Главные вкладки

    разработка темы урока по экономике 5 класс проектным методом
    методическая разработка по экономике (5 класс) на тему

    Емешкина Марина Викторовна

    Используя проектный метод разработан модуль программы по экономике 5 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razrabotka_temy_uroka_5klass_proektnym_metodom.doc72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Модуль 1. «Что изучает экономика?»

    Проект «Выбор как основная экономическая проблема»

    1. Предмет: экономика
    2. Класс: пятый
    3. Тип проекта: информационный, метапредметный, групповой, средняя продолжительность 2 недели.
    4. Цель проекта: углубление и систематизация знаний по экономическим понятиям: потребности, ресурсы, блага, выбор.
    5. Задачи проекта: изучить сведения о видах потребностей, ресурсов, благ; ознакомиться с видами потребностей и проблемой выбора среди бедных и богатых людей; определить необходимые потребности при выборе для каждого ученика, составить личный план.

    Этапы работы над проектом

    1. Подготовительный.

    Выбор темы и цели проекта; определение количества участников проекта, состава групп (предполагается 3 группы, представляющие каждый новый термин по теме: виды потребностей, виды ресурсов, виды благ)

    Учащиеся обсуждают тему с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели.

    Учитель знакомит учащихся с сутью проектной деятельности, мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.

    1. Проблематизация учебной/проектной ситуации:

    (объяснение учителя)

    - Поскольку мы не можем иметь все, что хотим, нам приходится выбирать исходя из наших возможностей. Выбирая, мы вынуждены от чего-то отказаться, т. е. принести некую жертву, чтобы реализовать принятое решение.

    Сегодня мы познакомимся с проблемой выбора, ведь в жизни с ней часто приходится сталкиваться. Каждый делает свой выбор, потому что у нас разные желания и возможности. Мы выбираем всё время, иногда даже не отдавая себе в этом отчета.

    - Вспомните, сегодня вам уже приходилось делать выбор? (Что съесть на завтрак, что надеть и т.д.)

    – Всегда ли делать выбор легко? (Нет, так как приходится от чего- то отказываться.)

    – Проблема выбора возникает не только из-за недостатка каких-то благ, но и из-за недостатка времени. Бывало ли, что и на улице хочется поиграть, и уроки нужно сделать, и дома помочь, и книжку почитать, и в кружок сходить, но времени на все не хватает?

    – Остановить время или увеличить количество часов в сутках нельзя. Но все вы, наверное, замечали, что один успевает сделать многое, а про другого говорят, что у него «время между пальцами протекает». Как вы думаете, почему?

    – Некоторые люди теряют время понапрасну. Например, как герой произведения Е. Шварца «Сказка о потерянном времени». (Чтение отрывка из сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени»)

    Жил, был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению. – Успею! – говорил он в конце первой четверти. – Во второй вас всех догоню. А приходила вторая – он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею». 

    – Что же случилось с этим мальчиком?  (Он превратился в старика.) 

    – Почему? (Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.) – Сказка закончилась благополучно, но в жизни всё бывает намного сложнее.

    -  Как вы экономите свое время? (ответы ребят)

    – Чтобы бороться с ограниченностью времени, люди научились правильно распределять его: придумали распорядок дня, расписание, режимы и многое другое, что позволяет им с большей пользой использовать время. А сколько разных механизмов, приспособлений, инструментов и машин изобретено людьми, чтобы сберечь свое время!

    - Всем известный герой медвежонок Винни-Пух тоже решил экономить время и составил режим дня (на доске):

    11:00 – 12:00 – подъем

    12:00 – 13:00 – обед

    13:00 – 15:00 – сон

    15:00 – 16:00 – полдник

    16:00 – 17:00 – игры с Пяточком

    17:00 – 18:00 – игры с осликом Иа

    18:00 – 19:00 – ужин

    19:00 – 22:00 – поход в гости

    22:00 – 23:00 – второй ужин

    23:00 – 01:00 – просмотр телевизора

    01:00 – 11:00 – сон

    – Винни-Пух точно выполнял этот режим, но времени ему все равно не хватало. Как вы думаете, почему? (ответы ребят)

    – В этом режиме нет по-настоящему интересных и полезных занятий. Нет учебы, нет работы по дому, по огороду и т.д.

    2. Целеполагание в учебной/проектной деятельности:

    - Измените, этот режим дня так, чтобы он был насыщенным и полезным. Это будет ваше домашнее задание: Составить свой режим дня, которым вы сможете пользоваться каждый день. 

    1. Аналитический этап 

    3. Планирование учебной/проектной деятельности.

    - Определение источников информации;

    - планирование способов сбора и анализа информации;

    - планирование итогового продукта (формы представления результата): выпуск плаката, памятки, устный отчет с демонстрацией материалов, календарь, видеофильм или презентация;

    - установление критериев оценки результатов;

    - распределение обязанностей среди членов команды.

    Учащиеся вырабатывают план действий.

    Учитель предлагает идеи, высказывает предложения, определяет сроки работы.

    (объяснение учителя)

    - В этот проект вы можете включить фото или иллюстрации вашей деятельности, т. е. красочно его оформить. Оформить вы его можете в виде плаката, памятки, календаря,- на ваш выбор.

    4.  Создание образа изучаемого образовательного/проектного продукта:

    (Сбор, обработка и анализ информации   о режиме дня школьника.)

    1. Во сколько надо вставать, если занятия начинаются в 8.30 час? (Слушаем ответы всех, кто пожелает ответить).

    Да, большинство из вас правы - медики считают, что за 1 час 30 мин. необходимо просыпаться. Подъем в 7.00 часов.

    2. Кто должен вас будить утром? (Сами - никто нас не будит). Необходимо быть самостоятельным и требовательным к себе. Должен вас поднимать звонок будильника (звенит будильник).

    3. Проснувшись, как, по-вашему, надо сразу встать или полежать? (Ответы слушаем). Медики, педагоги и психологи всего мира единогласно рекомендуют после пробуждения сразу вставать. Нельзя позволять себе валяться в постели! Это развивает лень.

    4. Что нужно делать после пробуждения? (предложения слушаем: Чистить зубы, хорошо умыться и обтереться водой до пояса или принять душ, причесаться.)

    5. Кто убирает за вами постель? (Слушаем ответы). - Сами обязаны вы аккуратно, красиво убирать постель.

    6. Как вы считаете, надо делать зарядку? (Можно всех послушать). - Очень приятно, что почти все считают, что надо. Значит, вы понимаете ее роль для здоровья человека.

    7. А как вы думаете, что дальше надо делать? (Одеться или кушать?) Верно, одеться и сесть завтракать. На столе все должно быть красиво, аккуратно.

    8. Что вы делаете сразу после завтрака? (варианты ответов, - обычно их много). Убрать со стола, вымыть посуду, и т.д.

    9. Во сколько вы должны выйти из дома? До школы путь 10-20 минут. (Ваши предложения). Минимум за 30 минут, чтобы без спешки дойти, успеть раздеться, приготовиться к уроку, кое-что повторить (правила, стихотворения, вопросы и т.д.).

    10. Что вы должны делать во время перемен? (Как вы думаете?) Да, должны подвигаться: пройтись по классу, по школе, заглянуть в библиотеку. Приготовить все к следующему уроку.

    11. Что вы делаете после окончания уроков? (Каков ваш ответ?). Идем домой!

    12. Что далее? (Опишите последовательность ваших действий). Идем, не спеша, домой, беседуем с товарищем, подругой. Дома переодеваемся в домашнюю одежду. Моем руки и обедаем. Убираем все за собой со стола.

    13. Что необходимо делать после обеда? (Ваши мысли?) Гулять на свежем воздухе 1-1,5 часа, играть в различные подвижные игры (волейбол, баскетбол, футбол, городки и т.п.), а зимой кататься на санках, коньках, лыжах.

    14. Что вы начинаете делать, вернувшись с прогулки? (Ваше решение). Готовитесь к урокам следующего дня.

    15. Каков порядок на столе? (Расскажите, как у вас часто бывает). Учебники, тетради, и т.д. должны быть готовы к урокам.

    16. С какого предмета надо начинать готовить уроки? (Ваше мнение и объяснения, почему?)

    Всегда начинайте готовить уроки с того предмета, который труднее вам дается.

    17. Сколько времени вы должны потратить на подготовку уроков? По медицинским нормам вы должны ежедневно заниматься уроками 2 часа.

    18. Между подготовкой к одному предмету и следующему надо делать перерывы. Надо обязательно отдохнуть и переключить свое внимание.

    19. Чем заняты после окончания подготовки к урокам? (Слушаем версии). Надо приготовить портфель, почистить обувь, отутюжить одежду. Все готовим с вечера.

    20. За сколько часов до сна надо ужинать? Как у вас в семье бывает чаще всего? (Слушаем ответы). Медики утверждают на основании своих исследований, что нужно ужинать за два часа до сна.

    21. Можно или нет, перед сном, смотреть фильмы ужасов? (Ваше  мнение).  Нет!  Нужна спокойная обстановка, лирическая музыка, передачи и фильмы лучше смотреть о природе, о чем-то хорошем, добром.

    22. Что необходимо сделать перед сном? (Что вы делаете?) Умыться, почистить зубы, принять душ.

    23. Когда, точнее, во сколько необходимо отправляться в постель? Когда ложитесь спать? (Слушаем). Надо себя приучить ложиться спать строго в одно и то же время. Раз и навсегда установить часы подъёма, учебы, обеда, отдыха, сна. Работоспособность от этого заметно увеличивается.

    1. Практический этап (исследовательская деятельность)

    Сбор информации. Изучение материала.

    Учащиеся проводят исследование.

    Учитель наблюдает, советует, руководит работой, организует и координирует в случае необходимости деятельность учащихся.

    1. Презентационный этап

    Представление готового продукта. Урок-конференция.

    Учитель оценивает усилия учащихся, качество источников, качество отчета.

    (Перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом и одноклассниками. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставленных в таблице.)

    Суммирование выглядит так:

    • 85-100 баллов – «5»
    • 70-85 баллов – «4»
    • 50-70 баллов – «3»
    • Менее 50 баллов – «2»

    (если ученик получил «2», необходимо разобраться кто и где допустил ошибку, оценку исправить при доделывании проекта или  заменить его дифференцированным зачетом с оценкой.)

    Достигнутый результат:

    «Лист оценки проекта»

    ФИ ученика__________________________

    Тема проекта_________________________

    Оформ-

    ление

    (из 15

    бал.)

    Защита,

     представ-

    ление

    (из15 бал.)

    Актуаль

    ность

    (из15 бал

    лов)

    Актив-

    ность

    (из15 бал

    лов)

    Твор-

    чество

    (из

    10 бал.)

    Источ-

    ники

    инфор-

    мации

    (из10 бал.)

    Умение

    работать

     в коман-

    де

    (из10 бал)

    Само-

    оценка

    Кол

    Леги

     по

    коман-

    де

    Пе

    дагог

    Итого

    вая

    оцен

    ка

    5. Реализация конкретно-практической задачи/проект:

    Презентация полученного продукта — режима дня школьника.

    Например:

    7.00 час. Подъем

    7.00 - 7.10 час. Умывание, туалет

    7.10 - 7.20 час. Зарядка

    7.20 - 7.30 час. Одевание, причесывание.

    7.30 - 7.45 час. Завтрак

    7 45 - 8.00 час. Сборы в школу и выход из дома

    8.00 - 8.20 час. Дорога в школу.

    8.30 - 13.00 час. Уроки

    13.00 - 13.20 час. Путь домой

    13.30 - 14.00 час. Обед

    14.30 - 16.00 час. Прогулка на свежем воздухе (спортивные секции)

    16.00 - 18.00 час. Подготовка уроков.

    18.00 - 18.30 час. Приготовить на завтра портфель, обувь, одежду.

    18.30 - 19.00 час. Ужин

    19.00 - 20.30 час. Свободное время (любимое занятие)

    20.30 - 20.50 час. Подготовка ко сну.

    21.00час. Сон

    (у каждого свой продукт, самостоятельно оформленный!)

    1. Результаты.

    Формирование выводов: оформление результата.

    Учитель  наблюдает, советует, выставляет оценки

    Учащиеся оформляют результаты.

    6. Рефлексия деятельности:

    - Выработали режим дня, теперь можно составлять и личный план, можно на неделю, на день.

    (Предлагаемая форма плана).

    Дата

    День недели

    Количество

    времени

    Что надо сделать

    Отметка о

    выполнении

    17.11.

    19.11

    понедельник

    среда

    40 мин.

    60 мин.

    Выучить стихотворение

    Купить маме цветы в

    день рождения

    Выучил

    Купил

    - Намеченный план строго соблюдайте. Он помогает ничего не забыть, не упустить. Ну, а если что-то не выполнено, не отчаивайтесь, запишите это вновь и постарайтесь выполнить. Работайте над своей волей, закаляйте ее! Знайте минутам цену, секундам - счет.

    В конце занятия можно спросить: - Ребята, вы будете жить теперь по режиму? Будете составлять план для себя? Если да, то все вы будете учиться только на «4» и «5». Удачи вам!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка интегрированного урока "Обществознание + экономика"

    Урок « Роль государства в экономике»  Тип урока: комбинированный, 10 класс. Цель урока: рассмотреть, в каких формах осуществляется вмешательство государства в экономику...

    разработка открытого урока в 5 классе по экономике

    Конспект открытого урока по экономике в 5 классе по теме "Рынок продавца и рынок покупателя"...

    Методическая разработка. Интегрированный урок обществознания (экономики) и английского языка по теме: "Деньги"

    Класс: 11 АОсновной метод – защита презентацийТип урока - обобщение и закрепление знаний по теме “Деньги”Цель урока - Использование метапредметных связей в обучении обществознанию (экономики) для сове...

    Методическая разработка открытого урока по экономике, тема: "Семейный бюджет", для 10 класса. Практическое занятие с элементами деловой игры.

    Методическая разработка открытого урока по экономике, тема "Семейный бюджет" (для 10 класса) включает в себя:1. технологическую карту урока2. 4 варианта тестов входного контроля, разработанные  в...

    Мастер-класс Проектный метод на уроках английского языка как способ погружения в языковую среду и развития творческих способностей учащихся.

    В последние годы проектная деятельность приобрела заслуженную популярность в современной педагогической практике, так как, несомненно, ведет к достижению главной цели современного образования, а именн...

    Методическая разработка урока английского языка по теме "Участники Победы", 11 класс, проектная методика

    Представленная методическая разработка по проектной технологии является заключительным звеном в цепочке уроков раздела 5  «Справедлива ли система социального обеспечения?» по учебнику В.П. Кузовл...

    АПО «Развитие практических навыков и умений обучающихся на уроках технологии на основе проектного метода обучения».

    Основной целью автор считает формирование практических навыков и умений обучающихся 5-8 классов в ходе изучения образовательной области «Технология», обеспечивающих развитие самостоятельно...