Урок экономики "Сегментация рынка как условие успешной конкуренции"
методическая разработка по экономике (10, 11 класс) на тему

Думченко Оксана Юрьевна

Представленная разработка может быть использована как:

  • урок экономики в 11 классе социально - гуманитарного профиля,
  • как занятие элективного курса экономической направленности в 10 классе («Основы финансовой грамотности», «Основы экономической теории» и т. п.)
  • как урок обществознания в 11 классе общеобразовательного профиля  при изучении темы «Основы маркетинга».

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon segmentatsiya_rynka_kak_uslovie_uspeshnoy_konkurentsii.zip1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока / занятия вне стен классной комнаты

ФИО конкурсанта/ конкурсантов

(полностью), должность, место работы

Думченко Оксана Юрьевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №23» НГО.

Класс

11

Тема урока / занятия

Сегментация рынка как условие успешной конкуренции

Предметные области, отдельные учебные предметы

Обществознание. Экономика.

Цель урока / занятия

Формирование у учащихся целостного представления о  сегментации рынка и ее взаимосвязи с конкуренцией через совершенствование  навыков исследовательской деятельности.

Задачи урока / занятия

Закрепить знания о видах сегментации рынка продовольственных товаров, научить интерпретировать полученные данные наблюдений, заинтересовать исследовательской деятельностью.

Помочь учащимся научиться самостоятельно определять конкурентное преимущество торговых организаций, научить их получать информацию о различных группах покупателей.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знание основных понятий темы урока (сегментация рынка, конкурентное преимущество),

умение самостоятельно анализировать и интерпретировать полученные данные исследования для решения прикладных задач.

Регулятивные:

- Умение самостоятельно определять цели деятельности и

использовать все возможные ресурсы для ее достижения, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

 Познавательные:

- Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, владение приемами работы с фактической и аналитической экономической информацией;

Коммуникативные:

- Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, представлять результаты исследования, вступать в диалоги с целью получения информации.

Сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности

Формы контроля результатов

Групповая форма контроля

Продукты, эффекты образовательной деятельности обучающихся

Создание цифрового отчета

Условия реализации урока / занятия

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Видеосюжет Jac de Haan «Конкуренция – дело сложное» - https://www.youtube.com/watch?v=IdqCrCGY3J0

Учебная литература

Обществознание. 11 класс. Учебник для общеобразовательных школ под ред. Боголюбова Л. Н. – М.: Просвещение, 2014.

Методические ресурсы

Методическая литература:

Иванов С.И., Линьков А.Я., Шереметова В.В. и др. Преподавание курса «Основы экономической теории»: Пособие для учителя 10- 11 классов общеобразоват. учрежд. с углубленным изучением экономики / Под ред. Иванова С.И.— 3-е изд.— М.: Вита-Пресс, 2012. 

Образовательные технологии:

Технология анализа конкретных ситуаций (Кейс – технология)

 Форма урока:

Урок-исследование

Оборудование

Во время выхода на объект - у учащихся смартфоны или планшеты  с приложениями «Гугл Карты», «Вся Находка», функцией диктофона и цифровой камеры.

Для подведения итогов в кабинете – проектор и компьютер.

Используемые площадки проведения урока / занятия

Объекты торговой инфраструктуры, расположенные в районе улиц Советская и Мичурина в непосредственной близости от МБОУ «СОШ №23» - см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Тематические партнеры

Нет

Продолжительность урока / занятия

90 минут

Ход урока / занятия

Этап урока / занятия

(название, время, цели)

Краткое содержание этапа урока / занятия,

деятельность учителя и обучающихся, задания, приемы и методы

Учебные материалы, необходимое оборудование

(ссылки на приложения)

I.Мотивационно-целевой этап

Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Продолжительность:

15 минут

Данный этап проходит в кабинете

Учитель предлагает учащимся посмотреть видеосюжет.

Обсуждение:

- Встречали ли вы в жизни ситуацию, когда конкурирующие организации располагались в максимальной близости друг от друга?

- Как вы думаете, почему они выбирают такой тип расположения?

- Удовлетворяют ли вас объяснения авторов видеосюжета?

Постановка проблемной ситуации:

- Давайте с помощью ресурса Гугл Карты посмотрим, как расположены объекты торговой инфраструктуры нашего микрорайона? Какие торговые точки на карте не обозначены?

- Как вы думаете, почему на относительно небольшой территории функционируют 12 однотипных магазинов? Есть ли между ними конкурентная борьба? Почему никто из них так и не разорился за эти годы?

Выход на проблемную задачу через устный коллективный анализ:

- Как с помощью маркетинга объяснить эту проблему?

- Какие виды сегментации рынка мы можем исследовать?

- Возможно, каждый магазин нашел свой собственный сегмент рынка и на основании этого выработал свое конкурентное преимущество?

Перед вами список магазинов, в которые все мы ходим практически каждый день. Давайте посмотрим на привычные нам всем магазины не взглядом покупателя, а взглядом маркетолога!

Видеосюжет Jac de Haan «Конкуренция – дело сложное».

Ресурс Гугл Карты открывается либо онлайн, либо за отсутствием подключения к интернету на экран проектора выводится заранее приготовленная спутниковая карта микрорайона.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

II. Процессуальный этап

Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Продолжительность:

30 минут

30 минут

Данный этап проходит вне стен кабинета

Класс делиться на  6 групп. В результате жеребьевки каждая группа получает свой объект исследования и маршрутный лист с заданиями. Внутри группы происходит распределение заданий.

Выполняя задания маршрутного листа, учащиеся осуществляют сбор информации - анализируют расположение торговой организации, изучают ассортимент  товаров, опрашивают продавцов и покупателей. Вся информация фиксируется для создания цифрового отчета.

Анализируя собранные данные, коллективно делают вывод о конкурентном преимуществе данного магазина, составляют «Профайл типичного покупателя».

Представление результатов исследований  проводится в кабинете в холодное время года, но если будет хорошая погода можно расположиться в зоне отдыха возле дома Советская -5А. С этого места хорошо просматривается большинство изученных объектов.

Каждая группа представляет результаты своего исследования:

- выделяет конкурентное преимущество данного магазина

- описывает его типичного покупателя

- делает вывод о том, какой сегмент рынка обслуживает магазин

- делает прогноз относительно перспектив развития магазина

Во время представления результатов исследования демонстрируется собранный фото и видеоматериал.

Прослушав выступления всех групп, учащиеся возвращаются к проблемной ситуации и дают ответ на вопрос, поставленный в начале урока.

Предполагаемый вывод.  Сосуществование аналогичных магазинов на сравнительно небольшой территории возможно благодаря тому, что

- каждый магазин обслуживает свою долю сегмента рынка,

- микрорайон имеет плотную жилую застройку, что обеспечивает необходимое количество покупателей

- каждый магазин имеет в виде конкурентного преимущества некие товары, которые можно купить только в нем.

Магазины успешны, потому что нашли «своего» покупателя!

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

- для большего удобства маршрутный лист лучше закачать в планшет или смартфон

Для сбора информации используются диктофоны и цифровые камеры гаджетов.

Ш. Рефлексивно-оценочный этап

Оценка результата урока / занятия, рефлексия деятельности (итог урока / занятия)

Продолжительность:

15 минут

- Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?

  • Выберите самое позитивное фото из сделанных вами во время сегодняшнего урока
  • Придумайте оригинальную подпись
  • Давайте сделаем из них коллаж для размещения на сайте школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

осуществление дифференцированного подхода на уроке физического воспитания как одго из условий успешности обучения

В данной статье рассматривается проблема осуществления дифференцированного подхода на уроке физического воспитания....

«ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕН-НОГО УЧЕНИКА В УСЛОВИЯХ ФГОС»

На сегодняшний день в школе проблема сохранения здоровья учащихся является одной из основных, она же продиктована инициативой «Наша новая школа» и ФГОС. Мы считаем, что необходимо формировать приорите...

презентация педагогического опыта по теме "Использование проектной технологии на уроке обществознания как условие успешной социализации обучающихся"

Данная методическая разработка может быть полезна учителям обществознания в практической работе при планировании и организации урочной деятельности и во внеурочной практике....

«Новое качество образования как условие успешной социализации учащихся в условиях модернизации школы».

Выступление Грязновой М.Ф. учителя истории, специалиста по социальной защите и охране детсва на педагогическом совете в августе 2011 года «Новое качество образования как условие успешной социализ...

Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания. Положительный опыт воспитания, как основа успешности подростка.

В современной России одной из задач, продиктованных состоянием демографической ситуации, является сохранение института семьи. Существуют специальные государственные программы, например «Молодая семья»...

Выступление на тему«Самостоятельность познавательной деятельности школьников на уроках технологии как важнейшее условие успешного формирования ключевых компетенций» учителя технологии Жанкова В.И.

В выступлении говорится об элементах понятия компетенция ,также о том учитель в своей работе ,использует такие методы самостоятельной работы ,которые требуют от учеников проявления элементов творчеств...