Методическая разработка темы "Стратегия поиска работы"
методическая разработка по экономике (10 класс) на тему

Кнаус Татьяна Владимировна

Данная методическая разработка раздела программы «Экономика » составлена по теме «Стратегия поиска работы» (10 кл).

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon strategiya_poiska_raboty_knaus_t.v.ppt2.93 МБ
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_razdela_knaus_t.v.doc833.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка раздела «Стратегия поиска работы» для классов социально-экономического профиля Учитель экономики I категории МОУ СОШ № 35 г. Дзержинска Кнаус Татьяна Владимировна Стаж работы – 10 лет 2010 г.

Слайд 2

Цель работы: сформировать теоретические и методические основы профессионального самоопределения и будущего трудоустройства старшеклассников. Задачи: Научить старшеклассников ориентироваться на современном рынке труда; Сформировать умение учащихся в правильном выборе профессии; Уяснить механизм поиска работы; Подготовить к успешному прохождению собеседования; Научить составлять резюме и трудовой контракт.

Слайд 3

Проектный метод Использование ИКТ и интернет Консультации специалиста Методы «мозгового штурма», «корзины идей» Формы промежуточного контроля: Тестирование Творческие работы (составление профессиограммы, резюме, трудового контракта) Отчёт по практической работе Формы итогового контроля: Дифференцированное творческое задание

Слайд 4

Учебно-тематическое планирование темы № Тема Кол-во часов 10 класс Тема 13. Стратегия поиска работы 5 1 Урок 1. Профессиональное планирование. 1 2 Урок 2. Способы и методы поиска работы. 1 3 Урок 3. Самореклама. 1 4 Урок 4. Собеседование. 1 5 Урок 5. Трудовой договор. 1

Слайд 5

Урок №1. Профессиональное планирование.

Слайд 6

«Корзина идей»

Слайд 7

Заполнение канвы-таблицы (самостоятельная работа с текстом)

Слайд 8

«Мозговой штурм» Проблема для обсуждения : Одна из промышленных фирм разместила рекламное объявление, в котором приглашались на работу разные специалисты с высокой зарплатой. Как вы думаете, какие требования предъявляла данная фирма к работникам? Ответ: Решительность. Наличие харизмы. « Чувство рынка » . Умение проходить через кризисы. Умение работать в команде единомышленников. Знание основ экономического права, менеджмента и маркетинга.

Слайд 9

«ХОЧУ - МОГУ – НАДО»

Слайд 10

Урок № 2. Способы и методы поиска работы

Слайд 11

Урок № 3. Самореклама.

Слайд 12

Урок № 4 Собеседование. Игра – импровизация «Приём на работу» Защита проектов Видеоконсультация специалиста

Слайд 13

Урок № 5. Трудовой договор (аналитическая деятельность учащихся) Анализ Трудового кодекса РФ Упражнение «Собери трудовой договор» Заключение трудового договора



Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(ГОУ ДПО НИРО)

Кафедра теории и методики обучения

технологии и экономике

Методическая разработка раздела программы

«Стратегия поиска работы»

для классов социально-экономического профиля

   Учитель первой квалификационной

                категории

                                                  МОУ СОШ № 35 г. Дзержинска

                                               Кнаус Татьяна Владимировна

Н.Новгород

2010 г.

Пояснительная записка.

Данная методическая разработка раздела программы «Экономика для классов социально-экономического профиля». – Н.Новгород, 2007. (сост.: Симонов И.А., Плетенева О.В., Гребенева Г.И.) составлена по теме 13 «Стратегия поиска работы» (10 кл).

Одной из серьезных жизненных проблем, с которой сталкиваются все выпускники образовательных учреждений, является поиск работы. Он предполагает умение планировать и строить профессиональную карьеру в меняющихся условиях рынка труда.

Успех поиска работы зависит от многих факторов. Среди них и качество образования соискателя, и профессиональные знания и навыки, и личные качества. Тем не менее, порой неудачи в поиске работы преследуют даже весьма квалифицированных специалистов. Причины неудач кроются в неумении кандидата разработать стратегию поиска работы, определить цели этого поиска, составить грамотное и привлекательное для работодателя резюме, представить себя работодателю с выгодной стороны.

Для старшеклассников проблема поиска работы очень актуальна. От того, насколько верно выбрано направление профессионального развития, путь достижения поставленных целей зависит реализация, благополучие в будущем. В современных условиях работодатель предъявляет высокие требования к нанимаемым работникам.

Данная тема недостаточно разработана  в теоретическом и особенно в методическом плане.

Поэтому цель представленной методической разработки: сформировать теоретические и методические основы  профессионального самоопределения и будущего трудоустройства старшеклассников.

Задачи:

  • Научить старшеклассников ориентироваться на современном рынке труда;
  • С учётом индивидуальных способностей и возможностей определиться с будущей профессиональной деятельностью;
  • Уяснить механизм поиска работы;
  • Подготовить к успешному прохождению собеседования;
  • Научить составлять резюме и трудовой договор.

        Данная тема рассчитана на 5 часов в 10 классе социально-экономического профиля (3 или 4 ч. в неделю).

Содержание раздела программы.

Тема.  Стратегия поиска работы (5 ч).

Урок 1. Профессиональное планирование (1 ч).

Профессиональное планирование. Определение интересов. Определение способностей. Определение специальности. Профессиональная пригодность. Определение ценностей для работодателя.

В результате урока учащийся должен знать:

  • понятие профессии, специальности, профессионального планирования и профессиональной пригодности
  • качества и умения работника, которые ценятся работодателями

должен уметь:

  • объективно оценивать свои способности и возможности
  • разрабатывать план действий при устройстве на работу

Урок 2. Способы и методы поиска работы (1 ч).

Способы и методы поиска работы: обращение в службу занятости населения, поиск работы через объявления в газетах, обращение к знакомым, телефонные переговоры и интернет.

В результате урока учащийся должен знать:

  • основные инструменты поиска работы
  • правила этикета при ведении телефонных разговоров

должен уметь:

  • решать практические задачи поиска работы в интернете
  • владеть техникой телефонных разговоров

Урок 3. Самореклама (1 ч).

Самореклама. Резюме: структура и виды.

В результате урока учащийся должен знать:

  • понятие, виды резюме
  • основные требования к написанию резюме и его структуру

должен уметь:

  • определять основные ошибки при составлении резюме
  • составлять резюме

Урок 4. Собеседование (1 ч).

Подготовка к собеседованию. Основные методы отбора кандидатов на должность. Оценка результатов собеседования.

В результате урока учащийся должен знать:

  • типовые ситуации, возникающие в ходе собеседования
  • наиболее распространенные ошибки в поведении соискателей
  • правила поведения в деловой сфере
  • вербальные и невербальные средства общения

должен уметь:

  • правильно подготовиться к собеседованию
  • устанавливать контакт с работодателем
  • правильно использовать невербальные средства общения в ходе собеседования

Урок 5. Трудовой договор (1 ч).

Трудовой договор. Обязанности. Требования. Условия работы.

В результате урока учащийся должен знать:

  • понятие и содержание трудового договора
  • основные требования к написанию трудового договора

должен уметь:

  • составлять трудовой договор

Учебно-тематическое планирование темы.

Тема

Кол-во

часов

10 класс

Тема 13. Стратегия поиска работы

5

1

Урок 1. Профессиональное планирование.

1

2

Урок 2. Способы и методы поиска работы.

1

3

Урок 3. Самореклама.

1

4

Урок 4. Собеседование.

1

5

Урок 5. Трудовой договор.

1

Методическое обеспечение раздела образовательной программы.

Основными принципами отбора содержания раздела образовательной программы являются принципы:

- личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей;

- обеспечение практической ориентации образования путем рационального сочетания продуктивной и репродуктивной деятельности учащихся;

- профилирование и дифференциация содержания образования как условие выбора учениками уровня и направленности изучения образовательных программ.

- принцип научности – фактически изучаемый содержательный материал должен быть сформирован в непосредственной связи с теорией науки.

Используемые педагогические технологии:

Технология проблемного обучения (такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению).

Технология коллективного способа обучения (такая организация занятий, при которой происходит общение учащихся в группах, когда каждый учит каждого).

Технология индивидуального обучения (такая организация занятий, при которой происходит как взаимодействие учителя с каждым учащимся, так и взаимодействие каждого учащегося с источниками информации).

Технология поэтапного формирования умственных действий (такая организация занятий, при которой познание нового происходит за несколько этапов).

Технология уровневой дифференциации (такая организация занятий, при которой происходит обучение каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей).

Технология широкого использования потенциала личностно-ориентированного подхода в обучении (такая организация занятий, при которой каждая личность признаётся носителем субъектного опыта; широко используются эффекты исследования проблемного и творческого поиска).

        При преподавании данной темы возможно применение различных методик реализации уроков. Так, на 1 уроке темы осуществляется самостоятельная деятельность учащихся на всех этапах современного урока. 2 урок проводится с использованием интернет – технологии и ИКТ. 3 урок носит практико-ориентированный характер. На 4 уроке проводится игра – импровизация, цель которой сформировать умения оптимального решения возникающих проблем без предварительной подготовки в процессе их разрешения. На 5 уроке осуществляется аналитическая деятельность учащихся.

        Методическая разработка  ориентирована на широкое применение активных форм проведения занятий. Их использование помогает школьникам более глубоко усвоить теоретические знания, получить первый опыт применения своих знаний при проведении практических работ, облегчает и ускоряет освоение данного предмета.

С целью повышения интереса, творческой активности учащихся включены такие формы работы, как решение проблемных задач, игры, консультации специалиста, составление компьютерных презентаций, использование ИКТ и интернет. Широко используются групповые формы работы. Работая в группе, подростки учатся обмениваться информацией и выражать личное мнение, говорить и слушать, принимать решения, обсуждать и решать проблемы. Это развивает личностную и социальную компетентность.

Различные формы работы, применяемые на уроках, дают возможность активизировать познавательные процессы и творческую деятельность, развить умения анализа, сопоставления, формируют готовность у школьников к профессиональному выбору и успешному поиску работы в будущем.

Формы контроля уровня достижений учащихся.

Текущий контроль проводится в различных формах:

  • Компьютерное тестирование учащихся;
  • Выполнение практических работ;
  • Составление резюме;
  • Составление трудового договора.

Так как тема носит творческую направленность и её основной целью является формирование умений учащихся, то в качестве итогового контроля целесообразно использовать написание творческой работы – отчёта, носящей дифференцированный характер.

Также на протяжении изучения темы учащиеся составляют папку «Мой поиск работы», куда вносятся результаты тестов, практические и творческие работы, опорные схемы, памятки.

Данная разработка была апробирована в МОУ СОШ № 35 г. Дзержинска с 2007 г. по 2010 г. Результаты показали, что все учащиеся профильных классов успешно окончили школу, определили свои дальнейшие жизненные планы, наметили пути их реализации с учетом своих интересов и индивидуальных особенностей. Кроме этого у выпускников вырос уровень самооценки, уверенности, получили развитие коммуникативные навыки.

Список использованной литературы:

  1. Альтшуллер А.А. Суперменеджер: имидж и самопрезентация – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 160 с.
  2. Волкова Т.Р., Мишин А.В. Секреты поиска работы. – М.: Генезис, 2003. – 125 с.
  3. Истратова О.Н. Психологические тесты для старшеклассников - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 249 с.
  4. Киреев А.В. Интерактивные уроки экономики. Пособие учителя – М.: Вита-Пресс, 2009.
  5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I: Научно-практич. пособие -  Ростов н/Д: Учитель, 2004. – 288 с.
  6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II: Научно-практич. пособие -  Ростов н/Д: Учитель, 2005. – 288 с.
  7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III: Проблемные уроки.  Научно-практич. пособие -  Ростов н/Д: Учитель, 2006. – 288 с.
  8. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: Научно-практич. пособие -  Ростов н/Д: Учитель, 2007. – 240 с.
  9. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 5: Научно-практич. пособие -  Ростов н/Д: Учитель, 2007. – 208 с.
  10. Навыки успеха. Рабочая тетрадь. / МОО «Достижения молодых». – М.: ООО «Поли-экспресс», 2004. – 72 с.
  11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1987. – 797 с.
  12. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: 9-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с.
  13. Сизикова С.Ф. Основы делового общения. – 10 -11 кл.: учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2006. – 139 с.
  14. Технология: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 288 с.
  15. Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений/ под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной – М.: Просвещение, 2006. – 159 с.
  16. Трудовой кодекс РФ. КонсультантПлюс: Высшая школа. 2009 г.
  17. Шеламова Г.М. Культура делового общения при трудоустройстве. – М.: Академия, 2008.
  18. Экономика для классов социально-экономического профиля. И.А.Симонов, О.В.Плетенева, Г.И.Гребенева, Р.С.Лукьянова, Н.Н., НГЦ, 2007

Интернет – ресурсы:

  1. www.profkonsultant.ru
  2. http://aleader.ru
  3. http://pmoney.ru
  4. http://planetahr.ru
  5. http://etiket-slovo.narod.ru
  6. www.ael.ru
  7. www.rabota.ru
  8. www.personalexpert.ru
  9. www.metodkabi.net.ru
  10. http://job.ws/n_gor_o/

Урок №1.

Профессиональное планирование.

Для корабля, который не знает, куда плывет,

ни один ветер не будет попутным.

Луций Анней Сенека

Если у вас нет цели,

То вам не к чему стремиться.

Козьма Прутков

Профессия – это вид трудовой деятельности, являющийся источником существования и требующий определенной квалификации, которая приобретается в ходе специальной подготовки [интернет-ресурсы, 9].

Специализация – это вид занятий в рамках одной профессии [12] .

Профессиограмма – документ, в котором описаны особенности профессии [14].

Профессиональное планирование - образ профессионального будущего [интернет-ресурсы, 9].

Профессиональные способности - индивидуально-психологические свойства личности человека, отвечающие требованиям данной профессии [14].

Интересы – это побуждения познавательного характера [12]. 

Профессиональная пригодность — комплекс качеств индивида, требующихся для обучения и дальнейшего эффективного труда в той или иной профессиональной области [интернет-ресурсы, 9]..

        Цель урока: научить учащихся планировать свой профессиональный выбор на современном рынке труда.

        Задачи урока:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о профессиях
  • уяснить понятия специализации, профессиональной пригодности;
  • освоить методику профессионального планирования

Развивающие:

  •  научить ориентироваться в мире профессий;
  •  анализировать соответствие своих способностей и возможностей выбранной профессии;

Воспитательные:

  •  осуществлять успешную профессиональную деятельность в будущем

        Раздаточный материал: текстовый материал (приложение 1), канва-таблица (приложение 2), психологические тесты на профориентацию учащихся (приложение 3).

        Тип  урока: урок – самостоятельная работа с заполнением канвы-таблицы.

Ход урока:

  1. Актуализация прежних знаний и способов действий. (7 мин)
  1. Вопросы учителя:
  • Каковы особенности рынка труда?
  • Что является ценой на рынке труда?
  1. Обсуждение сущности понятия «профессия» методом «корзина идей». (На доске нарисован значок корзины, учащимся задаётся вопрос – что такое профессия? Ответы «складываются» в корзину, затем обобщаются).
  1. Формирование новых знаний и способов действий. (15 мин)

Самостоятельная работа с текстом (приложение 1) с заполнением канвы-таблицы (приложение 2).

  1. Применение новых знаний и способов действий. (15 мин)

«Мозговой штурм» (работа в группах по 4 -5 человек).

Задание 1. Проблема для обсуждения [4]:

Одна из промышленных фирм разместила рекламное объявление, в котором приглашались на работу разные специалисты с высокой зарплатой. Как вы думаете, какие требования предъявляла данная фирма к работникам?

Примерные ответы учащихся: наличие образования и опыта работы, трудоспособность, активность, общительность, адаптация к организационной культуре, дополнительное образование и навыки, другие качества: пунктуальность, порядочность.

После обсуждения результат записывается на доске. Учитель просит проранжировать данные требования в порядке значимости для работодателя.

Затем учитель сообщает верный ответ:

  1. Решительность.
  2. Наличие харизмы.
  3. «Чувство рынка».
  4. Умение ориентироваться в обстановке.
  5. Ощущение вектора развития.
  6. Умение проходить через кризисы.
  7. Умение работать в команде единомышленников.
  8. Знание основ экономического права, менеджмента и маркетинга.

Задание 2.

Выбрать любую профессию. Охарактеризовать её по классификации профессий Е.А. Климова. (полученные данные занести в канву-таблицу).

Задание 3.

        Приведите примеры профессий, специальностей, соответствующих формулам:
а) «Человек – природа», изыскательские, ручные орудия труда, на открытом воздухе (ответ: садовник).

б) «Человек – человек», гностические, использование функциональных возможностей организма, бытовые (ответ: врач).

Задание 4. 

В приведённых ниже специальностях выделить профессии. 

Инженер, конструктор, директор, дворник, юрист, помощник юриста, исполняющий обязанности, кассир, завуч, учитель физкультуры, дрессировщик, начальник отдела, учитель, учитель начальных классов, врач, терапевт, главный конструктор, слесарь, хирург.

Подведение итогов урока (5 мин)

Учитель: Что означают слова «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО» применительно к теме «Стратегия поиска работы? (ответы учащихся).

Учитель: Перед вами 3 ситуации. Дайте их словесную интерпритацию.

             Ситуация 1.                            Ситуация 2                     Ситуация 3

http://www.metodkabi.net.ru/img/2430_1.gif               http://www.metodkabi.net.ru/img/2430_2.gif            http://www.metodkabi.net.ru/img/2430_3.gif

Что означает область пересечения кругов в ситуациях 2, 3? Какой выбор профессии можно считать правильным?

Домашнее задание (3 мин)

  1. Составить профессиограмму на любую профессию.
  2. Пройти тесты на профориентацию: «Определение типа будущей профессии» (методика Е.А. Климова), «Матрица профессионального выбора» (разработана Московским центром профориентации молодёжи). Проанализировать полученные данные и результаты занести в таблицу.
  3. Опережающее задание по выбору (на 3 урока). Подготовить проект (работа в парах) по темам:
  1. Деловой костюм женщины
  2. Деловой костюм мужчины
  3. Вербальные средства общения    
  4. Невербальные средства общения

Урок №2.

Способы и методы поиска работы.

Лёгкие пути ведут в тупик.

Мизнер

Цель урока: систематизировать знания учащихся об основных способах поиска работы и сформировать умения применять  полученные знаний в новых ситуациях.

Задачи урока:

Образовательные:

  • уяснить основные способы поиска работы
  • знать правила ведения телефонных переговоров

Развивающие:

  • формировать умения самостоятельной работы с современными средствами трудоустройства
  • анализировать вакансии на рынке труда

Воспитательные:

  • соблюдение этикета телефонных переговоров
  • умение реализовать полученные знания в новых ситуациях.

        Педагогические средства: компьютеры, интернет, тесты (электронный вариант); раздаточные материалы: кроссворд (приложение 4), памятка учащимся (приложение 5), указания к выполнению практической работы (приложение 6,7), газета «Из рук в руки».

Форма проведения урока: урок с использованием интернет - технологий и ИКТ

         

Ход урока:

  1. Актуализация прежних знаний и способов действий. (10 мин)

Компьютерное тестирование учащихся.

В течение 5 мин. половина класса отвечает на вопросы теста (электронный вариант), другая – выполняет задание (приложение 4), затем меняются.

  1. Формирование новых знаний и способов действий (15 мин)

Учитель: «Способ» – это действие или система действий, применяемые при осуществлении чего-либо. [11]  Как вы думаете, какие способы поиска работы  существуют? (заслушиваются ответы учащихся, затем систематизируются и записываются в тетрадь).

Основные способы поиска работы [интернет – ресурсы, 7]:

  1. Печатные издания по трудоустройству.
  2. Специализированные сайты по трудоустройству в интернете
  3. "Обратная связь" - публикация своего резюме
  4. Прямое обращение к работодателям.
  5. Кадровые агентства.
  6. Ярмарки вакансий.
  7. Служба занятости.
  8. Обращение к знакомым и родственникам.

Учитель: «Метод» определяется как путь исследования, решения конкретной задачи. [11]

Методы поиска работы [интернет – ресурсы, 6]:

Пассивный поиск работы: Найти через поисковые системы базы резюме в интересующих вас сферах, городах и поместить свое резюме там.

Активный поиск работы: проанализировать базы вакансий, выслать резюме на понравившиеся вакансии

Целенаправленный поиск работы: продумать в какой компании и кем ты хочешь работать, выслать туда индивидуально составленное резюме.

В объявлениях о приёме на работу встречаются  «Мышеловки». Познакомьтесь с некоторыми из них.

Варианты заманчивых предложений [2]:

1. «Почтовая пирамида». «Работа на дому. От 400$ в неделю. Пришлите конверт с обратным адресом».

Смысл мошенничества: вы получаете конверт,  где объясняется, что фирма занимается социальными программами, и с новым предложением — выслать 10 $ за методические материалы. В лучшем случае вы вообще не дождетесь ответа. В худшем — из вас постоянно будут выманивать деньги.

2. «Сизифов труд». «Работа на дому. Сортировка (шариковых ручек, разноцветных пластмассовых гранул, камней из желчных пузырей и т.п.)»

Для начала за «ценное импортное сырье» обычно предлагается внести приличный залог. Дальнейшие события развиваются по одному из двух сценариев. Первый — собрав деньги, фирма исчезает. Второй вариант — фирма никуда не девается, но денег за свой труд вы не получаете, поскольку ваша продукция не соответствует «критериям качества», установленным работодателем.

3. «Домашний офис». «Солидной фирме требуются менеджеры на дому. Зарплата —                 от 500 $. Фирма обеспечивает сотрудников оргтехникой».

«Фирма» устанавливает на ваш домашний телефон автоответчик. Собственно, он и будет выполнять всю нужную работу, то есть обещать таким же простакам помощь в трудоустройстве и записывать их координаты. От вас же требуется только залог в 150 долларов. Через некоторое время появляется представитель «фирмы», забирает кассету и обещает, что деньги за аренду вашего телефона принесет в следующий раз.

4. «Испытательный срок». «Работа. После испытательного срока — 700$».

Вы  работаете в офисе или торговом зале, Через два-три месяца вас просят больше не приходить на работу, не удостаивая объяснения. Испытательный срок закончился.

Правила ведения телефонных переговоров [интернет – ресурсы,5]

Учитель: Ведение телефонных переговоров – это еще одна очень важная составляющая при трудоустройстве на работу. Отсутствие навыков ведения делового телефонного общения, неуверенность в себе или боязнь получить отказ, значительно снижают шансы на получение места.

Телефонные переговоры включают в себя: установление контакта, предложение и фиксацию результатов. [2]

Давайте попробуем выяснить: правильно ли мы говорим по телефону?

Предлагаю Вам прослушать примеры телефонного разговора [интернет – ресурсы, 8]:

1 диалог.

  • Добрый день, я звоню по объявлению.
  • По какому из объявлений?
  • О работе.
  • На какую вакансию?
  • Кажется, инженер - технолог... Сейчас я уточню в записной книжке... А пока я буду искать, вы не могли бы объяснить, что это такое и сколько за это платят?

2 диалог.

  • Здравствуйте! Кто говорит?
  • Вам звонит Татьяна!
  • Как дела?
  • Хорошо. Я звоню вам, Александр Петрович, чтобы выяснить вопрос с поставкой оборудования для Вашей фирмы.
  • Вы знаете, мне сейчас ужасно некогда. Я заскочу к Вам как-нибудь, и мы продолжим наш разговор.
  • Идёт! Пока, Александр Петрович.

Учитель: Какие, на ваш взгляд, были допущены ошибки в рассмотренных телефонных переговорах? (ответы учащихся обобщаются, формулируются основные правила ведения телефонных переговоров. Приложение 5).

  1. Применение новых знаний и способов действий. (17 мин)

Практическая работа. В интернете и СМИ существует много сайтов и газет, посвященных поиску работы. На них размещаются вакансии работодателей. На основе этой информации можно составить картину состояния рынка труда и сделать выводы о самых востребованных профессиях в регионе, об уровне заработной платы и требованиях к соискателям работы. Сегодня вы будете исследовать Нижегородский  рынок труда. Учащиеся разделяются на 2 группы:

1 группа (интернет – аналитики) изучают вакансии, размещённые на одном из нижегородских сайтов по трудоустройству.

Инструкция интернет - аналитикам.

  1. Включить интернет, набрать адрес http://job.ws/n_gor_o/
  2. Выбрать ссылку все вакансии
  3. Заходя по ссылкам, ответить на вопросы:
  • Определить самые востребованные специальности.
  • Заполнить таблицу 1 (Приложение 6).
  • Выбрать любую специальность. Просмотреть 5 вакансий по ней. Проанализировать требования работодателя, заполнив таблицу 2 (приложение 7).

2 группа (газетные аналитики) изучают вакансии, размещённые в одной из  нижегородских газет по трудоустройству.

Инструкция газетным аналитикам.

  1. Взять у учителя номер газеты «Из рук в руки»
  2. Найти рубрику «требуются».
  3. Анализируя размещённые вакансии, ответить на вопросы:
  • Определить самые востребованные специальности.
  • Заполнить таблицу 1 (Приложение 6).
  • Выбрать любую специальность. Просмотреть 5 вакансий по ней. Проанализировать требования работодателя, заполнив таблицу 2 (приложение 7).
  • Найдите в газетах сомнительные объявления о приеме на работу. (Вас должны насторожить следующие моменты: обещание высокой зарплаты; отсутствие требований к образованию и опыту работы; необходимость денежных вложений.) Наклейте в тетрадь такое  объявление, проанализировав его и записав рядом свои выводы.

Домашнее задание: (3 мин)

  1. Оформить отчёт о проделанной практической работе.
  2. Дополнить список правил ведения телефонных переговоров.

или

Исправить один из диалогов (рассматриваемых на уроках) в соответствии с памяткой.

Урок №3.

Самореклама.

Или как можно короче,

или как можно приятнее.

Плутарх

Если написано: «для всех размеров»,

значит, эта вещь не подойдёт никому.

Закон Мерфи

        

Цель урока: учащиеся должны овладеть техникой саморекламы с помощью составления резюме.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать знания о резюме, его видах, структуре и правилах составления;

Развивающие:

  • развивать навык самоанализа, саморекламы (оценивать свои профессиональные качества);
  • проводить анализ готовых резюме;
  • уметь составлять своё резюме

Воспитательные:

  • воспитывать культуру делового письма.

        Педагогические средства: мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал каждому ученику «Структура резюме», раздаточные материалы 1, 2, 3 (Приложение 8).

         Тип урока: практико-ориентированный урок

Ход урока:

  1. Актуализация прежних знаний и способов действий.(10 мин)

Проверка домашнего задания.

  1.  Формирование новых знаний и способов действий (15 мин)

Учитель: Что такое реклама? (ответы: информация о товаре, его свойствах)

Что такое самореклама? (ответы: информация о себе).

Резюме – короткий (на 1-2 печатные страницы) рассказ о себе: своих профессиональных знаниях и навыках, опыте работы и образовании, личных качествах и интересах. (1 слайд) Цель резюме – привлечение внимания работодателя именно к вашей кандидатуре. Ваша задача максимум при отсылке резюме – личная встреча.

Эксперты выделяют разные виды резюме, которые отличаются друг от друга способом изложения информации и целями, которые ставит перед собой соискатель. 
Каждый из этих типов обладает определёнными достоинствами и недостатками.
В настоящее время на рынке труда наиболее употребительны 4 типа резюме [интернет – ресурсы 2,4] (
2 слайд):

  • Основной тип резюме (1 страница). Оно используется чаще всего и с него начинается трудовая деятельность.
  • Хронологическое резюме: перечисление занимаемых позиций в хронологическом порядке (2 страницы). Подходит для людей со значительным опытом работы, планомерно продвигающихся по карьерной лестнице.
  • Функциональное резюме: перечисление освоенных сотрудником функций и навыков, без строгой увязки с хронологией занимаемых должностей (2 страницы). Подходит для тех соискателей, которые ориентированы, прежде всего, на профессиональный рост и развитие.
  • Повествовательный тип резюме представляет, по сути, творческую автобиографию (2 страницы). Этот тип резюме не имеет формального деления на пункты. Повествовательное резюме имеет смысл строить на основе хронологического и функционального резюме, выводя на передний план те моменты в трудовой биографии, которые являются следствием Вашего развития как личности и как специалиста.

Преимущества и недостатки каждого типа представлены на слайде 3 - 6.

Тип резюме

Преимущества

Недостатки

Основное

Лёгкость восприятия, простота структуры

Вы можете «стоить» больше, чем представлено в резюме

Хронологическое

Позволяет увидеть динамику роста квалификации.

Данное резюме удобно читать.

Эффективен, если ваша нынешняя должность хорошо демонстрирует вашу квалификацию для искомой вакансии.

Этот формат невыгодно использовать, если ваша последняя должность не связана с той работой, на которую вы претендуете.

Функциональное

Работодатель получает наиболее полную информацию о сильных сторонах работника.

Возможна объективно неправильная оценка своих сильных сторон.

Повествовательное

Если хорошо написано, может произвести впечатление на работодателя.

Требует хорошего владения языком, хорошего стиля письма

Структура резюме [интернет – ресурсы, 1]: (слайд 7, раздаточный материал каждому ученику)

  1. Ф.И.О., год рождения, координаты, по которым с Вами можно связаться (контактные телефоны).
  2. Цель (какую работу ищете).
  3. Образование (в обратном хронологическом порядке) по схеме:
  • дата начала учебы – дата окончания учебы;
  • название учебного заведения, факультет, специальность;
  • присвоенная квалификация.
  1. Опыт работы (в обратном хронологическом порядке) по схеме:
  • дата начала работы – дата окончания работы;
  • название фирмы, ее сфера деятельности;
  • название вашей должности, количество подчиненных (если были);
  • описание Ваших должностных функций, уровень ответственности и полномочий;
  • примеры конкретных достижений.
  1. Дополнительное образование.
  2. Дополнительные навыки (ПК, степень владения иностранными языками, другое).
  3. Ваши преимущества (укажите несколько своих личностных черт, которые отличают Вас от других и помогают Вам достигать нужных результатов в работе).

Основные ошибки, встречающиеся в резюме (слайд 8):

  • Слабая структурированность информации;
  • Наличие в официальном документе лишних разговорных оборотов;
  • Неправильно указанная профессиональная цель, искомая должность (слайд 9);
  • Отсутствие описания успехов и достижений;
  • Наличие лишней информации.
  1. Применение новых знаний и способов действий (12 мин).

1). Учащимся предлагается проанализировать готовые резюме [интернет – ресурсы, 1] (раздаточный материал 1, 2, 3  Приложение 8). Задание: найти ошибки и недостатки представленных резюме, предложить возможные варианты их исправления. (Работа по группам. Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает по 1 резюме).  

Ответ:

Резюме №1 (группы 1, 4).

1. После прочтения этого резюме невозможно сделать вывод о том, в какой области соискатель хочет найти применение своим знаниям и навыкам, какими профессиональными качествами он обладает. Это – основной недостаток, который необходимо исправить, т.е. ввести в резюме пункты «Цель» и «Профессиональные навыки». Например:

Цель: получение должности аналитика в информационном агентстве.

Профессиональные навыки: За время работы в области международных отношений и дипломатии (более 24 лет) приобретен большой опыт ведения переговоров на иностранном языке, в том числе VIP-уровня, взаимодействия с различными организациями и службами в России и за рубежом. Свободное знание английского языка, уверенное владение навыками синхронного, устного и письменного перевода. Опыт перевода документов по политическим, социальным, правовым, военными и военно-техническим вопросам, деловой документации. Хорошее знание специальной лексики и терминологии, опыт ведения переписки на иностранном языке.
2. Не стоит размещать в резюме точный адрес проживания соискателя, вполне достаточно информации о ближайшей станции метро, районе города. Также лишними являются разного рода «лирические отступления», такие как «разведен, имею дочь, проживающую с бывшей женой». Возраст лучше указывать датой рождения, а не числом.

Резюме № 2 (группы 2,5).

1. Резюме нуждается в корректировке, так как в таком виде оно не соответствует вакансии финансового директора, которая интересует данного соискателя и, скорее всего, не заинтересует работодателя. Кроме того, цель поиска в резюме не заявлена.
Описание профессионального опыта необходимо дать более развернуто, отметить достигнутые результаты и расположить в обратном хронологическом порядке.

2. В разделе «Профессиональные навыки» надо подчеркнуть наличие опыта и знаний в области управления финансами, организации финансового планирования, учета и контроля движения денежных средств, оценки эффективности использования финансовых средств компании.

3. В качестве дополнительной информации можно описать личные качества, увлечения, что будет способствовать созданию благоприятного впечатления о кандидате. Например:

Дополнительные данные о себе: Коммуникабельна, энергична, настойчива в достижении цели, ответственно отношусь к порученному делу, обладаю системным логическим мышлением. Развитые организаторские способности. В коллективе поддерживаю доброжелательные, неконфликтные отношения.

Резюме № 3 (группы 3, 6).

1. Выбрано неудачное форматирование документа, когда большая часть листа не используется, слишком мелкий шрифт, сумбурное изложение – все это затрудняет восприятие информации.

2.  Существенные ошибки, которые надо исправить:

  • контактный телефон размещен в самом конце, его надо искать;
  • не ясно, что делал данный кандидат после сентября 2007 года;
  • отсутствует цель поиска.

2). Сформулировать основные правила составления резюме (слайд 7).

  1. Излагайте свои данные структурировано.
  2.  Выдерживайте стиль написания резюме: краткость; конкретность; честность.
  3. Не будьте многословны и избегайте пассивных форм.
  4. Предпочитайте позитивную информацию негативной.
  5. Концентрируйте внимание на Ваших достижениях.

Подведение итогов урока (5 мин)

Составить синквейн со словом «резюме» по схеме:

  1. 1 имя существительное, относящееся к данной теме.
  2. 2 слова – прилагательных, относящихся к данной теме.
  3. 3 глагола, относящихся к данной теме.
  4. 1 предложение - итог урока.

 

Домашнее задание (3 мин)

Составить личное резюме, отвечающее основным требованиям выбранной конкретной профессии.

Урок №4.

Собеседование.

У вас никогда не будет второго случая

произвести первое впечатление. 

Ф. Эндикот

Ни один собеседник не стал бы вас слушать,

если бы не знал, что потом наступит

его очередь говорить.

Хоу

        Цель урока: Сформировать навык уверенного поведения в ситуации собеседования с работодателем

Задачи урока:

Образовательные:

  • уяснить правила подготовки к собеседованию;
  • знать наиболее распространённые ошибки в поведении соискателей на работу при прохождении собеседования;

Развивающие:

  • анализировать конкретную ситуацию, возникающую при собеседовании;
  • развивать умения пользоваться невербальными средствами общения;

Воспитательные:

  • воспитывать культуру поведения, беседы, стиля одежды.

        Педагогические средства: презентации учащихся по проектам № 1 – 4, видео - материал, раздаточный материал (Приложение №9), мультимедийное оборудование

        Форма проведения урока: урок - игра - импровизация

Ход урока:

1этап. _        Игра - импровизация «Приём на работу» (7 мин)

Назначаются участники на роли работодателя (представитель отдела кадров компании сотовой связи) и соискателя на вакансию менеджера в данную компанию. Работодатель получает бланк с вопросами.

  1. Расскажите о себе.
  2. Почему Вы ушли с прошлой работы?
  3. Что Вы знаете о нашей организации?
  4. Почему Вы хотите здесь работать?
  5. Какой размер зарплаты Вы ожидаете?
  6. Как долго Вы ожидаете проработать, если мы Вас примем?
  7. Почему мы должны нанять именно Вас?
  8. Укажите свои недостатки.
  9. Как у Вас со здоровьем?
  10. Что Вы ищете в работе?
  11. Есть ли у Вас ко мне вопросы?

Они должны  инсценировать ситуацию собеседования. Цель работодателя – получить как можно полную информацию о кандидате; цель соискателя – получить информацию о предстоящей работе и место в фирме.

Остальные учащиеся должны проанализировать  ситуацию на предмет:

  • как проходила беседа;
  • был ли установлен контакт;
  • обратить внимание на жесты, мимику, речь, интонацию говорящих;
  • достигнута ли цель собеседования для работодателя и для соискателя.

«Зрители» могут фиксировать ответы. (Анализ игры в конце урока).

2 этап. Методика подготовки к собеседованию (27 мин)

Несколько советов при подготовке к интервью:

  1. собрать заранее необходимые документы и вещи

Учитель: Какие документы Вы возьмёте с собой на собеседование?

(Вызывается один ученик, ему предлагается набор вещей и документов. Задание: из предложенного собрать пакет документов и набор вещей, необходимых при собеседовании.  Выбор: ручка, карандаш, блокнот, резюме, свидетельство о рождении, паспорт, трудовая книжка, свидетельство о браке, военный билет, дипломы об образовании, свидетельства об окончании курсов, страховка на авто, медицинский полис).

  1. организационные вопросы
  2. внешний вид

Защита проекта № 1 «Деловой костюм женщины»

Защита проекта №2 «Деловой костюм мужчины»

  1. Правила поведения на собеседовании в кадровом агентстве (Видео – материал «Консультация специалиста»)
  2. вербальные средства общения

Защита проекта №3

  1. невербальные средства общения

Защита проекта №4

3этап.  Применение новых знаний и способов действий. (8 мин)

Далее проводится анализ игровой ситуации «Приём на работу» (какие были допущены ошибки [интернет – ресурсы, 3]).

        Можно проиграть ситуацию с учётом всех рекомендаций, полученных ранее.

Учащиеся получают памятку «Правила подготовки к собеседованию» [интернет – ресурсы, 6] (Приложение №9)

Домашнее задание (на выбор) (3 мин)

  1. Узнайте, какими методами пользуются работодатели при отборе кандидатов на должность.
  2. Составьте свою памятку «Поведение на собеседовании».

Урок №5.

Трудовой договор.

Тебя продадут всё равно,

ты только набивай себе цену.

С.Е. Лец

У погонщика верблюдов свои планы,

а у верблюдов – свои.

Древняя восточная мудрость

Трудовой договор –  соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. [16]

Цель урока: знать обязательные условия трудового договора и уметь его составлять.

Задачи урока:

Образовательные:

  • уяснить содержание трудового договора и требования к его написанию;

Развивающие:

  • сформировать умения учащихся для составления трудового договора
  • приобретать навыки делового сотрудничества

Воспитательные:

  • развивать культуру делового общения и письма

        Педагогические средства: Форма трудового договора (целый бланк и отдельные его части) (приложение 10).

Форма проведения урока: урок – аналитическая деятельность учащихся

Ход урока:

  1. Актуализация прежних знаний и способов действий (5 мин)
  2. Формирование новых знаний и способов действий (10 мин)

Работа в малых группах (парах)

Учащиеся самостоятельно изучают Трудовой Кодекс РФ [16]

Задание 1. Найти определение понятия трудового договора

Задание 2. Выделить в Трудовом Кодексе обязательные условия для трудового договора. Записать их.

  1. Применение новых знаний и способов действий (25 мин)

Задание 3. Составить из отдельных частей единый трудовой договор (приложение 10).

Задание 4. Заключить трудовой договор: один ученик в роли работодателя, другой – работника.

Домашнее задание. (5 мин)

Итоговый контроль (дифференцированное творческое задание):

На «3»: Составить памятку «Шаги правильного поиска работы»

На «4»: Написать эссе на тему: «Стратегия поиска работы: план или спонтанные решения»

На «5»: Подготовить компьютерную презентацию «Стратегия поиска работы»

Приложение 1.

Профессия

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. На сегодняшний день существуют десятки тысяч профессий. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни.

Профессия – это вид трудовой деятельности, являющийся источником существования и требующий определенной квалификации, которая приобретается в ходе специальной подготовки. Специализация – это вид занятий в рамках одной профессии.

Интересно, что еще в XVIII веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности:

  1. нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
  2. полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);
  3. щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство);
  4. тщетные науки (алхимия, астрология);
  5. вредительские науки (колдовство).

У нас в стране чаще всего используется четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова:

  1. По предмету труда (типы профессий) различают: 
  • «человек – природа»
  • «человек – техника»
  • «человек – человек»
  • «человек – знаковая система»
  • «человек – художественный образ»

Примеры профессий «человек – природа»: агроном, зоотехник, егерь, эколог и т.д. 

  1. По целям труда (классы) различают: 
  • Гностические («гнозис» - знание). Цель – узнать, распознать, классифицировать.
  • Преобразующие. Цель – изготовить по образцу.
  • Изыскательные. Цель – придумать, изобрести, вывести новую схему.

Примеры профессий, которые можно отнести к изыскательным: модельер, писатель, учёный, художник и т.д. 

  1. По орудиям труда (отделы) различают:
  • С использованием ручных орудий труда
  • С использованием машин с ручным и ножным управлением
  • С использованием автоматизированного оборудования
  • С использованием функциональных возможностей организма

Примеры профессий, связанных с использованием функциональных возможностей организма: спортсмены, актёры, дикторы и т.д. 

  1. По условиям труда (группы):
  • Труд в обычных трудовых условиях
  • Труд на открытом воздухе
  • Труд в необычных условиях
  • Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности.

Примеры профессий, связанные с условиями бытового микроклимата: бухгалтер, секретарь, лаборант  и т.д. 

Каждая профессия имеет свою формулу. Например, формула профессии «учитель»: «человек – человек», гностическая, функциональные возможности, моральная ответственность.

Для того чтобы выбрать профессию правильно, необходимо иметь как можно больше сведений о ней. Профессиограмма – документ, в котором описаны особенности профессии. Отрасль знаний, которая изучает мир профессий, называется профессиографией.

Схема профессиограммы: 

  • Общая характеристика профессии (история, значимость, потребность)
  • Производственная характеристика (описание трудового процесса)
  • Необходимые общие и специальные знания и умения
  • Требования, предъявляемые к работнику, медицинские противопоказания
  • Условия труда: санитарно-гигиенические, экономические
  • Сведения о возможности получения профессии

План - намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения.

Профессиональное планирование - образ профессионального будущего. Профессиональное планирование включает в себя: определение  главной цели; цепочки ближайших и дальних целей; путей, средств и условий их достижения; запасные варианты и пути их достижения, представления человека о профессиональной деятельности, сложившиеся на основе его склонностей, интересов, опыта, а также знаний о себе и о мире профессий.

Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами – личностными способностями, профессионально важными качествами, а не внешними – деньги, связи, случай.

Профессиональные способности - индивидуально-психологические свойства личности человека, отвечающие требованиям данной профессии.

Интересы – это побуждения познавательного характера. Интересы связаны с потребностями человека. Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворять их потребности.

Необходимо иметь в виду, что профессиональная деятельность будет успешной лишь в том случае, если человек пригоден к выбранной профессии.

Профессиональная пригодность — комплекс качеств индивида, требующихся для обучения и дальнейшего эффективного труда в той или иной профессиональной области. Профессиональная пригодность — это взаимное соответствие человека и его дела профессии.

Степени профессиональной пригодности:

  • непригодность к профессии (имеются отклонения в состоянии здоровья, которые не совместимы с работой);
  • годность (нет противопоказаний к профессиональной деятельности);
  • соответствие профессии (нет противопоказаний, и существуют личностные качества, соответствующие требованиям профессии);
  • призвание (комплекс качеств, обеспечивающих успех в данной деятельности).

Приложение 3

Тест 1. «Определение типа будущей профессии». (методика Е.А. Климова)

Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет - поставьте «—» . Если сомневаетесь, зачеркните цифру.

1. Легко знакомлюсь с людьми.

 

 

 

 

1

2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить.

 

1

 

 

 

3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки.

 

 

 

1

 

4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными.

1

 

 

 

 

5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить.

 

 

1

 

 

6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами.

 

 

 

 

1

7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными.

1

 

 

 

 

8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах.

 

 

1

 

 

9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших.

 

2

 

 

 

10. Люди считают, что у меня есть художественные способности.

 

 

 

2

 

11. Охотно читаю о растениях, животных.

1

 

 

 

 

12. Принимаю участие в спектаклях, концертах.

 

 

 

1

 

13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин

 

1

 

 

 

14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы.

 

 

2

 

 

15. Легко улаживаю разногласия между людьми

 

 

 

 

2

16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой.

 

2

 

 

 

17. Людям нравится мое художественное творчество/

 

 

 

2

 

18. У меня есть способности к работе с растениями и животными.

2

 

 

 

 

19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме.

 

 

2

 

 

20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь.

 

 

 

 

1

21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди.

 

1

 

 

 

22. Без особого труда усваиваю иностранные языки.

 

 

1

 

 

23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям

 

 

 

 

2

24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д.

 

 

 

1

 

25. Могу влиять на ход развития растений и животных.

2

 

 

 

 

26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов.

 

1

 

 

 

27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте.

 

 

 

 

1

28. Охотно наблюдаю за растениями или животными.

1

 

 

 

 

29.Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику.

 

 

1

 

 

30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п.

 

 

 

1

 


РЕЗУЛЬТАТЫ
 

П

Т

З

Х

Ч

Обработка и интерпретация результатов

По каждому столбцу подсчитайте алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму. Зачеркнутые цифры не считайте. Запишите сумму в строку «Результаты».

Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами:

П (природа),

Т (техника),

З (знак),

Х (художественный образ),

Ч (человек).

Максимальное число баллов в каждом столбце — 8 - говорит о ярко выраженном интересе к одному из пяти предметов труда.

Минимальное количество в колонке означает отсутствие интереса к данному предмету труда.

Тест 2. «Матрица профессионального выбора».

(Московский областной центр профориентации молодёжи)

Рассмотрите предложенные варианты предметов труда и видов деятельности и отметьте самые привлекательные для себя (1-2 варианта).

1. Какой предмет труда тебя привлекает?

  1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.)
  2. Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования)
  3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)
  4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции приборы, машины)
  5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)
  6. Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.)
  7. Изделия и продукты (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства, хлеб, мясо, молоко, плоды, овощи, фрукты и т.д.)
  8. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения и т.д.)

2. Какой вид деятельности тебя привлекает?

  1. Управление (руководство чьей-то деятельностью)
  2. Обслуживание (оказание различных услуг)
  3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности)
  4. Оздоровление (профилактика и лечение)
  5. Конструирование (проектирование деталей и объектов)
  6. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)
  7. Защита (охрана от враждебных действий)
  8. Контроль (проверка и наблюдение)

Выбранные вами предмет труда и вид деятельности — это те параметры, которые помогут уточнить направление, в котором следует искать будущую профессию.

Рассмотрите «Матрицу профессионального выбора». В ее клетках на пересечении предмета труда и вида деятельности указаны направления и специализация высшего профессионального образования.

Приложение 4.

Кроссворд.

1. Предмет труда профессий, связанных с исследованием, изучением и использованием природных ресурсов, уходом за животными и растениями.

2. Цели труда, заключающиеся в сравнении, проверке, оценке, сортировке.

3. Осмысленный порядок вещей.

4. Вещественные средства труда, используемые в работе плотника, хирурга, скульптора.

5. Ученый, автор самой известной в нашей стране классификации профессий.

6. Важнейшее условие правильного выбора профессии.

7. Цели труда, направленные на изменение предметов, материалов, процессов.

8. Влечение, интерес к какому-либо занятию.

9. Предмет труда в профессиях, связанных с текстами, формулами, расчетами, чертежами.

10. Предмет труда в профессиях, связанных с проектированием, производством и обслуживанием различных машин, приборов и механизмов.

7

9

1

10

2

8

3

4

6

5

Ответ:

http://www.metodkabi.net.ru/img/cros2.gif

Приложение 5.

Памятка учащимся

Правила ведения телефонных переговоров:

  • Составьте план разговора
  •         После установления соединения, начните с «живых» слов: «доброе утро или добрый день», назовите свое полное имя и полное имя человека, которому звоните.
  • Избегайте ничего не значащих фраз типа «Как дела?» или «Вы меня не знаете».
  • Спросите «вам сейчас удобно говорить?» Спросите разрешения, прежде чем задавать вопросы.
  • Не произносите монологов по телефону. В идеале Ваше участие в беседе должно составлять 25%, а вашего собеседника – 75%.
  • Если краткий разговор удался, уместно подвести итог беседы и договориться о встрече для обсуждения конкретных вопросов.
  • Договоритесь о точном времени встречи.
  • Будьте вежливы и учтивы.
  • Обязательно перезванивайте людям, звонившим в Ваше отсутствие.
  • Если не застали нужного человека, всегда просите ему передать, что Вы звонили.

Советы психолога:

  • Старайтесь говорить более низким голосом, но не тихим.
  • Говорите деловито, но не чопорно и не сухо.
  • В Вашем голосе должны звучать бодрость и воодушевление.
  • Окрасьте голос улыбкой.
  • Изредка называйте собеседника по имени.
  • Периодически подтверждайте, что Вы внимательного его слушаете.
  • Не употребляйте слова-паразиты
  • Не читайте текст по бумажке.

Некоторые правила этикета при ведении телефонных разговоров:

1) инициатор разговора должен сразу представиться;

2) заключительные слова произноси инициатор разговора;

3) мужчина опускает трубку после женщины, молодой – после старшего.

Приложение 6.

Сфера работы

Количество вакансий

1

Торговля

2

Финансы

3

Кадры

4

Административная работа

5

Маркетинг и реклама

6

Информационные технологии

7

производство

8

Юриспруденция

9

Недвижимость

10

Страхование

11

Строительство

12

Медицина

13

Образование

14

Безопасность

15

Сфера обслуживания

Приложение 7.

Наличие требования

опыт работы

возраст

образование

знание ПК

зарплата

Иное

1

2

3

4

5

Приложение 8

Раздаточный материал 1.

ИВАНОВ ИВАН ОЛЕГОВИЧ

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Возраст: 48 лет
Адрес проживания: Москва, ул. Ххххххх, 25-5-47
Семейное положение: разведен, имею дочь, проживающую с бывшей женой

Телефон: (8 ХХХ) ХХХХХХ
Эл.адрес: ХХХ@mail.ru

ПРЕДЫДУЩАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ноябрь 2004г.- декабрь 2007г. - начальник отдела ХХХХ Департамента МИД России

Сентябрь-ноябрь 2004г.- старший советник

2000-2004гг. - советник Посольства России

1997-2000гг. - советник ДВБР

1993-1997гг.- второй секретарь, первый секретарь, советник Посольства России в ХХХ

1988-1993гг. - старший референт, атташе, третий секретарь, второй секретарь отдела, Управления ХХХ, Департамента ХХХ МИД СССР/России

1984-1988гг. - дежурный референт, референт-секретарь Посольства СССР в ХХХ

1983-1984гг. - референт ХХХ отдела МИД СССР

ОБРАЗОВАНИЕ

1978-1983гг. - МГИМО (Факультет международных отношений, западное отделение) Имею дипломатический ранг советника 1 класса.

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Английский - свободно
Португальский – читаю, говорю, перевожу
Французский – читаю, могу изъясняться, перевожу со словарем
ХОББИ история

Раздаточный материал 2

ГРИГОРЬЕВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

Тел.: ХХХХХХХХ (моб)
Почта: ХХХ@mail.ru

ОБРАЗОВАНИЕ:

1999 – 2004 Московский Институт Предпринимательства и Права
Финансы и кредит (финансовый менеджмент) с отличием 

ОПЫТ РАБОТЫ:

2001 – НАСТ. ВР. ОАО «ХХХХХ» (Лотерейная деятельность – «ХХХХ». 90 человек в компании, 7 человек в бухгалтерии)

2001 – 2004 Бухгалтер
2004 – 2005 зам. главного бухгалтера
Июнь 2005 – Июнь 2007 Зам. главного бухгалтера/ исп. обязанности финансового директора

Умения и профессиональные навыки: 

  • Бухгалтерия (банк, касса, расчеты с подотчетными лицами, расчеты с поставщиками, расчеты с дебиторами и кредиторами, расчеты с покупателями, учет материальных ценностей и ГСМ);
  • Навыки работы с кредитными учреждениями, работы с разного рода договорами, составления смет, графиков и краткосрочных и долгосрочных планов и прогнозов;
  • Навыки ведения деловой переписки и переписки по электронной почте, а также ведения деловых переговоров

КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАВЫКИ:
MS Windows, MS Office, программа по финансовому планированию, бухгалтерские программы Инфин, 1С

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
Английский: уверенный разговорный (Бухгалтерская и финансовая терминология) Сертификат Кембриджского Университета FCI

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Дата рождения: 12.12.1980 года (27 лет)

Раздаточный материал 3

Васильев Иван Петрович

Сведения о себе 

Общительный, энергичный, ответственный, целеустремленный, коммуникабельный, способный быстро обучаться всему, что необходимо для более эффективного выполнения возложенных обязанностей.

Возраст: 14.06.1984

Опыт работы 

май 2007 – сентябрь 2007
РА «ХХХХ»– координатор BTL проектов
Основные обязанности:
подготовка и координация промо – проектов,
работа с полевым персоналом
сбор и формирование отчетности.

май 2002 – апрель 2007
Супервайзер BTL проектов в таких агентствах как: IMS, PennyLane, NewPointMarketing, LBLMedia, Orange, Solution AC, Impacto, MDG и многие другие.
Опыт во всех видах механик проведения акций
Основные обязанности:
проведение переговоров с администрацией торговой точки,
отслеживание сбытовой продукции на полках ТТ,
осуществление контроля и постановка целей персонала,
своевременная доставка рекламных материалов, ведение отчетной документации по проекту,
подведение еженедельных итогов по акции

сентябрь 2001 – Июнь 2002,
ХХХХХ – мерчендайзер – выкладка товара, общение и разрешение вопросов по выкладке товара, рекомендационные заказы.

Образование 

2001 – 2006 Международный Университет Бизнеса и Управления
Факультет: Правоведение
Специализация: Гражданско-правовая
2001,Тренинги: << Основы мерчендайзинга >>.

Навыки 

Уверенный пользователь компьютера: Word, Excel, Outlook, Internet, Adobe Photoshop
Английский – уровень Elementary

Увлечения 

Хоккей, футбол, волейбол, пейнтбол
Моб. Телефон: 8-926-588-11-41

Приложение №9

Правила подготовки к собеседованию

1. Постарайтесь как можно больше узнать об организации, в которую вы идете, и о возможной работе.

2. Имейте при себе экземпляр резюме, а также копии дипломов, свидетельств и других документов, подтверждающих вашу квалификацию.

3. Будьте готовы назвать фамилии и телефоны рекомендующих вас лиц, предварительно согласовав это с ними.

4. Точно узнайте месторасположение организации и рассчитайте время на дорогу, чтобы не опаздывать.

5. Позаботьтесь о том, чтобы располагать достаточным временем и не нервничать, если собеседование затягивается.

6. Придерживайтесь в одежде делового стиля: оденьтесь красиво, но не кричаще.

7. Составьте список ожидаемых вопросов и подготовьтесь отвечать на них.

8. Заготовьте вопросы, которые вы зададите сами. Для многих интервьюеров вопросы, которые вы задаете, не менее важны, чем ваши ответы.

Стиль общения на собеседовании

– смотрите в глаза интервьюеру;
– примите удобную позу, не напрягайтесь;
– не перебивайте собеседника;
– интервьюер должен лидировать в беседе;
– если вам зададут вопрос о размере желаемой заработной платы, называйте именно ту сумму, на которую вы рассчитываете;
– если вы хотите обдумать предложение о вакансии, то ничего страшного, если вы попросите пару дней на размышление.

Приложение 10.

Трудовой договор N________

Полное наименование организации_______________________________________ в лице__________________________/наименование должности /, именуемый ва дальнейшем «Работодатель» с одной стороны, и

________________________________________________/ Фамилия, имя, отчество/,

именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны, заключили настоящий договор о

нижеследующем:

Предмет договора

По настоящему трудовому договору Работник обязуется лично выполнять определенную настоящим договором трудовую функцию по профессии (должности)_______________________________________________

с        квалификацией                        в        структурном

подразделении                цех (отдел)        

Права и обязанности работника

Работник обязуется:

  • приступить к работе с ______________________________
  • добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, предусмотренные должностной инструкцией и возложенные на него настоящим договором;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

Работник имеет право:

  • на заключение, изменение, расторжение трудового договора в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ;
  • на предоставление ему работы, обусловленной настоящим договором;
  • на рабочее место, соответствующее безопасным условиям труда;
  • на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

Права и обязанности работодателя

Работодатель обязан:

  • соблюдать законы и иные нормативные акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
  • предоставить работнику работу, обусловленную настоящим договором;
  • обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;
  • выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца;

Работодатель имеет право:

  • заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работником в порядке и на условиях,
    установленных законодательством РФ;
  • поощрять работника за добросовестный, эффективный труд;
  • привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном законом РФ;

Характеристики условий труда

Работник выполняет свои трудовые обязанности в нормальных, иных условиях труда

____________________________________________________________________________________________

Условия оплаты труда

Работнику устанавливаются:

•        оплата труда за фактически отработанное время в размере_______________руб;

•        доплаты

•        стимулирующие надбавки (за профессиональное мастерство, за высокую квалификацию_______________

Гарантии и компенсации

При совмещении работы с обучением - дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка

дней.

Виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью
(страхование от несчастного случая и др)__________________________________________________

Режим труда и отдыха

Работнику устанавливается 8-часовой рабочий день. Время начала и окончания рабочего дня, перерыв для отдыха и питания определяется правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями руководителя организации. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Работнику предоставляется основной ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней (в первый год работы право на отпуск возникает по истечении 6 месяцев непрерывной работы).

Особые условия договора

Работнику устанавливается испытательный срок продолжительностью        месяца

        

Изменение и прекращение договора

Изменение условий договора возможно только по соглашению сторон, в письменной форме, в любое время.

Об изменениях существенных условий груда работодатель ставит в известность работника не позднее, чем за 2 месяца до их введения.

Ответственность сторон

Работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством:

За невыполнение или нарушение условий и обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором работодатель вправе применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение по соответствующим основаниям.        

        Работодатель несет ответственность в соответствии с законодательством

За нарушение или невыполнение условий и обязательств по настоящему трудовому договору.

За ущерб, причиненный Работнику виновными действиями возмещение морального
вреда, причиненного работнику.

Срок действия договора

Договор заключается на неопределенный срок «        _»        20__ г.


Настоящий договор составлен в 2-х экземплярах и действителен только при наличии подписей с обеих сторон, заверенных печатью организации.

Работодатель


Адреса сторон


Работник

почтовый индекс___________________

юридический адрес_____________________________

номер телефона___________________

реквизиты организации_____________  

должность


почтовый индекс____________

адрес места жительства___________________

номер телефона _______________

паспортные данные_____________

фамилия, инициалы ________________

подпись__________________


подпись_______________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Игра "Поиск сокровищ капитана Флинта"

 Игра расчитана на детей младшего и среднего школьного возраста и представляет собой мини-соревнования по ориентированию на комбинированном маршруте:на маркированной трассе, по легенде, в ...

Методическая разработка конкурса "Поиск в Интернете"

Конкурс проводился в рамках Недели естественно-научных дисциплин 4 декабря 2013 года...

РАЗРАБОТКА ФОРМАТОК ДЛЯ КОНСТРУКТОРСКИХ ДОКУМЕНТОВ Методическая разработка к лабораторным работам по МДК 01.02. “ Проектирование цифровых устройств“

В пособии рассмотрен метод  разработки необходимых для конструкторских документов  основных надписей  (по ...

Методическая разработка "Особенности постановочной работы в детском хореографическом коллективе. Методические рекомендации преподавателям."

В данной работе можно ознакомиться с возрастными  физиологическими и психологическими особенностями детей разного возраста, методами работы, принципами выбора музыкального материала и тематики хо...

Методическая разработка "В поисках хорошего настроения"

Методическая разработка для детей с ОВЗ по методу Квест 10-12 лет...

"Методическая разработка мероприятия "ПОИСК РАБОТЫ – ТОЖЕ РАБОТА"

Цель: подготовить  обучающихся  к ситуациям, когда возникают проблемы, возникающие в процессе поиска работы, помочь расставить цели и приоритеты.Задачи: 1.Способствовать формированию своих п...

Учебно-методическая разработка "Безопасный поиск в Интернете"

Материал предназначен для преподавателей и родителей. Содержит практические советы, как настроить безопасный поиск в браузере....