставить тот же, повысить или снизить цены, менять технологию или нет и т. д. – это требует принятия множества решений, предприниматель принимает их сам, никто его не заставляет

3. Личный риск и ответственность Предпринимателю никто не гарантирует успех дела, а в случае банкротства или неуспеха, или непредвиденных потерь он отвечает личным имуществом

4. Ориентация на прибыль и личный доход Стратегическая цель предпринимателя – получить прибыль, а тактическая – получить хотя бы что-то, чтобы не быть в убытке

5. Постоянный поиск предпринимательских ресурсов Поиск денег, валюты, клиентов, материалов, транспорта, помещений, контрактов и т. д., то есть всего того, что обеспечит его успех (этому подчинено все), деятельность предпринимателя

6. Особый стиль экономического поведения Выигрывает тот, кто начинает первым. У компетентного, порядочного, ответственного, уважающего законы и расчетливого предпринимателя шансы на успех намного выше

5.Стратегия и технология предпринимательской деятельности (слайд 6)

Начиная свою деятельность, предприниматель, с точки зрения стратегии, должен решать следующие вопросы:

1. Что производить – те товары и услуги, которые пользуются спросом у населения.

2. Сколько производить – столько, сколько можно прибыльно реализовать.

3. Где производить – там, где будут наименьшие издержки, выбирается наиболее экономичный вариант.

4. Как производить – по такой технологии, которая обеспечивает наибольшую прибыль с наименьшими затратами.

5. Кто потребитель – тот, кто имеет желание и средства на приобретение произведенных товаров.

6. Какая будет доходность бизнеса (окупаемость затрат, прибыльность) – основными способами решения этой задачи должны быть: инвестиции, инновации, менеджмент и маркетинг.

Решая эти вопросы, предприниматель в своей деятельности использует следующие основные факторы производства: земля, труд, капитал, информация, время. При решении стратегических вопросов принципиальная технология предпринимательской деятельности состоит из следующих четко выраженных стадий:

• постановка цели, формирование задач, выбор сферы деятельности;

• поиск идей и их оценка (отзывы потребителей, мнения торговых работников, публикация в различных изданиях и т. д.);

• определение возможностей реализации идей (наличие помещения, оборудования, материалов);

• бизнес-обоснование идеи (описание бизнеса, описание предприятия, план производства, план маркетинга, финансовый план, организационный план, расчет эффективности);

• поиск необходимых ресурсов (оценка собственных имеющихся ресурсов, определение недостающих ресурсов, определение поставщиков);

• разработка товара или услуги (конструкция и дизайн проработанного изделия, выбор технологического процесса, изготовление опытного образца, пробный маркетинг);

• создание предприятия и управление им (выбор типа предприятия, разработка стиля управления, система контроля, организационная процедура и определение фактора успеха).

В заключении урока учащимся предлагается высказать собственное мнение на вопросы: «Предпринимательство - тормоз или двигатель развития общества?» и «Какими качествами должен обладать современный предприниматель?».

В конце урока подводятся итоги. (Главной целью всех видов предпринимательской деятельности является получение прибыли, а также удовлетворение потребностей общества. Общество заинтересовано оказывать поддержку предпринимательству. Всякое ограничение разумной и полезной деловой активности граждан - тормоз развития общества.)

Домашнее задание: (слайд 7 ) учащиеся должны по собственному желанию должны разделиться на три группы и подготовить проект «Модель фирмы …» (определить вид, форму организации, стратегию и технологию предпринимательской деятельности) и её защиту в виде мультимедийной презентации, а также снять ролик или выпустить буклет с рекламой своей продукции. Учащимся предоставляется список литературы, интернет - ресурсов откуда можно почерпать информацию при работе над данным проектом, критерии оценки проекта при его защите, а также, весь период работы над проектом учитель оказывает консультативную помощь.

Критерии оценки результатов проектной деятельности (оценочный лист экспертизы):

1. Обоснованность выбора и реалистичность реализации предложенной предпринимательской деятельности. (0-30 баллов)

2. Содержательность (полнота представленной информации, ее научность, обоснованность выводов по заявленной теме). (0-30 баллов)

3. Технологичность (использование рисунков, диаграмм, схем, эстетичность оформления).(0-20 баллов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка урока "Свобода в деятельности человека"

Интерактивный урок изучения , анализа  различных смыслов понятия «свобода» и создание модели свободного общества...

Разработка урока "Нравственная оценка деятельности"

Материал урока обществознания для 10 класса...

Разработка урока "Свобода в деятельности человека" 11 класс

Урок -   самостоятельное исследование с элементами технологии критического мышдения и решением проблемных задач. Рассматриваются вопросы  о свободе выбора и ответственности, о внутренней и ...

разработка урока "Свобода в деятельности людей"

конспект урока по теме "Свобода в деятельности людей". Работа в группах, практические задания....

Разработки уроков и внеурочной деятельности по биологии с презентациями. 5-8 классы.

«Роль современного урока в процессе обучения биологии»        Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и создавать условия для их разв...