Программы внеурочной деятельности Финансовая грамотность 11 класс
рабочая программа по экономике (11 класс) на тему

Программы внеурочной деятельности  Финансовая грамотность 11 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogramma_fg_11.docx76.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от __________ 2018г.        

руководитель МО ____________

ПРИНЯТО                                            

на Педагогическом совете школы

протокол № 1        

от «__» августа 2018г.        

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

приказ № 275 от «__» августа 2018г.

http://s3.docme.ru/store/data/000510655_1-00d5f19ce7e6a0198021986a4d057a28.png

Программа

внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»

для обучающихся 11 Б класса

2018-2019 учебный год

                                                               

Составитель: Исаева Сабина Гаджиюсуповна

Учитель истории

Нижневартовск, 2018


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для учащихся 11 классов изучение курса финансовой грамотности имеет большое значение. Это связано в первую очередь с их возрастом. В наше время многие из них оканчивают школу в 18 лет. Именно с этого возраста гражданин РФ приобретает полную дееспособность, которая означает в том числе права на осуществление любых финансовых операций. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы выпускник вступил во взрослую жизнь подготовленным к взаимодействию с различными финансовыми институтами: банками, фондами, рынками, налоговой системой и др. Тем более, что познавательные способности учащихся в возрасте 16-18 лет существенно отличаются от познавательных способностей учеников более раннего возраста. Это позволяет учащимся понимать как простые, так и сложные финансовые явления, изучение которых невозможно в младшем возрасте.

Вместе с тем ученики 11 классов уже сталкиваются непосредственно с большим количеством бытовых финансовых задач, приобретая опыт подобного рода деятельности. Но учащиеся, вступая в финансовые отношения, могут (чаще всего так ведут себя и взрослые люди, как показывают исследования) действовать, опираясь не на знания и логическое обоснование принимаемого решения, а на опыт родителей, друзей (который часто не является оптимальным) или поддаваясь рекламным уговорам. Аналогичные ситуации могут наносить финансовый ущерб школьникам, или они просто не будут добиваться поставленных целей при решении своих финансовых задач.

Современное общество стремительно развивается во всех сферах, и финансы, которые сегодня вбирают в себя все последние достижения научного прогресса, не исключение. В такой ситуации главное не просто научить школьника действовать по алгоритму (что тоже очень важно при решении многих финансовых задач), а сформировать компетенцию ориентироваться в финансовом пространстве, оценивать различные альтернативы решения финансовых проблем и принимать оптимальное решение в конкретных жизненных обстоятельствах.

Особое внимание уделяется обучению финансовому планированию как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах. Не менее важным является формирование ответственного отношения к принимаемым на себя финансовым обязательствам и умения сопоставлять своё финансовое поведение с правовыми и моральными нормами.

Таким образом, курс финансовой грамотности для учащихся 11 классов необходим для успешной социализации выпускников и безболезненного вхождения во взрослую жизнь современного российского общества.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ученик на научится:

- приводить примеры: эффективных и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи, вкладов, кредитов, инвестиций, ценных бумаг, налогов;

- описывать ключевые статьи государственного бюджета России;

- объяснять: роль кредита в современной экономике, механизм выпуска ценных бумаг;

- анализировать: потребительское поведение, виды вкладов и кредитов;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- находить и оценивать экономическую информацию;

- оценивать собственные экономические действия;

- осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и государства;

- осваивать различные способы решения экономических задач;

- обосновывать суждения, давать определения экономическим понятиям;

- определять характер вреда, причиняемый общественным отношениям коррупционным поведением граждан, должностных лиц;

- осознавать степень общественной опасности коррупционных правонарушений.

объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах;

Ученик получит возможность научиться:

  • решать познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
  • применять полученные знания в конкретных ситуациях;
  • уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • участвовать в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: “Что произойдет, если...”);
  • владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика) и правилам ведения диалога (диспута).
  • планировать достижение целей, направленных на решение финансовой задачи;
  • вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
  • анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль 1. Банки: чем они могут быть полезны в жизни

Базовые понятия и знания:

Банк, коммерческий и центральный банки; депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; портфель инвестиций.

Механизм взаимодействия Центрального банка и коммерческих банков; пассивные и активные операции банка; чем отличается номинальный и реальный процент, простой и сложный процент; типы депозитов; типы кредитов; программ инвестирования в драгоценные металлы и ценные бумаги; знание того, что такое кредитная история; представление о том, что может составлять портфель инвестиций.

Умения:

Рассчитывать реальный процент, простой и сложный процент; доходность вкладов; объём выплат по кредиту; читать (т. е. понимать) договоры по депозитам и кредитные договоры; находить актуальную информацию на сайте ЦБ и сайтах коммерческих банков; находить и интерпретировать рейтинги банков; соотносить вид кредита с целью кредита.

Компетенции:

Оценки надёжности банка; сравнения условий по депозитам и кредитам для выбора оптимального варианта с целью решения своих финансовых задач; оценки необходимости приобретения жилья в ипотеку и выбора подходящего варианта; пользования разнообразными финансовыми услугами, предоставляемыми банками, для повышения благосостояния; принятия решения о необходимости инвестирования или кредитования.

Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

Базовые понятия и знания:

Фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации. Знание механизма функционирования фондового рынка; различных видов ценных бумаг и их отличий друг от друга; субъектов (участников) фондового рынка и сути их деятельности; возможностей участия физических лиц в игре на рынке ценных бумаг; правил выбора профессионального агента; того, как люди выигрывают и проигрывают на фондовом рынке и рынке РОКЕХ.

Умения:

Искать и интерпретировать актуальную информацию по фондовому рынку; сравнивать котировки акций во времени; различать виды цен ценных бумаг; рассчитывать доходность акций (при известных показателях).

Компетенции:

Оценки необходимости осуществления операций с ценными бумагами в зависимости от жизненных обстоятельств и общеэкономической ситуации в стране; выбора оптимального варианта инвестирования в конкретных экономических ситуациях; оценки степени риска конкретного инвестиционного продукта; критического отношения к рекламным предложениям.

Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

Базовые понятия и знания:

Налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пеня по налогам. Знание оснований для взимания налогов с граждан и фирм в России; общих принципов работы налоговой службы; случаев, в которых необходимо подавать налоговую декларацию; способа получения ИНН; случаев и способов получения налогового вычета.

Умения:

Получать актуальную информацию по задолженности или другим вопросам на сайте налоговой службы; заполнять налоговую декларацию; рассчитать сумму уплачиваемых налогов.


Компетенции:

Беспроблемно организовывать свои отношения с государством в налоговой сфере; быстро реагировать на изменение налогового законодательства (по общим вопросам) и определять своё поведение в соответствии с изменениями.

Модуль 4. Обеспеченная старость: возможность пенсионного накопления

Базовые понятия и знания:

Пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления. Знание видов пенсий и условий их получения; представление о способах финансового обеспечения старости, помимо пенсии; представление о существующих программах пенсионного обеспечения.

Умения:

Находить актуальную информацию на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах; по формуле рассчитывать размер пенсии.

Компетенции:

Находить способы увеличить свою будущую пенсию; уметь критически относиться к рекламным предложениям по увеличению будущей пенсии; сопоставлять различные предложения пенсионных накоплений и находить оптимальный вариант.

Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять

Базовые понятия и знания:

Бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурист. Знание правил создания нового бизнеса; программ в стране, регионе, городе, направленных на поддержку и развитие молодых предпринимателей; того, куда можно обратиться за юридической помощью в случае открытия собственного дела; условий, при которых можно стать стартапером.

Умения:

Находить актуальную информацию по стартапам и ведению бизнеса; составлять бизнес-план по алгоритму; вести простые финансовые расчёты: считать издержки, доход, прибыль.

Компетенции:

Нахождения идеи для собственного дела; создания нестандартных решений для бизнеса; оценки предложения по созданию и ведению бизнеса.

Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения

Базовые понятия и знания:

Финансовый риск; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды; портфель инвестиций. Знание того, какие бывают финансовые риски в современной российской действительности; того, куда обращаться в случаях потери (кражи) финансовых документов (банковской карты, сертификатов, сберкнижек и др.); меры ответственности государства в случаях финансового мошенничества и др.

Умения:

Защищать свою личную информацию в сети Интернет (быть осторожным с паролями, пин-кодами и др.); находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб; сопоставлять полученную информацию из различных источников.

Компетенции:

Критически относиться к рекламным предложениям из различных источников; оценивать риски предлагаемых вариантов инвестирования; соотнести риски с доходностью в одном портфеле инвестиций.

Модуль 7. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

Базовые понятия и знания:

Страхование, договор на услуги по страхованию, медицинское страхование, автострахование, страхование жизни, страховой случай; представление о структуре и особенностях страхового рынка в России; знание видов (обязательное и добровольное) и условий пользования медицинским страхованием; знание условий автострахования; ознакомление с опытом использования различных страховых продуктов; знание алгоритма действия при наступлении страховых случаев.

Умения:

Различать виды страхования; различать обязательное и добровольное страхование; искать и интерпретировать актуальную информацию в сфере страхования; читать договор страхования.

Компетенции:

Определять необходимость страхования; сравнивать различные виды страховых продуктов и делать выбор на основе жизненных целей и обстоятельств, событий жизненного цикла; определять надёжность страховой компании; критически относиться к активной рекламе страховых продуктов, принимать решения о страховании на основе анализа ситуации.


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Наименование раздела и тем

Примечание

Модуль 1. «Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни»

Банковская система

Какие бывают банковские вклады и каковы их условия

Ставки по вкладам

Как выбрать вклад и оформить документы

Что такое кредит и как оценить его условия

Как понять, сможете ли вы выплатить кредит

Ипотека: как решить жилищную проблему и не попасть в беду

Как банки могут помочь в инвестировании и управлении сбережениями

Модуль 2. «Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов»

Ценные бумаги и их типы

Как можно торговать ценными бумагами

Как заработать на фондовом рынке

Игра «Зарабатываем на фондовой бирже»

Модуль 3. «Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата»

Какие бывают налоги и зачем они нужны

Как платить налоги

Налоговый вычет и как его получить

Какова ответственность за неуплату налогов

Решение практических задач и тестов

Модуль 4. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления»

Что такое пенсия и кому она положена

Пенсионное законодательство

От чего зависит размер пенсии и как его увеличить

Как выбрать программу пенсионного накопления

Решение практических задач и тестов

Модуль 5. «Собственный бизнес: как создать и не потерять»

Как создать стартап

Как разработать реальный бизнес-план

Кто может помочь в создании стартапа

Игра «Создаём свой бизнес», часть I: подготовительный этап

Игра «Создаём свой бизнес», часть II: этап игрового моделирования

Модуль 6. «Риски в мире денег: как защититься от разорения»

Какие бывают финансовые риски

Что такое финансовое мошенничество и как строятся финансовые пирамиды

Решение практических задач и тестов

Модуль 7. «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду»

Управление рисками и страхование

О правильном страховании

Идентификация рисков и выбор страховой защиты

Как правильно выбрать страховщика и не переплатить за страхование

Как правильно заключить договор страхования и защитить свои права при страховом случае


ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Киреев А.П. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Архипов А.П. Финансовая грамотность: Модуль «Страхование».— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: материалы для учителя (включает 2 части: общие положения (цели обучения, особенности курса, формы уроков и формы оценки) и методическое описание различных вариантов организации занятий, предполагающих их вариативность).— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: материалы для родителей.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность

Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС

Программа внеурочной детельности  5 класс НОУ ФГОС...

Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"

Программа «Дружный класс» представляет собой комп­лексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие устано­вок толерантности  у учащихся началь­ной школы. Включает в себя непоср...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...