Сводная таблица "Основные экономические школы"
учебно-методический материал по экономике (11 класс) по теме

Сафонова Наталья Сергеевна

В таблице представлены основные экономические школы 17-20 вв, их представители, произведения, ключевые идеи. Материал может быть полезен на вводных уроках экономики и при подготовке к олимпиадам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomicheskie_shkoly.docx48.81 КБ

Предварительный просмотр:

Основные экономические школы

Экономические школы

Представители

Произведения

Основные идеи

Экономические теории и школы XVIII-XIX веков

1

Меркантилизм  XV—XVIII вв

Антуан де Монкрентьен

Томас Ман

Трактат о политической экономии 1615 г

Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией

1.Общественное богатство производится только в торговле, поэтому правительство должно всячески поддерживать своих производителей – протекционизм; поощрение экспорта

2. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли, играет сфера обращения, а богатство нации заключено в деньгах.

3. Накопление благородных металлов, золота и серебра, меркантилисты рассматривали в качестве главной хозяйственной цели и главной заботы государства.

2

Физиократы  

французская школа экономистов второй половины XVIII в, основанная около 1750 г. Франсуа Кенэ.

Анн Тюрго, Визер

 Франсуа Кенэ

Экономическая таблица

1.Общественное богатство производится в сельском хозяйстве.

2. Единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу

3

Классическая школа 

XVIII века — 30-х гг. XIX века.

Адам Смит (трудовая теория стоимости; меновая и потребительская стоимость)

Давид Рикардо

Исследование о природе и причинах богатства народов

Начала политической экономии

1.Классики считали, что в экономике действует естественный порядок, поэтому рынок не нуждается в государственном регулировании.

2.Рикардо считал "закон стоимости" фундаментом, на котором строится вся политэкономия. Труд – единственный источник богатства, труд лежит в основе стоимости (цены товара)

3.Экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов

4

Марксистская теория сер.XIX

К.Маркс,

Капитал

1.Основа развития общества — материальное производство

2. Теория прибавочной стоимости: ПС (производительные силы) = СП (средства производства =предмет труда + орудия труда)+РС (рабочая сила) + Д (деньги)        ПРОИЗВОДСТВО =  Т  Д (новая стоимость, которая значительно выше стоимости рабочей силы, разница между ними - ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ)

3.  При капиталистическом способе производства прибавочная стоимость присваивается капиталистом в виде прибыли, в чём и выражается эксплуатация им рабочего

5

Мальтузианство

Томас Мальтус 1766-1834

Очерк о законе  народонасе-

ления

1.Закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов.

2.Народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования — в арифметической.

3. Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию или несчастьям (войны, эпидемии, голод)

6

Маржинализм -школа предельной (marginalisme, от лат. margo (marginis) — край) полезности

 70-е гг. XIX века

Карл Менгер

Евгений Бем-Баверк

Джевонс

Вальрас

Основания политической экономии

Капитал и прибыль

Теория политической экономии

Элементы чистой политической экономии

1.Дали объяснение стоимости с точки зрения психологии покупателя.

2. Они пришли к заключению, что потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного потребителя, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства.

3. Острота нужды в том или ином благе неодинакова, существует своего рода иерархия потребностей

4. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.

7

Неоклассическая школа

Альфред Маршал

В 1890 году вышла книга Принципы политической экономии

1.Концепция равновесной цены,

«крест Маршала» 

2.  Обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, «компромиссную» теорию цены.

8

Историческая школа (возникла в Германии, но выделяют английскую, французскую)

Фридрих Лист

Адам Мюллер

М. Вебер

Национальная система политической экономии

Публицистические статьи

Протестантская этика и дух капитализма

Направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: 1.Изучение истории и специфики национальных хозяйств;

2. Выделение неэкономических факторов, влияющих на развитие экономики:  географическое положение, климат; особенности менталитета; вера особенности исторического развития; особенности культуры; особенности психологии.

3. Анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах, а не разработка экономических теорий

Вебер: Погоня за благосостоянием считалась признаком не греховных жадности или честолюбия, но нравственности и праведности. Вебер называл это «духом капитализма»

Современные экономические школы

9

Кейнсианство

30-е годы XX в и до наших дней

Джон Кейнс

Общая теория занятости, процента и денег

1.Кейнс считал, что рыночная система изначально не равновесна, поэтому нуждается в жестком государственном регулировании.

 2. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) = «накачка спроса» -воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг. 

3. Государство  осуществляет увеличение денежной массы, снижение ставок процента;  недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования

10

Институционалисты 70-е гг XXв

Джон Гелбрейт,

 

Людвиг Эрхард

1. «Общество изобилия»

 2.«Экономическая теория и цели общества»

Благосостояние для всех

1.Они считали, что нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды.

2. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. 3.Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы

11

Монетаристы (монетаризм)

50-е гг XX и  до наших дней

(Название дано Карлом Бруннером американский экономист)

Милтон Фридмен

1. «Роль монетарной (денежной) политики»

2. «Деньги и экономическое развитие»

1.Экономическая теория регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов (эмиссия, процентная ставка банка) Количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики

2. Монетаристское правило: денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции

3. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию.

 4.Если имеют место диспропорции в экономике, то к этому приводит государственное вмешательство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сводный глоссарий для учащихся средней школы с 1-11 классы

Сводная таблица слов, которые учащиеся должен усвоить активно и пассивно....

Презентация.Экономические школы.

Презентация рассказывает об основных экономических школах от меркантилистов до Кейнса, содержит глоссарий....

Сводная циклограмма работы педагога - психолога и социального педагога в школе 8 вида.

Материал представляет  интерес  как  для  начинающих педагогов - психологов,  так  и  "стажистов". Модель  деятельности социально - психологического  сопро...

Проект организации муниципальных концертов сводного хора общеобразовательных школ г. Рыбинска

Актуальность муниципальных концертов с участием учащихся школ г. Рыбинска определяется потребностью современного общества в организации творческой жизни подрастающего поколения в культурной среде...

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ С КАМЕРНЫМ ОРКЕСТРОМ И СВОДНЫМ ХОРОМ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВ

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ С КАМЕРНЫМ ОРКЕСТРОМ И СВОДНЫМ ХОРОМ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВРабота концертмейстера занимает значительное место в повседневной профессиональной деятельности пианиста....

МБОУ ДО "Детская художественная школа" /Сводная таблица участия учащихся в конкурсах, фестивалях, выставках рисунков, фильмов преподавателя

Сводная таблица  участия  учащихся в конкурсах, фестивалях, выставках рисунков, конкурсах по анимационным фильмам преподавателя...

Целевая программа перехода в эффективный режим работы для школ с низкими результатами и работающих в сложных социально-экономических условиях "Новой школе - новое качество образования" 2019 год

Решение проблемы перехода школы в эффективный режим работы связывается с оптимизацией условий организации образовательного процесса на основе раскрытия внутреннего потенциала ресурсов школы и кооперац...