Технололгическая карта учебного занятия по экономике на тему "Заработная плата и факторы её формирования"
план-конспект занятия по экономике (10 класс) на тему

Клеутина Наталья Михайловна

Методическая разработка учебного занятия по экономике на тему "Заработная плата и факторы её формирования". Тип учебного занятия: комбинированный. Вид: практическое занятие. Технология: кейс-метод. Образовательные технологии: личностно-ориентированная, технология сотрудничества, проблемно-диалогическая, информационно-коммуникационная, групповой работы, продуктивного чтения, дифференцированного обучения, развивающего обучения, критического мышления. Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы обучения: репродуктивный, продуктивный (развивающий), словесный, практический. Презентация к данному учебному занятию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

Тема урока «Заработная плата и факторы её формирования».

Предмет: экономика

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: практическое занятие

Технология: кейс-метод

Образовательные технологии: личностно-ориентированные, технология сотрудничества, проблемно-диалогическая, информационно-коммуникационная, групповой работы, продуктивного чтения, дифференцированного обучения, развивающего обучения, критического мышления

Методы обучения: репродуктивный, продуктивный (развивающий), словесный, практический

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая

Цель освоения учебного содержания: познакомить обучающихся с понятием заработная плата, углубить знания о факторах формирования заработной платы

Задачи:

образовательные:

- углубить знания о формах заработной платы;

- сформировать представление о факторах, влияющих на размер заработной платы;

развивающие:

- развитие навыков совместной деятельности;

- способствовать дальнейшему развитию навыков работы со статистическим материалом;

воспитательные:

- воспитание чувства уважения к другим людям;

- развитие способности слушать других;

- воспитать экономически грамотного гражданина своей страны.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты

Ключевые компетенции

В познавательной сфере: умение определять факторы формирования заработной платы, анализировать их; объяснять, в чем причины разного уровня оплаты труда.

В коммуникативной сфере: умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог.

Ценностно-смысловая компетентность:

Умеют: определять понятия; вступать в речевое общение, работать с книгой, статистическим материалом, дидактическим материалом.

Основные понятия темы: заработная плата, виды заработной платы, факторы формирования заработной платы.

Метапредметные связи: связь с правоведением (трудовое право), курсом обществознания, математикой

Организация пространства: использование публицистической статьи, презентации Power Point, статей Трудового кодекса РФ, учебные пособия, дидактический материал.

Технология изучения:

Этап урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный этап

1 мин.

Приветствие, проверка отсутствующих и подготовленности обучающихся к уроку, организация внимания и позитивный настрой на урок.

Приветствуют преподавателя

Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок

2. Этап повторения пройденного материала

5 мин.

Проверка знаний прошлых занятий. Мы говорили о рынке и производительности труда. А также затронули проблему безработицы.

Тестовое задание: вопрос и к нему варианты ответов, вам надо выбрать один правильный ответ на вопрос. Работаете в тетради для к/р.

Проверить правильность выполнения теста.

Отвечают на вопросы преподавателя

Выполняют тестовое задание в тетрадях.

Ребята обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения теста согласно критериев.

Познавательные:

Общеучебные – осуществляют поиск существенной информации (по воспроизведению в памяти)

3.Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала

5 мин.

Какое ранее неизученное, но известное из жизни понятие встретилось в тесте? Это понятие «заработная плата». О ней мы и будем говорить на нашем учебном занятии.

Перейдем к следующему этапу нашего урока – новой теме.

Одинакова ли зарплата у работающих людей? Действительно, уровни зарплат различаются, всему виной различные факторы.

Давайте попытаемся спланировать нашу деятельность на уроке. О чем мы будем говорить?

Эпиграф к уроку – слова  Ф. Вольтера «Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды».

Как вы их понимаете?

Почему эти слова я взяла эпиграфом к нашему занятию?

Вспоминают, с каким понятием ещё не знакомились на учебных занятиях.

Приводят примеры в различии зарплаты.

Определяют цели  и задачи урока

Ребята отвечают, как они понимают слова эпиграфа и какое он имеет отношение к уроку.

Познавательные:

Общеучебные- осуществляют поиск существенной информации (по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: формулируют учебную задачу вместе с учителем

Личностные: понимают значение знаний для человека

4. Этап  усвоения новых знаний:

7 мин.

Самый распространенный из доходов граждан – заработная плата. Смысл этого термина понятен без труда – речь идет о деньгах, которые платят "за работу". Что такое заплата? Какие факторы формируют з/п? Выясним в процессе урока.

Вы разбиты на 3 группы. Каждой группе будет дан материал, с помощью которого вы подготовите свое выступление, и задание, которое группе необходимо будет выполнить.

1 группа: готовит выступление о том, что значит, понятие заработная плата и из каких частей она может состоять

2 группа: объясняет, какие факторы определяют различия в оплате труда работников с примерами

3 группа: анализирует рынок труда и выделяет профессии, заработная плата которых будет постоянно возрастать.

На выполнение работы вам дано пять минут.

Группы изучают материал, выполняют предложенные задания и готовятся к выступлению.

Коммуникативные: умение высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других, умение работать в команде.

Познавательные:

общеучебные - ориентируются в учебнике, дополнительной литературе; осуществляют поиск существенной информации.

5.Этап  усвоения новых знаний: заработная плата, виды зарплаты

5 мин.

Преподаватель организует выступление ребят 1 группы. Добавляет. Показывает слайд с определениями и видами зарплаты. Организует беседу о разных видах зарплат.

1 группа рассказывает о том, что значит зарплата, перечисляют виды зарплаты.

Коммуникативные: умение выступать на публике.

Личностные: понимают значение знаний для человека и применяют их.

6.Этап  усвоения новых знаний:

факторы различия в уровне зарплаты

4 мин.

Преподаватель организует выступление 2 группы.

Добавляет. Показывает слайды с различными профессиями. Организует беседу по тому, как можно высчитывать разные виды зарплат, какие профессии получают тот или иной вид зарплаты.

2 группа: объясняет какие факторы определяют различия в оплате труда работников.

Ребята выбирают: представитель какой профессии будет получать большую зарплату, исходя из данного фактора.

Познавательные: общеучебные – дополняют и расширяют имеющиеся знания о различии в оплате заработной платы.

7.Этап  усвоения новых знаний: перспективные профессии по уровню зарплаты

3 мин.

Преподаватель организует выступление представителей 3 группы.

Подведем итог сказанному: какие отрасли экономики будут постоянно развиваться? Почему именно они? С чем это связано?

3 группа: выделяет профессии, заработная плата которых будет постоянно возрастать.

Познавательные: общеучебные – дополняют и расширяют имеющиеся знания о перспективных профессиях

Валеопауза (гимнастика для снятия усталости с глаз) – 1мин.

8.Этап проверки понимания обучающимися нового материала

8 мин.

Подготовка обучающихся к проверке знаний. Выполнение теста и решение практической задачи.

Карточки красного цвета для успешных и сильных студентов;

синего – со средней степенью усвоения материала;

зелёного – медленное усвоение материала и выполнение задания.

Выполнить самопроверку выполненного задания.

Прослушивают условия и порядок выполнения задания, выполняют дифференцированные тестовые задания

Проверка теста по критериям. Выставление оценок за тест с использованием критериев оценки.

Личностные: развивают способность к самооценке

9. Этап анализа и рефлексии совместной деятельности

3 мин.

Организация рефлексии с помощью задания: закончить предложения

Меня заинтересовало ...

Я затруднялся...

Хотелось бы узнать побольше о ....

Ребята оценивают свою работу на уроке и работу каждого.

Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние

10.Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

3 мин.

Инструктирует ребят по выполнению домашнего задания. Проверяет записи домашнего задания.

Преподаватель подводит итог урока, достижение целей и задач урока,

Отмечает наиболее активных, благодарит ребят за работу на уроке.

Записывают домашнее задание в тетради.

Регулятивные: умеют анализировать свою работу на уроке, достижение целей и задач


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

в группе №24 по профессии «Продавец, контролёр-кассир» Климово – 2016 Открытый урок экономики ГБПОУ «Климовский аграрно-транспортный техникум» Разработала: преподаватель ГБПОУ «Климовский аграрно-транспортный техникум» Клеутина Наталья Михайловна

Слайд 2

1. Сфера устойчивого обмена услуг труда на заработную плату между продавцами и покупателями А. рынок товаров и услуг Б. рынок земля В. рынок труда «ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА» Тестовое задание по теме Выберите 1 правильный ответ на вопрос

Слайд 3

2. На рынке труда продаются и покупаются А. работники Б. услуги труда В. студенты

Слайд 4

3. Покупателем на рынке труда является А. работодатель Б. наемный работник

Слайд 5

4.Превышение выручки от продажи товаров над общей суммой затрат на их изготовление А. прибыль Б. капитал В. процент 5. Денежная сумма, полученная от покупателей А. прибыль Б. выручка от продаж В. премия

Слайд 6

6. Количество продукции, которое человек способен изготовить на протяжении определенного периода времени А. производительность труда Б. эффективность труда

Слайд 7

8. Цена услуг труда А. рента Б. заработная плата В. процент 7. Продавцом на рынке труда выступает А. фирма Б. человек В. организация

Слайд 8

ПРОВЕРЬ СЕБЯ В Б А А Б А Б Б Критерии оценки тестового задания: 8 - "5" 6-7 - "4" 4-5 - "3"

Слайд 9

«ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И ФАКТОРЫ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ» Тема урока:

Слайд 10

Задачи урока: Что такое «заработная плата»? Виды заработной платы. Отличие разных видов зарплат. Факторы формирования заработной платы. Перспективные профессии по уровню зарплаты в России. Проблема урока: Возможна ли в стране одинаковая заработная плата?

Слайд 11

«Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока и нужды" Эпиграф Ф. Вольтер

Слайд 12

Заработная плата это величина денежного вознаграждения , выплачиваемого наемному работнику за выполнение определенного задания, объема работ или исполнение своих служебных обязанностей в течение некоторого времени.

Слайд 13

Различают номинальную и реальную заработную плату Номинальная заработная плата – это начисленная и полученная работником заработная плата за определенный период. Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату.

Слайд 14

Формы оплаты труда Оплата устанавливается или в зависимости от времени , на протяжении которого предприятие использовало рабочую силу, либо в соответствии с объемом выполненных работ . В первом случае оплата называется повременной , во втором случае – сдельной.

Слайд 15

Повременная оплата труда применяется, если невозможно или трудно нормировать труд , при строго регламентированных, высокомеханизированных и автоматизированных производственных процессах, в производствах, требующих высокого качества и точности выполнения работ, и там, где нет надобности стимулировать интенсивность труда.

Слайд 16

Недостатки и преимущества повременной оплаты труда «-» рабочий не имеет возможности повысить свой заработок путем увеличения личной доли участия в производственном процессе. «-» не стимулирует рабочих. «+» рабочий имеет гарантированный ежемесячный заработок, не зависящий от возможного снижения уровня производства в данный период времени.

Слайд 17

Сдельная форма оплаты труда применяется там, где можно установить однозначную зависимость между объемом произведенной продукции и количеством затраченного труда каждого рабочего или группы рабочих. Аккордная – это форма заработной платы , при которой на основе договора оплачивается вся или отдельная работа, объем которой заранее обусловлен.

Слайд 20

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ Х Х Х

Слайд 21

ВЛАДИМИР ШУЛЬМАН Алексей Миллер Сложность труда

Слайд 22

Тягость труда

Слайд 23

О граниченность талантов

Слайд 24

Степень риска

Слайд 25

Человеческий капитал Образование Умственные способности Физические возможности Трудовой опыт Величина заработной платы Риск Сложность труда Тягость труда Ограниченность талантов

Слайд 26

«ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОФЕССИИ В РОССИИ»

Слайд 27

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ Решение тестовых заданий по теме «Заработная плата и факторы её формирования» Вариантов 3, различной степени сложности, из них 1 – зелёного цвета – лёгкий; 2 – синего цвета – средний; 3 – красного цвета – сложный.

Слайд 28

Проверь себя

Слайд 29

Критерии оценки Каждый правильный ответ из 4-х заданий оценивается одним баллом, при оценивании выполнения практического задания учитывается следующее: правильное решение – 5 баллов; описка или несущественная ошибка в решении – 3 балла; решение выполнено, но допущена ошибка – 2 балла; задание не выполнено – 0 баллов подсчитывается общее количество полученных баллов за решение тестового задания и выставляется оценка согласно критериям: 9 баллов – «5» 7-8 баллов – «4» 4-6 баллов – «3» 3 и менее баллов – «2»

Слайд 30

Рефлексия Меня заинтересовало... Я затруднялся(лась)... Хотелось бы узнать побольше о ....

Слайд 31

ЗАДАНИЕ НА ДОМ: 1) заполнить экономический словарь; 2) придумать по 2 примера на различные факторы формирования заработной платы; 3) подготовить сообщение на тему «Перспективные профессии России» (по желанию).

Слайд 32

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству в 5Р классе по теме: "Древние образы в современных народных игрушках"

В технологической карте  учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Древние образы в современных народных  игрушках" представлены: ТДЦ, методы обучения, оборудование и материал...

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью...

Технологическая карта учебного занятия английского языка в 5 классе "Учебные предметы. Расписание уроков."

Технологическая карта урока изучения нового материала по теме "Учебные предметы. Расписание уроков" в 5 классе, УМК "Английский язык" Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Гренджер К....

Тест по экономике на тему "Спрос и факторы его формирования"

Тест по экономике на тему "спрос и факторы его формирования составлен в двух вариантах для проверки знаний учащихся данной темы в старших классах....

Методическая разработка учебного занятия по экономике для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений среднего образования по теме "Налоги-люди-государство"

Методическая разработка учебного занятия по экономике для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений среднего образования по теме "Налоги-люди-государство"...

Технологическая карта учебного занятия на учебно-опытном участке

Предметные области данной разработки -география, биология, экология, химия...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ тема занятия: «Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20»

Технологическая карта учебного занятия  по теме «Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20»...