РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОНОМИКА
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме

Рабочая программа по экономике для 10 класса (базовый уровень) по учебнику Липсица И.В. (1 час в неделю) вместе с пояснительной запиской, учебно-тематическим и календарно-тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomka.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа

ЭКОНОМИКА

10 класс (базовый уровень)

Пояснительная записка

Рабочая программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы по экономике для 9-10 классов общеобразовательных школ (автор И.В. Липсиц).

Рабочая  программа предназначена для учащихся старшей школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики.

Программа ориентирована на изучение учащимися базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования.

 Данная рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов  из расчета 1 час в неделю,  в 10-х классах.

Цели и задачи курса:

развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного)  общего образования являются:

объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

написание творческих работ по экономическим вопросам.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения экономики ученик должен

Знать/Понимать

смысл основных теоретических положений экономической науки;

основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;

Уметь

приводить примеры:  взаимодействия рынков;  прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;

 описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы,   основные виды налогов, банковскую систему,  рынок труда,  экономические циклы, глобальные экономические проблемы;

объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости;  выгоды обмена; закон спроса;  причины неравенства доходов;   роль минимальной оплаты труда;  последствия инфляции;

сравнивать (различать):  спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых,  организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;

вычислять на условных примерах:  величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж;  экономические и бухгалтерские затраты и прибыль,  смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции,  уровень безработицы;

применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

исполнения типичных экономических ролей;

решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

совершенствования собственной познавательной деятельности;

оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации. 

На уроках используются следующие формы организации учебного процесса и формы контроля ЗУН:

 устный контроль (ответ на вопрос, фронтальный опрос, анализ ситуации),

 письменный контроль (тест, решение задач, эссе, ответ на вопрос).

            Школьное  образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного  образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения экономике:

Освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;

Овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

Развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;

Воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности;

Формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

Приобретение знаний: по основам хозяйственной жизнедеятельности экономики, ограниченности экономических ресурсов, типах экономических систем, причинах и следствиях рыночного равновесия, роли денег в экономике и факторах формирования величины денежной массы, причинах и видах инфляции, экономической природе труда, социальных проблемах рынка труда.

Овладение способами деятельностей: приводить примеры различных экономических ситуаций, описывать действие экономических законов и их влияние на экономическое положение страны, общества и отдельных ее граждан, проводить взаимосвязь действия экономических механизмов, объяснять проблемы международной торговли.

Освоение компетенций: познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной, социально- трудовой.

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде  тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций.   Дидактические единицы обеспечивают совершенствование  навыков наблюдения экономического поведения общества, содержат теоретические знания экономических процессов, отражают формирование готовности использовать приобретенные знания, оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и гражданина и обеспечивают  развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.  
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития экономических процессов, открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

При выполнении творческих работ   формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения материала — от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема  изучения  экономических процессов «всеобщее — общее— единичное».
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках
информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект.  

Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

Система оценки знаний учащихся по экономике: 

“ 5 “ - ставится в том случае, если: учащийся обнаруживает верное понимание сущности экономических явлений, законов и теорий, понятий.
Правильно составляет таблицы, графики, соответствующие ответу, строит по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, при проведении деловой игры, может установить связь между изучаемым материалом по курсу экономики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

“ 4 “ - ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на “ 5 “, но учащийся не использует свой план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.

“ 3 “ - ставится, если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на “ 4 “, но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, учащийся умеет применять полученные знания при решении практических задач.

“2 “ - ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы

Учебно-тематический план  

 

 

   

                  Наименование раздела

Всего

часов

 Виды и формы контроля

1.

Главные вопросы экономики

3

Задачи, тесты

2.

Типы экономических систем

2

Тест

3.

Силы, которые управляют рынком

4

Задачи, СР  

4.

Мир денег

6

Задачи, СР  

5.

Человек на рынке труда

4

Задачи, СР, тесты

6.  

Что такое фирма и как она действует на рынке

5

Задачи, СР, 

7.

Экономические задачи государства

5

Задачи, тесты

8.

Торговля  

 2

Задачи , ТВ

9.

Менеджмент

1

 

10.

 Экономический рост

2

 

 Всего

 34

 

Примечание:

 СР—самостоятельная работа, рассчитанная на 15—20 минут в начале урока, по раннее пройденной теме

ТВ—творческая работа

             Календарно – тематическое планировании по    экономике                 ( 1 час в неделю)               10 класс           


урока

               

  Тема              урока

 

Количе-ство

 часов

Форма и

вид урока

Дополнительная

литература и оборудование

 Срок      

проведения  

урока

Фактический          срок

10А            

 Фактический          срок

           10Б

Виды, формы контроля

 1

                 2

      3

  4

      5

        6

         7

          8

         9

 

Главные вопросы экономики


       3

1.

Введение. Что такое экономика

   ( § 1 )                                              

       1

Урок-

лекция

[ 2 ], [ 10 ]            

Сентябрь  6

 

Решение задач

2.

 Производительность труда  

1

Урок-лекция

[ 5 ], [ 7 ],               [ 10 ]

Сентябрь  13

 

Решение задач

3.

Ограниченность ресурсов. Выбор  ( § 2 )      

1

Комбини-

рованный

урок

[ 5 ], [ 7 ],       [ 8 ]

Сентябрь   20

 

Решение задач

Типы экономических систем        


      2

4.

Традиционная и рыночные системы ( § 3)


         1

Комбини-

рованный

[ 2 ], [ 10 ],

[ 11 ]

Сентябрь  27

 

Тестирование по Д/З

5.

Командная и смешанная экономическая системы              ( §  4)


       1

То же

То же

 Октябрь  4

 

Фронтальный опрос

Силы, которые управляют рынком   

      4

6.

Что такое спрос? ( § 5 )


1

Урок изучения нового

[ 4 ], [ 11 ]

Октябрь11  

 

Решение задач

7.

От чего зависит предложение товара? ( § 6)

1

Комбини-рованный

[ 4 ], [ 5 ]

Октябрь  18

 

Решение задач

8.

Эластичность  

1

 То же

[ 7 ], [ 10 ]

 Октябрь  25

 

Решение задач

9.

Рыночное равновесие. ( § 7,8)

1

 То же

[ 4 ], [ 5 ], [ 8 ]

 Ноябрь 8

 

Решение задач

Мир денег      

        6

10.

Причины возникновения и функции денег.  

( § 9 )

1

Урок-лекция

[ 4 ], [ 11 ]

 Ноябрь 15

 

Самостоятельная работа по решению задач на 20 мин.

11.

Закон денежного обращения      ( § 10 )

1

Комбини-рованный

[ 8 ], [ 11 ]

 Ноябрь 22

 

Решение задач

12.

Причины и виды инфляции        

1

То же

[ 3 ], [ 8 ]

 Ноябрь 29

 

Решение задач

13.

 Виды банков          ( § 11 )

1

 То же

[ 5 ], [ 10 ]

 Декабрь 6

 

Решение задач, опрос

14.

Принципы кредитования            ( § 12 )

1

 То же

[ 3 ], [ 6 ],        [ 8 ]

 Декабрь 13

 

Решение задач

15.

Кредитно-денежная система страны ( § 13 )

1

Комбини-рованный

[ 3 ], [ 10 ]

[ 6 ]

 Декабрь 20

 

Самостоятельная работа по решению задач на 20 мин.

Человек на рынке труда            

    4

16.

Экономическая природа рынка труда ( § 14 )

1

Урок-лекция

[ 10 ]

 Декабрь 27

 

Фронтальный опрос

17.

Формирование заработной платы . ( § 15 )

1

Комбини-рованный

урок

[ 2 ], [ 10 ]

 Январь 17

 

Решение задач

18.

Социальные проблемы рынка труда ( §  16 и 17 )

1

 То же

[ 10 ]

 Январь 24

 

Фронтальный опрос

19.

Безработица ( §  18 и 19 )

1

 То же

[ 5 ], [ 8 ]

Январь  31

 

Решение задач

Что такое фирма и как она действует на рынке  

       5

20.


 

Зачем создаются фирмы?            ( § 20 )

 

1


 

Комбини-рованный

 

[ 2 ], [ 11 ]


 

 Февраль  7


 

 

 


           8



 

21.

Виды прибыли и анализ финансового состояния фирмы

 

1

 То же

[ 2 ], [ 7 ]

 Февраль  14

 

Самостоятельная работа по решению задач на 20 мин

22.

Виды затрат и их экономическое значение ( § 21)

1

 То же

[ 6, 7, 8 ]

 Февраль  21

 

Решение задач

23.

Влияние конкуренции на деятельность фирм ( стр. 160 )

1

 То же

[ 6 ], [ 7 ]

 Февраль  28

 

Самостоятельная работа по решению задач на 20 мин

24.

Источники финансирования    

   ( внутренние и внешние)

1

 То же

[2 ], [ 11 ],

[ 12 ]

 Март 7

 

Решение задач

Экономические задачи государства  

      5

25.

Как семьи получают и тратят деньги ( § 23 и 24  )

1

Комбини-рованный

[ 11 ]

 Март 14

 

Самостоятельная работа по решению задач на 20 мин

26.

Неравенство доходов и его последствия ( §  25 )

1

То же

[ 11 ]

 Март 21

 

Фронтальный опрос

27.

 Экономические задачи государства ( § 26 и 27 )

1

Урок-лекция

[ 2 ]

 Апрель  4

 

Тестирование

28.

Налоги.  Налогообложение         ( § 28 )

1

Комбини-рованный

[ 8 ], [ 5 ]

Апрель  11

 

Решение задач

29.

Государственный бюджет.          ( § 29 )

1

То же

[ 2 ], [ 11 ]

 Апрель 18

 

Решение задач

     Торговля

      2

30.

Международная торговля. Валютный рынок.  ( §  32 и 33 )

1

Комбини-рованный

[ 2 ], [ 4 ]

 Апрель 25

 

Тестирование

31.

Маркетинг.  Реклама ( § 22  )

1

Урок-лекция

[ 1 ], [ 2 ]

 Май 2 

 

Индивидуальное творческое задание

            32.

                                             Менеджмент   ( 1 час )

     1

Комбини-рованный

[ 1 ], [ 2 ]

Май 16


 

Фронтальный опрос

33.

Экономический рост                      (§ 30 и 31  )

    1

То же

[ 5 ]

Май 23


 

Фронтальный опрос

34.

 Решение задач, тестирование

1

Обобщающий урок

[2 ], [ 11 ],

[ 12 ]

Май 30

Решение задач

Литература:

Б.А.Райзберг. Основы экономики и предпринимательства. М. «Просвещение» 1995

Е.Ю.Фрейнкман. Экономика и бизнес. М. «Начала-пресс» 1995

В.И.Малыхин. Финансовая математика. М. «Юнитм» 1999

Л.Ю.Ильина и другие. Экономическая культура, Самара 2000

В.В.Черняк. Экономика, ответы на билеты. М. «Экзамен» 2002

Под редакцией Яковлевой Е.Б. Микроэкономика. Учебник. М. 1997

Ю.В.Тарануха, Д.Н.Земляков. Микроэкономика. М. «Дело и Сервис» 2002

Журналы «Экономика в школе» и «Школьный экономический журнал» 1996—2000 и 2002 года

С.Волков, Б.Корнейчук, А.Любарский. Экономика. Сборник задач. М. «Айрис-пресс» 2002

В.В.Акимов, В.Ф.Мерзляков, К.А.Огай. Основы экономических знаний. М. «Просвещение» 2002

Г.М.Гукосьян, Т.С.Бородина. Экономическая теория. Практикум. М. «Инфра-М» 1999

Е.Г.Фирсов. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль. «Академия развития» 1998

С.С.Носова . Экономическая теория. Краткий курс. М. «Владос» 2003

Программно-методические материалы. Экономика 8—11 классы. М. «Дрофа» 2000

Настольная книга учителя экономики. АСТ, «Астрель» Москва 2003

Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Микроэкономика Москва 1997

Г.А.Сафронова. Экономика 7—8 классы. Поурочные планы по учебнику И.В.Липсица, «Учитель» 2006  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Прикладная экономика» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

Проверочный тест по теме "Зачем нужна экономика? Устройство экономики" 7 класс

В связи с ограниченным преподаванием экономики в непрофильных школах преподаватели испытывают затруднение в подборе проверочного материала. Предлагаю ряд тестов для основной школы 7-8 класс, которые м...

Презентация для урока экономики сказка "Экономика изумрудного государства"

В презентации, в форме сказки, рассмотрены  типы экономических систем: традиционная, административно-командная, рыночная, смешанная....

Неделя экономики в школе . Внеклассное мероприятие по экономике для 4-6 классов "Экономика +обществознание"( игра)

Сегодня необычная игра:                  Экономика и обществознание в гостях у нас....

Неделя экономики в школе . Внеклассное мероприятие по экономике для 4-6 классов "Экономика +обществознание"( игра). Презентация к мероприятию

Цели и задачи:Формировать умение оперировать экономическими терминами;Учить анализировать и делать выводы.Развивать интеллект, социальное и экономическое мышление;Воспитывать интерес к предмету эконом...