Разработка урока по экономике."Практическое применение теории эластичности. Промоакция в гипермаркете"
методическая разработка по экономике (10 класс) по теме

Валькова Светлана Леонидовна

Урок проводится в профильном социально-экономическом классе. После завершения изучения главы 1. После изучения понятия "эластичность", "единичная эластичность", "неэластичный спрос". Это урок-ролевая игра, где сочетаются приёмы и методы интерактивного обучения и ИКТ-технологии. Урок обобщает знания учащихся по эластичности спроса и предложения.Учит их находить информацию, анализировать её. делать выводы. Учащиеся повторяют формулы эластичности, строят графики эластичного и неэластичного спроса, спроса с единичной эластичностью. Работают с диском А.Киреева, с таблицами в XL. Урок позволяет приблизить экономическую теорию к реальной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Ролевая игра «Как увеличить продажи?»

Цели урока:

  1. Формирование представлений эластичности спроса по цене;
  2. Изучение способов оценки эластичности спроса;
  3. Применение эластичности спроса для планирования промоакции.

Развивающие:

  1. Развитие навыков применения экономических концепций в бизнесе;
  2. Мотивация к самостоятельному поиску исходных данных;
  3. Обучение принципам экономического анализа деятельности фирмы.

Воспитательные:

  1. Развитие навыков аналитической работы;
  2. Формирование навыков работы со сложными массивами разнородной информации;
  3. Обучение способам оценки информации.

Основные понятия:

  1. Эластичность
  2. Совершенно эластичный спрос
  3. Эластичный спрос
  4. Единичная эластичность спроса
  5. Неэластичный спрос
  6. Совершенно эластичный спрос
  7. Выручка.

 Введение в урок:

Напомните, что функция спроса устанавливает зависимость величины спроса Q на товар от его цены P, т.е. Q =f(P). Для предпринимателя, особенно работающего в розничной сети, крайне важно знать, насколько изменится величина спроса на его товар, если он изменит цену товара. Эластичность

Ε – это процентное изменение величины спроса на его товар при изменении цены на 1%. Ε – процентное изменение спроса : процентное изменение цены. Другими словами, эластичность – степень чувствительности спроса к изменению цены.

 Спрос эластичен по цене:

  1. На товары первой необходимости. К таким товарам относятся базовые продукты питания (хлеб, мясо, молоко, кефир, яйцо, подсолнечное масло, крупы, макароны, соль, сахар), спички, лекарства, мыло;
  2. На товары и услуги, потребление которых нельзя отложить.

Это товары, которые просто нельзя купить позже, - шампанское к Новому году, цветы к 8 Марта, подарок ко дню рождения, билет на самолёт на определённую дату, услуги стоматолога по удалению больного зуба и пр. Даже значительное изменение цены не ведёт к сопоставимому изменению величины спроса на эти товары и услуги;

3.На товары, которые занимают малую долю в бюджете среднего потребителя. Обычно это дешёвые товары, изменение цен на которые не очень сильно сказывается на кошельке потребителя. Так, удвоение цены карандаша или школьной тетради не приведёт к снижению спроса на них также вдвое.

4. На товары, которые не имеют субститутов (заменителей). Типичные примеры – соль и мыло;

5. на товары , потребление которых основано на привыкании. К ним относятся табак, алкоголь, а в развитых странах – автомобиль;

6. На все товары в краткосрочной перспективе. Потребитель привыкает к использованию определённого товара и редко немедленно отказывается от него.

Спрос обычно эластичен по цене:

  1. На предметы роскоши;
  2. На товары и услуги, потребление которых можно отложить;
  3. На товары, которые занимают большое место в бюджете потребителя;
  4. На товары, которые имеют субституты (заменители);
  5. На товары, потребление  которых  не связано с  привыканием;
  6. На все товары в долгосрочной перспективе. Потребитель с течением времени обычно реагирует на изменение цен даже на товары, от которых он не готов немедленно отказаться, и пересматривает структуру своего потребления.

Будем считать, что эластичность для товаров с неэластичным спросом составляет от 0,1 до 0,5. Соответственно эластичность для товаров с эластичным спросом – от 2 до 4.

Фирма получает максимальную выручку при цене , когда процентное изменение величины спроса равно процентному изменению цены. Если спрос на товар по цене эластичен, для увеличения выручки цену надо снижать. Если спрос на товар по цене неэластичен, для увеличения выручки цену надо повышать.

Задание классу (по группам).

Найдите в Интернете каталог товаров любого гипермаркета г. Белгорода. Отличительная черта гипермаркета в том, что он предлагает  огромный ассортимент товаров. Загрузить каталог товар супермаркета .  Распределить роли между учениками в соответствии с отделами супермаркета.

Распределяем роли между учащимися:

  1. Директор по маркетингу
  2. Менеджер отдела продовольственных товаров
  3. Менеджер  отдела алкогольных напитков и табака
  4. Менеджер отдела предметов личной гигиены
  5. Менеджер отдела бытовой техники
  6. Сотрудники каждого отдела (остальные ученики).

Роль директора  по маркетингу может исполнить сам учитель или наиболее «продвинутый» и авторитетный ученик. Остальные ученики – сотрудники отделов в соответствии с ассортиментом товаров избранного гипермаркета. Во главе каждого отдела стоит «мене джер». Его основная задача – увеличение объёма продаж товаров своего отдела.

Ход урока:

Постановка задачи (5 минут)

Директор по маркетингу. Мы планируем очередную  промоакцию в нашем гипермаркете. Её задача – увеличить объём продаж при одновременном увеличении валовой выручки от продаж каждого из товаров. В рамках акции мы намерены снизить цены на некоторые товары на 20 %.

Я поручаю каждому менеджеру определить в ассортименте товаров своего отдела те из них, снижение цен на которые приведёт к одновременному росту объёма продаж и валовой выручки гипермаркета. Вы должны подготовить свои предложения в электронном виде (презентация) и вынести их на обсуждение совета директоров  гипермаркета.

Каждое предложение должно состоять из 4-х частей:

  1. Перечня товаров, которые характеризуются эластичным спросом, неэластичным спросом и спросом с единичной эластичностью в каждом отделе гипермаркета, и пояснения причин этого.
  2.  Расчёта размера выручки при продаже 100 ед. одного товара с эластичным и 100 ед. одного товара с неэластичным спросом.
  3. Расчёта изменения размера выручки гипермаркета при снижении цены на 20% на товар с эластичным спросом и на товар с неэластичным спросом.
  4. Вывода о том, на какие товары в каждом отделе можно снизить цены, чтобы размер выручки не сократился, и проиллюстрировать ситуацию графиком.

В предложениях должны быть указаны точные названия товаров и их цена на сегодняшний день в конкретном гипермаркете по вашему выбору. Все расчёты должны быть сделаны на их основе. Помимо учебника вы можете пользоваться Интернетом, по вопросам эластичности спроса и выручки от продажи товара.

Предложения « менеджеров» направлений (5 мин. Каждое, 20 мину всего).

Обсуждение предложений  «менеджеров» (10 минут)

«Директор по маркетингу» руководит обсуждением. Ученики – «работники других отделов гипермаркета» должны задавать вопросы каждому «менеджеру», по каким признакам он относит тот или иной товар в ассортименте своего отдела к товарам с эластичным или неэластичным спросом. Вопрос менеджерам: какие товары в их отделах имеют единичную эластичность спроса по цене. Заметьте, что менять цены на такие товары во время акции не имеет смысла, поскольку выручка гипермаркета всё равно останется неизменной.

В заключении урока директор по маркетингу просит сделать выводы , высказать свои конструктивные предложения начальников отделов:

  1. Изменение цены влияет на спрос покупателей и выручку фирмы. Рост цены необязательно означает сокращение спроса и рост выручки фирмы, так же как и снижение цены необязательно ведёт к росту спроса  и снижению выручки фирмы.
  2. Влияние изменения цены товара на спрос и выручку зависит от эластичности спроса по цене.
  3. При эластичном спросе снижение цены ведёт к росту спроса более высоким темпом, в результате чего выручка фирмы растёт. При неэластичном спросе снижение цены ведёт к росту спроса более низким темпом, при этом выручка  фирмы падает.
  4. При эластичном спросе рост цены ведёт к снижению спроса более низким темпом, а выручка фирмы растёт.

Задание: откройте сайт http//50.economicus.ru. Сравните свои выводы с выводами на сайте. Найдите правильный ответ.

Для проведения промоакции я буду рекомендовать  совету директоров снизить цены на несколько товаров с высокой эластичностью спроса из каждого из отделов нашего гипермаркета. Это позволит привлечь дополнительных покупателей и одновременно увеличить выручку.

Закрепление материала.

Проанализируйте графики на которых наглядно продемонстрировано взаимодействие эластичности спроса по цене и выручки предприятия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Знание эластичности менеджеру даёт возможность построить ценовую стратегию. Эластичность спроса на продукцию фирмы выше, чем эластичность рыночного спроса на данный вид продукции в целом (это объясняется наличием у покупателя выбора на рынке между различными видами схожего товара).

Слайд 3

Теория эластичности при определении налоговой политики государства. Косвенные налоги включаются в цену производимого товара и ведут к повышении цены этого товара. Вырученные деньги государство пускает на поддержание малоимущих, социальную сферу и др.

Слайд 4

Какие товары освободить от обложения косвенным налогом? 1.Те товары, спрос на которые неэластичен , не должны освобождаться от косвенного налога. Но это товары «низшей категории » для малоимущих (хлеб, спички и др.) Государство выделяет деньги для малоимущих и деньги движутся по кругу. 2. Товары с неэластичным спросом(нормальные ). Если повысятся на них цены , то государство получит доход и богачи не пострадают. Косвенный налог на табак и спирт. Эти налоги оправданны .

Слайд 5

1. Косвенным налогом целесообразно облагать товары, спрос на которые неэластичен по цене. 2. Косвенным налогом целесообразно облагать товары первой необходимости, коль скоро спрос на них неэластичен по цене. 3. Большую часть косвенного налога заплатят производители, если спрос на товар неэластичен. 4. Косвенный налог легче переложить на покупателя в случае, когда спрос на товар неэластичен по цене.

Слайд 6

1. Акциз будет приносить наибольшие поступления в государственный бюджет, если: А) спрос неэластичен Б) спрос эластичен В) спрос абсолютно эластичен Г) эластичность спроса единичная.

Слайд 7

спрос предложение А) эластичный эластичное Б) неэластичный неэластичное В) неэластичный эластичное Г) эластичный неэластичное

Слайд 8

1. 1.верно; 2. неверно; 3. неверно; 4. верно. 2. 1. а – верно (так как только в этом варианте степень снижения спроса будет меньше степени роста цены вследствие введения акциза и повышение цены вызовет рост выручки и рост общего объёма акцизов, поступающих в бюджет.) 2. в – верно (возможности для переложения налога больше в случае, если предложение эластично).

Слайд 9

1. Как вы отнесётесь к предложению резко повысить акцизы на спиртные напитки и табачные изделия, что, по мнению предложившего это, приведёт не только к росту доходов государственного бюджета, но и заставит большую часть людей сократить потребление эти вредных для здоровья и благополучия товаров?

Слайд 10

2. Главный экономист новой авиакомпании предлагает снизить цены на авиабилеты как для бизнесменов, так и для любителей путешествовать. Причём он считает, что для бизнесменов это снижение должно быть более существенным, так как они составляют большую часть пассажиров. Согласны ли вы с таким предложением?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Масштаб и практическое применение"

Урок-закрепление для 6-ого класса. На уроки закрепляются навыки, связанные с преобразованием величин, отрабатывается умение оперировать с простейшими логико-математическими понятиями "истина", "ложь"....

Разработка урока по теме "Клетка. Клеточная теория строения организмов" 10 класс

Тема урока: Клетка. Клеточная теория строения организмов. (10 класс хим-био группа)Тип занятия: двухцелевой урок (урок систематизации и обобщения знаний, применение знаний, умений и навыков)Методы обу...

Урок по экономике "Эластичность спроса. Практическое применение теории эластичности спроса" (10 класс)

Урок по экономике "Эластичность спроса. Практическое применение теории эластичности спроса"(10 класс)...

Разработки уроков по теме: "Комбинаторика и теория вероятности" для 9 класс

Разработки уроков по теме: "Комбинаторика и теория вероятности" для 9 класс по учебнику автора Ю.Н. Макарычев,М. "Просвещение" 2011 год....

Разработка урока по теме "Основные положения теории электролитической диссоциации".

Урок подготовлен в технологии минипроекта. Конструирование  учебного занятия соответствует рекомендациям адаптивной школы. Созданы условия реализации государственных образовательных стандартов по...

Разработка урока по курсу «Основы экономической теории». Тема: Взаимосвязанные рынки. (10 класс)

Использование модели рыночного равновесия позволяет  обнаружить  взаимосвязь множества рынков товаров и услуг; причины и характер изменений спроса и предложения на взаимосвязанных рынках; по...

Методическая разработка урока геометрии по теме "Применение теоремы синусов и косинусов при решении практических задач", 9 класс

На уроке разбирается решение задачи измерения высоты недоступного объекта различными способами: с использованием подобия, теорем синусов и др....