Разработка урока по экономике в 10 классе "Исследование рынка"
проект по экономике (10 класс) на тему

Смирнова Ирина Николаевна

Тип урока: урок-исследование

Цели  урока: развитие умений описывать виды, задачи маркетинговых исследований, инструменты исследования рынка (спрос, наблюдение, эксперимент)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.pptx1.09 МБ
Файл grafiki_1.docx60.53 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc30.5 КБ
Файл prilozhenie_2.docx11.23 КБ
Файл prilozhenie_3.docx10.56 КБ
Файл prilozhenie_4.docx10.18 КБ
Файл prilozhenie_5.docx11.1 КБ
Файл prilozhenie_6.docx11.09 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx35.75 КБ
Файл chem_polezen_chay.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Исследование рынка»

Слайд 2

«Знания, не проверенные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок»

Слайд 3

Сынок, сходи, пожалуйста, в магазин и купи чай

Слайд 4

Какой чай купить ребенку?

Слайд 5

Маркетинговое исследование – любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей маркетинга.

Слайд 6

Пять этапов маркетингового исследования: Выбор цели (заказ маркетинга), выдвижение гипотез, постановка задач; Разработка методики конкретного исследования (формирование статического банка , то есть набора методов наблюдения и анализа); Сбор, обработка и хранение информации (формирование информационного банка ); Анализ, моделирование и прогнозирование данных (формирование банка моделей), составление выводов и рекомендаций; Оценка эффективности маркетинговых исследований.

Слайд 7

Возможности исследования рынка МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Наблюдение Эксперимент Опрос ОРУДИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Анкета Механические устройства ПЛАН СОСТАВЛЕНИЯ ВЫБОРКИ Единица выборки Объем выборки Процедура выборки СПОСОБЫ СВЯЗИ С АУДИТОРИЕЙ Телефон Почта Личный контакт

Слайд 8

«Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом… как если бы от этого зависела Ваша жизнь…» Л.Кьюби



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Индивидуальная карта урока

ФИ

Тема урока:

Цель урока:

Способы получения новых знаний:

Самооценка:

1. Моя деятельность на уроке  

2. Оценка за продукт (знания) моего

труда на уроке

-------------------------------------------------

Оценка учителя  

-------------------------------------------------

Итоговая оценка за урок:

 +         +

_____________________    =  

        3

Каким образом будет достигнута цель урока:

Схема «Маркетинговое исследование»

Гипотеза:

План исследования:



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Гипотезы обучающихся:

  1. Самый вкусный чай-это самый дорогой чай.
  2. Не надо покупать чай, который постоянно рекламируют, потому что он не пользуется спросом.
  3. Самый насыщенный вкус у чая не пакетированного.
  4. Хороший чай продается в красивых упаковках.


Предварительный просмотр:

Приложение 3



Предварительный просмотр:

Приложение 4

В каких упаковках Вы предпочитаете употреблять чай?

                В пакетиках

                Развесной



Предварительный просмотр:

Приложение 5

По какой цене Вы предпочитаете покупать чай (упаковка 100 гр.)?

  • 20-40 руб.
  • 40-60 руб.
  • 60-80 руб.



Предварительный просмотр:

Приложение 6

Важно ли для Вас при выборе чая страна-производитель?

  • Важно
  • Очень важно
  • Не важно



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                           

Технологическая карта урока (учебного занятия) на основе системно-деятельностного подхода. 

Предмет, класс

    Экономика, 10 класс

Учитель

Смирнова Ирина Николаевна

Тема урока,

Исследование рынка

Место и роль урока в изучаемой теме

Урок в теме  «Маркетинг» является третьим. Данная тема урока «Исследование рынка» - очень важная в изучении всего модуля «Маркетинг», поэтому на учебное занятие отводится 2 астрономических часа (80 минут). Один час взят из практики.

Тип урока

Урок-исследование

Цель урока

Развитие умений описывать виды,  задачи маркетинговых исследований, инструменты исследования рынка (опрос, наблюдение, эксперимент)

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

  • На основе работы с текстом и Интернетом изучить особенности и виды маркетинговых исследований.
  • Создать условия для экспериментальной проверки истинности или ложности выдвигаемых гипотез.
  • Представить полученную информацию в виде диаграмм.

  • Создать условия для развития способности к исследовательскому и креативному типам мышления.
  • Способствовать развитию самостоятельности у обучающихся при принятии решения.
  • Активизировать личностную позицию обучающихся в образовательной деятельности.

Актуальность средств ИКТ использования

Вид используемых на уроке средств ИКТ 

(работающие гиперссылки)

Компьютер (ноутбук) – основной технический компонент современных информационных технологий. Использование компьютера на уроке расширяет возможности предъявления учебной информации, повышает интерес к предмету, эффективность развития и уровня обученности детей, стимулирует развитие творческих способностей обучающихся, развивает память, внимание, последовательность рассуждения и его доказательство, интеллект.

Компьютер, принтер, проектор, клавиатура, мышь, фотоаппарат, экран

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Умение описывать виды,  задачи маркетинговых исследований, инструменты исследования рынка (опрос, наблюдение, эксперимент)

Метапредметные:

Умение работать индивидуально и группе, находить общее решение.

Умение извлекать информацию из разных источников и преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы, строить рассуждение, формулировать проблему.

Личностные:

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания через исследовательскую деятельность.

Умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе

Способность к самооценке своих действий, поступков.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин

Содержание учебного материала

Методы
и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

познавательная

коммуникативная

регулятивная

  1. Мотивационно-целевой этап

10

Маркетинг, его цели и задачи.

Сущность и основные элементы маркетинга

Концепция маркетинг-микса

Сегментирование рынка

Позиционирование товара.

Реклама

Создание проблемной ситуации

Мозговой штурм

Креатив-бой

И

Ф

Г

1.Проводит инструктаж по работе с индивидуальной картой урока (ИКУ) (приложение1)

2.Предлагет в форме «Мозгового штурма» вспомнить экономические понятия и их определения по теме «Маркетинг».

3.После прочтения темы урока на слайде1 предлагает сформулировать цель урока и записать в ИКУ.

4.Обратившись к эпиграфу (слайд 2), предлагает обучающимся ответить на вопрос:

Каким образом вы достигнете поставленной цели на уроке?

5.Организует работу в группах, создает условия для самостоятельной работы по определению проблемы (слайд 3)

6.Включает обучающихся в обсуждение проблемы и формулировке гипотез

Ставят проблему, аргументируют ее актуальность.

Строят логические рассуждения , включающие установление причинно-следственных связей.

Выдвигают гипотезы о связях  и закономерностях событий.

Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют ее с позицией одноклассников в сотрудничестве при выработке общего решения.

Устанавливают рабочие отношения в группе, эффективно сотрудничают.

Осуществляют целеполагание, преобразовывают практическую задачу в познавательную.

Работа с содержанием темы, осуществление целеполагания, формулировка проблемы, выдвижение гипотезы

Фиксация темы, цели урока на ИКУ, ответа на поставленный вопрос учителя, проблемы урока и гипотез (приложение2)

  1. Ориентировочный этап

10

Метод «Корзина идей»

Г

1.Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы.

2.Создает условия для самостоятельного составления плана действий по решению проблемы.

Создают и преобразовывают модели и схемы для решения задач.

Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Учитывают разные мнения  и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Задают вопросы , необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками.

Планируют пути достижения целей.

Устанавливают целевые приоритеты.

Осваивают основы прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Фиксация в ИКУ способов получения нового знания (УМ по теме «Маркетинг», интернет-ресурс)

Работа в группах по составлению плана действий.

Каждая группа фиксирует свой план на магнитной доске.

  1. Поисково-исследовательский этап

15

Маркетинговые исследования

Этапы Маркетингового исследования

Статистический банк

Информационный банк

Маркетинговая информация

Информационная культура

Возможности исследования рынка

Технология «Мастерская»

Здоровьесберегающие технологии

Г

И  

П

И  

1.Указывает страницы УМ, выдает ноутбуки, координирует действия обучающихся.

2. Организует обмен сведениями.

3. Составляет схему на доске «Маркетинговое исследование».

4. Обобщает полученную информацию (слайды 5-7)

4.Задает вопрос для обсуждения:

Достаточно ли нам информации  для решения проблемы?

5. Создает условия для самостоятельного принятия решения по доработке плана исследования и после обсуждения (технология «Мастерская») фиксирует его на доске .

6.Создает условия для применения на уроке технологии «Здоровьесбережение»

Осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Объясняют явления, процессы, выявляемые в ходе исследования.

Структурируют текст, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивают последовательность описываемых событий.

Работают в группе и в парах – устанавливают рабочие отношения , эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной операции.

Строят монологическое контекстное высказывание.

Отображают в речи содержание совершаемых действий.

Самостоятельно контролируют свое время и управляют им.

Выделяют альтернативные способы достижения цели и выбирают наиболее эффективный способ.

Самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации.

Знакомство с содержанием текста в  УМ (3 группы), изучение информации по данной теме в Интернете(2 группы).

Обмен информацией.

Фиксация в ИКУ схемы «Маркетинговое исследование».

Анализ в парах  и принятие решения дополнить план исследования 5-ю экпериментами.

Фиксация (дополнение) в ИКУ

 Представление презентации «Полезные свойства чая» (творческое домашнее задание)

  1. Практический этап

20

Виды маркетинговых исследований

Инструменты исследования рынка

Эксперимент

Анкетирование

Г

1.Создает условия деления обучающихся на группы для проведения экспериментов и опроса участников исследования.

2. Координирует работу групп при подготовке к проведению опросов и экспериментов. Обеспечивает группу экспериментаторов необходимыми средствами.  

3.Приглашает для участия в исследовании рынка чая в школьных условиях обучающихся 9.11-х классов и педагогов ( всего 50 человек.

4. Наблюдает за проведением опросов и эксперимента  участников исследования рынка чая.

5.Предлагает группам представить полученные результаты в виде диаграмм.

Самостоятельно проводят исследование на основе применения методов анкетирования и эксперимента.

Делают умозаключения и выводы на основе аргументации.

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Учитывают и координируют отличные от собственной позиции мнения других людей в сотрудничестве.

Вступают в диалог, владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Самостоятельно контролируют свое время и управляют им.

Осваивают основы саморегуляции эмоциональных состояний, учатся прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

1 группа готовит анкету «Знание рекламы различных марок чая» (приложение 3)

2 группа готовит анкету «Употребление чая в различных упаковках» (приложение 4)

3 группа готовит анкету «Влияние цены на выбор чая» (приложение 5)

4 группа готовит анкету «Влияние на выбор чая страны-производителя» (приложение 6)

5 группа подготавливает необходимый инвентарь для проведения эксперимента «Влияние на выбор чая вкусовых качеств»

1-4 группы проводят анкетирование  и 5 группа проводит эксперимент  с участниками исследования рынка чая.

Участники заполняют анкеты и пробуют 5 различных видов чая, пытаясь по вкусу определить

название и выбрать наиболее понравившийся чай  по вкусу.

Группы анализируют результаты, обсуждают в группе  и представляют в виде диаграмм.

Один обучающийся сводит полученные результаты в единую диаграмму.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

23

Спрос

Цена

Реклама

Маркетинговое исследование

Выбор

Принятие решения

Методика «Выступление»

Г

И

1.Создает условия для выступления детей по проведенному исследованию.

2.Предлагает посмотреть итоговую диаграмму и по ней сформулировать самостоятельно вывод.

3. Организует работу в группах по обобщению выводов и фиксации общего вывода от группы.

4. На основе выводов групп возвращает обучающихся к проблеме урока: На что стоит обратить внимание мальчику при покупке чая?

Подтвердились или подверглись опровержению  Ваши гипотезы?

5.Обеспечивает осмысление процесса деятельности и результата труда на уроке:

Каким видом работы вы сегодня занимались? (Исследованием)

Достигли ли вы тех целей, которые поставили каждый перед началом урока?

6.Организует процедуру самооценки результатов учебной деятельности на уроке: Оцените по 5-балльной системе свою деятельность . Что в итоге исследовательской деятельности вы получили? (знание-продукт исследовательской работы)

Оцените результат своего труда(знание) по 100% шкале.

6.Обращаясь к слайду 8, мотивирует обучающихся  быть любознательными и совершенствоваться в решении проблемных ситуаций.

7.Фиксирует оценку за урок в ИКУ , руководствуясь наблюдением за обучающимися в течение исследовательской деятельности

Учет разных мнений и интересов , обоснование собственной позиции.

Осуществление коммуникативной рефлексии как осознание оснований собственных действий и действий одноклассников.

Осознание качества и уровня усвоения. Умение адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в области исследовательской деятельности.

Представление результатов исследования ( каждая группа выводит на экран полученную диаграмму)

Делают индивидуально вывод по проведенному исследованию. Свои выводы обсуждают в группах и составляют общий вывод от группы, фиксируют на магнитной доске для всех.

Находят общее решение проблемы.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою деятельность по 5-балльной шкале и свой продукт(знания) по 100% шкале.

Расчет оценки за урок методом нахождения среднего арифметического 3-х оценок и фиксация ее в дневник

  1. Домашнее задание

2

И

Комментирует домашнее  задание :

1.В магазинах села Хмелевицы узнать , какой чай пользуется большим спросом?

2.Выполнить проверочный тест на стр.30 УМ «Маркетинг»

3. Задание выполнить по желанию:

Найти и выписать высказывания известных людей о маркетинге. На следующем уроке сформируем «Копилку мудрости»

Фиксируют домашнее  задание

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Полезные свойства чая

Слайд 2

Родина чая - Китай. Первое упоминание о чайном растении встречается в I веке нашей эры, во время правления династии Хань - тогда же появился и иероглиф " ча ". Но есть сведения, что китайцы знали чай уже в III веке до нашей эры. О том, как люди обнаружили чайный куст, в Китае сложена романтическая легенда - в 2737 году до нашей эры в чашку божественного земледельца Шэнь Нуна случайно попали листья чайного растения. Попробовав отвар, он якобы был потрясен его вкусом и тонизирующим эффектом, и стал пить ежедневно.

Слайд 3

Полезные свойства чёрного чая Улучшает память и зрение Чай с лимоном или медом - отличное средство от простуды Улучшается работа почек Улучшается работа всей пищеварительной системы Ускоряет заживление кожи, лечение высыпаний и язв Бодрит, тонизирует, улучшает физическую и мозговую активность, придает энергии

Слайд 4

Полезные свойства зеленого чая стимулирует нервную систему и расширяет сосуды; благодаря содержанию витамина С оказывает благоприятное воздействие на иммунитет; ускоряет обмен веществ; укрепляет стенки сосудов и препятствует возникновению тромбов; зеленый чай понижает уровень холестерина; этот напиток снижает артериальное давление; благодаря содержанию йода, он полезен при недостаточной функции щитовидной железы.

Слайд 5

Зеленый и черный чай создается из одних листьев, однако их отличие в том, что зеленый имеет минимальную обработку – проходит недолгую ферментацию (несколько дней), а вот черный чай, прежде чем попадет к нам на стол, проходит долгий путь, длящийся несколько месяцев до того, как его можно будет запаковать и отправить на экспорт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Восстановление экономики СССР: от войны к миру" Педагогическая мастерская.

Предлагаемый урок - педагогическая мастерская. Основной смысл этого урока состоит в построении знаний самим учеником. Эта технология уникальна тем, что дает ребенку импульс познания, позволяет шаг за ...

Разработка урока по экономике 8 класс на тему "Зачем нужна биржа"

Урок - объяснение нового материала с использование ИКТ (презентации) На уроке дается обще вредставление о бирже и  их  видах....

Разработка урока по экономике на тему "Причины появления и виды банков"

Разработка урока по теме "Причины появления и виды банков"...

Разработка урока по экономике."Практическое применение теории эластичности. Промоакция в гипермаркете"

Урок проводится в профильном социально-экономическом классе. После завершения изучения главы 1. После изучения понятия "эластичность", "единичная эластичность", "неэластичный спрос". Это урок-ролевая ...

Методическая разработка урока по экономике ( Деловая игра по теме: «Экономические агенты. Предприятия и фирмы.»)

Методическая разработка урока по экономике.( Деловая игра по теме: «Экономические агенты. Предприятия и фирмы.») Разработка  может использоваться на уроках экономики. Предполагает проведение урок...

Методическая разработка урока по экономике "Товар и деньги"

Методическая разработка урока по экономике "Товар и деньги"...

Разработка урока истории в 6 классе "Рынок"

Урок проводился в 6 классе, где большинство детей испытывают трудности в читательской граммотности 3-4 уровня с целью ее повышения.Для этого в урок включены компетентностно-ориентированные задания, пр...