ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
план-конспект урока по экономике (10 класс)

Клычкова Елена Викторовна

Тема: Происхождение и функции денег

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Клычкова Елена Викторовна

Класс 10

Тема: Происхождение и функции денег

Цели урока:

Образовательная – познакомить учащихся с видами и свойствами денег; дать представление о функциях денег в экономике; сформировать знания о сущности и роли денег в экономике; выработать умение применять знания основ экономики, объяснять и анализировать экономические явления и события; обобщить и систематизировать знания по теме «Происхождение и функции денег».

Развивающая –  совершенствовать умение применять имеющиеся знания в разных ситуациях. Развивать умение характеризовать отличительные особенности товарных и кредитных денег, продолжить формировать навыки самостоятельной работы с информацией; учить анализировать информацию, обобщать, делать выводы; продолжить развивать умение работать в группах.

Воспитательная – установление межпредметных связей, повышение интереса к предмету, создание творческой эмоциональной обстановки; воспитание внимательности; воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих, продолжить работу по формированию положительной мотивации к учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

- объяснять значение основных понятий темы;

-  называть свойства товарных денег;

- объяснять функции денег, приводить примеры;

- приводить примеры кредитных денег;

-  выявлять причинно-следственные связи в товарно-денежных отношениях, делать выводы;

- представлять сообщения и презентации об истории появления и эволюции денег

Метапредметные:

- высказывать оценочные и аналитические суждения по актуальным вопросам изучаемого учебного материала;

-  искать и отбирать необходимые источники информации;

- выступать с докладами и презентациями.

Формы проведения урока:  Комбинированный

Формы организации учебной деятельности:

- проблемный диалог;

- фронтальная работа;

- групповая работа.

Методы обучения:

- словесный;

- проблемно-поисковый;

- наглядный;

- практический.

Базовые понятия:

- Деньги

- Товарные деньги

- Вексель

- Банкнота

- Мировые деньги

- Кредитные деньги

- Эмиссия денег

- Эквивалент

- Активы

- Ликвидность

- функции денег

- виды денег

Используемое программное обеспечение и дополнительное оборудование:

  1. Р.И. Хасбулатов Экономика 1-11 классы. Базовый и углубленный уровень. М.: Дрофа, 2018.
  2. И.И. Дихтяр  Методическое пособие к учебнику экономика 10-11 класс. Базовый и углубленный уровень. М.: Дрофа,2018
  3. ПК, медиапроектор.
  4. Экран.
  5. Презентация.
  6. Раздаточный материал.
  7. http://numizmat.ru/russianhistory/ 
  8. http://ru.wikipedia.orq.
  9. http://standard.gost.ru
  10. https://uchitelya.com/obschestvoznanie/64695-konspekt-uroka-suschnost-deneg-ih-vidy-i-soderzhanie-osnovnyh-funkciy-10-klass.ht

Описание урока

Учащиеся осваивают понятие «деньги», как особое общественное средство, выполняющее роль всеобщего эквивалента, которое выражает стоимость всех остальных товаров. Изучают историю появления денег. Понимают, что в роли денег на ранних стадиях развития общества выступали различные предметы — красивые и редкие камни, орудия войны и труда, животные, меха и другие редкие товары. Осваивают концепции происхождения денег: рационалистическую концепцию, которая  объясняет происхождение денег как итог соглашения между людьми; эволюционную концепцию, которая объясняет, что в результате эволюционного процесса некоторые товары выделились из общей товарной массы и заняли особое место в товарообмене, выполняя роль всеобщего эквивалента. Обсуждают концепции происхождения денег. Выделяют свойства золота, позволившие ему стать мерилом ценности товара (товарными деньгами): однородность, способность делиться на мелкие части, высокая ценность в небольшом объеме, возможность длительного хранения и транспортировки. В ходе обсуждения выделяют функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, мировые деньги, сокровища. Осваивают понятия «товарные деньги» — монеты из драгоценных металлов, «вексель» — долговая расписка, удостоверяющая право владельца векселя получить указанную в векселе сумму в определенное время, «Банкнота»— ценная бумага, обязательство банка, дающее право обменять ее на золото по первому требованию владельца, «эмиссия денег», «Бумажные деньги». Формулируют законы обращения с бумажными деньгами. Выясняют, что первоначально банкноты выпускали коммерческие банки, а сейчас право эмиссии есть только у Центрального банка страны; банкноты не обменивают на золото, кредитные деньги являются долговым обязательством Центрального банка страны и выполняют функции денег, являясь общепризнанным средством платежа.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

На доске эпиграф:

О, Финансы! Сказочное слово!
Власть и сила, ум и красота.
Все хотят, но мало кто готовы –
Жизнь отдать финансовым счетам.
Это труд, достойный и поэмы,
И сейчас, и бездну лет назад.
Строгое решение проблемы,
В будущее устремленный взгляд.

С. Михалков

Учитель: Как вы понимаете эти слова?

2. Мотивация.

На столе: мед, ракушки, соль, меха, деньги разной номинации.

Учитель: Король Уганды велел засеять ими поле. На островах Санта - Крус они постепенно изнашиваются. В Средневековом Китае сулили смертную казнь тем, кто отказывался их принимать. У мусульман данный предмет с изображением Христа сделался амулетом. Некоторые подделки ценятся

дороже самого предмета. Аукцион этих предметов проводится ежедневно в Москве. То, о чем мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам: к вам, вашим родителям, ко мне, к нашим гостям. О чем идет речь?

3.Сообщение темы и цели урока.

Учитель: правильно, речь идёт о деньгах.

Учитель: вспомните пословицы, где фигурировали бы деньги .

Ответы: Денежки труд любят. Денег нет, так всякая цена дорога. Деньги идут к деньгам. Умный человек — хозяин деньгам, а скупой — слуга. Деньги счетом крепки. Время деньгу даёт, а на деньги и времени не купишь. Денежки в кармане — все друзья с нами. Не в деньгах счастье, а в их количестве. У денег глаз нет, за что отдают - не видят. Береги денежку про черный день. Деньги не пахнут. Пока не купил - жалей деньги, а купил - жалей вещь.

 Вопрос учащимся: А что до появления денег играло их роль? (слушаем ответы учащихся).

4. Актуализация знаний.

Каждый мечтает с детства
Богатство иметь свое.
Но деньги – для жизни СРЕДСТВО.
А вовсе не цель ее. И каждый лишь то имеет,
С точностью до гроша,
Чем пользоваться умеет,
Чего достойна душа.

Частенько нас губит жадность.
И вот парадокс возник –
Мы вроде бы денег жаждем,
А к нам не идут они.

Не будем впадать в раздражение,
Завидуя богачам.
А будем всегда с уважением
К любым относиться деньгам.

И. Тютюкин

- Один мудрец сказал, что деньги - это дорога, по которой катится колесо торговли, другой сравнил деньги с универсальным языком, на котором говорят в мире экономики. А как бы вы оценили роль денег в жизни людей?

(Ответы детей)

 Вывод: как бы мы не оценивали деньги - мы будем правы, потому что их роль в обществе противоречива. Но одно можно сказать твердо, деньги имеют большое значение для людей. Разберемся в их сущности и функциях, чтобы ответить на вопрос: почему?

5. Изучение нового материала.

- Составим определение слова "деньги". (Составление кластера к слову "деньги"). Деньги - особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги.

- Деньги - это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Первые деньги не были похожи на те, что сейчас существуют. (Демонстрация предметов на столе). Как вы думаете, что объединяет все предметы на столе? (Это деньги в разные исторические эпохи)

- Многовековая история развития денег, насыщенная множеством драматических и даже трагических сюжетов, свидетельствует о развитии формы, которую они принимали, - от шкур животных, ракушек, жемчуга через господство благородных металлов к современным бумажным и электронным деньгам.

- О том, какую большую роль деньги играли в жизни людей, красноречиво свидетельствует такой любопытный факт. В леднике Эцтальских Альп археологами были обнаружены хорошо сохранившиеся останки человека, пролежавшие там 5 тысяч лет. Рука погибшего в пурге жителя бронзового века крепко сжимала медную пластинку – самое ценное, что у него было с собой. Именно такие медные пластинки в те времена играли роль денег.

- Деньги возникли не как продукт соглашения между людьми, а как результат их хозяйственной деятельности, поэтому у денег разнообразная родословная.

Первоначально обмен носил случайный характер и имел вид прямого товарообмена Т-Т.

Вопрос учителя: как называется такой вид обмена?   Ответ учащихся: бартер.

Вопрос учителя: каковы трудности бартерного обмена?

Ответ учащихся: бартер не даёт возможности владельцу товара выбирать необходимые ему блага.

Учитель: Бартер обладал недостатками. Не всегда участники сделки были заинтересованы в товарах друг друга. И решение было найдено. Можно было сначала обменять на товар - посредник, а потом уже этот товар – на нужную вещь. Этот товар – посредник выступал в роли эквивалента.

Эквивалент – нечто равноценное, равнозначащее, равновесное, равносильное другому, полностью заменяющее его.

Учитель: В роли эквивалента в разное время и у разных народов выступали разные предметы: кусочки кожи, раковины, скот, рисовые зерна и т.д. Но постепенно роль денег перешла к металлам. Выясним, почему же это произошло? Заполните следующую таблицу. В первой колонке перечислены предметы, выступавшие в роли денег. Сравним их по критериям, указанным в таблице. Если предмет соответствует, по - вашему мнению, критерию, ставьте «+», если нет – «-». (можно предложить другой вариант предметов)

Результатом работы учащихся должна стать заполненная таблица

Предметы, выступающие в роли денег

Компактность

Делимость

Долговечность

Однородность

Приемлемость

Кусочки кожи

+

+

-

-

-

Раковины

-

-

-

-

-

Рисовые зёрна

-

-

+

+

-

Каменные колеса

-

+

+

+

-

Скот

-

-

-

-

-

Золото

-

+

+

+

+

Медные монеты

+

+

+

+

+

В ходе работы учащиеся приходят к выводу, что люди стали использовать металлы в качестве товара-посредника благодаря их долговечности и возможности делить слитки металла на равные части.

Учитель: Кажется, что в наше время от денег зависит очень много. Но каковы же на самом деле функции денег?

Давайте совместными усилиями разберёмся, что означают данные функции. 

Функции денег

1.Средство измерения (мера стоимости) – эту функцию деньги выполняют через установление цен на товары.

2.Средство обращения – деньги выполняют роль посредника в обмене товаров (Т – Д – Т) осуществив продажу товаров (Т – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т).

3.Средство накопления (образования сокровищ) – если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то он изымает деньги из обращения, накапливает их, превращая в сокровища. Сокровища накапливают и частные лица, и государство (в виде государственных золотых запасов, хранящихся в ЦБ страны).

Именно о таких сокровищах и накоплениях имея в виду барон – Скупой рыцарь (в поэме А.С.Пушкина), когда разглядывал свои сундуки с сокровищами, говорил:

Лишь захочу – воздвигнутся чертоги;

В великолепные мои сады

Сбегутся Нимфы резвою толпою;

И Музы дань свою мне принесут…

4.Средство платежа – товары не обязательно продавать и покупать только за наличные средства. Иногда у покупателя может не быть наличных денег, тогда он покупает товары в кредит, т.е. с отсрочкой платежа.

5. Средство обмена (единственный всеобщий эквивалент – золото)

6 Мировые деньги – эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.

В роли мировых денег выступают слитки благородных металлов (золото). Сегодня в качестве мировых денег широко используются конвертируемые валюты.

Вопрос учителя: какая из перечисленных функций наиболее важная, значимая?

Ответ учащихся: функция обмена.

 (Работа с таблицей «Функции денег», упражнение 1 – ученики читают табличные пояснения, учитель дополняет и разъясняет непонятные места, одновременно учитель выступает в роли диспетчера – управляет схемой). 

Свойства денег.

- Функции денег мы узнали, но, чтобы быть деньгами, к товарам предъявляются определенные требования. Обратите внимание на слайд.

Вопрос учителя: Какими качествами должны обладать деньги?

Ответ учащихся: У денег должны быть такие качества, как:

  1. стабильность (стоимость денег должна быть более или менее одинакова и сегодня и завтра);
  2. портативность (деньги д.б. удобны в обращении, малы, легки для транспортировки);
  3. долговечность (материал для денег должен иметь значительный срок прочности);
  4. однородность (деньги одного и того же достоинства должны иметь равную стоимость);
  5. делимость (деньги можно было разделить на части);
  6. отличимость (деньги должно быть трудно подделать, и они д.б. легко узнаваемыми);
  7. ликвидность (легко реализуемые, легко обмениваемые).

 Практическая работа по свойствам  денег.

Задание 1 группе: Определите,  о каких свойствах денег рассказывается:

1. …рассказывают, что в момент гибели «Титаника» один из миллионеров предлагал тысячи долларов за место в лодке, но офицеры, спасавшие детей и женщин, оказали ему в получении блага (ликвидность)

… рассказывают, что в 50 – х годах в московских трамваях по утрам ездил «честный заяц». Каждый раз он протягивал кондуктору тысячерублёвую купюру, и никто не мог дать ему сдачи. Таким образом, он ездил, пока однажды сговорившиеся кондукторы не собрались со средствами и не разменяли ему банкноту (делимость)

3 – Деньги имеют форму, вес, размеры, удобны для использования (портативность)

4  - рассказывают о «добросовестном» банковском кассире, который работал с золотыми монетами не на полированном столе, а на суконной скатерти. И за 10 лет получил для себя 3 кг золота, сжигая скатерти (прочность)

Задание 2 группе: Определите какая купюра поддельная. Назовите защитные элементы и признаки подлинности. Работая с текстом объясните какую купюру поменяют в банке, а какую нет.

Задание 3 группе: Упражнение 2 про ликвидность денег.

Задание 4 группе: Используя данные http://numizmat.ru/russianhistory/ подготовьте мини – сообщение: « Выгодно ли капиталовложение в монеты?»

Учитель: Нет слова более популярного в обычной человеческой речи. Кто-то их боготворит, а кто-то проклинает, их трудно зарабатывают, а потом легко тратят, годами накапливают, завещают, дарят, раздают, крадут, дают в долг, возвращают, и все это великое множество действий подчеркивает важность и даже необходимость денег. Каждый день мы берем в руки деньги - монеты и купюры различного достоинства. А может ли кто-нибудь из вас вспомнить, кто или что изображено на купюрах России и почему именно эти изображения, а не какие-либо другие? По какому принципу все же были выбраны города на купюрах.

- По принципу наиболее удачного и читаемого изображения. Разработчики хотели максимально широко представить географию России, но невозможно было эстетично отразить виды городов и памятных мест на купюрах. Так, например изумительные виды Байкала и Иркутска на купюрах не смотрелись. Авторами изображений городов стали художники Гознака Игорь Крылков и Алексей Тимофеев.

Практическая работа

Перед вами купюры и задания к ним. (Взаимный обмен листами и проверка). В ходе практической работы учащиеся понимают, что деньги могут нести важную для исследователя информацию.

6. Рефлексия. Решение проблемных вопросов.

УчительКакого свойства не хватает баскетбольному мячу, чтобы он мог выполнять  роль денег?

Ответ учащихся: баскетбольному мячу для выполнения функции денег не хватает таких свойств денег как свойства делимости и портативности. Поделенный мяч – это совсем не то, что целый мяч, к тому же баскетбольный мяч не удобен в переноске – он достаточно громоздкий: неудобной шарообразной формы.

УчительУ бриллиантов есть все свойства, необходимые товару, чтобы выполнять роль денег. Действительно, они в достаточной степени однородны, обладают высокой стоимостью, прочностью, портативностью, делимостью и к тому же они являются редкостью. Почему же они не стали деньгами? 

Ответ учащихся: бриллианты обладают слишком высокой стоимостью, слишком редки и слишком прочны. Ценность бриллиантов зависит от их размеров, поэтому 10 мелких бриллиантов, равных по весу одному, не равны по его цене. Один крупный бриллиант стоит гораздо дороже, чем 10 мелких вместе взятых. Это главная причина, по которой бриллианты не могли выполнять функцию денег.

Учитель: Что лучше выполняет функцию сбережения деньги или картина Пикассо?

Ответы учащихся: деньги в любой момент можно поменять на любой товар.

Картину обменять на любой товар сложно – на поиски покупателя надо затратить время, сделать дорогостоящую экспертизу о подлинности картины. Но деньги очень несовершенное средство сбережения, т.к. во время инфляции они теряют свою покупательную способность. В условиях инфляции картина Пикассо будет лучшим средством сбережения, чем деньги.

Последний вопрос интересен тем, что поможет завязать дискуссию в классе. Обязательно кто-то из учеников приведёт аргументы в защиту денег как средство накопления, а кто-то будет против. Позвольте им высказать свою точку зрения на этот счёт. Данная дискуссия поможет ученикам обнаружить довольно важные экономические явления, будет способствовать развитию экономического мышления. После того как они выскажутся, подведите итог дискуссии, указав на неоднозначность ответа на данный вопрос.

Выполнение задания:

- Назовите функции, в которых выступают деньги при использовании их

для следующих целей:

1.Выплата заработной платы; (средство платежа)

2.Покупка товара за наличные деньги; (средство обращения)

3.Покупка товара в кредит; (средство платежа)

4.Уплата коммунальных услуг; (средство платежа)

5.Установление цены товара; (мера стоимости)

6.Уплата долговых обязательств; (средство платежа)

7. Расчёт во внешней торговли; (мировые деньги)

8. Помещение денег в банк. (средство накопления)

Решите задачи

1) «Я был сегодня в городе и видел: там коровы очень дёшевы, по пяти и шести рублей, а за кожу двадцать пять дают…» Русская народная сказка «Дорогая кожа».

 Какую функцию выполняют деньги в данном случае? Ответ :Функция денег «мера стоимости»;

2) «…тут копейка с семишником, пятак с гривенником и двугривенный с полтинником туда-сюда снуют, катаются меж людей, за какую-нибудь минуту по нескольку раз меняются местами.» Чувашская сказка «Как у чувашей поселились деньги» .

Какую функцию выполняют деньги в данном случае? Ответ :Функция денег «средство обращения»;

3) «… Девки сыплют изумруд В кладовые, да под спуд; Все в том острове богаты, Изоб нет, везде палаты...»     А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Какую функцию выполняют деньги в данном случае? Ответ :Функция денег «средство накопления»;

4) Цена ноутбука – 48 000 рублей. Цена сотового телефона – 20 000 рублей. Какой товар дороже?

Почему цены разные?

Какую функцию выполняют деньги в данном случае? Ответ поясните.

5) Иван  решил жене к зиме шубу купить. Нанялся он к попу в работники дом строить.

Когда дом построил и получил деньги, не стал их тратить, а спрятал их в свой сундук.

Так же он поступил и после того, как построил соседке бабе Мане новый курятник. Какую функцию

здесь выполняют деньги? Ответ поясните.

6) Семья получает доход в 45 тысяч рублей.  Из них 20  тысяч рублей израсходовала на питание,6000 р. – за

квартплату, а 5000 положила в сбербанк с целью накопить деньги на покупку машины за

600 000 р. Деньги выступили в качестве… Ответ поясните.

7. Домашнее задание (Комментарии – 1минута).

Выучить: определения «деньги», «активы», «ликвидность», «товарные деньги», «вексель», «банкнота», «мировые деньги», «кредитные деньги», «эмиссия денег», «эквивалент».

Ответить на вопрос: виноват ли Колумб в «революции цен?»

Объяснить: каким образом сильная инфляция может подорвать способность денег выполнять их основные функции?

Определите:  какими ещё свойствами могут обладать деньги:

1.  …рассказывают, что в момент гибели «Титаника» один из миллионеров предлагал тысячи долларов за место в лодке, но офицеры, спасавшие детей и женщин, оказали ему в получении блага (ликвидность)

2.  … рассказывают, что в 50 – х годах в московских трамваях по утрам ездил «честный заяц». Каждый раз он протягивал кондуктору тысячерублёвую купюру, и никто не мог дать ему сдачи. Таким образом, он ездил, пока однажды сговорившиеся кондукторы не собрались со средствами и не разменяли ему банкноту (делимость)

3. Деньги имеют форму, вес, размеры, удобны для использования (портативность)

4. Рассказывают о «добросовестном» банковском кассире, который работал с золотыми монетами не на полированном столе, а на суконной скатерти. И за 10 лет получил для себя 3 кг золота, сжигая скатерти (прочность)

8. Подведение итогов урока.

- Мир денег – удивительный и необычный мир, и за внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, Не надо превращать их в единственную цель в жизни. Всем нам хочется "легких" денег. Люди во все времена верят в чудеса, в магию, вдруг подойдет волшебник и достанет счастливую монетку (фокус). Я бы хотела закончить наш урок веселой песенкой про деньги "Мани"  Лайзы Минелли из мюзикла "Кабаре"

И этот урок я хочу закончить словами Айны Рэнд  «Деньги не купят счастья тому, кто сам не знает, чего хочет. Деньги не укажут цель тому, кто выбирает свой путь с закрытыми глазами. Деньги не купят ум дураку, почет — подлецу, уважение — профану. Если вы попытаетесь с помощью денег окружить себя теми, кто выше и умнее вас, дабы обрести престиж, то в конце концов падете жертвой тех, кто ниже».

Примечание: Айн Рэнд – американская писательница родом из России. Ее настоящее имя Алиса Зиновьевна Розенбаум. Читателю известна по романам «Атлант расправил плечи», «Источник», «Мы – живые».

9. Выставление отметок.

Учитель: всем спасибо за сотрудничество и понимание. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...