Использование кейс-технологий на уроках "Экономики"
методическая разработка по экономике по теме

Метод анализа ситуаций открывает двери для творчества преподавателя, создает ощущение нужности обществу и самоценности. Каждый, кто хоть немного соприкоснулся с этим методом, уже не будет преподавать по-старому, не вернется в засушливую зону педагогического традиционализма, ибо произошло обновление интеллекта, мироощущения и ценностей преподавателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolz_keys-tekhnol.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование кейс-технологий на уроках «Экономики»

                                                                           

Чиннова Татьяна Викторовна

Преподаватель экономики,

ГБОУ СПО Сергиевский

Губернский Техникум

Сергиевский район, Самарская область

         

Метод анализа ситуаций открывает двери для творчества преподавателя, создает ощущение нужности обществу и самоценности. Каждый, кто хоть немного соприкоснулся с этим методом, уже не будет преподавать по-старому, не вернется в засушливую зону педагогического традиционализма, ибо произошло обновление интеллекта, мироощущения и ценностей преподавателя.

 Юрий Сурмин

Введение

Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре.

Современное образование должно воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.

Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку - еще большие перемены произошли в способах изучения нового. Знаний - море, но способы получения их кардинально улучшились. Используя компьютеры с выходом в Интернет, учащиеся могут получить более эффективный доступ к источникам знаний.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы -  предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

В этих условиях преподавателю  необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.

Актуальность

Любое усвоение знаний строится на усвоении студентом учебных действий, овладев которыми, он смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

 Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.

 Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием, изучение явлений на основе конкретных ситуаций. Сущность технологии - изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев.

      В  жизни студентам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Использование кейс-метода в изучении учебных дисциплин экономического цикла является особенно значимым, так как применение импровизаций в учебном процессе требует максимального приближения учащихся к реальным ситуациям и принятию адекватных решений.  Ведь экономическое образование призвано не только передавать теоретические знания, но и готовить учащихся к практической деятельности в реальной среде.

Особенностью кейса, как метода обучения является то, что он дает интегральные знания об экономике и помогает синтезировать знания, полученные в курсах «Экономическая теория», «Экономика отрасли», «Экономика предприятия», «Макроэкономика» и «Микроэкономика». Особенностью теоретического обучения является то, что каждый из перечисленных курсов изучает особенности экономики разных уровней. Однако в реальности все эти уровни взаимосвязаны. Поэтому практическая деятельность требует интегральных знаний, умения действовать в ситуациях со многими переменными. И кейс является хорошим способом показать все разнообразие обстоятельств, с которыми сталкивается экономика. Учащиеся приходят к пониманию того, что проблемы, с которыми сталкивается государство в реальной действительности, не является уникальным и что практически все государства мира сталкиваются с подобными проблемами.

Полезной стороной кейса является также то, что он знакомит с разнообразными приемами и способами государственного регулирования экономики, позволяет им расширить рамки своих представлений о функционировании экономики.

В связи с этим разработка и решение конкретных практических ситуаций происходящих в экономике является актуальной задачей.

Анализ ситуации

Реальная ситуация в нашем техникуме не так хороша, как хотелось бы думать. В техникуме кабинет «Экономики»        , оборудован средствами созданными преподавателем и студентами (плакаты, видеоматериалы на дисках), причем данные видеоматериалы приходится смотреть на ноутбуках, которые приносят студенты или сам преподаватель.  Практически не созданы электронные курсы по экономике, много времени преподаватель тратит на то, что бы найти в Интернете обучающие видео-уроки, нет возможности смотреть онлайн, так как нет доступа в Интернет. Устаревшее оборудование (самодельные плакаты, калькуляторы)  не позволяет давать задания повышенной сложности в соответствии с потребностями одаренных детей, индивидуальные задания для имеющих отклонения в здоровье, строить их индивидуальную траекторию развития.   Для решения поставленных задач воспитания гармонично развитой личности, владеющей способами приобретения знаний, умеющей анализировать и применять свои творческие способности, необходим совсем другой уровень электронно-информационного и материально-технического обеспечения учебного процесса по экономике, нежели присутствующий ныне. И эти недостатки, не позволяющие в полной мере использовать электронно-информационные ресурсы и материально-техническую базу, являются тормозом для достижения результатов обучения. В итоге имеем низкий уровень знаний по экономике. 

Противоречия

Преподавателем экономики в техникуме я работаю, шестой год и всё чаще задумываюсь о том, почему снижается познавательный интерес студентов к урокам экономики. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес и мотивация достаточно низкие. Многие студенты экономику считают предметом не столь важным. По результатам анкетирования  студенты дисциплину экономика по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди дисциплин СПО. И, возможно, поэтому мотивация обучения снижается, снижается качество знаний.

Исходя из вышесказанного выделяются противоречия:

- между требованиями программы СПО к высокому уровню знаний по экономике у выпускника и реальным низким уровнем владения экономическими знаниями на завершающем этапе обучения;

- преобладанием всё ещё традиционного подхода к содержанию занятий по экономике и наличию потребности введения новых педагогических технологий в обучении экономики как наиболее адекватных социальному заказу общества и современным целям образования;

- стремление учащихся к внедрению нововведений в учебный процесс и существовании осторожности со стороны преподавателей к восприятию и применению новых педагогических технологий;

- противоречия между требованиями преподавателя обучающего «усреднённого» студента  и потребностями учащихся получения личного ориентированного результата от занятий экономики.

Проблема

В связи с подобным явлением на уроках экономики назрела проблема, связная не только с изменением средств обучения, но и изменяющая отношение самого преподавателя ( т.е. меня)  к процессу обучения:

- необходимость использования современных образовательных технологий (кейс-технологий) на уроках экономики.

Цель

- создать систему применения кейс-технологий на уроках экономики.

Задачи

- изучить источники информации о современных образовательных технологиях;

- рассмотреть возможность применения кейс-технологий на уроках экономики;

- разработать занятие темы «Банкротство», способствующее формированию познавательной активности учащихся системой средств кейс-технологий.

Содержание работы

Кейс - технологии приемлемо использовать на уроках экономики, так как это дисциплина,  требующая анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс - технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

Какие возможности дает метод обучающемуся:

- видеть проблемы;

- понимать и использовать концепции;

- анализировать профессиональные ситуации;

- оценивать альтернативы возможных решений;

- выбирать оптимальный вариант решения;

- составлять план его осуществления;

- развивать мотивацию;

- развивать коммуникационные навыки и умения.

Цель: научить учащихся, как индивидуально, так и в составе группы: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Задачи:

- развитие коммуникативных навыков и презентационных умений;

 - формирование интерактивных умений, позволяющих эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;

- приобретение экспертных умений и навыков;

- самостоятельность при поиске необходимых знаний для решения ситуационной проблемы;

 - изменение мотивации к обучению.

Кейсы, содержащие подробную информацию о развитии и проблемах экономики, используются мной для обсуждения в малых группах. Традиционно работа над кейсом ведется в несколько этапов.

В зависимости от сложившейся ситуации, учащиеся знакомятся с содержанием кейса либо заранее, либо непосредственно на занятии. На первом этапе учащиеся самостоятельно в индивидуальном порядке изучают содержание кейса. Они сами пытаются выделить и уяснить проблему, изложенную в кейсе и найти способ ее решения.

На следующем этапе группы разбивается на небольшие подгруппы по 5-6 человек. Учащиеся в малых группах без участия преподавателя обсуждают поставленные в кейсе вопросы, обмениваются мнениями относительно анализируемой ситуации. Группа вырабатывает единое мнение относительно того, какие инструменты экономики  необходимо использовать для решения проблемы. Также группа должна выбрать один из предложенных вариантов решения проблемы, либо предложить собственный. Таким образом, группа должна прийти к общему пониманию проблемы и вариантов ее решения.

На третьем, заключительном этапе после групповой работы следует общее обсуждение ситуации под руководством преподавателя. Во время дискуссии в группе происходит анализ содержания конкретной практической ситуации, диагностика, четкая идентификация проблемы, поиск путей ее решения. Каждая группа выступает с аргументацией выбранной альтернативы.

Эффективность групповой дискуссии во многом зависит от степени вовлеченности в нее, а также от разнообразия точек зрения на проблему и подходов к ее решению. Задача преподавателя, в данном случае состоит в правильной организации дискуссии. Цель общего обсуждения — выработка стратегии поведения предприятия в кризисных условиях. Главное, что должны вынести учащиеся в процессе обсуждения кейса, то что не бывает единственного варианта решения, имеются различные варианты поведения предприятия при реализации своих целей.

В приложении 1 представлен пример кейса для проведения занятия по экономики по теме «Банкротство».

Ожидаемый результат

Так как наиболее успешно кейс-технологии можно использовать на уроках получения знаний, когда нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут совпадать по степени истинности, а выбранная тема именно такова, я считаю,  что применение данной технологии способствует:

1. повышению уровня познавательной активности студентов;

2. сокращению количества учащихся «ситуационной » включенности;

3. формированию устойчивого интереса к урокам экономики;

4. формированию способностей разрабатывать план действий, ориентированных на намеченные результаты,  разрабатывать алгоритм принятий решений;

5. формированию умения реализовывать придуманный план в реальный продукт, презентовать его.

Преимуществом  кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке студентов, особенно на занятиях экономики. Применение кейс-методов позволяет развивать навыки работы разнообразными источниками информации: текстами, таблицами, схемами, рисунками, информационными технологиями. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе - творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательный деятельности.

И в итоге, после проведения занятия, я ожидаю увидеть навыки групповой работы студентов (то есть усовершенствование навыков и получение опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей).

Заключение

Преподавание экономики в техникуме  важно для современного общества – это получение экономических знаний, умений и навыков, умении ориентироваться в современных экономических реалиях. Использование различных методов преподавания позволяет сделать уроки по экономике интересными, доступными для понимания студентов техникума. Активные методы обучения позволяют студентам применить теоретические знания на практике, разобраться в реальных экономических ситуациях.

Применение кейс – технологий на уроках экономики представляется мне возможным, реально выполнимым и воспроизводимым в случае соблюдения следующих условий:

- интересная реальная или близкая к реальной проблемная ситуация;

- наличие достаточных источников и электронных ресурсов (я пока использовала только печатную продукцию);

- должна быть яркая возможность проявить индивидуальные способности в группе (самоопределение в распределении ролей, творческий подход по выявлению задания, роль должна соответствовать личностно – ориентированным потребностям каждого);

- оценивание группы должно быть единым (одна оценка на всех).

Подводя итог, хочется напомнить поговорку наших предков «Под лежачий камень вода не течет», которая настойчиво подталкивает нас к мысли о самосовершенствовании, и в профессиональной сфере тоже. Только всесторонне развитый, тактичный и мудрый преподаватель сможет заинтересовать наше «компьютерное» юношество, живущее иногда больше в пучинах Интернета, чем в реальной жизни.

Успехов нам, коллеги!

Использованные источники и ресурсы

1. Абрамов А.Е. «Основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий» / М.: Экономика и финансы, 2009 г.

2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. Пособ.- М.: Финансы и статистика, 2005.

3.Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Маркетинг.-    2008.- №1.

4.Русских Г.А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие. – М., Ладога-100, 2010.

5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2009.

6.Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2009.

7. http://www.skoda-avto.ru

8. http://www.gutagroup.ru/

9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Daewoo

10. http://www.gmdaewoo.co.kr/kor/index.jsp

11. http://nurrahmanarif.wordpress.com/2008/10/

12. http://vashabnp.info/load/38-1-0-246

13. http://www.stvcc.ru/prep/articles/case-technology/

14.  http://sch64-stavedu.narod.ru/index.files/project8.htm

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей

Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...

Вариант урока с использованием кейс технологии.

1.Прогнозная задача .Предполагает анализ положительных и отрицательных последствий известных всем явлений, открытий или решений. 2Учебный мозговой штурм по теме Электролиз. Создание банка идей .Анализ...

Урок обществознания с использованием кейс-технологии (метод дискуссии) Тема: «Культура межнациональных отношений» Преподаватель: Файзуллина Г.И. 1 курс

Урок обществознания с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из них является кейс-технология....

Использование кейс – технологии на уроках истории и обществознания как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Последние исследования педагогов и психологов показывают, что успех в информационном обществе доступен только тем учащимся, которые смогут применять свои знания  в  незнак...

Конспект мастер-класса "Использование кейс-технологий на уроках технологии"

Ролевая игра на уроках технологии с использованием кейс-технологий....

Использование кейс-технологии на уроках математики на примере практического кейса для 6 класса.

В данной презентации собраны задачи, которые в доступной форме помогут учащимся повторить материал 6 класса по математике....