ИГРА "Экономические ресурсы"
учебно-методический материал по экономике (7 класс) по теме

Ромахина Елена Геннадьевна

Благодаря простой и увлекательной игре "Экономические ресурсы" дети почувствуют себя настоящими создателями маленького государства, научатся понимать проблему ограниченности ресурсов, поймут влияние времени на экономические ресурсы и конечно же научатся различать их виды.

Игра может быть проведена как на уроках эконмики, так и на уроках обществознания.

Проводится в течение одного урока (45 минут) или двух (по желанию учителя).

Цель игры:

С помощью активных форм преподавания экономики познакомить учеников с основными экономическими понятиями и ситуациями:

  • экономические ресурсы;
  • ограниченность;
  • влияние времени на экономические ресурсы;
  • обмен ресурсами;
  • экономическая выгода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1ekonomicheskie_resursy.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Ромахина Е. Г.

ИГРА "Экономические ресурсы"

для школьников 5-7 классов, изучающих экономику

Благодаря игре "Экономические ресурсы" дети почувствуют себя настоящими участниками маленького государства, научатся понимать проблему ограниченности ресурсов, поймут влияние времени на экономические ресурсы и конечно же научатся различать их виды.

Игра может быть проведена в течение одного урока (45 минут) или двух по желанию учителя.

Цель игры:

С помощью активных форм преподавания экономики познакомить учеников с основными экономическими понятиями и ситуациями:

  • экономические ресурсы;
  • ограниченность;
  • влияние времени на экономические ресурсы;
  • обмен ресурсами;
  • экономическая выгода.

Школьники должны научиться:

  • определять различные виды экономических ресурсов на предложенных им карточках;
  • рассказывать, как время влияет на те или иные экономические ресурсы;
  • с помощью обмена одних экономических ресурсов на другие собирать карту ресурсов (земля, капитал, труд, предпринимательская способность);
  • рассуждать об экономических (и не только) проблемах, связанных с ограниченностью ресурсов, о влиянии ограниченности ресурсов на благосостояние страны.

Для проведения игры вам потребуется:

1. Карточки, 30-40 штук (карточки представляют собой вырезанные из любых 5-6 толстых журналов картинки, наклеенные на картон). Из журналов подойдут, например, такие: "Эксперт", "Гео", "Наука и Жизнь", "Спб. Собака.ru" (или любые другие прочитанные вами журналы). Вырезаются картинки с изображением людей на работе, причем должны присутствовать как занятые физическим трудом, так и интеллектуальным (ресурс труд); горы, реки, леса, поля, полезные ископаемые (ресурс земля); нарисованные или сфотографированные здания, заводы, транспорт, механизмы (ресурс капитал); люди, заключающие сделки, работающие на бирже, ведущие переговоры (ресурс предпринимательская способность).

Обратите внимание! Изображенное на карточках не должно быть очень мелким, так как, если ребенок поднял карточку и показывает ее, то остальные должны видеть, что же там нарисовано, также карточка должна быть видна с доски, если прикреплена к ней магнитом.

2. Жетоны из цветной бумаги, обозначающие некое произведенное благо. Жетон ученик может получить, только собрав всю карту ресурсов (по одной карточке из каждого вида экономических ресурсов), поэтому, если у вас, например, каждого вида ресурсов по 10 карточек (всего 40 штук), то жетонов вам на игру понадобится 10. Если в игре вы используете 30 карточек, то количество жетонов будет равно 30:4, то есть примерно 7-8 жетонов.

3. Таблица из четырех одинаковых по размеру граф, нарисованная на доске или большом листе ватмана.

4. Много мелких магнитиков, если вы рисуете таблицу на доске. Кусочки скотча, если вы используете бумагу (также возможен любой другой вариант, придуманный вами и удобный вам).

5. Некоторое количество призов (по желанию). Призами могут быть шарики, наклейки, карандаши или отличные оценки! Количество призов зависит от количества учеников, сидящих на одной колонке, так как они будут в одной команде.

6. На проведение игры вам потребуется 45-50 минут.

Ход игры

Игра состоит из 8 шагов. Некоторые из шагов могут быть пропущены учителем, ведущим игру или изменены их места.

1 ШАГ. 

Расскажите ученикам об экономических ресурсах, пусть ребята сами попытаются догадаться о том, что входит в каждый ресурс. Обсудите, для чего нужен каждый из экономических ресурсов, почему существование экономики возможно только при наличии всех четырех видов ресурсов. Покажите на примерах, что когда четыре вида ресурсов взаимодействуют, экономика может производить блага. Пусть ученики приведут примеры самостоятельно (крестьянское хозяйство выращивает пшеницу (ресурс земля); использует орудия труда и технику (ресурс капитал); использует труд людей, причем не только рабочих, но и ученых, разрабатывающих новые сорта пшеницы (ресурс труд); пшеница продается для переработки, заключаются соглашения, договора на поставку пшеницы (ресурс предпринимательская способность)).
(10 минут).

2 ШАГ. 

Раздайте ученикам карточки, приготовленные вами заранее. Если учеников в классе немного (до 15 человек), раздайте по две карточки. Предварительно карточки необходимо хорошо перемешать!

Попросите учеников посмотреть на карточки и определить, к какому виду экономических ресурсов может быть отнесена карточка.

3 ШАГ. 

Пока дети рассматривают материал, подготовьте таблицу из четырех граф (на доске или на листе ватмана), магнитики или любую клейкую ленту. Попросите каждого ребенка выйти к доске и прикрепить на таблицу доставшийся ему экономический ресурс.

Чтобы не получилось толпы, вызывайте учеников сами.

Кто-то из ребят прикрепит свою карточку верно, кто-то ошибется.

Попросите ошибающихся объяснить, почему они прикрепляют свой ресурс именно в эту графу таблицы, постарайтесь, чтобы они поняли свою ошибку самостоятельно.
(10-15 минут).

4 ШАГ. 

Обратите внимание детей на то, что некоторые карточки могут попадать сразу в две графы (рисунок гор и горной дороги).

Предложите детям забрать свои карточки, желательно, если они это сделают по очереди.
(5 минут).

5 ШАГ. 

Теперь организовываем государства. Удобно разделить учеников на государства по колонкам (обычно их три). Пусть каждое государство подсчитает свои карточки и определит, сколько карточек каждого вида оно имеет. Естественно, у каждого государства количество экономических ресурсов разного вида окажется различным. Объясните ученикам, что это обычная ситуация - все ресурсы всегда ограничены.

6 ШАГ. 

Предложите ученикам обменяться ресурсами между собой так, чтобы получилось как можно больше полных карт экономических ресурсов (одна карта - четыре карточки с видами ресурсов).

Четыре карточки с разными ресурсами сдаются учителю и государство (ученики с одной колонки) получают жетон - символ богатства государства. Победителем является команда, набравшая наибольшее количество жетонов. Не забывайте, что время на обмен карточками тоже ограничено! (15 минут).

7 ШАГ. 

Обсудите с учениками игру. Спросите их, какие ресурсы оказались наиболее редкими. Какие еще причины повлияли на результат игры? Почему некоторые карточки оказались более ценными?

Примечание: не устанавливайте заранее цену карточки, пусть этот вопрос возникнет в процессе игры, тогда сообщите играющим, что они имеют право обмениваться так, как считают правильным.

8 ШАГ. 

Если игра проводится в седьмом классе, завершите ее написанием учениками небольшого эссе.

Тема может быть выбрана любая, касающаяся ограниченности ресурсов или влияния времени на экономические ресурсы.

Желаю вам успехов в проведении игры! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский цифровой образовательный ресурс"Полезные адреса Интернет-ресурсов"

Цифровой образовательный ресурс представляет собой презентация, рассказывающую о услугах сети Интернет, числе пользователей Интернета, ранжированию поисковых запросов и много другой статичтической инф...

Мастер-класс "Знакомство с ресурсами и инструментами Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов"

Мастер-класс:познакомит Вас с возможностями Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов, а также научит находить ресурсы и добавлять их в PowerPoint презентации...

План- конспект урока "Вегетативное размножение растений", 6 класс, с использованием возможностей ресурсов сети Интернет (ресурсов образовательных сайтов)

Представленный урок по теме "Вегетативное размножение растений» составлен в соответствии с УМК Сфера.Учебно-методическое обеспечение – учебник Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Биология  Живой ор...

Водные ресурсы мира. Ресурсы Мирового океана.

Водные ресурсы мира. Ресурсы  Мирового океана....

Урок-обобщение «Почвы и почвенные ресурсы . Растительный и животный мир .Биологические ресурсы»

По окончании изучения темы, я провожу уроки в нетрадиционной форме, в данном случае , предлагаю игру "Счастливый случай" За две недели до урока, я даю задание учащимся, которое они готовят самостоятел...