Конкурсное занятие по теме «Банк и кредитование»
план-конспект урока по экономике (7 класс) по теме

Урок изучения нового материала с помощью интеграции экономики с математикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnyy_urok_kinzibaeva_11-12.docx104.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное занятие по теме «Банк и кредитование»

Предметы: экономика.

Класс: 7А

Учителя: Кинзибаева Ильсияр Гильмияновна, учитель экономики

Технологическая карта конкурсного занятия по экономике

Тема занятия

Банк и кредитование

Тип урока

Урок изучения нового материала с помощью интеграции экономики с математикой.

Дата урока

19.03.2012г.

Образовательные ресурсы

Интерактивная доска, использование программы

MS Power Point (слайды), опорный конспект школьника по экономике

Цель урока

  1. Обучающая - познакомить учащихся с такими понятиями как банк, кредит, принципы кредитования, создать условия для применения учащимися комплекса знаний и способов действий в жизни при оформлении банковского и потребительского кредитов.
  2. Развивающая - формировать экономическое мышление и стимул у учащихся к приобретению экономических знаний по теме «Банки и кредитование», развивать их память, монологическую речь, внимание, умение общаться в команде, цивилизованно защищать интересы команды, применять ранее изученный материал для усвоения нового.
  3. Воспитательная – воспитывать потребность у детей к активизации мыслительной деятельности, творческому поиску, ответственно принимать решения.

Формы и методы, технологии обучения

Методы: частично - поисковый

Формы:групповая, индивидуальная

Технология:технология критического мышления

Приемы:«ЗХУ», синквейн. 

Основные понятия и термины

Банк;

функции банков;

депозит;

кредитование;

простой и сложный проценты

Межпредметные связи

Экономика и математика

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Приобретенная компетентность

научатся:

  1. моделировать в предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием «проценты»; решать задачи в банковской сфере с применением простого и сложного процента;
  2. приводить примеры использования процентов банковской сфере.

в предметном направлении:

исследовать несложные практические ситуации в банковской сфере

в метапредметном направлении:

развитие представлений о процентах, умение пользоваться математическими формулами простого и сложного процентов

в направлении личностного развития:

активизация мыслительной деятельности учащихся, обогащение социального опыта

получат возможность научиться:

решать задачи по своему содержанию и логике максимально приближенных  к условиям реальной действительности

получат возможность научиться:

  1. в переводе информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу);
  2. умение выбирать средства для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
  3. использовать электронные таблицы для решения экономико- математических задач , производить расчеты, используя  проценты

Организационная структура урока по экономике, математике и информатике

Этапы урока

учителя

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Стадия вызова 

На доске написан эпиграф:

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Регулятивные

(задача -

«Банк – это место, где вам одалживают зонтик в ясную погоду, а

Характеризует основные функции банка, выявляет реальные связи между магазином, потребителем и банком.

Определяет, что знает, что хотел бы знать, что узнал (прием «ЗХУ») 

Расширяет и обобщает свои знания о таких понятиях как банки, кредиты, виды кредита, принципы кредитования. 

.

Вступает в диалог. 

Самооценка и самоконтроль знаний

Принимает решение в проблемной ситуации на основе диалога.

обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке и создать благоприятный психологический климат)

потом просят вернуть, когда начинается дождь»

(Р. Фрост., американский писатель и поэт.)

- Как вы понимаете эти слова?

Представьте, что вы выиграли в лотерею 1000000 рублей. Как вы распорядитесь своим выигрышем?

  1. - Вложите в банк.
  2. - Купите драгоценности.
  3. - Будете хранить выигрыш дома.

Обоснуйте свое решение.

Оказывается не всегда удобно и небезопасно хранить крупную сумму денег дома. Прибыли и выгоды при таком хранении денег нет. Вы, конечно, можете купить драгоценности, недвижимость, а оставшуюся часть денег вложить в банк.

Многие люди вкладывают свои деньги в банк, оформляя срочный депозит. В таком случае через определенный договором срок, получают еще и проценты.

Тема нашего урока " Банк и кредитование»

слайд 1

- Как Вы понимаете слово “кредит”?

- Кто такой “потребитель”?

- Что означает “потребительский кредит”?

Помимо потребительского кредита, какие еще существуют кредиты?

слайд 2

- Кто вступает в договорные отношения при оформлении, к примеру, потребительского кредита?

По мере ответов на вопросы на доске появляется следующая информация:

Две схемы договорных отношений:

- Какова тема нашего урока?

- Почему я так назвала тему урока. 

Цель и задачи занятия - формулируют учащиеся.

Стадия осмысления

Беседа с классом и ролевая игра.

- Назовите мне, какие банки вы знаете?

(учащиеся называют банки)

Миниатюра 1

Действующие лица:

менеджер магазина швейного оборудования (М) и покупатель (П)
Цель менеджера:

убедить покупателя в выгодности покупки оборудования в кредит.

М: Здравствуйте. Чем я могу Вам помочь?

П: Мне хотелось бы купить швейное оборудование, но, к сожалению я не располагаю достаточной суммой денег. Что Вы мне посоветуете?

М: В Вашей ситуации наилучший вариант – это оформить кредит на покупку оборудования.

П: Почему этот вариант лучший?

М: В момент покупки вы заплатите столько, сколько можете. На оставшуюся сумму можно оформить кредит на 3, 6, 9, 12 месяцев и выплачивать частями.

П: Да, но это будет дороже!

М: Во-первых, Вы можете выбрать вариант, соответствующий Вашим финансовым возможностям.

Во-вторых, Вы пользуетесь оборудованием сразу после приобретения.

В-третьих,  на этом оборудовании Вы можете зарабатывать средства для выплат.

П: Спасибо, я так и поступлю.

Можете ли вы получить кредит в банке? Что такое банковский кредит? Каковы принципы кредитования? Кому выгодны кредиты?

слайд 4, 5,6,7

Выгодно ли пользоваться в современном мире потребительским кредитом? Почему?

слайд 8-12

Кредиты можно брать, но мы должны помнить то, что за них нужно платить. Что такое плата за кредит (ссудный процент)?

Представьте себе, что один из вас кредитор, а другой – заемщик. Какие вопросы должны возникнуть у вас друг к другу?

Сформулируйте их. Заполните таблицу.

слайд 13.

Определяет сущностные характеристики потребительского кредита, аргументирует свою точку зрения по выбору банка и кредита, что позволяет формировать ценностно - смысловые  и общекультурные компетенции в сфере мировоззрения (банковская сфера).

Учитывает  различные позиции (различные мнения), определяет главный признак  и исключает второстепенные на основании имеющихся знаний (выбор процентной ставки).

1) Актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

2) Планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Работает в группе, устанавливает рабочие отношения.

4) Участвует в обсуждении.

Стадия вызова

Учитель математики.

Беседа с классом.

Что такое процент?

 (Процентом (от лат. “pro cento”) числа называется сотая часть этого числа.)

Как найти % от числа?

 (Данное число умножается на число процентов и полученный результат делиться на 100.)

Что значит увеличить величину на 10 %, на 50 %?

Что значит найти 10 %, 20 % от величины?

Проценты - одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Мы часто читаем или слышим, что, в выборах приняли участие 52,5 % избирателей, рейтинг победителя хит-парада равен 75 %, промышленное производство сократилось на 11,3 %, уровень инфляции составляет 8 % в год, банк начисляет 12 % годовых, молоко содержит 3,2 % жира, материал содержит 60 % хлопка и 40 % полиэстера и т. д.

Практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни.

Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает практически все стороны жизни.

К примеру,

у вас появились сбережения. 1-й банк предлагает 15% годовых, второй - 18%, третий - 50%. Куда положите свои деньги и почему?

Напоминаю вам, что существуют три основных действия.

  1. 1. Нахождение процентов данного числа.

Чтобы найтиА% от в, надо В• 0,01а.

Пример. 30 % от 60 составляет: 60 •0,3 = 18.

  1. 2. Нахождение числа по его процентам.

Если известно, чтоА % числа х равно в, то

х = В :0,01а.

Пример.  3%  числа х составляют 150.

х= 150: 0,03; х = 5000.

  1. .3.Нахождение процентного отношения чисел.

Чтобы найти процентное отношение чисел, надо отношение этих чисел умножить на 100 %: .

Пример. Сколько процентов составляет 150 от 600?

Вступает в диалог, участвует в коллективном обсуждении решения задач.

Обобщает понятия пропорции, простые и сложные проценты,  усваивают экономические понятия через решение задач на проценты (банки, кредит)

1)Принимает и сохраняет учебную задачу

2)Учитывает правило в планировании и контроле способа решения

Стадия осмысления

Учитель математики

Решение задач

Рассмотрим схемы расчета банка с вкладчиками. В зависимости от способа начисления проценты делятся напростые и сложные.

Простые проценты.

Увеличение вклада S0по схеме простых процентов характеризуется тем, что суммы процентов в течение всего срока хранения определяются исходя только из первоначальной суммы вклада S0 независимо от срока хранения и количества начисления процентов.

Пусть вкладчик открыл сберегательный счет и положил на него S0рублей. Пусть банк обязуется выплачивать вкладчику в конце каждого года р% от первоначальной суммы S0. Тогда по истечении одного года сумма начисленных процентов составляет So•p/100 рублей и величина вклада станет равной  S = S0(1 + р/100) рублей;

р % называют годовой процентной ставкой.

Если по прошествии одного года вкладчик снимет со счета начисленные проценты So•p/100, а сумму S0оставит, в банке вновь начислят рублей, а за два года начисленные проценты составят рублей, через п лет на вкладе по формуле

простого процента будет

Рассмотрим другой способ расчета банка с вкладчиком. Он состоит в следующем: если вкладчик не снимает со счета сумму начисленных процентов, то эта сумма присоединяется к основному вкладу, а в конце следующего года банк будет начислять р% уже на новую, увеличенную сумму. Это означает, что банк станет теперь начислять проценты не только на основной вклад, S0, но и на проценты, которые на него полагаются. Такой способ начисления «процентов на проценты» называют сложными процентами.

Sn = S0(1 +р/100)n, где n = 1, 2, 3...

Задача №1.

  1. Гражданин открыл счет в банке, вложив 1000 рублей. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 1,2% от имеющейся суммы. Определить:
  1. сумму вклада через 1, 2, …, 12 месяцев;
  2. прирост суммы вклада за первый, второй, …, двенадцатый месяц.
  1. Задача №2.
  2. Гражданин открыл счет в банке, вложив 2000 рублей. Через каждый год размер вклада увеличивается на 13% от имеющейся суммы. Определить сумму вклада через 1, 2, …, 5 лет, если после каждого года хранения гражданин снимал со счета 200 рублей.

1)Устанавливает причинно – следственные связи между простыми и сложными процентами.

2) Объясняет % от числа и как найти число по его проценту.

Оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Стадия осмысления

Учитель экономики.

Ролевая игра.

Миниатюра 2

Действующие лица:

представитель банка (Б) и покупатель (П)
Цель покупателя:

выяснить сумму единовременного ежемесячного платежа по кредиту.

П: Я хотел бы приобрести в кредит швейную машину стоимостью 29 000 рублей. При покупке я должен оплатить 15 % стоимости, а на оставшуюся сумму оформить кредит. Сколько я должен буду выплачивать каждый месяц? Много ли составит переплата?

Б: Давайте произведем расчет.

Сумма выплаты при покупке составит

29 000 • 0,15 = 4 350 руб.

На оставшуюся сумму

Р = 29 000 – 4 350 = 24 650 руб.

Наш банк предоставляет кредит под 28% годовых сроком на 9 месяцев.

П: 28% это много! Переплата будет около 7 000 рублей!

Б: Давайте найдем сумму, подлежащую выплате

S = 24 650 • (1 + 0, 28)0,75 = 24 650 • 1,203393 =

29 663, 64 руб.

П: Почему в расчетах не 9 месяцев, а 0,75?

Б: Потому, что 9 мес. составляет

9/12 = 3/4 = 0,75 часть года.

Ваша общая переплата составит

29 663, 64 – 24 650 = 5 013 руб. 64 коп.
Сумма единовременного платежа:

29 663, 64 : 9 = 3 295, 96 руб.

П: Спасибо, такая сумма меня устраивает. Оформляйте кредит.

1)Анализирует миниатюры и систематизирует подсчеты представителя банка.

2)Строит монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Составляет алгоритм и фиксирует в рабочих тетрадях.Алгоритмрасчета размера единовременного платежа при оформлении потребительского кредита:

  1. 1) Находим сумму выплаты при покупке.
  2. 2) Находим сумму кредита
  3. 3) Находим наращенную сумму, подлежащую выплате;

4) Находим сумму единовременного платежа

Стадия вызова

Учитель информатики.

Я предлагаю для решения экономико – метаматематических задач использовать возможности компьютера, а непосредственно средства OpenOffice.org Calc. Электронные таблицы – это мощная программа по обработке числовых данных. Она позволяет не только производить расчеты, но и решать задачи в различных сферах деятельности.

Ориентировка на разнообразие способов решения задач, использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач

Стадия осмысления

Рассмотрим готовую модель решения задачи: Рассчитать ежемесячные выплаты по кредиту в 140000 рублей в зависимости от процентной ставки и срока. Построить сценарии, используя в качестве изменяемых ячеек следующие значения процентной ставки (10%;12%;14%; 16%) и соответствующие им периоды (1;1,5;2;2,5года).

  1. Рассмотрим еще одну модель решения задачи, которую вы рассматривали на уроке математики. Проверим ваши вычисления с вычислениями, которые нам рассчитал компьютер.
  2. Задача. Гражданин открыл счет в банке, вложив 2000 рублей. Через каждый год размер вклада увеличивается на 13% от имеющейся суммы. Определить сумму вклада через 1, 2, …, 5 лет, если после каждого года хранения гражданин снимал со счета 200 рублей.

1) Анализируют простейшую модель, выясняют отвечает ли она на все вопросы, которые стоят в задаче.

2) Сопоставляют ответы в тетради по математике и на компьютере. Делают выводы

Работа с таблицами, калькулятором и компьютером

Рефлексия

  1. Прием «ЗХУ»

В начале урока Вы получили задание заполнить таблицу: знаю, хочу узнать, узнал

Что нового узнали о понятии «кредитование» (заполнить третий столбик таблицы ЗХУ)

  1. Синквейн
  1. Ключевое слово
  2. Два прилагательных характеризующих понятие
  3. Три глагола действия понятия
  4. Простое предложение, с высказыванием автора своего отношения к понятию
  5. Существительное, в котором автор выражает свои чувства и ассоциации с данным понятием

Структурирование знания.Узнали о банках, кредитах, о возможности расчетах в простых и сложных процентах.

Контролирует и оценивает свои действия, как по результату, так и по способу действия.

Домашнее задание

В качестве домашнего задания учащимся предлагается найти график платежей по потребительскому кредиту (возможно в семье приобретались товары в кредит и сохранились документы или поинтересоваться условиями предоставления кредита в любом магазине).

Задание: сделайте анализ платежного документа и ответьте на вопросы:

  1. Какую годовую ставку предлагает банк по потребительскому кредиту?
  2. На какой срок оформляется кредит?
  3. Какую сумму составит переплата по кредиту? Равна ли она заявленной процентной ставке?
  4. Почему сумма основного долга увеличивается от первого платежа к последнему, а сумма процентов уменьшается?
  5. Предусмотрены ли комиссии и штрафные санкции за просрочку платежа? Какие именно?

- Какие формулы используются для вычисления сложных и простых процентов?

- Что означает каждая величина, входящая в формулу?

- Какую часть года составляет 3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев?

- Сколько полугодий и кварталов в сроке 2 месяцев, 5 лет?

Самоанализ учебного занятия

Характеристика класса.

Занятие проводится на 5 уровне сложности предмета в 10 гуманитарном классе. На 5 уровне сложности изучения истории занимаются гимназисты с хорошо сформированными личностными функциями, высокой внутренней мотивацией. Особенности изучения истории на 5 уровне сложности: изучение истории строится на достигнутых к этому времени результатах развития личности, что позволяет раскрыться интеллектуальному потенциалу старших школьников, проявить самостоятельность мышления через постановку и решение исторических проблем. В данном случае проанализировать подходы в историографии к деятельности и личности Петра 1.

Анализ целей занятия.

Занятие проводится в цикле учебных занятий, посвященных развитию навыка работы с текстом приемами технологии развития критического мышления, что способствует развитию надпредметной компетенции. Закрепляя навык работы с приемом «Мышление под прямым углом», учащиеся осваивают новый прием - «Концептуальная таблица». Используемые тексты по историографии позволяют реализовать задачу повторения предметного содержания.

Анализ содержания.

Содержание соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и Положению о разноуровневом обучении в МОУ гимназии «Лаборатория Салахова» от 30.08.2008г. Тексты, используемые для работы приемами ТРКМ небольшие, не содержат усложненной лексики, оптимально дозированы для 40- минутного занятия. Уделено внимание воспитательному процессу: обсуждается соотнесение цели и средств в общественной деятельности, воспитывается уважение к историческому прошлому страны, создаются условия для формирования активной жизненной позиции. Содержание занятия разбито на 2 блока: актуализация собственных знаний по теме на этапе вызова и работа с точками зрения отечественных историков, что способствовало преемственности усвоения материала.

Анализ структуры урока.

Этап актуализации знаний построен на создании ситуации успеха: способом выступает  групповое взаимодействие и опора на общеизвестные примеры.

Формой работы была избрана работа в группах и построение свободного диалога,  так как именно такая форма организации деятельности обеспечивает, на мой взгляд, необходимые комфортные условия и эмоциональный настрой для выражения собственного мнения, укрепления или сомнения в правильности собственной позиции.

На этапе осмысления возможны 2 варианта работы с таблицей: формулирование вопросов для сравнения до работы с текстом или после. С целью экономии времени мною был предложен второй вариант: вопросы для сравнения разрабатывались после работы с текстом. Это, к сожалению, упростило задачу, сделало работу не такой интересной и по большому счету достаточно предсказуемой.

Много времени потратили на стадии вызова, актуализируя знания с использованием приема «Мышление под прямым углом». Но с другой стороны это позволило закрепить навык работы с данным приемом.

Удачной была работа на стадии рефлексии, так как она была направлена именно на анализ приема «Концептуальная таблица»  и особенностей и его применения, что и было заявлено основной целью занятия.

Цель домашнего задания: научить давать аргументированное оценочное суждение. Прием «ПОПС» позволяет в краткой форме выражать свои мысли, что очень важно, так как гимназисты 5 уровня зачастую «тонут в словах», применяя минимум аргументов.

        Анализ выборов методов обучения.

Урок построен в русле технологии критического мышления, выделяются 3 блока: вызов- осмысление- рефлексия. Поэтапное выполнение учебных действий, фиксация версий в схемах позволили структурировать знания, а создаваемые проблемными вопросами ситуации затруднения способствовали развитию мыслительной и оценочной деятельности гимназистов.

Уроки в технологии ТРКМ знакомы учащимся, соответствуют возможностям класса.

В уроке сочетались различные виды учебной деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные. Применялись следующие методы обучения: словесные, практические, проблемные.

        Общие выводы по уроку.

Познавательная активность учащихся была не особенно высокой, так как изучаемый прием был не особенно сложен, а учащиеся 5 уровня нацелены на преодоление ситуаций затруднения. Тексты, используемые на занятии, также были откровенно нацелены на заполнение сравнительной таблицы. Поэтому данный урок больше подходит для 3-4 уровня и классов технического профиля для развития метапредметной компетенции «Работа с текстом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по экономике в 10 классе на тему: « Банк. Банковская система.»

« Банк. Банковская система.» Цели урока:·         рассмотреть виды банков и их основные функции в современной экономике, роль Центрального банка в регулиро...

Конкурсное занятие "Введение в образовательную программу"

Данная разработка включает в себя план-конспект и самоанализ конкурсного занятия....

Занятие на тему: "Конкурсная экономическая игра"

Занятие в виде викторины, при помощи игровых ситуаций закрепляются основы экономики....

Банк.Банковское кредитование.

Конспект урока по теме "Банк.Банковское кредитование". Представленный материал расчитан как для использования на уроке 11 класа (базовый уровень),так и в рамках профильного преподавания обществознания...

Банк.Банковское кредитование (презентация к уроку)

Презентация к уроку "Банк.Банковское кредитование"...

Рабочий лист к уроку по теме "Банк.Банковское кредитование"

Рабочий лист по теме "Банк.Банковское кредитование" разработан в соответствии с планом урока по соответствующей теме.Рабочий лист для учащихся способствует лучшему усвоению материала.Содержит основные...

Конкурсное занятие «Времена года». Коррекционно - развивающее занятие для обучающихся по АООП вариант 7.2 2 класс

Тема: «Времена года».Цель: систематизация представлений обучающихся о временах года, их закономерной смене.Задачи:Образовательные: закрепить и уточнить представления о признаках присущих в...