Элективный курс по экономике "Старт в бизнес"
элективный курс по экономике (11 класс) на тему

Соловых Екатерина Викторовна

 Курс предназанчен для углубленного изучения экономических вопросов в предмете Обществознание с помощью математики и правоведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon start_v_biznes.doc260 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                                

средняя общеобразовательная школа №3

г. о.  Чапаевск Самарской области

Программа элективного курса по экономике

«Старт в бизнес»

(пропедевтика вузовских спецдисциплин)

для 10-11 класса

Количество часов: 68 ч.

Авторы:

Быкова Лариса Викторовна,

учитель математики высшей категории;

Соловых Екатерина Викторовна,

 учитель истории и обществознания

высшей категории

2016-2017

Структура учебной программы элективного курса

 «Старт в бизнес»

  1. Пояснительная записка
  1. Обоснование необходимости программы
  2. Цели и задачи программы
  3. Общая характеристика учебного процесса: методы и формы работы, технологии обучения
  4. Характеристика временных ресурсов, необходимых для освоения курса

  1. Методическая часть
  1. Требование к уровню знаний и умений, полученных в результате обучения
  2. Планируемые образовательные результаты
  3. Способы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков учащихся
  4. Ученический проект на тему: «Магазин спортивного питания «L'ATLETICA DSPORT»

  1. Содержательная часть
  1. Учебно-тематический план
  2. Перечень тем с их кратким содержанием
  3. Литература для педагога и обучающихся

1. Пояснительная записка

1.1. Обоснование необходимости программы

     Результаты многочисленных исследований показывают, что в настоящее время у выпускников школы практически не сформированы способы эффективного поведения на рынке труда. В то же время прогноз ситуации на рынке труда РФ не

исключение и свидетельстувует о том, что в ближайшее время безработица обретет «молодежное лицо». Поэтому сегодня настоятельно необходимо включать в содержание допрофессионального образования молодежи знаний и умения, необходимые для продвижения себя на рынке труда. Делая карьеру в рыночных условиях, молодое поколение выступает как создатель и продавец своей рабочей силы, поэтому ему необходимы знания законов рынка, коньюктуры регионального и местного рынка труда.

     Переход российской экономики к рыночным формам хозяйствования вызвал значительные изменения в содержание общественных дисциплин. Теория рыночного хозяйствования в нашей стране не изучалась и не преподавалась. Осуществляемые в нашей стране экономические реформы настоятельно требуют приобщение всего населения, и прежде всего подрастающего поколения к экономическим знаниям, которые позволяли бы осмысленно воспринимать происходящие в стране события. Формирование нового экономического мышления стало в нынешних условиях социальным заказом общества.

     Экономическая образованность и экономическое мышление формируется не только при изучении курса экономики, но и на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе, математике здесь принадлежит особая роль. Это объясняется тем, что многие экономические проблемы поддаются анализу с помощью того математического аппарата, который изложен в курсе алгебры в 7-11 классов.  Данный элективный курс дополнен темами, которые не изучаются в общеобразовательной школе. Взаимодействие математики и экономики приносит обоюдную пользу: математика получает широчайшее поле для многообразных приложений, а экономика - могучий инструмент для получения новых знаний.

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы – формирование у учащихся основных экономических понятий, принципов и законов.

Достижение поставленных целей возможно через решение следующих задач.

Задачи программы:

  • сформировать у учащихся правовую и экономическую компетентность;
  • рассмотреть правовые ситуации и модели правомерного поведения личности в условиях рыночной экономики;
  • систематизировать и углубить знания по математике, научить учащихся применять математический аппарат при решении экономических задач;
  • привить навыки работы в группах, быть их лидером, выступать, вести переговоры, отстаивать свои интересы;
  • познакомить ребят с интересующими их профессиями в области экономики и банковского дела, требованиями, предъявляемыми к работникам этой сферы.

1.3. Общая характеристика учебного процесса: формы и методы работы, технологии обучения

Формы проведения занятий:

  • лекции;
  • семинар с элементами дискуссии;
  • практическая работа;
  • проектная работа;
  • деловая игра;
  • работа с источниками;
  • экскурсии;
  • работа в сети Интернет.

Методы работы:

  • метод проектов;
  • интерактивные методики;
  • творческие задания;
  • работа в малых группах;
  • обучающие, развивающие, деловые игры;
  • использование общественных ресурсов
  • внеаудиторные методы обучения.

Технологии обучения

  • коммуникативно-компетентностное  обучение (умение представлять свой проект, умение работать в команде)
  • компетентностно-ориентированного обучения (интерактивные методики, творческие задания, работу в малых группах, обучающие, развивающие, деловые игры, использование общественных ресурсов, внеаудиторные методы обучения);
  • информационные (работу в сети Интернет, мультимедийные средства, создание компьютерной презентации);
  • здоровьесберегающие технологии (упражнения на расслабление мышц, коррекцию осанки, дыхательную гимнастику, звукотерапию, положительную мотивацию и др.). 

Использование современных образовательных технологий позволяет формировать ключевые компетентности учащихся.

Активно используется метод проектов. По этапам выполнения проекта оценивается  уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся:

  • готовность к использованию информационных ресурсов для планирования и осуществления своей деятельности;
  • готовность к самообразованию (умение самостоятельно осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников);
  • готовность к разрешению проблем (умение планировать результат своей деятельности и разрабатывать результат его достижения);
  • технологической (умение описывать технологию, алгоритмы деятельности);
  • готовность к социальному взаимодействию (продуктивно взаимдействовать с членами группы).

1.4. Характеристика временных ресурсов, необходимых для освоения курса

      Данный элективный образовательный курс рассчитан на 68 часов, 1 час в неделю, изучается в течение 2 лет.

Курс «Старт в бизнес» – является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Данный курс поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, математики, экономики, научить учащихся применять математический аппарат при решении экономических задач, но и позволит ему успешно самоопределиться в выборе будущей профессии, заложить основы правовой компетенции и позволит ориентироваться в социуме.

10 класс

34 часа

Теоретические основы курса «Общие сведения об экономике»

11 класс

34 часа

Применение теоретических знаний в допрофессиональной практике

2. Методическая часть

2.1. Требования к уровню знаний, умений, полученных в результате обучения

В результате изучения данного курса учащиеся будут знать основные понятия:

  • Рынок, рыночная экономика, предпринимательство, предприниматель, наемный работник;
  • Основные экономические формулы;
  • Основы законодательной базы предпринимательской деятельности.

Учащиеся будут уметь:

  • искать информацию по заданному вопросу;
  • выделять противоречия, лежащие в юридической и экономической областях;
  • самостоятельно работать с документами;
  • выявлять причины возникновения проблемы и оценивать способы решения проблемы;
  • давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни;
  • применять математические формулы для решения экономических задач;
  • уметь составлять бизнес план, решать экономические задачи.

Учащиеся будут воспитывать в себе:

  • навыки самостоятельности, инициативы и творческого подхода;
  • уверенность в своих силах при более глубоком самостоятельном освоении указанных тем;
  • качество коллективизма, умение работать индивидуально и в группе;
  • этические нормы поведения в обществе.

В ходе изучения элективного курса учащиеся:

  • получают представление о правилах поиска и систематизации источников;  об этапах работы исследователя с письменными источниками; об общих принципах изучения и научной критики источников; основных методах изучения письменных исторических источников; признаках аутентичности и фальсификации;
  • усваивают понятия: специальная историческая дисциплина, источниковедение, герменевтика, текстология, архивоведение, палеография, музееведение, библиография, документ, исторический источник, первоисточник, типы источников, виды источников, аутентичность (подлинность и достоверность исторического источника), ресурсы удаленного доступа, историческая критика, внешняя критика, внутренняя критика, текстологический анализ, подлог, фальсификация;
  • развивают умения работать с различными типами и видами источников; описывать и критиковать исторические письменные источники по плану; осуществлять тематический поиск исторических источников и библиографию; применять методы источниковедения  для анализа исторических документов; доказывать аутентичность конкретного исторического письменного источника на основании научной (монографической) литературы;
  • совершенствуют умения анализировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные связи между ними на основе изучения источников исторических знаний.

2.2 Планируемые образовательные результаты

Личностные:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий, связанных с жизненными ситуациями;
  • овладение навыками использования изученных понятий и методов для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные:

  • формирование умений ставить цель – создание продукта, планирование достижений этой цели;
  • оценивание получающегося продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;
  • самостоятельный поиск информации по данной теме;
  • использование средств электронных таблиц для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
  • подготовка материалов для эффективного выступления с использованием сводных диаграмм.

Предпрофессиональные:

  • формирование у учащихся навыков и потребностей в общении;
  • приобретение опыта творческой деятельности;
  • ознакомление с основами права и экономики;
  • подготовка учащихся к учебе в заведениях профессионального образования;
  • вырабатывание умения правильно планировать время, осуществлять самостоятельный контроль результатов своей работы;
  • формирование лояльного и уважительного отношения к другим точкам зрения;
  • воспитание культуры взаимодействия с коллективом;
  • создание базы знаний для дальнейшего профессионального образования в выбранной сфере деятельности.

2.3 Способы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков учащихся

      Для контроля эффективности обучения элективному курсу применяется:

      Входной контроль в начале курса, с целью выяснения уже имеющихся знаний у учащихся и, что бы они хотели узнать, и чему научиться в результате прохождения занятий.

      Промежуточный контроль после изучения каждого раздела программы в форме самостоятельных, практических и контрольных работ:

  1. Тестирование по темам: «Правовые термины», «Роль гражданского права в экономической деятельности», «Платежи и банковские расчеты», «Математические функции и их применения в экономике»;
  2. Участие в деловых играх;
  3. Составление индивидуального бизнес-плана.

      Итоговый контроль проводится после изучения всего курса в форме проекта.

Проектный метод состоит в самостоятельной работе учащегося по созданию бизнес плана, во время выполнения которого ученику предоставляется возможность самостоятельно реализовать свой замысел, раскрыть свой творческий потенциал.

      На последнем уроке учащиеся защищают свои проекты. Занятие проводится в форме конференции

       Роль учителя, на этапе подготовки проектов, сводится к наблюдению за действиями учащихся, консультированию, экспертизе и помощи в случае необходимости

3. Содержательная часть

3.1. Учебно-тематический план

Содержание курса

Формы проведения занятия

Кол-во часов

Руководитель блока

1-2

Введение

Мини-лекция с элементами дискуссии

Анкета

2

Быкова Л.В.

Соловых Е.В.

Тема №1: «Правовые основы общества»

3

Соловых Е.В.

3

Понятие права, его функции  и сферы  применения. 

Работа с терминами и обществоведческими понятиями

4

Правовая культура общества. 

Работа с терминами и обществоведческими понятиями

5

Гражданский кодекс РФ – экономическая «конституция» России.

Лекция с элементами дискуссии

Тема №2: «Гражданское право и экономика»

6

Соловых Е.В.

6

Правовое регулирование экономических отношений

Работа с терминами и обществоведческими понятиями

7

 Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности

Практикум

8

Классификация и организационно-правовые формы юридических лиц

Практикум

9

Объект гражданских прав

Работа с терминами и обществоведческими понятиями

10

Правовое регулирование договорных отношений

Практикум

11

Хозяйственные (экономические) споры

Практикум

Тема №3.  Математическое моделирование в экономике

4

Быкова Л.В.

12

Понятие математических моделей. Этапы моделирования.

Лекция конспект

13

Математические модели в экономике. Динамические и статистические модели.

Семинар

14

Агрегирование. Примеры экономических моделей

Работа в группах

15

Составление математической модели

Работа в группах

Тема №4. Функции в экономике.

4

Быкова Л.В.

16

Понятие функции  в экономике.

Лекция, конспект

17

Линейная, квадратичная, дробно-линейная функции в экономике.

Практикум исследование

18

Функции спроса и предложения и их графики.

Практическая работа

19

Исследование функции.

Самостоятельная работа

Тема №5: «Основы экономики. Рыночная экономика»

5

Соловых Е.В.

Быкова Л.В.

20

Что такое экономика: виды экономических ресурсов, главные вопросы экономики.

Лекция, конспект

21

Понятие рынка. Особенности рыночной экономики.

Работа с терминами и обществоведческими понятиями

22

Что такое спрос. Что такое предложение.

Работа с терминами и обществоведческими понятиями

23

Формирование рыночных цен. Как достигается рыночное равновесие.

Практикум

24

Деньги: их виды, функции, роль.

Практикум

Тема №6. Проценты и прогрессии в банковском деле

9

25

Простые проценты. Начисление простых процентов на часть срока.

Лекция, конспект

26

Сложные проценты.

Лекция конспект

27

Начисление процентов за год, несколько лет и на часть срока.

Практикум

28

Арифметическая и геометрическая прогрессия. Примеры прогрессий.

Лекция, практика

29

Сумма членов прогрессии и бессрочная рента

Лекция,

Практика

30

Тест «Проценты. Прогрессии»

Самостоятельная работа

31

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

Практикум

32-33

Деловая игра «Мой банк»

Работа в группах

2

Быкова Л.В.

Соловых. Е.В.

34

Подведение итогов

Тестирование

1

Быкова Л.В.

Соловых Е.В.

Класс

Количество часов

Формы контроля

Всего

Аудиторных

Внеаудиторных

В т.ч. на практическую деятельность

10 класс

34 часа

34 часа

-

14 часов

Тестирование,

самостоятельные работы,

умение работать в группах, участие в деловой игре

11 класс

1

Повторение изученного материала  10 классе

Тестирование

1

Быкова Л.В.

Соловых. Е.В.

Тема №7: «Налоги и их виды»

4

Соловых Е.В.

2

Понятие налогов и их функции.

Работа с терминами и обществоведческими понятиями

3

Виды налогов

Работа в группах

4

Налоговая политика в Российской Федерации.

Лекция, конспект

5

Роль налоговой системы в предпринимательской деятельности.

Практикум

Тема № 8 «Платежи и банковские расчеты»

7

Быкова Л.В.

6

Электронные деньги.

Лекция,

Практика

7

Вклады. Кредиты. Ипотека.

Лекция,

Практика

8

Бюджет.

Практикум

9

Банковская система. Резерв банка.

Лекция,

Практика

10

Понятие мультипликатора.

Лекция,

Практика

11

Консолидированные платежи

Практикум

12

Экскурсия в банк

Практикум

Тема № 9: «Статистика случайных величин»

3

Быкова Л.В.

13

Статистическая информация.

Лекция,

Практика

14

Случайная величина и ее виды.

Лекция,

Практика

15

Математическое описание случайных событий.

Практикум

Тема №10: «Правовые основы предпринимательской деятельности»

6

Соловых Е.В.

16

Понятие предпринимательской деятельности

Работа с терминами и обществоведческими понятиями

17

Условия успешного развития предпринимательской деятельности в государстве

Лекция, конспект

18

Предпринимательское право

Лекция, конспект

19

Субъекты предпринимательского права

Работа с терминами и обществоведческими понятиями

20

Виды предпринимательского риска

Практикум

21

Малое предпринимательство

Практикум

22-23

Тема № 11: «Круглый стол «Слагаемые успеха в бизнесе»

Встреча с представителями отдела развития малого и среднего бизнеса при администрации г.о. Чапаевск

2

Быкова Л.В.

Соловых Е.В.

Тема № 12: «Составление бизнес-плана»

7

Быкова Л.В.

Соловых Е.В.

24

Что такое бизнес-план

Лекция, конспект

25

Аналитика рынка, обзор отрасли и ее SWOT-анализ

Лекция, конспект

26

Основная идея проекта и описание реализации

Практикум

27

Маркетинговый и стратегический план

Практикум

28

Операционные планы: финансовый, производственный, административно-организационный

Практикум

29

Расчет рентабельности проекта

Практикум

30

Нормативная база

Лекция, конспект

31-33

Тема № 13: «Защита проекта»

Практикум

3

Быкова Л.В.

Соловых Е.В.

34

Тема №14: «Подведение итогов»

Тестирование

1

Быкова Л.В.

Соловых Е.В.

Класс

Количество часов

Формы контроля

Всего

Аудиторных

Внеаудиторных

В т.ч. на практическую деятельность

11 класс

34 часа

29 часов

5 часов

20 часов

Тестирование,

самостоятельные работы,

умение работать в группах, участие в деловой игре, составление и защита бизнес-плана

3.2. Перечень тем. Содержание программы

Тема №1: «Правовые основы общества»

Основная цель – рассмотреть понятие права, его основные функции, сферы применения, дать определение правовой культуре общества.

Охарактеризовать Гражданский кодекс РФ как экономическую «конституцию» России.

Тема №2: «Гражданское право и экономика»

Основная цель – рассмотреть основные положения Гражданского кодекса по регулированию экономических отношений в предпринимательской деятельности.

Дать понятие организационно-правовым формам юридических лиц и охарактеризовать их виды. Что является объектами гражданских прав. Сущность хозяйственных (экономических) споров.

Тема № 3: «Математическое моделирование в экономике»

Основная цель – познакомить обучающихся с понятием математической модели, этапами моделирования.

Математические модели, используемые в экономике, можно разделить на классы в зависимости от особенностей моделируемых объектов, цели и методов моделирования.

Модели и их предназначение : макроэкономические модели ( ВНП, потребление, инвестиции, занятость, количество денег и др.); микроэкономические модели (предложение, спрос, эластичность, издержки, производство, конкуренция); теоретические модели ; прикладные модели.

Тема № 4: «Функции в экономике»

Основная цель – рассмотреть функциональную зависимость, как форму устойчивой взаимосвязи между объективными явлениями и отражающими их величинами;  примеры функций их свойства и графики. Основные виды функций экономических процессов. Спрос и кривая спроса. Виды спроса на определённый товар. Область определения и область значений функции спроса. Зависимость объёма спроса от цены. Предложение и кривая предложения. Область определения и область значений. Зависимость цены за единицу товара от объёма спроса.

Тема №5: «Основы экономики. Рыночная экономика»

Основная цель – рассмотреть понятие экономики, определить виды экономических ресурсов, основные вопросы экономики.

Дать понятие рынку, охарактеризовать особенности рыночной экономики. Рассмотреть основные элементы рынка: спрос, предложение, рыночная цена.

Что такое деньги, их виды, функции. Какую роль играют деньги в современном мире.

Тема № 6 : «Проценты и прогрессии в банковском деле»

Основная цель – рассмотреть современную стоимость платежей. Платежи в конце года. Примеры и задачи. Определение сегодняшней стоимости потока платежей. Бессрочная рента и сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Определение ренты. Бессрочная рента, как бесконечный поток платежей. Геометрическая прогрессия. Сегодняшняя стоимость бессрочной ренты. Начальный вклад, годовая ставка, срок хранения.  Многократное начисление процентов в течение года. Выбор банком годовой процентной ставки.

Банк. Вклады. Кредит. Заёмщик. Простые проценты. Формулы простых процентов. Коэффициент наращения простых процентов. Расчеты банка с вкладчиком и заёмщика с банком.

Тема №7: «Налоги и их виды»

Основная цель - рассмотреть понятие налоги, каковы их функции и роль в современном обществе.

Сущность налоговой политики в РФ. Какова роль налоговой системы в предпринимательской деятельности.

Тема №8: «Платежи и банковские расчеты»

Основная цель – рассмотреть способы расчёта банка с вкладчиками. Кредиты (ссуды, займы), выдаваемые на конкретный срок. Различные способы расчёта заёмщика с банком за взятые кредиты. Величина кредита, выданного банком заёмщику. Годовая ставка банка. Срок кредита. Промежуток между выплатами. Равномерная выплата. Определение величины равных платежей и дохода банка. Неравенство Бернулли. Расчёты для банка, которые необходимы для того, чтобы не было не запланированных расходов.

Тема № 9: «Статистика и случайные величины»

Основная цель – рассмотреть различные методы математической статистики, их применение Методы теории вероятностей делают возможным предсказание среднего суммарного результата нескольких  случайных явлений. Условия, при которых может осуществляться случайное событие. Элементарные, равновозможные, благоприятствующие события и их вероятность. Сложение и умножение вероятностей.

Тема №10: «Правовые основы предпринимательской деятельности»

Основная цель – рассмотреть понятие предпринимательская деятельность, предпринимательское право, малое предпринимательство.

Каковы условия успешного развития предпринимательской деятельности в государстве, кто является субъектами предпринимательского права. Какова роль малого бизнеса в РФ.

Виды предпринимательского риска и как их можно избежать.

Тема № 11:  «Круглый стол с представителями отдела развития малого и среднего бизнеса при администрации г.о. Чапаевск»

Основная цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.  

Тема № 12: «Составление бизнес плана»

Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели:

  1. социальные цели – преодоление дефицита товаров и услуг, оздоровление экологической обстановки, улучшение психологического климата в стране, создание новых духовных и культурных ценностей, развитие научно-технического и творческого потенциала, расширение деловых контактов, международных связей;
  2. повышение статуса предпринимателя – развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя (включая производственный потенциал, финансовый, технико-технологический, научный, образовательный, а также духовный). Это служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг;
  3. иные, специальные цели и задачи – развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др.

Тема № 13 «Защита проекта»

Основная цель – представление и защита учащимися своей работы по выбранной теме. Учитывается умение правильно отстаивать и доказывать свою точку зрения; вести диалог; использовать информационные технологии (презентации, видео-ролики)

3.3 Литература для педагога и обучающихся

  1. Автономов, В. С. Введение в экономику. Вита-Пресс, 2010. – 256 с.
  2. Акимов, Д. В. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Вита-Пресс, 2008. – 320 с.
  3. Бродский, Я. С. Статистика. Вероятность. Комбинаторика. ООО "Издательство Оникс": ООО "Издательство "Мир и Образование", 2008. — 544 с.
  4. Васильев, В. П. Экономика для школьников и абитуриентов. Дело и сервис, 2005. – 132 с.
  5. Глеман, М. Вероятность в играх и развлечениях: Элементы теории вероятностей в курсе средней школы. Пособие для учителя. Просвещение, 2009. — 176 с.
  6. Грызина, Н. Ю. Математические методы исследования операций в экономике. ЕАОН, 2008. – 204 с.
  7. Евич Л. Н., Ольховая Л. С., Ковалевская А. С. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2012. Элементы теории вероятностей и статистики: учебно-методическое пособие. Под редакцией Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. - Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011. — 32 с.
  8. Кондратьев, Д. Л. Твоя коллекция монет. Детская литература, 2004. – 170 с.
  9. Лютикас, В. С. Факультативный курс по математике. Теория вероятностей. Просвещение, 2009. – 198 с.
  10. Прокопенко, Н. И. Задачи на смеси и сплавы. Чистые пруды, 2010. – 215 с.
  11. Просветов, Г. И. Экономика для школьников. Задачи и решения. Альфа-Пресс, 2008. – 232 с.
  12. Просветов, Г. И. Теория вероятности и статистика для школьников. Альфа-Пресс, 2009. – 120 с.
  13. Тюрин, Ю. Н. Теория вероятностей и статистика. Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров, И. Р. Высоцкий, И. В. Ященко. -2-е изд., переработанное. - М.: МЦНМО: ОАО "Московские учебники", 2008. —256 с
  14. Шевчук, Д. А. История экономики. Учебное пособие. Д. А. Шевчук. - М.: Эксмо, 2009 – 305 с. 15. Юдин, С. В. Математика в экономике. Учебное пособие. С. В. Юдин. - Тула: РГТЭУ, 2009. – 228 с.
  15. Башарин Г.П. Начала финансовой математики. М.: Инфра-М, 1998.
  16. Бочарова О.В. Математика в экономике: Программа элективного курса для классов профильного обучения / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2003.
  17. Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.: Дело – Вита-Пресс, 1994.
  18. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике. М.: – Вита-Пресс, 1997.
  19. Симонов А.С. О математических моделях экономики в школьном курсе математики // Математика в школе, 1997. № 5.
  20. Симонов А.С. Некоторые приложения геометрической прогрессии в экономике // Математика в школе, 1998. № 3.
  21. «Право.ru» — информационный портал: https://pravo.ru/
  22. Economicus.Ru - Образовательно-справочный сайт по экономике: http://www.economicus.ru/