ЭКОНОМИКА МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКОВ
план-конспект занятия по экономике (11 класс)

Елена Николаевна Александрова

Методичесикй  материал для урокв Экономика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoreticheskiy_material_rynok_truda.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рынок труда. Безработица

1. Рабочая сила — способность человека трудиться, т. е. физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции.

2. Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.

Спрос на труд

Предложение труда

Платежеспособная потребность работодателей в рабочей силе для организации и развития производства

Совокупность экономически активного населения, предлагающего свою рабочую силу на рынке труда

—  производительность труда;

—  использование современных технологий;

—  состояние экономики и ее
отдельных отраслей;

— спрос на потребительские товары, необходимые обществу.

—  численность трудоспособного населения;

—  уровень квалификации;

—  уровень и структура зарплаты;

— социальная и налоговая политика государства.

В результате взаимодействия спроса и предложения на труд на рынке устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уровень занятости в экономике.

Особенности рынка труда

  • На рынке труда покупаются только трудовые услуги, а не сам индивид.
  • Компенсация за труд представлена не только заработной платой, но и дополнительными льготами (премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового обслуживания и т. д.)
  • Трудовые контракты кроме денежного аспекта, сделки включают: содержание и условия труда, микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве, вероятность сохранения рабочего места и т.д.

4.  На рынке труда работники могут отличаться, в частности, способностями, квалификацией, производительностью, опытом, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда.

5.  При покупке рабочей силы продолжительность контрактов продавца и покупателя имеет существенное значение: от нее зависит опыт работника, его производительность труда; работодатель вкладывает средства в обучение работников и прерывание контракта несет ущерб обеим сторонам.

6.  На рынке труда присутствует большое число структур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разработку «правил игры» на рынке труда.

7. Рынок труда имеет дело с особым ресурсом — «человеческим капиталом».

Человеческий капитал — запас интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека, а в экономической науке – способность людей к участию в процессе производства.

Сегодня считается, что самыми эффективными являются инвестиции именно в «человеческий капитал».

8. Рынки труда бывают конкурентными и неконкурентными.

Характерные черты конкурентного рынка труда

1.      Значительное число покупателей и продавцов услуг труда.

2.      Однородные услуги труда (работники с одинаковой квалификацией и производительностью труда).

3.      Никто из покупателей и продавцов трудовых услуг не может повлиять на ставку заработной платы (отсутствие монополии).

4.      Свободное вхождение в рынок и выход из него для обеих сторон.

5.      Полная информированность участников рынка труда о спросе и предложении.

6.      В поведении участников рынка труда преобладает экономическая мотивация.

9. Заработная плата — форма материального вознаграждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наемным работникам предприятий и учреждений.

10. Факторы, влияющие на величину заработной платы

  • Стоимость жизненных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы
  • Минимальный уровень оплаты труда работников, соответствующий прожиточному минимуму
  • Уровень квалификации работников
  • Развитость экономических и социальных условий жизни населения
  • Спрос и предложение на рынке труда

11. Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная зарплата – вознаграждение за труд, которое назначается работнику в виде определенной суммы денег

Реальная зарплата – сумма жизненных благ, которые можно приобрести за номинальную плату при данном уровне цен на товары и услуги

Факторы реальной зарплаты:

  • Величина номинальной заработной платы
  • Уровень цен на предметы потребления и услуги
  • Размер налогового обложения

12. Формы зарплаты

  • Постоянная (оклад) – вознаграждение за труд, не зависящее от каких-либо условий.
  • Повременная — вознаграждение за труд в зависимости от проработанного времени.
  • Сдельная — вознаграждение за труд в зависимости от количества изготовленных изделий
  • Смешанные формы — вознаграждение за труд в зависимости не только от количества отработанного работником времени, но и от финансового положения предприятия, итогов работы каждого работника и фирмы в целом.

12. Структура системы заработной платы

(Оплата квалифицированного труда (Минимальная зарплата (Прожиточный минимум)))

Нижняя граница заработной платы – это прожиточный минимум, такой уровень доходов, который необходим работнику для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг.

БЕЗРАБОТИЦА

1. Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.

2. Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда. Поскольку большинство индивидов одновременно являются покупателями готовой продукции и продавцами трудовых услуг, безработица понижает их жизненный уровень, причем иногда весьма значительно. Не используемые сегодня трудовые услуги утрачиваются экономикой навсегда.

3. Точки зрения на причины безработицы:

  • Причина безработицы — завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы. Наемные работники,не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы
  • Причина безработицы — слишком низкий спрос на рабочую силу. Государство должно бороться с безработицей: повышая государственные доходы или снижая налоги, государство может увеличить объем спроса на рабочую силу
  • Причина безработицы — негибкость, характерная для рынка труда. Наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места

4. Безработный и неработающий не являются синонимами. Человек может не работать по многим причинам: студенты очной формы обучения, пенсионеры, инвалиды, матери, воспитывающие детей в возрасте до трех лет и т. д. К категории безработных относят только тех, кто ищет работу. Т.н. «естественная» безработица – 5,5-6,5% трудоспособного населения страны. В этом случае говорят об экономике полной занятости.

5. Виды безработицы:

  • Структурная – невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации.
  • Фрикционная – невозможность для уволенного работника найти свободное место по своей специальности.
  • Циклическая – характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства.
  • Сезонная – зависит от работ в определенное время года (с/х рабочие, гиды).

Сумма фрикционной и структурной безработицы составляет естественный уровень безработицы, т.е. уровень безработицы при полной занятости.

6. Формы безработицы:

  • Открытая (см. выше)
  • Скрытая – работник дает согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства
  • Текучая – связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда
  • Застойная – длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы

7. Уровень безработицы = Численность экономически активного населения/Общая численность безработных * 100%

8. Безработица имеет негативные экономические и социальные последствия:

o   Недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального

o   Снижение уровня жизни населения: предпосылки для сокращения доходов работающих по найму; потерявшие работу получают лишь пособия по безработице; сокращается потребительский спрос, уровень сбережений

o   Потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства

o   Моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, само
убийствам, росту преступности

Некоторые исследователи отмечают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий:

o   Формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства

o   Сдерживаются требования профсоюзов в части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое экономика? Презентация к уроку обществознания в 8 классе

Презентация "Что такое экономика?" Включает проверку ранее пройденной главы "Мораль, религия и духовная культура"....

"Человек и экономика" Повторительно-обобщающий урок Обществознание 7 класс

Повторительно-обобщающий урок по обществознанию в 7 классе. Тема «Человек и экономика»Автор: Аникина Татьяна Александровна учитель истории и обществознанияМКОУ-СОШ с. Крутояр....

Количество денег, необходимое для экономики страны( разработка урока в 6 классе)

1.Помочь овладеть минимальными  сведениями о количестве денег необходимыми для экономики страны.2.Научить применять полученные знания к решению задач практического и теоретического характера, исп...

Выступление по теме " Иллюстрационный материал на уроках биологии как одно из средств качественного усвоения учебного материала учащимися"

Для правильной организации работы на уроке и более качественного усвоения учебного материала учащимися необходимо использовать не только текст учебника и словесные методы, но и наглядный материал. Илл...

Главные вопросы экономики Презентация к уроку

Главные вопросы экономики Презентация к уроку...

Мировая экономика (презентация к уроку)

Презентация к уроку в 10 классу по теме "Мировая экономика" (учебник "Общевствознание" О.А. Котова, Т.Е. Лискова)...

ЭКОНОМИКА МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКОВ

Методичесикй  материал для урокв Экономика...