Выступление по теме " Иллюстрационный материал на уроках биологии как одно из средств качественного усвоения учебного материала учащимися"
материал на тему

Для правильной организации работы на уроке и более качественного усвоения учебного материала учащимися необходимо использовать не только текст учебника и словесные методы, но и наглядный материал. Иллюстрационный материал является основным в школьном курсе для изучения учебного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №7 с. Отказного Советского района»

Выступление

Иллюстрационный материал на уроках биологии как одно из средств качественного усвоения учебного материала учащимися

Подготовила: учитель биологии

Сологуб Л.М.

30 марта 2015г.

Для правильной организации работы на уроке и более качественного усвоения учебного материала учащимися необходимо использовать не только текст учебника и словесные методы, но и наглядный материал. Иллюстрационный материал является основным в школьном курсе для изучения учебного материала.

В процессе познания окружающей действительности, в процессе обучения участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна. По мнению некоторых специалистов, если, например, орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу времени пропускает 10 000 условных единиц информации, а орган зрения – 100000, т.е. около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Таким образом, отмечая наибольшую пропускную способность информации органов зрения, принцип наглядности ставят на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха.

Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.

Формы наглядных материалов в преподавании биологии

Необходимость применения наглядности в преподавании изучаемых в школе предметов в настоящее время признается всеми.

Наглядное преподавание провозглашалось многими педагогами с давних времен,

В XVII в. Ян Амос Коменский писал в «Великой дидактике»: «Если мы намерены насадить в училищах истинное и достоверное знание вещей, то мы вообще должны стараться обучать всему помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».

Современные научные данные психологии говорят о том, что успешность усвоения значительной части школьных предметов предполагает у учащихся наличие достаточно живых и точных представлений.

Однако, несмотря на всеобщее признание наглядности в обучении, и в особенности естественным наукам, широкого и ясного понимания принципов наглядности в методической литературе не дается.

Методисты дореволюционной школы понимали под «наглядностью» только демонстрацию таблиц и иллюстраций, считая отцом такой наглядности Я. А. Каменского.

Они отделяли от наглядности демонстрацию натуральных предметов, или «предметность», введенную Песталоцци. Методисты, сторонники «исследовательского метода», выдвигали вместо наглядности и предметности «моторность», «двигательную проработку знаний», т. е. работу учащихся с натуральными объектами

Такие выводы получились от неправильного, узкого понимания наглядности и ошибочного увлечения «исследовательскими методами».

В настоящее время, познав в недавнем прошлом на практике всю ложность и вред увлечений единственными «совершеннейшими» методами, мы ни в какой мере не можем признать правильным такое отношение к наглядности. Используя на уроках все многообразие методов, необходимо оценить принцип наглядности во всем его многообразии, дав ему более расширенное толкование.

На разных уроках в зависимости от проходимого материала должны быть и работа учащихся с учебником, демонстрация опытов и таблиц, живой образный рассказ. Ни от одной формы наглядности не следует отказываться, все они, примененные на своем месте, нужны нашей школе.

Таким образом, преподавание становится наглядным, когда учащимся предоставляется для рассмотрения какой-либо предмет — живой, мертвый или его изображение, независимо от того, демонстрируется ли он издали или дается в руки учащимся.

Более того, целесообразно включить в понятие наглядности и образный рассказ учителя (конечно, условно).

Исходя из этих предпосылок, можно представить применение наглядности в преподавании биологии, в следующих формах.

Натуральная (предметная) форма наглядности:

1. Работа с предметом (живым, засушенным, законсервированным).

2.Рассматривание демонстрируемого предмета (живого, засушенного)

Изобразительная форма наглядности (модель, таблица, рисунок, схема).

Словесная форма наглядности (чтение отрывков из художественных описаний, документального материала, сообщение о своих опытах учащихся, образный рассказ учителя).

В преподавании биологии, в зависимости от материала в разных темах могут иметь место все эти формы наглядности, и умелое их применение будет способствовать лучшему восприятию учащимися сообщаемых им знаний.

1.Натуральная или предметная форма наглядности на уроках биологии занимает первое место. Следует дать учащимся конкретное представление о материальных явлениях жизни растений и животных, об определенных видах, их органах.

К натуральным объектам относятся: различные живые животные — наиболее ценные пособия; более доступные неживые животные и их части в виде .влажных препаратов, скелетов, чучел (или тушек), коллекций засушенных животных. Неживые животные используются как демонстрационный материал, так и в качестве раздаточного, выдаваемого на руки учащимся; микропрепараты различных животных, изучаемые при помощи микроскопа или лупы.

Наибольшей наглядности мы можем достигнуть не в классе, а среди природы, знакомя учащихся с растениями в естественных условиях их жизни — на экскурсиях в лесу, ноле или на уроках на школьном ботаническом участке.

На экскурсиях, несмотря на изобилие наглядности, следует применять приемы, выделяющие нужный для наблюдения объект, делать контрастные сравнения, давать задания учащимся для измерений и самостоятельных наблюдений и т. п.

2.Изобразительная форма наглядности на уроках биологии может применяться в различных случаях:

1)при невозможности показа натуральных объектов,

2)при инструктаже к практическим занятиям,

3)для закрепления званий путем сравнения, повторения,

4)при учете знаний.

К этому виду относятся: макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.), графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.). К этому виду относится большинство наглядных пособий, которые используются в процессе обучения. Изобразительные наглядные пособия, изготовленные для школ, как правило, являются подменяющими живые объекты.

Таблица может быть использована после выполнения учащимися самостоятельной работы для проверки правильности выполнения работы, для повторения и закрепления знаний. Таблица вывешивается, и по ней опрашиваются учащиеся. При опросе не следует забывать закрывать надписи полосками бумаги.

Таблицы, чтобы не отвлекать внимания учащихся, следует вывешивать не перед уроком, а в момент их демонстрации. Для этого хорошо иметь специальные вешалки, позволяющие поворачивать таблицы к классу то одной, то другой стороной.

Особенное место должны занять таблицы, способствующие уяснению сложных или отвлеченных понятий и закреплению знаний. Ряд схематических таблиц, несомненно, способствует закреплению знаний.

Воспоминание факторов и их роли в жизни живых организмов, пройденных в разных темах в течение всего года, их обобщение значительно облегчится схематической таблицей.

Обычными рисунками учителя на доске являются поясняющие схематические изображения.

В ряде случаев рисунок может быть инструктивным — поясняющим.

В изобразительной наглядности можно различать известные степени. Красочный рисунок с указанием масштаба увеличения, рисунок одноцветный, схематический рисунок на доске.

Кинофильм лучше диапозитивов и одноцветных рисунков.

На уроках в зависимости от материала могут найти свое место и бывают нужны все изобразительные формы наглядности. Но, применяя их, нужно стремиться к большей наглядности, приближая изображаемое к большей натуральности.

Инструктивные рисунки микроскопических препаратов с надписями и стрелками, лежащие рядом с микроскопом, помогают учащимся разбираться в рассматриваемом препарате.

Наборы открыток , фотографии, вырезки из журналов используются как раздаточный материал на уроках при отсутствий таблиц.

3.Словесная форма наглядности.

В преподавании биологии, несомненно, первостепенное значение имеет непосредственное знакомство с натуральными объектами, но в то же время ограничивать изучение предмета знакомством только с фактическим материалом неправильно .

Образный рассказ. Заинтересовывает, заставляет работать мысль, переживать, заряжает эмоциями, вызывает яркие представления. Однако большей частью эта сила слова недооценивается, к нему относятся небрежно и не всегда различают, когда оно производит нужное действие, когда нет.

Слово тогда производит свое действие, когда оно наглядно, образно.

В настоящее время определились такие приемы словесной наглядности:

1) образное объяснение учителя, насыщенное конкретными .примерами; 2) чтение документального материала (из истории науки, биографии ученых, статей из газет и журналов); 3) чтение или пересказ отрывков из художественных произведений; 4) рассказ о своих опытах — учителя или учащихся; 5) образный сюжетный рассказ учителя.

Методика применения словесной наглядности на уроках не только ботаники, но и вообще естествознания требует детальной экспериментальной разработки и широкого обобщения опыта. К разработке этого вопроса нужно подходить не изолированно, а во взаимосвязи с другими видами наглядности (в настоящее время наглядность определяется как наглядный метод).

Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил обучения:

1. Нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия, если они дают положительный результат. Это могут быть, к примеру, самодельные пособия, изготовленные учителем или учащимися. Такие старые пособия порой не дают должного эффекта не потому, что они плохи сами по себе, а потому что неправильно используются.

2. Наглядные пособия необходимо использовать не для того, чтобы «осовременить» процесс обучения, а как важнейшее средство успешного обучения.

3. При использовании наглядных пособий должно соблюдаться определенное чувство меры. Если учитель даже располагает большим количеством хороших пособий по конкретному учебному материалу, это не значит, что они все обязательно должны быть использованы на уроке. Это ведет к рассеиванию внимания, и усвоение материала будет затруднено.

4. Демонстрировать наглядные пособия нужно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. До определенного момента желательно, чтобы все приготовленные наглядные пособия (приборы, карты и пр.) были каким-то образом закрыты от взора учащихся. Их необходимо демонстрировать в определенной последовательности и в необходимый момент. Исключение составляют наглядные пособия типа табличек с правильным написанием трудных слов, плакатов каких-либо сложных физико-математических формул, таблиц умножения, математических постоянных величин, которые необходимо запомнить и т.п. Такие наглядные пособия должны постоянно находиться перед глазами учащихся.

5. С целью концентрации внимания учащихся необходимо руководить их наблюдениями. Прежде чем демонстрировать наглядное пособие, нужно разъяснить цель и последовательность наблюдения, предупредить о каких-то побочных, несущественных явлениях.

Существуют разные способы сочетания слова и наглядности, которые подробно проанализированы и обобщены Л.В.Занковым в его книге «Наглядность и активизация учащихся в обучении» (М.: Учпедгиз, 1960). Наиболее типичными из них являются:

при помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждает правдивость своей информации;

- при помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они приобретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением.

1.2 Работа с книгой на уроках биологии

иллюстрационный материал биология урок

Решению задач реформы школы — повышению качества знаний и умении учащихся, их воспитанию способствует обучение учебным умениям и прежде всего умениям самостоятельно использовать различные источники знаний и оформлять результаты работы с ними. Более эффективной организации процесса обучения на уроках, уменьшению затрат времени па приготовление домашних заданий, возможности после окончания школы постоянно проводить работу по самообразованию в значительной мере способствует овладение умениями работать с учебником. В этом источнике знаний последовательно излагается основное содержание предмета, включенные в программу основы биологической науки, объем которых от класса к классу увеличивается, а степень раскрытия усложняется.

Овладение учащимися умением работать с учебником — важное условие для успешного самостоятельного выполнения заданий на уроке и дома, самообразования. В процессе работы с учебником у школьников формируются умения осуществлять различные мыслительные операции, делать мировоззренческие выводы, устанавливать связь теории с практикой. Сформированные умения работать с учебником позволяет более экономно использовать учебное время как на уроке, так и при подготовке домашнего задания.

Для повышения эффективности учебной деятельности учащихся с учебником школьники должны овладеть рядом умений. К их числу следует отнести умения ориентироваться в учебнике, работать с его текстом, иллюстрациями, самостоятельно оформлять результаты работы. Эти умения формируются у учащихся еще в начальной школе. Однако уровень овладения ими недостаточно высок. Кроме того, школьники не могут самостоятельно осуществлять перенос умений работать с учебником из начальной школы в среднюю, учитывать при этом специфику учебников биологии.

Для овладения учащимися основными умениями работы с учебником необходимо систематически использовать его на уроках, обучать приемам работы с ним. Так, для обучения умениям ориентироваться в учебнике, необходимо научить школьников пользоваться титульным листом, предисловием, оглавлением, указателем терминов, приложением. Это означает, что учащиеся должны называть основные части учебной книги, объяснять роль каждой из них, определять с помощью оглавления содержание глав, находить ранее изученный и незнакомый учебный материал, сведения по тому или иному вопросу, использовать изложенные в предисловии указания о работе с учебником (шрифтовые выделения, сигналы-символы и другие знаки).

Овладение умением работать с текстом проявляется в способности учащихся быстро прочитать и понять его, пересказать, найти главные мысли, установить части текста и их озаглавить, составить план прочитанного, пересказать содержание по плану, подобрать материал для ответа на вопрос, заполнить или составить таблицы и схемы, использовать приобретенные знания для решения познавательных задач. Важно обучить учащихся последовательности действий, входящих в состав каждого умения. Например, при составлении плана школьники должны прочитать параграф или статью, разбить их на части с учетом выделения главных мыслей, назвать каждую часть, записать названия.

Для овладения умением работать с рисунком, важно научить школьников рассматривать рисунок, выделять в нем нужные объекты, распознавать его части, сравнивать отдельные объекты и делать выводы, давать описание процесса, изображенного па рисунке, составлять по нему рассказ и т. д.

Организация систематической работы учащихся с учебником не означает, что надо ослабить внимание к использованию па уроке других источников знаний, особенно натуральных объектов, наблюдение их, постановку опытов. Наблюдения за растениями, животными и другими организмами, постановка опытов по-прежнему остаются ведущими способами получения новых знаний учащимися па уроке, экскурсиях, при выполнении летних заданий.

Важно использовать учебник совместно с другими источниками знаний. Работа с ним подготавливает школьников к выполнению лабораторного занятия, к наблюдению за ходом и результатами опыта, к усвоению содержания телепередачи, кинофильма и других экранных пособий.

Овладение умением работать с учебником имеет большое значение для выполнения учащимися домашнего задания, где фактически он выступает в роли основного источника знаний.

Организация учебной деятельности школьников с учебником в большей степени определяется особенностями учебника. Важно учитывать, что учебники биологии VI—VIII классов имеют в основном описательный характер, в них мало теоретических обобщений. Так, в них дается описание строения и функций клеток, тканей, органов, систем органов, организмов, процессов жизнедеятельности, характеристики отделов (типов), классов, семейств, видов, этапов и направлений эволюции, природных сообществ и др. В то же время от класса к классу возрастает доля объяснительного текста, все большее место занимает материал о сущности биологических явлений, о закономерностях живой природы, раскрываются основные положения теорий. В старших классах биологические теории используются для объяснения биологических явлений, для формулирования мировоззренческих выводов о материальном единстве природы, единстве органического мира, о естественных причинах явлений живой природы.

Таким образом, в учебниках биологии раскрываются разнообразные научные факты, система биологических понятий, закономерностей, теорий, отражаются пути использования теоретических обобщений в практике народного хозяйства.

Однако учебники биологии сами по себе мало способствуют организации учебной деятельности школьников. Как правило, изложение материала в каждом параграфе носит повествовательный характер, редко начинается с постановки проблемы, с формулирования задания для учащихся, вопросы и задания ставятся в конце параграфа. В учебной книге мало вопросов и заданий, ориентирующих школьников на обучение работе с текстом и внетекстовыми компонентами (оглавление, предисловие, приложение, иллюстрации). В связи с этим большое значение приобретает составление специальных заданий для работы с текстом, рисунками, вопросами учебника на уроках. При составлении заданий, направленных па организацию учебной деятельности школьников на уроке, следует учитывать психологические особенности учащихся, уровень их развития и общей подготовки, особенности раздела курса биологии. Важно помнить, что работа с учебником не должна быть ведущей и занимать много времени.

Система заданий по организации познавательной деятельности учащихся с учебником должна способствовать не только усвоению ими основного содержания, по и формированию учебных умений. Овладение умениями, в свою очередь, будет оказывать положительное влияние на усвоение школьниками знаний, позволит нормализовать их учебную нагрузку.

1.3 Роль иллюстрационного материала в формировании биологических понятий

Значительное место в усвоении учащимися биологических знаний имеет организация их работы с иллюстрациями учебника. Иллюстрации составляют органическую часть учебника, в них наглядно отображается содержание текста, они дополняют и конкретизируют его. Учебники биологии содержат разнообразный иллюстративный материал. Большинство иллюстраций представляет собой схематическое изображение внешнего и внутреннего строения растений, животных, грибов и т. д., процессов жизнедеятельности организмов, взаимосвязей строения и функций, взаимосвязей в природе, приспособленности организмов к среде обитания, методов исследования и др. В учебниках имеются также фотографии биологических объектов, работа с которыми способствует формированию реальных представлений о живой природе.

Работа с рисунками учебника позволяет включать учащихся в разнообразную познавательную деятельность:

— распознавать органы, системы органов, виды, растений и животных, этапы процессов жизнедеятельности;

—использовать подписи для анализа содержания рисунков;

—пользоваться условными обозначениями, применяемыми па
рисунках;

—находить сведения, необходимые для ответа на вопрос;

—сравнивать объекты, изображенные па рисунках;

—составлять рассказ по рисунку;

—использовать иллюстрации в качестве самостоятельного источника знаний;

составлять по рисунку характеристику биологических объектов, процессов, выявлять связи между организмами, между организмами и неживой природой, черты приспособленности организмов к среде обитания и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка

35 лет работы в школе убеждают меня в том, что главное в обучении иностранному языку – это заинтересованность ученика (мотивация).Ещё недавно для многих моих учащихся единственным мотивом изучен...

Исследование влияния наглядных средств обучения на эффективность усвоения учебного материала на уроках швейного дела.

В настоящее время наиболее актуальна проблема разработки путей эффективного использования наглядных пособий для формирования знаний, умений и навыков учащихся по программному материалу....

Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »

Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...

Обобщение педагогического опыта. Тема "Критическое мышление как средство познания учебного материала на уроке биологии."

Деятельность учащихся на уроках с использованием приемов  развития  критического мышления на уроках биологии позволяет определить ценностное отношение ученика к  предмету, к собственной...

« Наглядность, как средство эффективного усвоения учебного материала на уроках трудового и профессионального обучения»

Наглядность, как средство эффективного усвоения учебного   материала на уроках трудового и профессионального обучения...