Главные вкладки

    Формирование финансовой грамотности через проектно-игровую деятельность учащихся (на примере собственного профессионального опыта)
    статья по экономике (8, 9, 10 класс)

    Косицкая Тамара Евгеньевна

    Статья посвящена технологии игрового проектирования в области экономического образования в школе. Игровые технологии не потеряли свою актуальность и значимость, они становятся популярными и востребованными в современном образовании школьников. В статье я делюсь своим личным профессиональным опытом на конкретном примере программы "Школьная компания"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование финансовой грамотности через проектно-игровую деятельность учащихся (на примере собственного профессионального опыта)

    Обобщая свой профессиональный  опыт, начиная с 1995 года, в области экономического образования в школе, я бы отвела особое место  технологии игрового проектирования. Игровое проектирование (ИП) - один из способов интенсивного обучения. Примером этой технологии является программа «Школьная компания» (ШК), которая разработана на основе программ МОО «Достижения молодых». Игровые технологии  не потеряли свою актуальность, они становятся популярными и востребованными в современном образовании.

    • Игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
    •  Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает

               внимание и познавательный интерес к предмету;

    • Игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.
    • Игра важна как сфера реализации себя как личности. Процесс игры – это пространство самореализации.

    Образовательные задачи включаются в содержание игры.

    Что такое «Школьная компания»?

    «Школьная компания» - это учебный практикум по экономике для учащихся старшего школьного возраста.

    Форма проведения практикума - ролевая игра, в процессе которой участники получают знания и умения в области предпринимательства. Практикум проводится в рамках системы дополнительного образования.

    Цели проведения игры:

    • экономическое образование
    • развитие коммуникативных навыков
    • мотивация к получению образования
    • информирование о благотворительной деятельности
    • вовлечение родителей, представителей бизнеса и общественности в образовательный процесс.

    «Школьная компания» в форме ролевой игры дает возможность испытать, что значит организовать собственное дело, как выбрать направление деятельности, определить потребность в стартовом капитале, быть акционером, имеющим собственную долю в собственности компании и право голоса при принятии решений. В подобном обучении высока доля самостоятельности учащихся, Так как учитель в ней выступает в роли консультанта.

    В процессе игры учащиеся создают игровое «предприятие», действующее на рынке свободной конкуренции, выступают в роли «инвесторов», «акционеров», «руководителей», «служащих», «рабочих». В игре используются упрощенные модели «рынка», «предприятия», «системы налогообложения», позволяющие участникам в наглядной форме вести «бухгалтерию предприятия».

    Деятельность «Школьной компании» осуществляется на добровольной основе по инициативе участников в соответствии с целями, правилами и ограничениями учебно-деловой игры. Очень важно отметить, что игровое предприятие не является юридическим лицом или официально зарегистрированным предприятием. Участники практикума не занимаются предпринимательской деятельностью, осуществляемой на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли или требующей лицензии.

    Участники ШК создают игровое «предприятие», действующее на базе образовательного учреждения в течение учебного года.

     

    Первый этап игры – организация. Учащиеся знакомятся с основными принципами предпринимательской деятельности. Обсуждаются и формулируются цели и идеи, ради которых организуется «Школьная компания». Обсуждаются организационно-правовые формы бизнеса. Проводятся выборы президента ШК, который в дальнейшем создает свою команду (вице-президентов) по разным направлениям деятельности ШК: маркетинг, производство, реклама, торговля, работа с персоналом, бухгалтерия, деятельность по информационному обеспечению, коммуникациям и др. Вице – президенты организуют свои команды. У каждого участника ШК - своя роль (свои обязанности, должность) со своими целями и задачами.

    На этом же этапе выбирается товары или услуги, которые будет создавать ШК. Продукт должен быть реальным, который можно производить и реализовывать

    в рамках школы (с разрешения администрации школы) и с учетом ограничений, например, связанные с техникой безопасности. При выборе продукта используется техника «мозгового штурма».

    Для окончательного выбора продукции учащиеся изучают рынок через опрос учащихся школы, учителей, родителей. На данном этапе дети знакомятся с понятиями спроса, предложения, рыночной цены, альтернативной стоимости.

    Примеры школьных компаний и товаров (услуг), которые производились данными компаниями:

    • ШК «Остров». Товар: буклеты и компакт-диски  с информацией об истории и достопримечательностях  Васильевского острова. Буклеты с информацией о музеях Васильевского острова. Потенциальные потребители – туристы и гости города. Реализация продукции осуществлялась на ярмарках Школьных компаний, через учителей и родителей.
    • ШК «Остров – праздник». Услуга: организация и проведение праздников и дискотек в школе.
    • ШК «Остров подарков». Товар: создание и выпуск видео поздравлений и открыток, в том числе персональных.
    • ШК «Остров талантов». Организация выставок картин учащихся школы. Организация экскурсий по выставке картин с информацией о видах и направлениях живописи. За год ребята провели 10 экскурсий, в том числе для родителей.

    Для создания уставного фонда  необходимо выпустить акции. Учащиеся проводят презентацию своей компании и распространяют акции между учащимися школы, учителями, родителями. Сами организаторы приобретают акции, становятся акционерами. Презентация компании занимает особое место в организации. Ребята рассказывают учащимся, учителям, родителям о своей роли в ШК, рекламируют свою продукцию, проводят лотерею, аукцион продукции. По мере процедуры организации учащиеся знакомятся с новыми понятиями, например, понятиями ценных бумаг, уставного капитала, контрольного пакета акций и др. Форма акции создается самими учащимися. Для разработки формы акции привлекаются родители, представители бизнеса в качестве консультантов.

    Следующий этап – планирование. На данном этапе учащиеся знакомятся с планированием, составляют бизнес-план.   Планирование – один из важнейших элементов управления предприятием. Для создания бизнес-плана привлекаются представители бизнеса, родители в качестве консультантов. Бизнес-план ШК составляется в учебных целях. Учащиеся должны понимать, что в реальном бизнес-планировании план необходим для обоснования получения банковских кредитов и привлечения крупных инвесторов. Бизнес-план охватывает деятельность всех подразделений компании.

    Следующий этап – управление. В течении нескольких следующих недель «Школьная компания» занимается производством и реализацией товаров и услуг.

    Разрабатываются стратегии маркетинга, покупки материалов и оборудования по максимально низким ценам. На этом этапе учащиеся не только учатся производить, но и продавать товар. Все действия сопровождаются заполнением различной документации в виде накладных, заявок, отчетов, составляются различные графики.

    На протяжении всех этапов один раз в неделю, а при необходимости чаще, учащиеся собираются для отчетов, обсуждений результатов и ошибок, принятия различных решений.

    Последний этап – ликвидация ШК. Подведение итогов.

    Составляются годовые отчеты, в том числе отчет о прибылях и убытках. Обсуждаются результаты и опыт, приобретенный каждым участником ШК.  Выносятся благодарности и награждения. Выплаты дивидендов акционерам.

     

    Погружение в игровую деятельность дает возможность учащимся не только получить пусть не все, но многие экономические знания. Игра позволяет на практике проверить свои способности в качестве руководителя, специалиста в области рекламы и производства, в области продаж, работы с различными финансовыми документами. Как правило, ребята успешно участвовали в олимпиадах по экономики, многие выбирали при поступлении экономические ВУЗы. Игра не предполагает, что все ее участники будут предпринимателями, но знакомство с предпринимательской деятельностью для учащихся очень полезно при выборе своего дальнейшего образовательного пути и понимания положительных сторон, с одной стороны, проблем, трудностей  предпринимательства, с другой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование орфографической грамотности через нестандартные методы и приёмы работы со словами с непроверяемыми написаниями".

    В практике обучения письму в настоящее время привлекается огромный развивающий и образовательный потенциал словарной работы как один из этапов урока. Одной из условий проблем методики преподования пис...

    Формирование финансовой грамотности личности школьников в урочной и внеурочной деятельности.

    Воспитание нового поколения финансово грамотных людей. Из опыта работы....

    Статья по теме : Формирование финансовой грамотности как средство успешной социализации учащихся при получении среднего общего образования

    В данной статье представлен опыт реализации программы внеурочной деятельности            «Основы        ...

    Статья "Формирование финансовой грамотности как средство успешной социализации учащихся при получении среднего общего образования"

    Статья  "Формирование финансовой грамотности  как средство успешной социализации учащихся  при получении среднего общего образования"...