Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Грамотный читатель"
рабочая программа по литературе (5 класс)

Наталья Викторовна Рыбкина

Актуальность изучения данного курса заключается в том, что он позволяет обеспечить дальнейшее   развитие     читательской     компетентности   учащихся   среднего   подросткового возраста в условиях постоянно возрастающего общественного запроса на навыки грамотного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_gramotnyy_chitatel_5_kl.docx50.65 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное образовательное учреждение        

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Рассмотрено

На заседании  ШМО филологии 30.08.20 19 г.

Протокол № ____

___________

 

Руководитель ШМО

Рыбкина Н.В.

Согласовано

«….» __________ 2019г.

        

Заместитель директора

по УВР

____________________

В.И. Голодышин

Утверждаю

Приказ № ______

от «____» _____ 2019г.

Директор МБОУ

«СОШ №11»

_________________                  

Н.Н. Тулина

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

 

« Грамотный читатель »

для учащихся 5 класса

( разработана учителем

русского языка и литературы Рыбкиной Н.В.)

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» для учащихся 5-го класса составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

1.   Личностные и метапредметные результаты освоения курса

                       « Грамотный читатель»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ученики научатся:

o осознавать значимость чтения для личного развития;

o использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,

поисковое); o уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; o пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

o пополнять словарный запас;

Ученики получат возможность научиться:

o формировать потребность в осознанном систематическом чтении;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные УУД

Ученики научатся:

o уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

o уметь самостоятельно работать с новым произведением;

o прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата

книги; o находить информацию в таком виде материалов, как карта города, письма, события

рекламные объявления, буклеты, брошюры, меню, расписание и др. o понимать инструкции, знаки и объявления; o пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;

Ученики получат возможность научиться:

o достаточно легко и по-разному читать основные типы учебных текстов с различной скоростью в соответствии с необходимостью и потребностями.

Коммуникативные УУД

Ученики научатся:

o участвовать в беседе

о сюжете книги, выражать своё мнение и аргументировать

свою точку зрения; o оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую

позицию; o развивать коммуникабельность и умение общаться с людьми в разных ситуациях

Ученики получат возможность научиться:

o целенаправленно   искать   и   использовать   информационные  ресурсы,   необходимые  для решения практических задач с помощью средств ИКТ.

Регулятивные УУД

Ученики научатся:

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных

учителем ориентиров действий;

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  •  осуществлять   самоконтроль   своей   деятельности   в   рамках   предложенных   условий   и

требований;

  • оценивать   свою   деятельность,   аргументируя   причины   достижения   или   отсутствия планируемого результата;
  •  оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  •  наблюдать  и   анализировать   собственную   учебную  и  познавательную   деятельность   и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.

Ученики получат возможность научиться:

 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для

решения задачи/достижения цели; o фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

2.   Содержание курса «Грамотный читатель»

Актуальность изучения данного курса заключается в том, что он позволяет обеспечить дальнейшее   развитие     читательской     компетентности   учащихся   среднего   подросткового возраста в условиях постоянно возрастающего общественного запроса на навыки грамотного чтения.

Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Грамотность чтения – что это?

Под   грамотностью   чтения   предлагается   понимать   способность   человека   к   осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Представляется, что в этом определении важен каждый из названных признаков понятия. Слово грамотность подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.

Сущность понятия составляют также признаки: понимание, рефлексия и использование. Они взаимосвязаны и обогащают друг друга. Рефлексия предполагает размышление о содержании (или структуре) текста, перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.

Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть материалом на должном уровне и без посторонней помощи.

Научить ребенка   пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности - главная задача педагога. Дать понять учащимся, что чтение - это духовная пища каждого воспитанного человека. А со стремительным вторжением в нашу жизнь достижений научно - технического процесса эта задача стала актуальна как никогда раньше.

Рабочая программа создана на основе учебно-методического комплекса «Вокруг тебя -Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник/И. Бурж, К. Сусухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова. - М.: МККК - 160с.

Данная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами  дополнительных занятий  в соответствии с целями  изучения  литературы  на основных занятиях в рамках программы по литературе, которые определены  обязательным минимумом основного общего образования.

Особенностью программы является то, что в нее включены такие литературные произведения, в которых решается проблемы, связанные с потребностью соблюдения правил в общении между разными индивидуальностями и ситуациях силового соперничества и о последствиях поступков людей в различных ситуациях. Также важно заметить и то, что художественные произведения по данной программе позволяют уч-ся размышлять о том, какие правильные решения нужно принять в конфликтной ситуации. Какова связь между поведением человека в самой обычной повседневной жизни и тем, как он ведет себя в экстремальной ситуации.

Еще одной особенностью  данного курса является то,  что предложенные произведения позволяют учащимся по-новому взглянуть на окружающий их мир: друзей, родных, на самого себя, - а также осознать, что миру нужны и их внимание, и сострадание, и защита. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

 О правилах (4 часа)

    Гуманистический компонент. Разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей.

   Литературоведческий компонент. Литературная  (авторская) сказка. Композиция сказки. Поучительность как  жанровый признак сказки.

   Основные виды деятельности: пересказ текста, рассказ от первого лица; обогащение словарного запаса; выполнение заданий в ситуации диалогического общения, решение речевой задачи.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: правила, ограничение, запрет.

Сказка «Общее счастье» (из фольклора народов Северного Кавказа) (1 час). Цели:общая - начать разговор с учениками о роли правил в жизни людей и взаимном уважении как основе этих правил; частная - углубить представление учеников о поучительности как жанровом признаке сказки.

Т. Александрова «Светофорчик» (сказка) (1 час).Цели:общая - продолжить разговор о роли правил, по которым строится жизнь людей;частная - расширить представление о литературной (авторской) сказке, о композиции сказки.

 Об уважении и сострадании (12 часов)

Гуманистический компонент. Взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий - вот основа правил, по которым  должны строиться отношения между людьми.

Литературоведческий компонент. Литературная сказка, композиция, роль художественной детали.

Развивающий компонент: обогащение словарного запаса, составление устного рассказа; выполнение заданий ситуации диалогического общения, формулирование основной мысли произведения; обучение дискуссионной речи.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: уважение, достоинство, сострадание.

Е. Носов «Трудный хлеб» (рассказ) (1 час)Цели: общая - привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием «уважение»;частная - расширить представление о способах выражения авторского отношения к персонажам.

А. Платонов «Неизвестный цветок» (сказка-быль) (2 часа)Цели:общая - привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с уважением достоинства;частные - расширить представление о литературной сказке и композиции художественного произведения; познакомить с афоризмом как малым жанром.

О. Уайльд «Мальчик-звезда» (сказка) (3 часа)Цели:общая - привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием «сострадание»;частная - расширить представление об авторской сказке, аллегории и троекратном повторе как жанровом признаке сказки, развитии умения составлять аргументацию тезисов.

Практическая деятельность  (7 часов): сочинение-рассуждение, создание сказок, разработка сборника сказок, обучение созданию презентаций; разработка индивидуального маршрута подготовки итоговых проектных работ.

 О войне (9 часов)

Гуманистический компонент. Даже на войне возможно проявление гуманности.

Литературоведческий компонент. Сравнительная характеристика героев; жанр дневниковых записей. Дневниковые записи. Исторический фон художественного произведения. Лаборатория писателя. Прототип.

Развивающий компонент: обогащение словарного запаса; развитие умения рассуждать; развитие исследовательских способностей (ассоциативного мышления, творческого воображения, умения сравнивать).

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: конфликт, вооруженный конфликт, военнопленный, защита, гуманность.

Л. Толстой «Война и мир» (отрывки из романа) (3 часа)Цели:общая - обсудить с учениками вопросы, связанные с отношением к военнопленным и обращением с ними;частные - формировать умение собирать материал сравнительной характеристики героев; расширить представление о роли художественной детали в характеристике героев; развивать умение анализировать эпизод.

Д. Давыдов «1812 год» (отрывок из дневника) (1 час)Цели:общая - продолжить обсуждение вопросов, связанных с обращением с военнопленными;частные - познакомить учащихся с жанром дневниковых записей; развивать умение анализировать эпизод.

Ф. Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле» (1 час)

Практическая деятельность  (4 часа): ведение дневниковых записей, анализ эпизода, создание презентаций.

 О деятельном сострадании (5 часов)

Гуманистический компонент. Сострадание, уважение достоинства других людей лежат как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных  на защиту человека.

Литературоведческий компонент. Композиция эпического произведения малой формы. Рождественский рассказ. Мемуары.

Развивающий компонент: обогащение словарного запаса; самостоятельная работа учащихся с текстом; развитие навыков диалогового общения; развитие умения составлять устный рассказ; развитие умения сравнивать и совершенствовать написанное; развитие творческих способностей; развитие умения аргументировать.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: деятельное сострадание, помощь.

А. Куприн «Чудесный доктор» (рассказ) (2 часа)Цели:общая - продолжить разговор о гуманности, привлекая внимание учащихся к поступкам исторических личностей;частная - расширить представление о композиции лирического произведения малой формы.

А. Дюнан «Воспоминания о битве при Сольферино» (фрагменты из мемуаров) (1 час)Цели:общие - продолжить обсуждение вопросов, связанных с проявлением деятельного сострадания; привлечь внимание к поступкам исторических личностей на войне;частные - познакомить учащихся с образцом мемуарной литературы; развивать умение составлять устный рассказ.

Урок развития речи.  (1 час)Цели:общие познакомить с Женевскими конвенциями как источником международного гуманитарного права; частные - развивать умение сравнивать и совершенствовать написанное; развивать творческие способности; развитие умения аргументировать.

Практическая деятельность (1 час): дискуссия.

Итог (3 часа)

Подведение итогов работы I этапа обучения. Цели:общая  - подвести итоги обсуждаемых в течение года проблем; частные – демонстрация достигнутых результатов обучения.

Практическая деятельность (2 часа): презентация проектных работ.

Успешность освоения курса – через критериальную оценку проектов

 

Учебно-методическое обеспечение курса.

  1. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя - Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И.Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев.-М.: МККК, 2003.
  2.  Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 5 класс./ К.Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев, Т.Н.Пискунова, Н.Н. Кубышина.-М.: ООО «Гендальф», 2001.

Художественная литература.

  1. Глинка Ф.Н. Последнее уничтожение на Бородинском поле.// 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников/ Сост. Н.Н.Акоповой и В.В.Бережкова. -  М.,1987. – С.391-393.
  2. Давыдов Д.В. 1812 год.// 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников/ Сост. Н.Н.Акоповой и В.В.Бережкова. -  М.,1987. – С.235-237.
  3. А.Дюнан  Воспоминание о битве при Сольферино. – М., 2001.
  4. Куприн А.И. Чудесный доктор//. Куприн А.И. Повести и рассказы. – М., 1971. – С.78-86.
  5. Общее Счастье.// Сказки народов Северного Кавказа. – М., 1953.
  6. Платонов А.П. Неизвестный цветок.// Платонов А.П. Избранное/ Сост., авт.предисл., коммент. Н.Г.Полтавцева. – М., 1989. – С.352-356.
  7. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 20-ти томах. Том VII. – М., 1963. – С.146 – 173.
  8. Уальд О. Мальчик-звезда.// Уальд О. Мальчик-звезда. Послесловие А.Аникста. – М., 1972. – С.87 – 105.

Справочная литература.

  1. Большой толковый словарь русского языка. – СПб., 2000.
  2. Дюпюи Р.Э., Дюпюи Т.Н. Всемирная история войн. СПб. – М., 1998.
  3. Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. – М., 1994.
  4. Литературный энциклопедический словарь. – М., 2001.
  5. Русские писатели. XIX век. Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. Под ред. П.Николаева. – М., 1996.
  6. Русские писатели.XX век. Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. Под ред. П.Николаева. – М., 1996.

3. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Общее кол-во часов

1

Введение. Об изучении курса. Основные понятия. Цели, задачи, виды деятельности. Анри Дюнан – основатель Красного Креста

1

2

О правилах. Правила и обычаи, регулирующие взаимоотношения людей.

1

3

Народная сказка «Общее счастье».

1

4

Поучительность сказок  как жанровый признак.

1

5

Т. Александрова «Светофорчик». Жанр литературной (авторской) сказки. Композиция сказок.

1

6

Е. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». Способы выражения авторского отношения к персонажам.

1

7

А. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Композиция сказок.

1

8

Анализ сказки А. Платонова «Неизвестный цветок». Афоризм как малый жанр.

1

9

О. Уайльд. Сказка «Мальчик-звезда». Аллегория и троекратное повторение как жанровый признак сказок.

1

0

Беседа: «Что делает людей некрасивыми? Какая красота может изменить мир к лучшему»

1

11

РР Сочинение-рассуждение об уважении и сострадании.

1

12-13

РР Творческая мастерская. Сочини сказку.

2

14-15

Разработка сборника сказок.

2

16-17

Обсуждение тем итоговых работ (проектов)

2

18

Презентация.

1

19

Практическая работа. Составление презентации по рабочим материалам на тему «Война 1812 года».

1

20

Л.Н. Толстой. Отрывки из романа «Война и мир». Исторический фон художественного произведения.

1

21

Война и дети. Анализ эпизода. Отношение к военнопленным.

1

22

Сравнительная характеристика героев. Роль художественной детали в характеристике героев.

1

23

Д.Давыдов. «1812» (отрывки из дневника).  Жанр дневниковых записей.

1

24

Фёдор Глинка  «Последнее уничтожение на Бородинском поле»

1

25-26

РР Творческая мастерская. Ведение дневниковых записей.

2

27

А. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Поступки исторических личностей.

1

28

Композиция лирического произведения малой формы.

1

29

А. Дюнан. «Воспоминание о битве при Сольферине» (отрывки из мемуаров).

1

30

Женевская конвенция как источник международного гуманитарного права.

1

31

РР Обучение дискуссии: «Деятельное сострадание в современном мире».

1

32-33

Презентация проектов

2

34

Итоговое занятие.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире финансовой грамотности"(направление личностного развития),7 класс

«В мире финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализую­щим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи.Основные содержательные линии курса:-...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Начальная компьютерная грамотность"

Программа курса внеурочной деятельности «Начальная компьютерная грамотность» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 11 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" для 7 класса

Актуальность изучения данного курса заключается в том, что он позволяет обеспечить дальнейшее развитие читательской компетентности учащихся среднего подросткового возраста в условиях постоянно возраст...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" для 6 класса.

Актуальность изучения данного курса заключается в том, что он позволяет обеспечить дальнейшее   развитие     читательской     компетентности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» для детей 8- 11 лет

Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель»  рассчитана на один год и предназначена для обучающихся 8-11лет, общеобразовательной школы (36 часов) и для обучаю...