Методическая разработка учебного занятия по экономике для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений среднего образования по теме "Налоги-люди-государство"
методическая разработка по экономике (8, 9 класс) на тему

Наумова Ирина Викторовна

Методическая разработка учебного занятия по экономике для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений среднего образования по теме "Налоги-люди-государство"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая  разработка занятия                                                                                                                     по экономике ( по финансовой грамотности ) для 8-9 классов общеобразовательных учреждений

Раздел «Государство  в  экономике», тема : « Налоги-люди-государство»

Наумова Ирина Викторовна,                                                                                                                                                                  заместитель директора по УВР,  учитель экономики и технологи                                                                                                                 ГБОУ Школа №1056 СЗАО Г. Москвы

Методическая разработка  учебного  занятия по экономике ( по финансовой грамотности)  для уч-ся 8-9 кл образовательных учреждений среднего образования

Тема

«НАЛОГИ –ЛЮДИ-ГОСУДАРСТВО»

Актуальность:

Предложенная тема является обязательной для изучения в курсе обществознания  или экономики, понятия этой темы широко востребованы в заданиях ГИА-9 и ГИА-11 по обществознанию.  

Кроме того, уплата налогов – обязанность каждого гражданина , поэтому приобретение  обучающимися знаний и умений в области экономики и финансов - это  необходимость, т. к сейчас семья ученика, а взрослея, и он сам  выступают в качестве налогоплательщиков, участников  экономических  отношений.

Место темы в системе учебных занятий

Урок  экономики (2-ой из 4х уроков  по блоку «Государство в экономике») или модуль в рамках курса «обществознание»  8-9 кл .

Цель:

создание содержательных и организационных условий для развития у обучающихся экономических компетенций

Задачи:

  • Формировать у обучающихся основы налоговой культуры, положительное эмоциональное отношение к системе налогообложения и воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.
  • Способствовать научению анализировать познавательный объект (понятия «налог, налогообложение, системы налогообложения»); выделять главное в познавательном объекте, классифицировать познавательные объекты,
  • совершенствовать умение объяснять понятия, факты, работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию;
  • способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления; оценивать положительные и отрицательные стороны познавательного объекта.
  • воспитывать культуру поведения при групповой  работе, публичного высказывания своей  точки  зрения.

Базовые понятия:

налог, налогообложение, сбор, налогоплательщик, ставка налога, налоговая база, налоговый агент, косвенный налог, прямой  налог,  прогрессивное и регрессивное налогообложение, транспортныйналог, земельный налог, подоходный налог, налог на имущество.

Тип урока 

урок изучения нового материала.

Формы, приемы, методы

Фронтальная, индивидуальная и групповая работа;

Беседа. Практикум.

Средства обучения:

мультимедийная презентация;  раздаточный  материал,  учебник , тест,  рабочая тетрадь, настольные флаги стран БРИКС

Предполагаемые результаты

Предметные:

Знать понятия: налоги, их элементы и виды, уметь раскрыть понятие  налоговой системы, налогообложения; объяснить, какую роль играют налоги в жизни общества,  понимать, что в государстве существуют разнообразные налоги и что, чтобы не иметь проблем, необходимо  знать, какие налоги необходимо уплачивать.

Метапредметные:

 Познавательные УУД:

самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока;  самостоятельно ориентироваться в учебном тексте,  использовать иллюстрации учебного текста, преобразовывать учебный текст  и воспринимаемую информацию в словесную  и образную  форму, схемы, таблицы, диаграммы;  перерабатывать информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их;формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;  закреплять умения контролировать и корректировать свою  деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.

Коммуникативные УУД:

формировать  культуру общения между собой, учиться  работать

 в группах; представлять результаты деятельности группы.

Личностные результаты:

применять правила делового сотрудничества, строить свои взаимоотношения с членами группы, высказывать свое мнение; оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения;

План  проведения  урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности.
  3. Формулирование темы урока, постановка цели.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление нового материала.
  6. Первичный контроль знаний
  7. Рефлексия учебной деятельности.
  8. Информация о домашнем задании.

Подготовка к уроку

  1. Предварительное  домашнее задание – подобрать пять ключевых слов, по которым можно было бы узнать  страны:

Бразилию (карнавал,   сериалы,   кофе..), Россию, Индию, Китай, ЮАР.

  1.  Парты расставить (по «методу Самохиной А.К» НИУ ВШЭ)

C:\Documents and Settings\ASUS\Рабочий стол\фффффффффффффффффффффф.jpg

Ход урока (продолжительность – 45 мин)

пп

Этап урока

Деятельность  учителя

Деятельность обучающихся

мин

Организационный момент

Координация рассадки.

Приветствие.

Активизация внимания обучающихся.

Занимают места по пять человек за столом.

За каждым столом  выбирают  секретаря, который будет вести протокол заседания (сдается  учителю на проверку, группа получит отметки)

2-3

Начальная мотивация

Вступительное слово преподавателя:

Сообщает формат  урока, краткий блок информации о БРИКС, Деловом  совете БРИКС, о заседании экспертов и глав налоговых администраций стран БРИКС на 8 саммите БРИКС

Слайд 1,2,3

Предлагает предположить тематику урока

Совместная формулировка темы  и  цели урока.

Слайд 4, 5

Слушают,  анализируют полученную информацию, принимают правила урока.

На основании полученной информации (о заседании экспертов и глав налоговых администраций стран БРИКС) высказывают предположения

Записывают тему урока в тетрадь

Кратко  представляют   страны-участники (ряд ключевых слов, по которым узнается страна)

Секретарь каждой группы-страны  ведет протокол заседания.

5-7

Постановка учебной задачи

Знакомит уч-ся с вопросами для  обсуждения

Слайд  6

  1. Обязан ли каждый гражданин платить      налоги  или   это  прихоть государства?
  1. Налогообложение  в  России.
  2. Собираемость прямых  и косвенных  налогов.
  3. Пропорциональное, прогрессивное или регрессивное налогообложение
  4.  Увеличение налоговых ставок – прямой путь к увеличению доходов государства. Это так?  

Определяют   вопрос-задание для своей группы-страны, ориентируясь на флаг страны

2

Поиск  и  усвоение  новых  знаний

Раздает учебный  текст («Рабочие материалы  делового совета»). Это может быть  учебник по Финансовой  грамотности  или заранее распечатанный материал по теме урока

Предлагает выступить  представителям  групп-стран  по итогам работы  с текстом для осуществления взаимообучения.

По ходу  выступления каждой «группы-страны»демонстрирует ключевые моменты темы на слайдах и корректирует подачу материала по мере необходимости

Осуществляют поиск необходимой информации в тексте, анализируют ее, преобразовывают  в схемы, таблицы. Секретари  ведут протоколы   заседания.

Публичные выступления представителей стран-групп

Секретари  ведут протоколы заседания, остальные тезисно  заносят информацию в тетради

10-12

Первичная проверка знаний

Предлагает пройти блиц-опрос  в форме пресс-конференции  (см.приложение)    «журналистами» могут быть ученики, не вошедшие в состав групп-стран (если учеников больше 25-ти в классе

Отвечают на вопросы

5

6

Закрепление  знаний

Раздает  «Материалы  для  дискуссий»  ( тест проверки знаний) (см. приложение)

Выполняют тест

7

7

Подведение  итогов, рефлексия

Подводит итоги работы, возвращаясь к заявленным в п. 3 вопросам  для обсуждения  группах.

Выясняет степень удовлетворенности обучающихсязанятием  и полученными знаниями(поднятием руки, цветными карточками…)

Слушают, высказывают свои мнения, сдают протоколы от каждой группы на проверку и отметку

Делятся впечатлениями,  

4

3

8

Домашнее задание  по  выбору

  1. Сформулировать   лозунг, или изобразить  проект плаката, с призывом уплатить налоги

Или  

  1. какую  часть  от вашего  семейного дохода  составляют налоги?

2

ПРИЛОЖЕНИЕ    1

РАБОЧИЕ  МАТЕРИАЛЫ  ДЛЯ   УЧАСТНИКОВ  ДЕЛОВОГО  СОВЕТА

Налоги  - люди - государство

Налоги в нашей жизни играют важную роль    и  от  того,  сколько  их  будет

собрано,  зависит  бюджет страны,  региона,  конкретного  города.  Нет ни одного государства, которое смогло бы обойтись без налогов, ведь для нормального функционирования и удовлетворения потребностей жителей нужна определенная сумма денег, которую можно собрать только с помощью налогов.

Размеры налогов  определяются суммой расходов государства на осуществление поставленных задач и выполнение функций: охрана порядка, управление, оборона, образование, медицина, наука.

Налог – законодательно установленный обязательный платёж, который периодически взимается в денежной  форме с юридических и физических лиц для финансирования деятельности государства.

Налоговая  система – совокупность налогов  в  конкретной  стране  и  организация  взаимоотношений  между  налоговыми  органами  и налогоплательщиками.

  ФНС- Федеральная налоговая служба( http:|| www.nalog.ru)  с  территориальными управлениями и инспекциями.           НК – Налоговый  кодекс РФ

ИНН – идентификационный   номер   налогоплательщика. С 1999 г. каждому человеку с рождения присваивается так называемый идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), состоящий из 12 цифр. Сегодня в России ИНН является цифровым именем (идентификатором) человека в регистра- ционных базах данных населения.  Узнать свой ИНН можно в районной налоговой инспек- ции по месту прописки, подав заявление и приложив к нему копию паспорта.

Элементы налога:

Налогоплательщик – лицо  или  организация, которые по закону обязаны платить налог.

( присваивается ИНН

Налоговый агент  это организация, которой законодательно вверено исчислять, удерживать и уплачивать налог за налогоплательщика с выплачиваемого ему дохода.

Налоговая база - доход, продукция или имущество, с которого начисляется налог.

Ставка налога- величина налоговых начислений на единицу объекта

Виды налогов:

Прямые   - с доходов и имущества  конкретного человека  или предприятия. Их размеры зависят от размера дохода или стоимости имущества.

Косвенные (на товары и услуги). Например: налог с продаж, НДС, акцизы..

В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну. При косвенном налогообложении сумма налога, полученная владельцем (продавцом) товаров или услуг при их реализации от покупателя, перечисляется государству. Следовательно, формально косвенный налог уплачивает владелец (продавец) товара, реально — его покупатель.

Методы взимания налогов

Прогрессивные – метод взимания налогов, при котором ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества.

Регрессивныепредусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества.

Пропорциональные- метод взимания налогов, при котором используется единая ставка налогообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения(дохода, прибыли, имущества, и т д.)

Налоговый кодекс Российской федерации    

от  31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)

 К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

 К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

Название налога

Объект налога

Налог на доходы  физических  лиц

Подоходный

НДФЛ

(13%)

Заработная плата, дивиденды, доход от аренды, выигрыши, призы,

 Выплаты по договорам страхования

Выплаты по договорам пенсионного обеспечения

Доход от продажи недвижимости

Доход от продажи автомобиля

Доход от продажи ценных бумаг

Доход от продажи долей обществ с ограниченной ответственностью

Доход от продажи иного имущества

Величину его определят в той организации, где вы будете работать, в процентах от вашего заработка1 по единой для всех (независимо от размера дохода)ставке 13%.

ФЕ Д Е Р АЛЬНЫЙ  

Налог на имущество

Таким налогом облагается имущество разв год, а рассчитывается его величина в процентах от инвентаризационной стоимости имущества2, которым человек владеет:

квартиры, дома, дачи, садового участкаили гаража. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого  года. Порядок расчёта этого налога сейчас меняется, и с 2014 г. многие россияне(особенно те, у кого во владении большие  квартиры, дома и участки) будут платить  за своё имущество налог куда больший, чем прежде.

М Е С Т Н Ы Е

НАЛОГИ

Транспортный

Зарегистрированные транспортные средства

. Величина этого налога различается по регионам России, но везде рассчитывается исходя из мощности двигателя. Так, в 2014 г. для машин,

зарегистрированных в Москве, с мощностью двигателя 70–100л.с. включительно ставка налога составляет 12 р. за 1 л.с., с мощностью 100–125 л.с. — 25 р., с мощностью 125–150 л.с. — 35 р.

Земельный

Земельные участки.        

Плательщиками такого налога будут лица,

владеющие земельными участками1. Налог платится по месту

нахождения земельного участка. Более подробно о том, как

платить земельный налог, можно узнать в налоговой инспек-

ции, к которой относится этот участок.

Ставки налога в зависимости от региона различаются.

Водный

забор воды из водных объектов;

использование акватории водных объектов,

использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

ФЕ Д Е Р АЛЬНЫЕ

Налог на прибыль  организаций

(НПО)

(20%)

Прибыль организации

Налог  на добычу  полезных  ископаемых

Полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ;

Полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;

Полезные ископаемые, добытые из недр за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых)

Ф Е Д Е Р А Л Ь Н Ы Е  

 Н А Л О Г И

Налог  на  добавленную  стоимость

НДС  ( до 18%)

Включается в цену реализуемых  товаров и услуг на территории РФ

Акцизы

  1. табачная продукция;
  2. автомобили легковые;
  3. мотоциклы с мощностью двигателя свыше (150 л.с.);
  4. автомобильный бензин;
  5. дизельное топливо;
  6. моторные масла
  7.  бензин, авиационный керосин

таможенные пошлины.

Таможенные пошлины взимаются спровозимых из-за границы товаров.

государственные пошлины

Человек платит за определённые виды услуг,

которые оказывают государство или частные лица по соглашению с государством. Такие пошлины человек платит прирегистрации брака (или развода), при получении свидетельства о рождении ребёнка, при заверении документов нотариусом. Так, за государственную регистрацию брака взимается госпошлина 200 р., за государственную регистрациюперемены имени — 1000 р., за выдачу гражданам справок изархивов разных государственных органов — 100 р.

Собираемость налогов

Кривая Лаффера

Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости    между налоговыми поступлениями    в  бюджет   страны   и динамикой  налоговых ставок.

Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером, хотя сам он признавал, что её идея присутствует уже у Кейнса и даже у средневекового арабского учёного Ибн Хальдуна.

А. Лаффер считал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы подрывает стимулы к инвестициям, снижает трудовую активность и вызывает переход легальной экономики в теневую. Рано или поздно увеличение налогообложение достигает своего максимума, когда многие предприятия терпят кризис и больше не могут заниматься своей деятельностью. Соответственно, государство идёт на снижение налогов, а сам график при этом представляется своеобразной кривой.

На уровне http://chart.apis.google.com/chart?cht=tx&chl=m размер налоговых ставок оптимален и обеспечивает наибольшее поступление денежных средств в бюджет.

Налоговые поступления возрастают в периоды экономического подъема и сокращаются в периоды спада.

А трансфертные платежи (от государства – населению)  напротив, сокращаются в периоды экономического роста и увеличиваются в периоды спада.

Многие инвесторы доверяют подобной системе и используют её для предсказывания дальнейших колебаний стоимости акций того или иного предприятия или облигаций. Так можно определить, будет ли выгодно сейчас вкладывать свои средства в ценные бумаги, или лучше зарабатывать на государственных облигациях.

Сумма налогооблагаемого дохода (оплаты  труда) в месяц,

ставка

Бразилия

15—27,5 %

Россия

13%

Индия

Китай

до 1 500 юаней

от 1 501 до 4 500 юаней

от 4 501 до 9 000 юаней

от 9 001 до 35 000 юаней

от 35 001 до 55 000 юаней

от 55 001 до 80 000 юаней

80 001 юаней и выше

3%

10 %

20%

25 %

30 %

35%

45 %

ЮАР

до 40%  в зависимости от дохода

ПРИЛОЖЕНИЕ   2

ПРОТОКОЛ

ЗАСЕДАНИЯ      ДЕЛОВОГО  СОВЕТА   БРИКС

по вопросам  налоговой политики.

Присутствовали:  _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повестка  дня (кратко  обсуждаемые вопросы): _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выступили:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Налог - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Налогоплательщик _________________________________________________

Налоговый агент –_________________________________________________

Налоговая база–____________________________________________________

Ставка налога  ____________________________________________________

Виды налогов

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Секретарь Делового совета БРИКС____________________(ФИО,Подпись)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ  

УЧАСТНИКОВ ДЕЛОВОГО СОВЕТА СТРАН БРИКС

Блиц – опрос (да-нет)1уровень сложности

1.   Налоги - это платежи, которые пополняют бюджет государства.

2.   Налогоплательщиками являются только физические лица.

3.   Без налогов современное общество не может существовать.

4.Налоговый агент  и налогоплательщик – одно и то же  лицо.

5.  Государство может освобождать людей или фирмы от уплаты налогов, предоставляя  им налоговые льготы.

6.   Налоги безвозмездны и безэквивалентны.

7 . НДС – самый  незначительный  источник финансирования госбюджета РФ.

8 Косвенные  налоги  берутся в  с доходов граждан и организаций

9 При регрессивной шкале  налогообложения,  чем больше доход, тем  больше  ставка налога.

10 ИНН – это номер, присваиваемый государством  организациям, для контроля их финансовой деятельности.

ДИСКУССИИ   В  РАБОЧИХ  ГРУППАХ

1.  Укажите, какие из перечисленных налогов могут быть перенесены на конечного потребителя.

a. акцизы;

b. налог на наследство, дарение;

c. НДС;

d. налог на личные доходы;

e. налог на прибыль организации;

f. социальные взносы.

2.Специальный налог на сигареты, увеличивающий их цену с целью ограничения курения, называется:

a. налог с оборота;

b. акциз;

c. подоходный налог с продаж;

d. налог на прибыль.

3.Те,  кто считают, что должны платить налоги в зависимости от их платежеспособности, предпочли бы:

a. акцизы;

b. налог на прибыль  организаций;

c. прогрессивный подоходный налог;

d. налог на недвижимость

4.Какие из перечисленных ниже налогов относятся к прямым, а какие к косвенным? Поясните критерий деления:

a. индивидуальный подоходный налог;

b. акцизы;

c. таможенные пошлины;

d.налог на имущество;

e. налог на прибыль организации

f.  налог на добавленную стоимость

5.Налог регрессивен, когда платится:

а. большая процентная ставка с большего дохода;

b. большая процентная ставка с меньшего дохода; с. равная процентная ставка с разных доходов;

d. меньшая процентная ставка с меньшего дохода.

6. Что из нижеперечисленного иллюстрирует кривая Лаффера:

а) неэффективность слишком сурового налогообложения;

b)  рост налоговой ставки, который ведет к постоянному увеличению налоговых сборов;

с) при росте налоговой ставки выше оптимальной общий объём налоговых поступлений падает;

д) при понижении налоговой ставки ниже оптимальной общий объем налоговых поступлений растет.

7. Какие из налогов скорее всего изменят структуру потребительского выбора различных продуктов:

a) налог с оборота;

b) акциз;

с) подоходный налог с граждан ;

d) налог на прибыль ;

8. Взаимосвязь между размером налоговых ставок и налоговыми поступлениями в госбюджет выражается:

a) кривой Филипса;

b) законом Оукена;

с) кривой Лаффера;

d) теоремойКоуза;

a) прогрессивной;        

b) пропорциональной;

c) регрессивной;

d) недостаточно информации для ответа.

9. На рисунке показана зависимость ставки налога от облагаемого дохода. Какой системе налогообложения соответствует данный рисунок?

10К косвенным налогам не относятся:

а) налог на имущество;

b)НДС ;

c) акцизы;

d) НДФЛ;

e) верно все перечисленное

11. Налоговую систему можно считать пропорциональной, если размер налоговой ставки:

a) увеличивается в соответствии с увеличением дохода;

b) не изменяется при увеличении дохода;

c) остается неизменным при уменьшении дохода;

d) остается неизменным при любом изменении дохода.

12. Какой вид налога отсутствует в современной российской экономике:

а) НДС;                                                            d) подушный налог;

b) акциз;                                                           e) налог на имущество;

c) налог на прибыль организаций;f) налог на доходы физических лиц.

ДИСКУССИИ   В  РАБОЧИХ  ГРУППАХ

II уровень.

1.Наиболее распространенными принципами налогообложения являются: уплата налогов пропорционально получаемым выгодам и пропорционально получаемым доходам. Перед местными органами власти стоят следующие задачи:

a) строительство универсама;

b) реконструкция музея ;

c) сооружения кегельбана и теннисного корта;

d) техническое перевооружение местной больницы.

Какой из принципов налогообложения предложили бы вы для финансирования этих расходов? Ответ обоснуйте.

2 Укажите, какие последствия будет иметь повышение налога на землю:

a) сокращение занятости в сельском хозяйстве;

b) уменьшение доходов фермеров;

c) повышение квартплаты и стоимости жилья; d лучшее использование земли;

е) повышение цен на национальную сельхозпродукцию до уровня цен импортных продуктов.

3. Можно ли законно платить меньше налогов?

4. Используя  Налоговый кодекс РФ определите основные принципы налогового законодательства РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

учебная программа по физической культуре для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений VIII вида

В программу входит: пояснительная записка, учебные нормативы, распределение учебного времени на различные виды программы, компоненты УМК, тематическое планирование, программный материал, поурочное пла...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по___английскому языку___ в ___5___ классе (основное общее образование)на основе авторской программы курса английского языка Вербицкой М.В. к УМК “ Английский язык Forward” для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений

Данная программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку в 5 классе общеобразовательных учебных организаций на основе линии УМК «Forward» (5–9 классы) под ред. М. В. Вербицко...

Методическая разработка учебного занятия «Тайна старой монеты» Максименко Елена Валентиновна Новосибирская область,р.п.Кольцово, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Созвездие», методист.

Аннотация: Краеведение сегодня выступает важнейшим средством воспитания любви к родному краю, его истории и культуре, развития личности ребёнка как патриота и ответственного гражданина своей страны. М...

I городская олимпиада по физике «Потенциал» среди учащихся 5 - 6 классов общеобразовательных учреждений города Ноябрьска в 2021/2022 учебном году, задача 4 для учеников 6 класса.

I городская олимпиада по физике «Потенциал» среди учащихся 5 - 6 классов общеобразовательных учреждений города Ноябрьска в 2021/2022 учебном году, задача 4 для учеников 6 класса....