Рабочая программа по дисциплине "Прикладная экология"
рабочая программа по экономике (11 класс) по теме

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО  « Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».Программа учебной дисциплины может быть использована в программах подготовительных курсов перед сдачей ЕГЭ или вступительными экзаменами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prikladnaya_ekologiya.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение  среднего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Югорский политехнический колледж»

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРИКЛАДНАЯ ЭКОЛОГИЯ

 ЮГОРСК 2012г.

программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО)

270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Разработчики:

Верченко .О.В. преподаватель общеобразовательных дисциплин


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации  учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Прикладная экоогия

1.1. Область применения программы

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ     Прикладная экология

1.1. Область применения  рабочей программы учебной дисциплины

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО 270802 « Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» .

Программа учебной дисциплины может быть использована в программах подготовительных курсов перед сдачей ЕГЭ или вступительными экзаменами.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в цикл естественно - научных дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Целью является знакомство студентов с основными задачами прикладной экологии и способами их решения, а также формирование у студентов целостного представления о процессах, протекающих в окружающей среде в результате эксплуатации природных ресурсов.

  • изучение проблемы взаимодействия человека и окружающей среды в ходе исторического развития общества и на современном этапе;
  • изучение видов антропогенного воздействия на природу и их последствий для экосистем и человека;
  • обучение студентов основам экологической оценки воздействий на окружающую среду и методам экологической экспертизы проектов;
  • изучение принципов охраны природы и окружающей среды;
  • знакомство с экологическими прогнозами и перспективами устойчивого развития человечества.

1.3. В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • особенности строения и функционирования биосферы Земли, направленность и интенсивность экологических процессов в биосфере и их взаимосвязь;
  • виды и интенсивность антропогенного влияния на природную среду, взаимосвязь процессов и параметров между собой, особенности антропогенных экосистем;
  • проблемы загрязнения воздуха, почвы, вод, суши и Мирового океана;
  • принципы природоохранной политики  нашего  государства;  основы природоохранного законодательства;

уметь:

  • ориентироваться в экологических проблемах и ситуациях и в системе стандартов, правил и норм, регламентирующих взаимоотношения Человека и природы; пользоваться нормативными документами, справочными пособиями и другими информационными материалами;

иметь представление:

  • о взаимосвязи подсистем природной среды между собой при решении практических экологических задач;
  • о системе мониторинга, методах и приборах, применяемых для контроля параметров объектов окружающей среды;
  • о способах предотвращения вредных воздействий на природную среду (загрязнения геосфер вредными химическими и органическими веществами, создания аномальных электромагнитных полей и интенсивного радиационного воздействия, теплового загрязнения и т.д.);
  • об ответственности за ущерб, наносимый природе.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

полученных профессиональных знаний (для юношей).

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

правовые вопросы экологической безопасности;

об экологических принципах рационального природопользования;

задачи и цели природоохранных органов управления и надзора

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  32 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

     лабораторные  работы

0

     практические занятия

0

     контрольные работы

1

     курсовая работа (проект)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

   Внеаудиторная самостоятельная работа

    Реферат по заданной тематике;

Разработка презентаций

Составление экологического словаря по разделу «Экология и природопользование»

Разработка контрольных тестов

Индивидуальная самостоятельная работа

Изучение тем теоретической части, отводимых на самостоятельную работу:

  • биосфера и место в ней человека;
  • механизмы устойчивости экосистем и биосферы;
  • экологические последствия радиоактивных загрязнений;
  • экологические последствия военных действий, "экологические войны";
  • экология ближнего космоса.

11

5

3

2

1

5

Итоговая аттестация в форме   -                                                   Диф. зачёта.                    


Тематический план и содержание учебной дисциплины «Прикладная экология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение. Концептуальные основы общей экологии. Предмет и задачи

прикладной экологии. Основные направления выхода из экологического кризиса.

2

2

Тема1.1.

Биосфера и место в ней человека

 Определение, структура, механизмы

функционирования и устойчивости биосферы. Антропогенное воздействие на

биосферу, классификация факторов антропогенного воздействия на окружающую

природную среду (ОПС). Ноосфера.

2

2

Тема1.2.

Загрязнение биосферы  

Природа и классификация загрязнений биосферы.

Химическое загрязнение. Основные загрязнители, источники загрязнения.

Миграция загрязнителей. Основные понятия экотоксикологии.

Физические загрязнения – световое, тепловое, шум, магнитные поля,

радиоактивное загрязнение.

2

2

Тема 1.3.

Антропогенные воздействия на атмосферу

Основные загрязнители и

источники загрязнения атмосферного воздуха. Экологические последствия

загрязнения атмосферы. Экологические последствия глобального загрязнения

атмосферы.

2

2

Тема 1.4

Антропогенные воздействия на гидросферу

 Основные загрязнители,

источники, экологические последствия загрязнения гидросферы. Истощение

подземных и поверхностных вод.

2

Тема 1.5.

Антропогенные воздействия на литосферу

Воздействие на почвы. Воздействие

на горные породы и их массивы. Воздействие на недра.

2

Тема 1.6.

Антропогенные воздействия на биотические сообщества

Экологическая роль

растительного и животного мира. Прямое и косвенное антропогенное воздействие

на растительный и животный мир. Особо охраняемые природные территории

(ООПТ). «Красные книги».

2

Тема 1.7.

 Особые виды воздействия на биосферу

Загрязнение среды отходами

производства и потребления. Биологическое загрязнение.

2

Тема 1.8.

Экстремальные воздействия на биосферу

Воздействие оружия массового

уничтожения. Воздействие техногенных экологических катастроф. Стихийные

бедствия.

2

2

 Тема 1.9.

 Природные ресурсы как лимитирующий фактор выживания человека.

Классификация природных ресурсов. Минерально-сырьевые и энергетические

ресурсы. Энергетический кризис. Стратегия управления потреблением природных

ресурсов с позиции устойчивого развития. Антропогенные воздействия

деструктивного характера (вырубка тропических лесов и др.).

2

Тема 1.10.

Основные понятия агроэкологии

Повышение продуктивности агроэкосистем.

Экологическая оптимизация агроландшафта.

2

  Тема 1.11. 

Основные понятия антропоэкологии и социальной экологии

Биосоциальная природа человека. Потребности, среда жизни и здоровье человека. Проблема народонаселения. Масштабы и аспекты проблемы народонаселения. Причины и

последствия демографического взрыва. Проблема урбанизации. Пути решения

проблем народонаселения.

2

Тема 1.12.

  Экологическое нормирование воздействий на ОПС

Основные экологические

нормативы. Экологический мониторинг, виды мониторинга. Экологическая

экспертиза. Оценка экологического риска.

2

  Тема 1.13.

  Основные механизмы природоохранной деятельности

Инженерная защита

ОПС. Экономический механизм охраны ОПС. Административно-правовая защита

ОПС. Основные источники экологического права РФ. Международно-правовой

механизм охраны ОПС. Международное сотрудничество в области

природопользования и охраны окружающей среды. Экологическое образование,

воспитание и культура.

2

Тема 1.14.                    К.т.1

 Практическая работа «Расчет предельно допустимых выбросов и минимальной высоты источника выбросов предприятия».

2

 Тема 1.15.                 К.т2                                    

Зачёт

2


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по экологии;

Оборудование учебного кабинета:

1. стол ученический лабораторный химический – 15 шт.        

  2.стул ученический – 30 шт.                                                                

  3. стол учительский  лабораторный, демонстрационный – 1 шт.

Комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования».

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Константинов В.М.  Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2009.
  2. Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2009.
  3. Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2009.

  • Трифонова Т. А., Селиванова Н. В., Мищенко Н. В. Прикладная экология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2005; М.: Традиция, 2010
  • Передельский Л. В., Коробкин В. И., Приходченко О. Е. Экология: Учебник для вузов. - М.: Проспект, 2009.
  • Акимова Т. А., Хаскин В. В.. Экология. Человек - Экономика - Биота - Среда: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Дополнительные источники:

  1. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2009.
  2. Экология. Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев , Ученик для вузов , М.2010.
  3. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. –М 2010
  4. Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс ,2009.
  • Несмелова Н.Н. Прикладная экология. – Томск: Изд-во ТУСУР, 2009
  • Протасов В. Ф. Экология, охрана природы. Законы, кодексы, платежи.
  •  Пивоваров Ю. П., Михалев В. П. Радиационная экология: Учебное пособие для вузов/. - М.: Academia, 2008.
  • Степановских А. С. Прикладная экология. Охрана окружающей среды: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2009.


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 

Раздел/тема

Результаты обучения

(освоенные компетенции, умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Тип и вид контроля

№ контрольной точки

Инструментарий контроля

Тема 1.14.

Расчет предельно допустимых выбросов и минимальной высоты источника выбросов предприятия».

Уметь: рассчитывать предельно допустимые концентрации выбросов и минимальной высоты источника выброса предприятия;

Знать: формулы расчётов,

Точное   формулирование терминологии(2балла);

 Самостоятельное применение формул (3балла)

Практическая

работа

Текущий педагогический контроль

1

Задания к практической работе; инструкция по выполнению

Тема 1.15 

Уметь:

осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;

определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса;

знать:

правовые вопросы экологической безопасности;

об экологических принципах рационального природопользования;

задачи и цели природоохранных органов управления и надзора

Точное   формулирование терминологии(2балла)

правильное применение науки при решении социально значимых задач (3балла)

Контрольная работа

Текущий педагогический контроль

2

Задания к контрольной работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по экологии "Изучаем родной край" 1 класс

В программе “Изучаем родной край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ...

Рабочая программа учебного предмета «Экология растений» 6 класс, базовый уровень

Рабочая программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования на базовом ...

Рабочая программа учебного предмета «Экология» для 10 классов (III ступень)

Рабочая программа «Экология» составлена на основе Примерной программы Экология 10 (11) классов Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника.Программа предназначена для использования в образовательном проце...

Рабочая программа по предмету "Экология", 8 класс

Рабочая программа по предмету «Экология» разработана на основе авторской программы «Экология человека. Культура здоровья. 8 класс». Авторы: М.З. Фёдорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина. Содержит: пояснит...

Рабочая программа кружка по экологии "Тропой леопарда"

Краткая аннотация программы. Рабочая программа кружка по экологии  (2 часа в неделю/68ч всего) составлена  с учётом методических рекомендаций по оформлению Государственного ...

Рабочая программа дополнительного образования «Экология и экологическая культура».

Дополнительное образование по программе «Экология и экологическая культура».Образовательная программа экологической направленности является средством развития творческих способностей, ума ,души и серд...

Рабочая программа кружка "Юный эколог"

Рабочая программма кружка "Юный эколог"....