Программа курса "Школа успешного фермера"
рабочая программа по праву (9 класс)

Черкашина Надежда Гаврильевна

Данный курс - предпрофильный, предназначен для учащихся 9 класса. Программа курса разработана  в  соответствии с агротехнологическим и бизнес-направлением Майинской СОШ имени В.П.Ларионова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shuf.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Саха (Якутия)

Мегино-Кангаласский улус (район)

МБОУ «Майинская СОШ им.В.П.Ларионова

с углубленным изучением отдельных предметов»

УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

  КУРСА

 «ШКОЛА УСПЕШНОГО ФЕРМЕРА»

9   КЛАСС

   

                                                                                                   

          Разработали:      Черкашина Н.Г. ,

                                                                                                                                      Самсонов М.А.,

 учителя истории,

обществознания


                                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Программа по предпрофильному элективному курсу "Школа успешного фермера" для преподавания в 9  классе разработана  на основе следующих нормативно-правовых документов:

ФЗ «Об образовании» под №273 от 29.12.2012 г., ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897 г.,   Программы развития образования в Мегино-Кангаласском улусе Республики Саха (Якутия) «МЭҤЭ КЭСКИЛЭ - 6» на 2017-2021 гг., Программы развития Майинской СОШ им. В.П.Ларионова с углубленным изучением отдельных предметов».  

        Курс  рассчитан на 35 учебных часов. Тип элективного курса -  ориентационный, межпредметный, предпрофильный.  

      Курс выполняет функцию поддержки основных курсов профиля «Обществознание» и ориентирован на углубление предметных знаний и соответствующих компетентностей по основным курсам, например «Право», «Экономика» и в целом цикла гражданского образования.

       Содержание курса позволяет не только приобщить учащихся к правовой культуре и экономической грамотности, но и помогает в формировании их правосознания и социализации, что является актуальным в процессе построения в России правового, экономически стабильного государства. Программа позволяет усвоить необходимый и достаточный объем знаний об основных понятиях и юридических конструкциях малого предпринимательства в РФ, даст возможность четко представить себе круг основных прав фермера как предпринимателя, механизм реализации фермерской деятельности как одного из форм малого бизнеса, способы защиты прав фермера как  предпринимателя.

        Программа курса разработана в соответствии с программой развития Майинской средней школы, которая предусматривает агро и бизнес образование.  

        Включает 2 раздела, изучение которых позволит учащимся ознакомиться со  спецификой  деятельности фермерского хозяйства и его местом в современной российской экономической реальности, с правовыми и экономическими аспектами организации  фермерского хозяйства.      

Цель курса:  содействие   обучающимся в их  профильном (профессиональном) и социальном самоопределении

Основные задачи курса:

- знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность малого предпринимательства в РФ и Республике Саха(Якутия) ; развитие критического мышления в экономических и правовых аспектах современного общества;

- воспитание ответственности за собственное благополучие;

- освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений в области малого предпринимательства.

- совершенствование  и закрепление навыков  работы учащихся с  документами, тестами, анкетами, навыков решения экономических задач и проектной деятельности.

Ценностные ориентиры содержания курса:

-формирование у учащихся способности выбора профессии, образовательной траектории, сферы профессиональной деятельности, профессионального маршрута, оптимально соответствующих как личностным особенностям, индивидуальным способностям, ценностям и интересам, так и законам, запросам рынка труда, оказание помощи в выборе профессии;

-формирование основ гражданской идентичности личности;

-формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества;

-развитие ценностно-     практической направленности, позволяющие ученикам получить не только знания, но и базовые умения, необходимые человеку, решившему заняться фермерством. Так, итоговые занятия 2 разделов по правовой  и экономической основам  фермерской деятельности»   предполагают деловую игру "Я-фермер " в форме "мозгового штурма", тема "Фермер и маркетинг" - практическую работу "Анализ местного рынка села Майя".  Все занятия проводятся   в форме эвристической беседы с опорой на знания, полученные школьниками на уроках обществознания, истории, из средств массовой информации, на основе их  социального опыта.

      Программа способствует овладению первичными навыками фермера в рамках работы над учебным проектом "Создание бизнес-плана фермерского хозяйства в условиях Лено-Амгинского междуречья". Проект, подготовленный учащимися, выступает как зачётная работа по окончании элективного курса.

Анкетирование учащихся по итогам работы курса позволит учителю оценить качество своей работы, сделать выводы о необходимых изменениях в работе на будущее.

Формы контроля:

  • По итогам изучения каждого раздела  выполняются  задания в форме тестов, ответов на вопросы, решения ситуаций, правовых, экономических задач
  • В ходе занятий производится оценка подготовленных учащимися докладов, выполненных практических работ.
  • По итогам курса осуществляется презентация, защита и оценка качества подготовленных учащимися бизнес - планов.

Предполагаемые результаты освоения элективного  курса

«Школа успешного фермера»

 

 предметные

метапредметные

личностные

Учащиеся должны

- усвоить основные экономические и правовые аспекты  фермерской деятельности,  предложенные к изучению программой курса;

-получить теоретические и практические знания об особенностях фермерской деятельности

Учащиеся должны

-отработать навык анализа экономической  и правовой информации;

- решать правовые и экономические задачи;

- сформировать первичный навык перспективного бизнес – планирования;

- практическая иллюстрация результатов работы

-Мотивация и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни;

-осознание себя  хозяином своей земли;

-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;

-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к своему родному краю;

- уважение к человеку труда

Программа курса "Школа успешного фермера"

Введение в курс (1 час)

Что такое фермерское хозяйство?  Фермерская деятельность –особый вид предпринимательства  

Современные проблемы и особенности фермерской  деятельности в Республике Саха (Якутия). Условия развития фермерства. Роль государства в поддержке  фермерской деятельности . Источники правового регулирования предпринимательской деятельности: Конституции РФ и  РС(Я), Гражданский, Трудовой, Налоговый кодексы, КоАП РФ  

Закон №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Закон РС(Я) «О крестьянском(фермерском) хозяйстве в РС(Якутия)»

Закон РС(Я)  от 26 апреля 2016 г. «О развитии сельского хозяйства в РС(Я)» .  

Раздел 1. Правовые основы фермерской деятельности   (14 часов)

Создание и прекращение фермерского хозяйства.  Право на создание фермерского хозяйства

Соглашение о создании фермерского хозяйства. Основания прекращения фермерского хозяйства

Порядок прекращения фермерского хозяйства.  

Имущество фермерского хозяйства.  Состав имущества фермерского хозяйства

Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства.Распоряжение имуществом фермерского хозяйства. Раздел имущества фермерского хозяйства. Наследование имущества

Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности

 Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности

 Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий

Члены фермерского хозяйства. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве. Права и обязанности членов фермерского хозяйства

Глава фермерского хозяйства.  Полномочия главы фермерского хозяйства. Смена главы фермерского хозяйства

Деятельность фермерского хозяйства. Виды деятельности.

Объединения фермерских хозяйств. Консультация  по регистрации  КФХ.

Итоговое занятие

Раздел 2. Экономические основы фермерского хозяйства (20 часов)

Виды деятельности фермерского хозяйства на примере фермерских хозяйств в Мегино-Кангаласском улусе: плюсы и минусы.  Экономические трудности, с которыми сталкивается фермерское хозяйство, созданное на территории Мегино-Кангаласского улуса.

Производственный план: от разработки товара до изготовления конечного продукта фермерского хозяйства

Финансовый план. Внутренние и внешние источники финансирования фермерского хозяйства.

Прибыль фермерского хозяйства. Виды прибыли фермерского хозяйства. Факторы, влияющие на получение прибыли. Доходы, расходы. Чистая прибыль. Рентабельность. Эффективность деятельности фермерского хозяйства.  Прибыль фермерских хозяйств Мегино-Кангаласского района.

Фермер  и налоги. Налоги. Виды налогов, уплачиваемые крестьянским хозяйством.  Способы и системы налогообложения.

Фермер и менеджмент: понятие, функции, задачи. Структура управления современным фермерским хозяйством .  Каким должен быть современный фермер-менеджер.

Фермерское хозяйство и маркетинг. Роль маркетинговых технологий. Виды маркетинга. Этапы целевого маркетинга. Маркетинговые исследования. Оценка риска предпринимательской деятельности фермерского хозяйства. Реклама: понятие, функции, виды. Сбыт. Анализ  местного рынка села Майя.

Современный бизнес – план по созданию фермерского хозяйства. Введение в учебный проект: "Создание бизнес- плана фермерского хозяйства". Разработка бизнес-плана по созданию фермерского хозяйства

Подведение итогов работы учащихся в течение элективного курса. Выработка предпринимательской  идеи фермерского хозяйства . Практическая работа: "Я - фермер "

Календарно-тематический план курса

Названия разделов и тем

Формы работы

Кол

часов

                                       Введение в курс  (1 час)

1

 Что такое фермерское хозяйство?   Фермерская деятельность –особый вид предпринимательства . Государство и фермерское хозяйство

лекция с элементами эвристической беседы

  1

            Раздел 1.   Правовые основы  фермерской деятельности  (14 ч.)

2

 Создание и прекращение фермерского хозяйства

 

Комб. занятие с элементами лекции и практической работы  

2

3

 Имущество фермерского хозяйства

 Комб. занятие с элементами лекции и практической работы; анализ статей  

2

4

 Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности

Комб. занятие с элементами лекции и практической работы  

2

5

Члены фермерского хозяйства

Комб. занятие с элементами лекции и практической работы  

1

6

Деятельность фермерского хозяйства

 практическая работа  

2

7

Объединения фермерских хозяйств:

 потребительский и производственный кооперативы

Комб. занятие с элементами лекции и практической работы  

2

8

 Консультация  по регистрации  КФХ

 практикум  

1

9

Итоговое занятие

в форме деловой игры  

2

Раздел 2.  Экономические основы  фермерской деятельности (20 ч.)

10

Виды деятельности фермерского хозяйства на примере фермерских  хозяйств  Мегино-Кангаласского улуса:  плюсы и минусы  

Встречи с главами КФХ улуса. Экскурсии  на КФХ   Анализ КФХ

2

11

 Производственный  план фермерского хозяйства

 Комбин.занятие

2

12

Финансовый план фермерского хозяйства

Комбин.занятие

2

13

Прибыль фермерского хозяйства

2

14

Фермер  и налоги

Комб. занятие с элементами лекции и практ. работы  

2

15

Фермер и менеджмент

Комб. занятие с элементами лекции и практ. работы  

2

16

Фермерское хозяйство и маркетинг

Комб.занятие с элемент.

лекции и практич.работы

2

17

Современный бизнес – план по созданию фермерского хозяйства

Введение в учебный проект: "Создание бизнес- плана фермерского хозяйства в условиях Лено-Амгинского междуречья"

Комб.занятие с элемент.

лекции и практич.работы

2

18

Разработка бизнес-плана по созданию фермерского хозяйства

Практикум

3

Подведение итогов работы курса.

Рефлексия. Анкетирование

1

                         Всего :

35 ч

Литература для учащихся.

1. Экономика. Учебник для школ гуманитарного профиля. 10-11 классы. М.: Вита (любое издание)  

2. Практикум по экономика. Учебное пособие для 10-11 классов ОО, под редакцией С.А.Михеевой. В двух книгах.  М.:Вита-Пресс, 2015 .

3. Основы животноводства:учебное пособие для учащихся агропрофилированных средних общеобразовательных школ / А.В.Чугунов. –Я.:Бичик, 2010.-128 с.

Рекомендуемая дополнительная литература  

1. Азимов Л.Б. Преподавание курса "Ведение в экономику": Пособие для учителя - М.:Вита - Пресс, 2005.

2. Экономика сельского семейного хозяйства – основа самозанятости: выступления на студ.науч.-практ.конф./Мин.с/х  и заготовок РС(Я).- Я.:Изд-во ДНиСПО МО РС(Я), 2000.-52 с.

3. Петров В.А. Преподавание математики в сельской школе. М.:Просвещение, 1986.-128 с.

Источники

1. Конституция РФ

2. Конституция РС (Я)

3. Гражданский кодекс РФ

4. Трудовой кодекс РФ

5. КоАП РФ

6. Земельный кодекс РФ

7. Закон №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

8. Закон РС(Я) «О крестьянском(фермерском) хозяйстве в РС(Якутия)»

9. Закон РС(Я)  от 26 апреля 2016 г. «О развитии сельского хозяйства в РС(Я)»

10. Закон   N 41-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О производственных кооперативах"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа "Воспитание успешной личности" для классных руководителей

Распространение инновационного опыта работы классного руководителя по воспитанию подрастающего поколения и  внедрению современных воспитательных технологий как средства инновационного развития вс...

Программа воспитания успешной личности

Разработка воспитательной программы  с 5 по 11 класс....

Презентация "Программа воспитания успешной личности"

Программа воспитания успешной личности 5-11 класс....

Рабочая программа кружка «Успешный английский» для 7 класса

Программа имеет гуманитарную направленность и предназначена для развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной)....

Рабочая программа кружка «Успешный экзамен» для 9 класса

Программа имеет гуманитарную направленность и предназначена для подготовки учащихся к сдаче основного государственного экзамена по английскому языку....

Рабочая программа кружка «Успешный английский» для 8-9 классов (2 год обучения)

Программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного, деятельностного подхода к обучению английскому языку.В качестве интегративной цели обучения ...

Рабочая программа кружка «Успешный экзамен» для 10-11 классов (2 год обучения)

Программа имеет гуманитарную направленность и предназначена для подготовки учащихся к сдаче основного государственного экзамена по английскому языку....