РП Внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"
рабочая программа по экономике (8 класс)

historic2507@mail.ru

пограмма внеурочной дечтельнсти по направлению финасовая грамотность 8-9 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_finansovaya_gramotnost.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная  школа №26 имени Героя Советского Союза Алексей Ивановича Кошкина с.Индюк муниципального образования туапсинский район

Принято на педагогическом совете                УТВЕРЖДАЮ Протокол №___ от «__» 2020 г.                                               Директор МБОУ ООШ №26

         Леготин А.С.

«         »         2020г.

 Рабочая программа

внеурочной деятельности

(гражданской направленности)

  Финансовая грамотность

           (8-9 класс)

Срок реализации дополнительной образовательной программы 2 года

Составитель: Жирова Ирина Борисовна

с.Индюк

2020 г

Планируемые результаты обучения

Требования к личностным результатам освоения курса:

  • Сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
  • Готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие с связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;
  • Готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
  • Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества;
  • Заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

Познавательные:

  • Умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для ее решения;
  • Нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;
  • Умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;
  • Установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
  • Умение осуществлять элементарный прогноз ф сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действийи поступков;

Регулятивные:

  • Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии ее решения, определять последовательность своих действий по ее решению;
  • Проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний  умений для решения задач в области личных и семейных финансов;
  • Самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами.

Коммуникативные:

  • Умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
  • Формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т.д);
  • Умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент), факты.

Требования к предметным результатам освоения курса:

  • Владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
  • Владение знаниями:
  • О структуре денежной массы;
  • О структуре доходов населения и способах е определения;
  • О зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
  • О статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции;
  • Об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
  • О возможных нормах сбережения;
  • О способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций;
  • О видах страхования;
  • О видах финансовых рисков;
  • О способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;
  • О способах определения курса валют и мест обмена;
  • О способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.

Содержание курса

МОДУЛЬ 1. УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ СЕМЬИ.

Базовые понятия и знания:

  • Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет (профит, дефицит, личный бюджет);
  • Знание видов эмиссии денег и механизмов ее осуществления в современной экономике, способов влияния государства на инфляцию, состава денежной массы, структуры доходов населения России и причин ее изменения в конце XX – начале XXI вв.;  понимание факторов, влияющих на размер доходов, получаемых из различных источников, зависимости уровня благосостояния от структуры  источников доходов семьи; знание статей расходов и дохдов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и семейного бюджетов

Личностные характеристики и установки:

  • Понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;
  • Осознание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;
  • Осознание влияния образования на последующую профессиональную деятельность и карьеру, а так же на личные доходы;
  • Понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности обеспечить устойчивую финансовую стабильность, повысить ее благосостояние и могут привести к финансовым трудностям;
  • Понимание различий между расходными статьями семейного бюджета и их существенных изменений в зависимости от возраста членов семьи и других факторов;
  • Осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи.

Умения:

  • Пользоваться дебетовой картой;
  • Определять причины роста инфляции;
  • Рассчитывать личный и семейный доход;
  • Читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуры доходов населения или семьи;
  • Различать личные расходы  и расходы семьи;
  • Планировать и рассчитывать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;
  • Вести учет расходов и доходов;
  • Развивать критическое мышление.

Компетенция:

  • Устанавливать причинно-следственные связи между нормой  инфляции и уровнем доходов семьи;
  • Использовать различные источники для определения причин инфляции и ее влияния на покупательную способность денег, имеющихся  в наличии;
  • Определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
  • Соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;
  • Сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;
  • Оценивать свои ежемесячные расходы;
  • Соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;
  • Определять приоритетные траты и, исходя из этого, планировать бюджет в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
  • Осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.

МОДУЛЬ 2. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ СЕМЕЙНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ.

Базовые понятия и знания:

  • Банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансовое планирование;
  • Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц, возможных норм сбережения на различных этапах жизненного цикла.

Личностные характеристики и установки:

  • Понимание принципа хранения денег на банковском счете;
  • Оценивание вариантов использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;
  • Осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;
  • Осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании.

Умения:

  • Рассчитывать реальный банковский процент;
  • Рассчитывать доходность банковского вклада и других операций;
  • Анализировать договоры;
  • Отличать инвестиции от сбережений;
  • Сравнивать доходность инвестиционных продуктов.

Компетенции:

  • Искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и других финансовых учреждений;
  • Оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;
  • Откладывать деньги на определенные цели;
  • Выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

МОДУЛЬ 3. РИСКИ В МИРЕ ДЕНЕГ

Базовые понятия и знания:

  • Особые жизненные ситуации, социальные пособия, форс-мажор, страхование, виды страхования и страховых продуктов, финансовые риски, виды рисков;
  • Знание видов особых жизненных ситуаций, способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных событий, видов страхования, видов финансовых рисков (инфляция; девальвация; банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями; финансовое мошенничество), а так же представление о способах сокращения финансовых рисков.

Личностные характеристики и установки:

  • Понимание того, что при рождении детей структура расходов семьи существенно изменяется;
  • Осознание необходимости иметь финансовую подушку безопасности в случае чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
  • Понимание возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;
  • Понимание причин финансовых рисков;
  • Осознание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, уз учреждений).

Умения:

  • Находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;
  • Читать договор страхования;
  • Защищать личную информацию, в том числе в сети Интернет;
  • Пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
  • Соотносить риски и выгоды;

Компетенции:

  • Оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;
  • Оценивать предлагаемые варианты страхования;
  • Анализировать и оценивать финансовые риски;
  • Развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;
  • Реально оценивать свои финансовые возможности.

МОДУЛЬ 4. СЕЬЯ И ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: КАК СОТРУДНИЧАТЬ БЕЗ ПРОБЛЕМ.

Базовые понятия и знания:

  • Банк, коммерческий банк, Центральный банк, бизнес, бизнес-план, источники финансирования, валюта, мировой валютный рынок, курс валюты;
  • Знание видов операций, осуществляемых банками; понимание необходимости наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; знание видов и типов источников финансирования для создания бизнеса, способов защиты от банкротства; представление о структуре бизнес-плана, об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знание типов валют; представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России, как определяются курсы валют в экономике России.

Личностные характеристики и установки:

  • Понимание основных принципов устройства банковской системы;
  • Понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу необходимости со знание способов взаимодействия;
  • Осознание ответственности и рискованности занятия бизнесом и трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;
  • Понимание того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование;
  • Понимание причин изменения и колебания курсов валют, а так же при каких условиях семья может выиграть от размещения семейных сбережений в валюте.

Умения:

  • Читать договоры с банком;
  • Рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;
  • Находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвященных созданию малого ( в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;
  • Переводить одну валюту в другую;
  • Находить информацию об изменениях курсов валют.

Компетенции:

  • Оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;
  • Выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а так же угрожающие такому бизнесу типы рисков;
  • Оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.

МОДУЛЬ 5. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ

Базовые понятия и знания:

  • Налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы, пенсия, пенсионная система, пенсионные фонды;
  • Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые), способов уплаты налогов (лично и предприятием), общих принципов устройства пенсионной системы РФ; а также знание основных способов пенсионных накоплений.

Личностные характеристики и установки:

  • Представление об ответственности налогоплательщика;
  • Понимание неотвратимости наказания (штрафов0 за неуплату налогов и осознание негативного влияния штрафов на семейный бюджет;
  • Понимание того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои варианты по программам накопления средств в банках и негосударственных пенсионных фондах.

Умения:

  • Считать сумму  заплаченных налогов и/или рассчитывать сумму которую необходимо заплатить в качестве налога;
  • Просчитать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;
  • Находить актуальную информацию о пенсионной системе и способах управления накоплениями в сети Интернет.

Компетенции:

  • Осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;
  • Планировать расходы по уплате налогов;
  • Рассчитывать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.

Структура курса и тематический план

Курс финансовой грамотности в 8-9 классах состоит из пяти модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий.

Каждый модуль имеет определенную логическую завершенность, целостное, законченное содержание: изучается конкретная сфера финансовых отношений и характерны для нее ряд финансовых задач, с которыми сталкивается человек в практической жизни. Для обобщения и закрепления усвоенного материала в конце каждого блока предлагается провести контроль знаний в форме проверочной работы, тестового контроля, презентаций учебных достижений и т.д.

В тематическом плане указаны темы занятий и формы их проведения, а так же количество часов, планируемых для изучения конкретной темы. Курс повышения финансовой грамотности построен на основе системно-деятельного подхода.

Наименование тем курса

Количество часов

Дата проведения

Виды познавательной деятельности

план

факт

Модуль 1. Управление денежными средствами семьи

9

Тема 1. Происхождение денег

2

1

Деньги: что это такое

1

Лекция с элементами беседы, практикум

2

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи

1

Лекция с элементами беседы, практикум

Тема 2. Источники денежных средств семьи

2

3

Какие бывают источники доходов

1

Лекция с элементами беседы, практикум

4

От чего зависят личные и семейные доходы

1

Лекция с элементами беседы, практикум

Тема 3. Контроль семейных расходов

2

5

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

1

Лекция с элементами беседы, практикум

6

Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы»

1

Занятие-презентация учебных достижений

Тема 4. Построение семейного бюджета

2

7

Что такое семейный бюджет и как его построить

1

Лекция с элементами беседы, практикум

8

Как оптимизировать семейный бюджет

1

Лекция с элементами беседы, практикум

9

Обобщение результатов работы, тестовый контроль

1

Контроль знаний, практикум

Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния

6

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

2

10

Для чего нужны финансовые организации

1

Лекция с элементами беседы, практикум

11

Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций

1

Лекция с элементами беседы, практикум

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния

2

12

Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование

1

Лекция с элементами беседы, практикум

13

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

1

Лекция с элементами беседы, практикум

14

Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий.

1

Занятие-презентация учебных достижений

15

Тестовый контроль

1

Контроль знаний

Модуль 3. Риски в мире денег

6

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

3

16

Особые жизненные ситуации: рождение ребенка, потеря кормильца

1

Лекция с элементами беседы, практикум

17

Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

1

Лекция с элементами беседы, практикум

18

Чем поможет страхование

1

Лекция с элементами беседы, практикум

Тема 8. Финансовые риски

2

19

Какие бывают финансовые риски

1

Лекция с элементами беседы, практикум

20

Что такое финансовые пирамиды

1

Лекция с элементами беседы, практикум

21

Выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль

1

Контроль знаний

Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

8

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи

2

22

Что такое банк и чем он может быть полезен

1

Лекция с элементами беседы, практикум

23

Польза и риски банковских карт

1

Лекция с элементами беседы, практикум

Тема 10. Собственный бизнес

2

24

Что такое бизнес

1

Лекция с элементами беседы, практикум

25

Как создать свое дело

1

Лекция с элементами беседы, практикум

Тема 11. Валюта в современном мире

2

26

Что такое валютный рынок и как он устроен

1

Лекция с элементами беседы, практикум

27

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1

Лекция с элементами беседы, практикум

28

Обобщение результатов работы

1

Занятие-презентация учебных достижений

29

Выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль

1

Контроль знаний

Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

5

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи

2

30

Что такое налоги и зачем их платить

1

Лекция с элементами беседы, практикум

31

Какие налоги мы платим

1

Лекция с элементами беседы, практикум

Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

2

32

Что такое пенсия и как сделать ее достойной

1

Лекция с элементами беседы, практикум

33

Представление проектов

1

Занятие-презентация учебных достижений

34

Итоговый контроль знаний

1

Контроль знаний

ИТОГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...

Внеурочная деятельность по функциональной грамотности. Модуль естественно-научная грамотность. 9 класс. Тема: Наследственные болезни.

Естественно-научная грамотность. 9 классТема:  «Наследственные болезни».Предмет: Биология.Цель задачи:задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащи...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Грамотный читатель"

Актуальность изучения данного курса заключается в том, что он позволяет обеспечить дальнейшее   развитие     читательской     компетентности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" для 7 класса

Актуальность изучения данного курса заключается в том, что он позволяет обеспечить дальнейшее развитие читательской компетентности учащихся среднего подросткового возраста в условиях постоянно возраст...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" для 6 класса.

Актуальность изучения данного курса заключается в том, что он позволяет обеспечить дальнейшее   развитие     читательской     компетентности...

Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.

В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности.  Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...