Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" для 6 класса.
рабочая программа по литературе (6 класс)

Наталья Викторовна Рыбкина

Актуальность изучения данного курса заключается в том, что он позволяет обеспечить дальнейшее   развитие     читательской     компетентности   учащихся   среднего   подросткового возраста в условиях постоянно возрастающего общественного запроса на навыки грамотного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_kursa_gramotnyy_chitatel.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

« Грамотный читатель »

для учащихся 6 класса

( разработана учителем русского языка и литературы

Рыбкиной Н.В.)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» для учащихся 6-го класса составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

1.   Личностные и метапредметные результаты освоения курса « Грамотный читатель»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ученики научатся:

o осознавать значимость чтения для личного развития;

o использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,

поисковое); o уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; o пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

o пополнять словарный запас;

Ученики получат возможность научиться:

o формировать потребность в осознанном систематическом чтении;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные УУД

Ученики научатся:

o уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

o уметь самостоятельно работать с новым произведением;

o прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата

книги; o находить информацию в таком виде материалов, как карта города, письма, события

рекламные объявления, буклеты, брошюры, меню, расписание и др. o понимать инструкции, знаки и объявления; o пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;

Ученики получат возможность научиться:

o достаточно легко и по-разному читать основные типы учебных текстов с различной скоростью в соответствии с необходимостью и потребностями.

Коммуникативные УУД

Ученики научатся:

o участвовать в беседе

о сюжете книги, выражать своё мнение и аргументировать

свою точку зрения; o оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую

позицию; o развивать коммуникабельность и умение общаться с людьми в разных ситуациях

Ученики получат возможность научиться:

o целенаправленно   искать   и   использовать   информационные  ресурсы,   необходимые  для решения практических задач с помощью средств ИКТ.

Регулятивные УУД

Ученики научатся:

o самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных

учителем ориентиров действий; o анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; o осуществлять   самоконтроль   своей   деятельности   в   рамках   предложенных   условий   и

требований;

o оценивать   свою   деятельность,   аргументируя   причины   достижения   или   отсутствия

планируемого результата; o оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным

критериям в соответствии с целью деятельности; o наблюдать  и   анализировать   собственную   учебную  и  познавательную   деятельность   и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.

Ученики получат возможность научиться:

o выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для

решения задачи/достижения цели; o фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

2.   Содержание курса «Грамотный читатель»

Актуальность изучения данного курса заключается в том, что он позволяет обеспечить дальнейшее   развитие     читательской     компетентности   учащихся   среднего   подросткового возраста в условиях постоянно возрастающего общественного запроса на навыки грамотного чтения.

Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Грамотность чтения – что это?

Под   грамотностью   чтения   предлагается   понимать   способность   человека   к   осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Представляется, что в этом определении важен каждый из названных признаков понятия. Слово грамотность подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.

Сущность понятия составляют также признаки: понимание, рефлексия и использование. Они взаимосвязаны и обогащают друг друга. Рефлексия предполагает размышление о содержании (или структуре) текста, перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.

Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть материалом на должном уровне и без посторонней помощи.

Научить ребенка   пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности - главная задача педагога. Дать понять учащимся, что чтение - это духовная пища каждого воспитанного человека. А со стремительным вторжением в нашу жизнь достижений научно - технического процесса эта задача стала актуальна как никогда раньше.

Рабочая программа создана на основе учебно-методического комплекса «Вокруг тебя -Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник/И. Бурж, К. Сусухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова. - М.: МККК - 160с.

Данная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами  дополнительных занятий  в соответствии с целями  изучения  литературы  на основных занятиях в рамках программы по литературе, которые определены  обязательным минимумом основного общего образования.

Особенностью программы является то, что в нее включены такие литературные произведения, в которых решается проблемы, связанные с потребностью соблюдения правил в общении между разными индивидуальностями и ситуациях силового соперничества и о последствиях поступков людей в различных ситуациях. Также важно заметить и то, что художественные произведения по данной программе позволяют уч-ся размышлять о том, какие правильные решения нужно принять в конфликтной ситуации. Какова связь между поведением человека в самой обычной повседневной жизни и тем, как он ведет себя в экстремальной ситуации.

Еще одной особенностью  данного курса является то,  что предложенные произведения позволяют учащимся по-новому взглянуть на окружающий их мир: друзей, родных, на самого себя, - а также осознать, что миру нужны и их внимание, и сострадание, и защита. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Содержание тем учебного курса. Введение. (1ч.) Тогда и теперь. (3ч.)

Человечество закономерно шло к необходимости создания правил, организующих совместное существование различных индивидуальностей. Уважение правил, в том числе и таких, которые ограничивали бы проявление насилия в конфликтах между людьми, -обязательное условие сохранения человечества.

.   Гесиод «Пять веков». (1ч.) Характеристика    века    в    переложении    Гесиода. Обучение    письменному развернутому ответу на заданный в

Р. Киплинг. Сказка «Кошка, гулявшая сама по себе». (2ч.)

Главная героиня сказки - Кошка. Прием троекратного композиционного приема и его роль в раскрытии идеи сказки.

Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее? (4ч.)

Правила, ограничивающие проявление насилия, жестокости в силовых формах соперничества, складывались постепенно на протяжении веков и были продиктованы естественным для человека стремлением к выживанию.

В. Скотт. Глава 11 из романа «Айвенго». (1ч.) Роль эпизода в раскрытии поступков главного героя. Историческая основа романа. Обучение работы в парах и группах по заданиям. Словарная работа с иноязычной лексикой..

А.Дюма. Роман «Три мушкетера». Гл.5. Королевские мушкетеры и гвардейцы г-на кардинала. (2ч.) Историческая эпоха первой половины 19 века во Франции. Силовое соперничество как способ решения конфликтной ситуации.

Г. Иванов «Отвратительнийший    шум   на   свете».    Последствия ситуаций вооруженного конфликта. (1ч.) Право безоружного. (6ч.)

Те, кто перестал участвовать в боевых действиях, - больные, раненые, пленные, -нуждаются в защите.

.   Дж.Ф.Купер. «Последний из могикан». (фрагмент из романа). (2ч.) Пленник и толпа. Работа над портретной зарисовкой колдуньи. Пленный и личность. Пленный и достоинство. . В.Гроссман «Жизнь и судьба». (2ч.) Понятия «достоинство» и «уважение достоинтва». . КВоробьев. Рассказ «Немец в валенках» (2ч.) Образы пленных. Сближение двух главных героев рассказа. Нравственный выбор героев. Лексическая работа с понятиями нравственного характера.

S.O.S! (3ч.)

Каждый, кто потерпел кораблекрушение по причине стихийного бедствия или в ходе вооруженного конфликта, нуждается в помощи.

.   Готфрид-Август Бюргер. Баллада «Песнь о благородном человеке». (1ч.) Человек и стихия. Люди в положении крайней опасности. Помощь людей в судьбе семьи таможенника.

Подвиг героя.

Г.Бочаров. Статья «Что человек может». (2ч.)Авторская оценка героическому поступку главного героя. Человек и природная  стихия.

Жестокие игры. (7ч.)

Взрослеющий человек может оказаться в ситуации силового соперничества. .

Л.Толстой «Детство»(2ч.) Сложность взаимоотношений в группе. .   ВЖелезников. «Чучело» (фрагменты из повести). (2ч.) Главная героиня Лена Бессольцева. Жестокое отношение одноклассников к главной героине. Нравственный выбор Лены. Достоинство личности. . В.Распутин. «Уроки французского». (фрагмент из повести).(2ч.) Главный герой повести. Птаха и компания. Конфликтная ситуация и поведение героев рассказа.

Твой выбор. (6ч.)

Выбирая ту или иную модель поведения без оружия в конфликтной ситуации, во взаимоотношениях с людьми, следует помнить о возможных последствиях.

.   АГрин. Рассказ «Победитель». (2ч.) Смысловые части рассказа. Главный герой рассказа, его характер, его надежды на победу в конкурсе. Душевное состояние героя после разрушения им своей работы.

.   Е.Носов. Рассказ «Тридцать зерен». (3ч.) Взаимоотношения человека и природы. Человек и природа.

.   М.Жюно. «Воин без оружия». Глава 22. (2ч.) Марсель Жюно - делегат МККК. Смысловая нагрузка некоторых цитат из его книги воспоминаний.

Заключительные занятия. Подведение итогов курса. (3ч.)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 34 часа в год (1 час в неделю)

Раздел

Тема

Деятельность обучающихся

Форма организации учебного занятия

Срок и

Введение 1ч.

Введение.

Знакомство с целями и

задачами курса « Грамотный читатель»

беседа

2.09

Тогда и теперь 3ч.

Гесиод «Пять веков»

Характеристика века в переложении Гесиода.

беседа

9.09

Р.Киплинг.

« Кошка, гулявшая сама по

Работа с текстом Смысловое чтение

16.09 23.09

Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее? 4 ч

В. Скотт «Айвенго»

Обучение работы в парах и группах по заданиям. Словарная работа с иноязычной лексикой.

Смысловое чтение Работа с текстом чтение

30.09

А.Дюма «Три мушкетера»

Смысловое чтение

7.10

Работа с текстом, беседа

14.10

Г.Иванов

«Отвратительнейший шум на свете»

Развитие речи.

Беседа

21.10

Право безоружного 6ч.

Дж.Ф.Купер. Ситуация силового конфликта. «Последний из могикан» Дж.Ф.Купер. Достоинство в положении пленного «Последний из могикан»

Работа над портретной зарисовкой колдуньи. Лексическая работа с понятиями нравственного характера.

Работа с текстом, Смысловое чтение, беседа

28.10 11.11

В.Гроссман «Жизнь и судьба». Понятие «достоинства» В.Гроссман «Жизнь и судьба». Понятие «уважение достоинства»

Работа с текстом, беседа

18.11 25.11

К.Воробьев «Немец в валенках». Гуманные поступки к военнопленным. Диагностическая работа

Работа с текстом, смысловое чтение беседа

2.12 9.12

«SOS» 3ч.

Г.А.Бюргер «Песнь о благородном человеке. Тяжесть положения людей в стихийном бедствии

Авторская оценка героическому поступку главного героя.

Работа с текстом, беседа

16.12

Г.Бочаров «Что человек может». Тяжесть последствий от наводнений Г.Бочаров «Что человек может». Герои в беде

23.12 30.12

Жестокие игры 7 ч.

Л.Толстой «Детство». Проблема отношений подростков.

Конфликтная ситуация и поведение героев рассказа.

Работа с текстом, Смысловое чтение, беседа

13.01 20.01 27.01

Л.Толстой «Детство». Сложность взаимоотношений подростков в группе

В.Железников«Чучело». В.Железников «Чучело». Ответственность за совершенные поступкм

Беседа Работа с текстом

3.02 10.02

В.Распутин «Уроки французского». Роль неписанных правил в конфликтных ситуациях. Диагностическая работа.

Работа с текстом, беседа

17.02 3.03

Твой выбор 7 ч.

А.Грин «Победитель». Несиловые виды соперничества.

Лексическая работа со словами «гуманный», «гуманистический»,

Работа с текстом,

смысловое чтение

беседа

10.03 17.03

Е.Носов «Тридцать зерен». Ответственность человека за совершенные поступки Е.Носов «Тридцать зерен». Слова с символическим значением.

Работа с текстом, беседа

24.03 07.04

Диагностическая работа

14.04 21.04 5.05

Подведение итогов

работы

3 ч.

М. Жюно «Воин без оружия». Роль правил М. Жюно «Воин без оружия». Анализ текста

Смысловая нагрузка некоторых цитат из его книги воспоминаний.

Работа с текстом, беседа

12.05 19.05 26.05

Итоговая диагностическая работа

Всего: 34 часа

Приложения

Диагностика достижений

Процесс формирования интереса к книгам и положительного отношения к самостоятельному

чтению, ши любая часть целесообразно организованного учебного процесса, подчиняется строго

определенным дидактическим и методическим закономерностям.

Ведущая закономерность процесса обучения - сложная взаимная зависимость между знанием книг

и отношением к книге, к самостоятельному чтению.

В следующей таблице приведена обобщенная содержательная схема уровней грамотности чтения.

Эти уровни характеризуют различную по сложности деятельность учащихся с текстом.

Схема уровней грамотности чтения

Нахождение информации


Интерпретация текста


Рефлексия и оценка

5-й уровень

Найти        и        установить

последовательность
комбинацию отрывков глубоко
скрытой информации, часть
которой может быть задана вне
основного текста. Сделать
вывод о том, какая информация
в тексте необходима для
выполнения задания. Работа с
правдоподобной
        и/или

достаточно        объемной

информацией


Истолковать значения нюансов языка либо демонстрировать полное понимание текста и всех его деталей


Критически оценить или
выдвигать гипотезы на основе
специальных знаний. Работать с
понятиями,
        которые

противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов

Сплошные тексты: выявить связь отдельных частей текста с темой или основной мыслью, работая с противоречивыми текстами, структура изложения которых не очевидна или явно не обозначена. Несплошные тексты: установить характер связи частей информации, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм и пр., которая может быть длинной и детализированной, иногда используя информацию, внешнюю по отношению к основной. Читатель должен обнаружить, что для полного понимания данного текста требуется использовать различные элементы этого же документа, например, сноски

4-й уровень

Найти        и        установить

возможную
последовательность
комбинацию отрывков глубоко
скрытой информации, каждая
часть которой может отвечать
множественным критериям в
тексте
        с        неизвестным

контекстом или ,ормой.
Сделать вывод о том какая
информация
        в        тексте

необходима для выполнения задания


Использовать глубокие идеи,
заложенные в тексте, для
понимания и применения
категорий в незнакомом
контексте;
        истолковывать

разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом. Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте


Использовать академические и
общеизвестные знания для
выдвижения гипотез или
критической оценки текста.
Демонстрировать
        точное

понимание длинных и сложных текстов

Сплошные тексты: следуя лингвистическим или тематическим связям различных частей текста, нередко имеющего ясно выраженную структуру изложения, найти, интерпретировать или оценить неявно выраженную информацию или сделать выводы философского или метафизического характера. Несплошные тексты: найти отдельные части информации и сравнить или обобщить их, просмотрев длинный, детализированный текст, который чаще всего не имеет подзаголовков или специального формата

3-й уровень

Найти и в некоторых случаях
распознать связи межд,
отрывками
        информации,

каждый из которых, возможно,
отвечает
        множественным

критериям.        Работать        с

известной, но противоречивой информацией


Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснять

истолковывать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять классифицировать информации принимая во внимание много критериев. Работать с противоречивой информацией


Делать        сравнения

устанавливать связи, давать
объяснения или оценивать
особенности
        текста.

Демонстрировать        точное

понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях

Сплошные тексты: найти, интерпретировать или оценить информацию, используя особенности организации текста, если они имеются, и следуя явно или неявно выраженным логическим связям, например, таким, как причинно-следственные связи в предложениях или отдельных частях текста. Несплошные тексты: рассмотреть информацию, данную в нескольких различных формах (вербальной, числовой, пространственно визуальной), в их взаимосвязи и сделать на этой основе выводы

2-й уровень

Найти один или более
отрывков инфо,мации, каждый
из
        которых        возможно,

отвечает        множественным

критериям.        Работать        с

противоречивой информацией


Определить главную мысль, понимать связи, формировать, применять простые категории или истолковывать значение в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы


Делать        сравнения

устанавливать связи между
текстом и внешними знаниями
или объяснять особенности
текста,
        основываясь        на

собственном отношениях

Сплошные тексты: найти, или интерпретировать, или обобщить информацию из различных частей текста или текстов с целью определить намерения авто.а следуя логическим и лингвистическим связям внутри отдельной части текста Несплошные тексты: продемонстрировать понимание явно выраженной структуры визуального изображения информации например, таблицы или диаграммы (граф-дерева) или объединить две небольшие части информации из графика или таблицы

1-й уровень

Найти     один        (или     более)

независимый        отрывок     явно

выраженной        в          тексте

информации        по      простому
критерию


Распознать главную тему или авторские намерения в тексте на известную тему, когда требуемая информация в тексте общеизвестна


Установить простые связи
между информацией в тексте и
общими,
        повседневными

знаниями

Сплошные тексты: определить основную идею текста, используя заголовки частей текста или выделяющие их обозначения, или найти явно выраженную информацию в короткой части текста. Несплошные тексты: найти отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, или линейном графике, или столбчатой диаграмме, которая включает в себя небольшой по объему вербальный текст в несколько слов или фраз

Примеры заданий

Рассмотрим задания по чтению текста «Граффити» и вопросы к нему.

ГРАФФФИТИ

Я киплю от злости, так как в четвертый раз стену школы очищают и перекрашивают, чтобы покончить   с   граффити.   Творчество   -   это


У людей разные вкусы. Общество перенасыщено информацией и рекламой. Знаки торговых     компаний,     названия     магазинов.

прекрасно, но почему же не найти такие
способы самовыражения, которые не причиняли
бы
        лишний        ущерб        обществу?

Почему надо портить репутацию молодого поколения, рисуя на стенах там, где это запрещено? Ведь художники-профессионалы не вывешивают свои полотна на улицах, не так ли? Вместо этого они находят средства и завоевывают славу на официальных выставках. По моему представлению, здания, ограда, парковые скамейки сами по себе произведения искусства. И разве не жалко портить эту архитектуру росписью, не говоря уже о том, что используемый для этого метод разрушает озоновый слой. И я не могу понять, почему эти самозваные художники так злятся, когда их так называемые «художественные полотна» убирают с глаз долой снова и снова. Хельга

Большие навязчивые плакаты по обеим сторонам улиц. Приемлемо ли все это? В основном да. А приемлемы ли граффити? Некоторые говорят «да», некоторые — «нет». Кто платит за эти граффити? А кто в конечном итоге платит за рекламу? Правильно. Потребитель.

А спросили ли те, кто ставит рекламные щиты,
вашего разрешения? Нет. Тогда должны ли это
делать люди, рисующие на стенах? Не п,осто ли
это вариант общения, например ваше
собственное имя, названия партий или большие
произведения искусств на улице?
Только вспомните о полосатой и клетчатой
одежде, появившейся в магазинах несколько лет
назад. И о лыжных костюмах. Модели и цвета
были скопированы с разрисованных бетонных
стен. Довольно забавно, что и эти модели, и
цвета принимаются сегодня в обществе,
восхищают, а граффити в том же стиле
считаются ужасными.
Да, трудные времена настали для искусства.
Софья        

Эти два письма пришли по Интернету, и оба они о граффити. Граффити - это рисунки или надписи на стенах или других местах,выполненные без официального разрешения. Используйте письма для ответов на вопросы.

Вопрос 1

Aель каждого из писем: . объяснить, что такое граффити;

B.        выразить свое мнение о граффити;

C.        продемонстрировать популярность граффити;

D.        рассказать людям, что очень много средств тратится, чтобы смыть эти росписи.
1балл

Верный ответ (B) - выразить свое мнение о граффити.

Вопрос 2

Почему Софья ссылается на рекламу?

1балл

-        В ответе говорится о том, что сравнение проводится между граффити и рекламой. Ответ
соотносится с мыслью о том, что реклама - это легальная форма граффити.

Или

-        Говорится о том, что обращение к рекламе - это способ защитить граффити.
Вопрос 3

С каким из этих двух писем вы согласны? Дайте своими словами обоснование своей точки зрения,

при этом используя то, что сказано в одном из писем или в них обоих.

1балл

Объясняется точка зрения посредством обращения к содержанию одного или обоих писем.

Говорится об общей позиции автора (то есть «за» или «против») или деталях аргументации.

Интерпретация аргументов автора должна быть правдоподобной. Объяснение может быть дано в

форме пересказа части текста, но не должно копировать текст полностью или в значительной

степени без внесения в него изменений или дополнений.

Вопрос 4

Анализируя каждое письмо, мы можем обсуждать, что говорится в письме (т.е. его содержание).

Мы можем также обсуждать, как написано письмо (т.е. его стиль).

Безотносительно к тому, с чьим письмом вы согласны, объясните, кто из этих двух авторов, по

вашему мнению, написал письмо лучше. Обоснуйте свой ответ, ссылаясь на то, как написаны оба

или одно из этих писем.

1балл

При объяснении мнения упоминаются стиль или форма одного или обоих писем. ,елаются ссылки на такие особенности, как стиль письменной речи, построение аргументации убедительность аргументации, тон, использованные записи, способы убеждения людей Высказывания типа лучше аргументирует должны быть обоснованны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в 5-6 классах (для 5 а класса)

В рабочей программе  курса «Наглядная геометрия»   учитываются основные идеи и положения Про­граммы развития и формирования универсальных учебных действий обучющихся. Рабочая программа разра...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 6 класс

Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 6 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс

Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 7 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Классный класс»

Обучение и воспитание в школе – важный способ передачи культурного и социального опыта, развития личностных, метапредметных и других способностей человека, получение позитивного отношения к базо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 8 класс

Отличительная особенность данного курса - доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступа...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс...