рабочая программа Экономика
рабочая программа (экономика, 7 класс) по теме

Андрианова Татьяна Эдуардовна

рабочая программа к учебнику Липсица

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika_7_kl_.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе программы И. В. Липсица и учебника И. В. Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности». Рабочая программа составлена с опорой на примерную программу по экономике. Данная программа предназначена для учащихся основной школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики.

    Актуальность. Преподавание экономики в школе – это в определенной мере дань требованиям, выдвигаемым жизнью, которая зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Современному человеку, бесспорно, для успешной социализации, необходимо иметь представление об экономической теории и практике, о применении экономических закономерностей в конкретных ситуациях, а также и об истории возникновения экономических явлений.

   Данная программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 7-8 классов.

   Цель программы состоит в формировании у школьников систематического представления об основах организации хозяйственной деятельности и истории  возникновения различных институтов рыночной экономики.

Задачи:

Образовательные:  

  • формирование основ экономических знаний о народном хозяйстве, потребностях человека и общества, путях их удовлетворения, закономерностях производства продуктов и услуг, товарообменных процессах;
  • формирование знаний прикладного характера, т.е. знания простейших основ хозяйственной жизни; знакомство с принципами ведения семейного бюджета;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.

Развивающие:

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
  • подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
  • освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
  • развитие экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации.

Воспитательные:

  • формирование коммуникативных навыков.
  • воспитание ответственности за экономические решения;
  • потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;
  • воспитание уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Программа реализуется в течение двух лет. Программа рассчитана на 68 часов в 7-8 классах, по 34 часа в год (1 час в неделю) в каждом классе. При этом каждой теме отводится соответствующее время.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

В результате изучения экономики ученик должен

Знать/Понимать:

  • смысл основных теоретических положений экономической науки;
  • основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;

Уметь

приводить примеры:  взаимодействия рынков;  прямых и косвенных налогов; международной торговли;

 описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы,   основные виды налогов, банковскую систему,  рынок труда;

объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости;  выгоды обмена; закон спроса;  причины неравенства доходов;   роль минимальной оплаты труда;  инфляция;

сравнивать (различать):  спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых,  организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;

вычислять на условных примерах:  величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж;  смету (бюджет) доходов и расходов, уровень безработицы;

применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исполнения типичных экономических ролей;
  • решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации. 

Содержание  учебного курса:

7 класс

   Зачем нужна экономика. (1ч)

   Экономика. Зачем люди создали экономику. Когда появилась экономика.  Нужды и потребности. Технология. Богатство. Цивилизация.

   Как устроена хозяйственная жизнь человечества. (2ч)

   Натуральное хозяйство. Разделение труда. Рынок. Организация хозяйственной деятельности. Продолжительность жизни. Уровень жизни.

   Как возникла экономика. (2ч)

   Как и когда возникла экономика. Производственные ресурсы. Производительность труда. Отрасль. Сырье.

   Как организуется производство благ. Менеджмент. (3ч)

   Экономические ресурсы: природные ресурсы, капитал, труд. Технология. Предприниматель. Менеджер. Производство.

   Торговля - союзник производства. (2ч)

   Обмен. Торговля. Факторы развития торговли. Роль торговли в хозяйственной жизни человечества.

   Какая бывает торговля. (1ч)

   Розничная торговля. Факторы успешности продаж. Задачи владельца магазина. Выручка от продаж. Расходы на содержание магазина.

   Многоликая розничная торговля. (2ч)

   Торговая сеть. Универмаг. Специализированные магазины. Фирменный магазин. Безмагазинные формы торговли.

   Зачем нужна оптовая торговля. (2ч)

   Оптовая торговля. Причины возникновения оптовой торговли. Скидка. Выгода.

   Как оптовая торговля помогает производству. (2ч)

   Конвейер. Функции оптовых торговцев. Развитие оптовой торговли в России.

   Зачем нужна биржа. (3ч)

   Биржевая торговля. Биржевые товары. Рынок. Спекуляция. Дилер: «быки» и «медведи». Российская биржевая торговля.

   Деньги – помощник торговли. (1ч)

   Товарные деньги. Бартер. Причины изобретения денег. Возникновение монет. Цена. Деньги. Монеты.

   

Краткая история звонкой монеты. (3ч)

   Российская монетная система. Чеканка монет. Национальные монетные системы.

   Зачем люди придумали банки. (2ч)

   Банк. Возникновение первого банка. Противники банков. Кредит. Услуги банков. Банковская система России.

   Банковские деньги. (1ч)

   Частные деньги. Банковские деньги. Номинал. Чек. Банкнота.

   Как бумажные деньги стали главными. (1ч)

   История бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Закон Грэшема.

   Как банки сделали деньги невидимыми. (6ч)

   Безналичные денежные расчеты. Факторы возникновения безналичных расчетов. Ассигнация. Банкнота. Золотомонетный  (металлический) стандарт.

Итого: 34 часа + 1 час на итоговую контрольную работу = 35 часов

   

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7класс

№ п/п. Тема

Количество часов на изучение

Тема 1.Зачем нужна экономика.

1

Тема 2.Как устроена хозяйственная жизнь человечества.

2

Тема 3.Как возникла экономика.

2

Тема 4.Как организуется производство благ. Менеджмент.

3

Тема 5.Торговля - союзник производства.

2

Тема 6. Какая бывает торговля.

1

Тема 7.Многоликая розничная торговля.

2

Тема 8.Зачем нужна оптовая торговля.

2

Тема 9.Как оптовая торговля помогает производству.

2

Тема 10.Зачем нужна биржа.

3

Тема 11.Деньги – помощник торговли.

1

Тема 12.Краткая история звонкой монеты.

3

Тема 13.Зачем люди придумали банки.

2

Тема 14.Банковские деньги.

1

Тема 15.Как бумажные деньги стали главными.

1

Тема16.Как банки сделали деньги невидимыми.

6

Количество часов в неделю

1

Общее количество учебных недель

34

Итого общее количество часов за год

34

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

1

Зачем нужна экономика.

1

2

Как устроена хозяйственная жизнь человечества.

1

3

Что такое уровень жизни.

1

4

Возникновение экономики.

1

5

Развитие производства в России

1

6

Как организуется производство

 благ.

1

7

Менеджмент.

1

8

Увлекательный мир экономики (игра)

1

9

Торговля-союзник производства.

1

10

Рынок - величайшее достижение человечества

1

11

Какая бывает торговля.

1

12

Многоликая розничная торговля.

1

13

Экскурсия в магазин

1

14

Зачем нужна оптовая торговля

1

15

Как работают российские оптовики

1

16

Как оптовая торговля помогает производству

1

17

Что мы узнали о торговле (Игра)

1

18

Зачем нужна биржа. История возникновения бирж.

1

19

Зачем нужна биржа. Виды бирж.

1

20

Что мы узнали о бирже и ее работе (проверочный урок)

1

21

Деньги – помощник торговли.

1

22

Краткая история звонкой монеты

2

23

Что мы узнали о деньгах (игра)

1

24

Зачем люди придумали банки

1

25

Когда в России появились банки

1

26

Банковские деньги

1

27

Как бумажные деньги стали главными

1

28

Как банки сделали деньги невидимыми

2

29

Банки и их значение (проверочный урок)

1

30

Увлекательный мир экономики (урок-игра)

1

31

Обобщение и систематизация знаний по курсу .

1

32

Итоговая контрольная работа.

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

  1. Учебник по экономике: И В Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для школьников 7-8 классов».-М. : Вита-Пресс,  2005 г
  2. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2006
  3. А.А.Мицкевич. Сборник задач по экономике.- М.: Вита-Пресс, 2006
  4. С.А.Равичев, С.Э.Григорьев, Т.А.Протасевич, А.С.Свахин. Сборник тестовых заданий по экономике. (8-11 классы).- М.: МЦЭБО- Вита-Пресс,2004.
  5. Карта по Древней истории.
  6. Тесты для проведения контрольных работ и текущего контроля.
  7. Кроссворды.

Возможность использования информационных технологий на уроках экономики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Экономика 10-11 класс"

Данная программа составлена по учебнику Липсица, ориентирована на 10-11 классы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОНОМИКА

Рабочая программа по экономике для 10 класса (базовый уровень) по учебнику Липсица И.В. (1 час в неделю) вместе с пояснительной запиской, учебно-тематическим и календарно-тематическим планированием...

Рабочая программа экономика 10 класс

Рабочая программа по экономике профильный уровень для 10 класса...

Рабочая программа " Экономика " 10 класс

Рабочая программа "Экономика " 10 класс Реализуется через УМК Хасбулатов "Экономика" !0-!! классы:базовый и углублённый уровни....

Рабочая программа Экономика 10-11 класс

Рабочая программа написана на основе фундаментального ядра содержания среднего (полного) образования и требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном стандарте среднег...

Рабочая программа "Экономика 7-8 классы"

Рабочая программа курса экономике в основной школе...

Рабочая программа ЭКОНОМИКА 10-11 класс

Рабочая программа ЭКОНОМИКА 10-11 класс (ФГОС СОО)...