План-конспект по экономике 10 класс "Экономические основы деятельности фирмы"
план-конспект урока по экономике (10 класс)

Кристина Сергеевна Кузнецова

План-конспект по экономике 10 класс "Экономические основы деятельности фирмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_ekonomicheskie_osnovy_deyatelnosti_firmy.docx591.53 КБ

Предварительный просмотр:

Экономика, 10 класс

Тема урока «Экономические основы деятельности фирмы».

Цели урока:

– Образовательная: а) сформировать понятие «издержки»; «выручка», «прибыль», «рентабельность», б) рассмотреть виды издержек; в) раскрыть формулу вычисления прибыли фирмы.

– Воспитательная: способствовать патриотическому воспитанию на примере анализа цитаты отечественного экономиста В. С. Автономова.

– Развивающая: а) способствовать развитию речи посредствам характеристики факторов производства и приведения примеров под каждый фактор; б) способствовать развитию логического мышления с помощью составления таблицы: «Виды издержек».

Планируемые результаты:

Личностный результат: устанавливает связь между целью деятельности и ее результатом; проявляет интерес к новому содержанию, осознает гордость за ученых своей страны и чувствует причастность к российской экономике.

Метапредметный результат: систематизирует, сравнивает, анализирует и обобщает полученную информацию, владеет навыком поиска информации в различных источниках.

Предметный результат: различает виды издержек, называет определения выручка, прибыль, издержки, рентабельность, характеризует компоненты, заложенные в форме вычисления прибыли фирмы.

Тип урока: комбинированный.

Ресурсы урока: тетрадь, раздаточный материал, презентация, мультимедийное оборудование.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный

- Здравствуйте ребята, я рад видеть всех Вас на уроке!

- Здравствуйте.

Актуализация

- Давайте вспомним главную проблему любой экономики.

-Все верно, а с помощью чего удовлетворяются потребности общества?

-Ресурсы, которые используются для производства благ в экономике, называются?

-А сейчас посмотрите на доску и попытайтесь определить фактор производства, зная его характеристику, приведите примеры факторов производства. Работайте вместе с соседом по парте. На выполнение задания у вас 3 минуты.

Фактор производства

Краткая характеристика

Пример

Природные ресурсы

Человеческие ресурсы

Все, созданное человеком

Связывает остальные факторы в целое

Накопленные знания человечества

-Ребята, время вышло, обсудите результаты с соседними группами и будьте готовы назвать мне ответы. От всего класса должен быть общий ответ.

-Молодцы, вы отлично справились. Ответьте, пожалуйста, на вопрос,  если человек обладает таким фактором производства, как предпринимательские способности, то он может организовать собственный….?

-И тогда он будет получать доход, который называется...?

-Подведите итог всего вышесказанного.

-Давайте попробуем сформулировать тему нашего занятия. Мы изучаем экономику, а если речь пойдет о фирме, то мы будем изучать:

-Ограниченность ресурсов при безграничных потребностях общества.

-Товары и услуги.

-Факторы производства.

Получившаяся таблица

Фактор производства

Краткая характеристика

Пример

Земля

Природные ресурсы

Вода, лес, полезные ископаемые.

Труд

Человеческие ресурсы

Сотрудники, служащие

Капитал

Все, созданное человеком

Заводы, машины, технологии.

Предпринимательские способности

Связывает остальные факторы в целое

Менеджмент, управление.

Информация

Накопленные знания человечества

Разработка новых технологий.

Обсуждают результаты.

-Бизнес, фирму.

- Прибыль.

-Человек, имеющий предпринимательские способности может организовать собственный бизнес, открыть свое дело, свою фирму, чтобы получать прибыль.

-Мы будем изучать экономику фирмы.

Личностные УУД:

- готовность осуществлять исследовательскую деятельность в парах.

Познавательные УУД:

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения.

- владение научной терминологией, ключевыми понятиями;

Коммуникативные УУД:

- осуществлять деловую коммуникацию со сверстниками.

-развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

Регулятивные УУД:

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

Целеполагание

- Все верно, мы будем изучать экономические основы деятельности фирмы. Запишите тему в тетрадь.

-На прошлом уроке мы уже поговорили о том, что такое фирма, напомните мне определение.

-В чем же основная цель существования фирмы? Для чего они создаются?

-А как понять, приносит ли прибыль фирма?

Какие показатели относятся к категории доходов? Расходов?

- Какую цель мы будем преследовать на уроке?

-Фирма – это коммерческая организация, создаваемая гражданами, предпринимателями, с целью производства товаров и (или) услуг (благ) для получения прибыли (дохода).

-Получение прибыли.

-Доходы превышают расходы.

Затрудняются ответить, либо некоторые называют понятие издержки.

-Изучить показатели, характеризующие эффективную прибыльную деятельность фирмы.

Регулятивные УУД:

- ставить и формулировать задачи в образовательной деятельности.

- признавать свое право и право других людей на ошибки.

Коммуникативные УУД:

- аргументированно вести диалог;

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

Мотивация

(Мотивация через проблемный вопрос)

- Ребята, посмотрите на слайд, как вы думаете, что за формула представлена перед вами?

П(Q) = TR (Q) – TC (Q)

- «Нельзя считать себя грамотным без знаний о том, как устроена наша экономическая жизнь» - так высказывался Владимир Сергеевич Автономов — российский экономист, доктор экономических наук, член-корреспондент РАН.

- Я полностью согласен с Владимиром Сергеевичем, а вы? Кто хочет высказаться? Давайте проголосуем, кто за, поднимите 1 руку, кто против – 2.

Отлично, тогда не станем тратить время и приступим к изучению темы, чтобы стать более грамотными.

Затрудняются ответить.

Большая часть класса «за». Некоторые высказывают своё мнение.

Личностные УУД:

- осознание ценности научной деятельности.

Регулятивные УУД:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

- аргументированно вести диалог;

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

Усвоение новых знаний

Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить первое задание и разобраться, что же определяет «ТС» в формуле на экране. Работать вам предстоит в группах по 4 человека. Ваша задача преобразовать текст (Раздаточный материал №1) в таблицу, в шапке указать виды издержек, зафиксировать, как они обозначаются, от чего зависят, а в нижней строке указать примеры данных издержек. На выполнение задания вам 5 мин.

-Отлично, я вижу, что все справились с заданием, я хотел бы, чтобы сейчас несколько человек ответили, как они поняли каждый вид издержек, используя графики, которые находятся у вас на 2 страничке раздаточного материала.

Постоянные

Переменные

Общие

Не зависят от объёма выпуска

Растут с ростом выпуска

Растут с ростом выпуска

FC

VC

TC = FC + VC

Аренда, страховка, охрана и т.д.

Сырьё и материалы, сдельная оплата труда, транспорт

Сумма всех издержек

Вариант полученной таблицы.

Обсуждение результатов.

Личностные УУД:

- готовность осуществлять исследовательскую деятельность в группе.

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства

взаимодействия между людьми и познания мира.

Познавательные УУД:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов;

Коммуникативные УУД:

- понимать и использовать преимущества командной работы.

- оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат.

Регулятивные УУД:

- стремление к достижению цели и успеху;

-Ребята, помимо этого следует отметить, что фирма  при  осуществлении  своей  деятельности пользуется  различными ресурсами, сейчас я приведу вам примеры, а вам следует разделить их на 2 группы и сказать, что их объединяет.

        

«Материалы,  энергия, рабочая  сила, помещения, земля,  денежные  средства  владельца  фирмы, детали,  оборудование».

-Верно, внутренние ресурсы  (внутри фирмы) – это все то,  что принадлежит самой фирме и используется ею для  организации  своей деятельности, а внешние ресурсы (вне фирмы) – это все то,  что фирма покупает у других коммерческих организаций  или  граждан.

-Помещения,  оборудование,  земля,  денежные  средства  владельца  фирмы – то, чем владеет фирма.

-Материалы,  детали,  энергия, рабочая  сила – то, что фирма закупает.

Делают записи в тетрадь.

Личностные УУД:

- готовность осуществлять исследовательскую деятельность.

Познавательные УУД:

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

- владеть навыками учебно-исследовательской деятельности.

Коммуникативные УУД:

- аргументированно вести диалог;

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

- А как вы думаете, точки  зрения  бухгалтеров  и  экономистов  на  структуру  выручки  фирмы  от  продажи  товаров  будут различаться или нет? Почему? Какие  вида издержек мы узнали?

-Чтобы аргументировать свой ответ, обратите внимание на схему, отраженную на слайде.

- Фирма, помимо закупаемых средств производства, использует и собственные, которые можно было бы пустить на другие цели. Поэтому мы сталкиваемся с ещё двумя видами издержек. Первый вид – это бухгалтерские. Их ещё называют явные. Это платежи фирмы продавцам ресурсов. Ранее в уроке мы работали именно с этим видом. Однако есть и второй вид – экономические издержки. Их называют скрытыми или неявными. Бывают такие моменты, что фирма может воспользоваться собственными ресурсами, а не закупать новые. Приведите примеры таких случаев.

-Будут. Бухгалтерские и экономические издержки.

-Высказывают свое мнение.

- Директор фирмы может съездить на встречу на личном автомобиле, а не нанимать такси; начинающий предприниматель может работать у себя в квартире, а не снимать офис; фермер может использовать часть урожая как посадочный материал на следующий год вместо того, чтобы закупить семена.

Личностные УУД:

- готовность осуществлять исследовательскую деятельность в группе.

Познавательные УУД:

- анализировать полученные

в ходе решения задачи результаты.

Коммуникативные УУД:

- понимать и использовать преимущества командной работы.

- Здорово, мы разобрали 2 буквы из формы П-прибыль, С-издержки, а что же такое R, как вы думаете? Из чего нужно вычитать издержки, чтобы узнать прибыль?

- Верно, общая выручка (TR, total revenue) – доход, полученный производителем от реализации определенного количества продукции. Формула расчета данной величины интуитивно очевидна: TR = P * Q, где P – цена товара, а Q – объем проданного товара. Важно помнить, что цена, по которой продается товар, зависит от спроса на него, так как потребитель будет готов купить больший объем товара обычно только в том случае, если цена за единицу товара снизится.

-Выручка.

Познавательные УУД:

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- находить аргументы для доказательства своих утверждений.

Коммуникативные УУД:

- аргументированно вести диалог;

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

- Рассмотрим ситуацию: Прибыль каждого цеха одинакова и составляет 5 тыс. рублей в месяц. Но на производство этих продуктов фабрика потратила разные суммы. На производство тортов было потрачено 50 тыс. рублей, на производство конфет – 100 тыс. рублей, а на выпечку пирожков всего лишь 10 тыс. рублей. Следовательно, деньги, вложенные в производство каждого цеха работали с разной степенью эффективности. Как же быть в этом случае?

Для того, чтобы определить окупаемость затрат, сколько прибыли приходится на рубль вложенных средств, отдачу от каждого рубля вложенного в производство существует еще один экономический показатель. Его название зашифровано в ребусе (на слайде). Самостоятельно расшифруйте его, напишите на листочке  и поднимите листочек с полученным словом.

-Попробуйте самостоятельно сформулировать определение, учитывая рассмотренную ситуацию.

-Верно, Рентабельность – это показатель эффективности использования ресурсов. Он показывает, сколько прибыли приходится на рубль вложенных средств.

Рентабельность = Прибыль / Издержки (затраты) * 100%.

Предполагают, что нужно изучить еще один показатель.

-Рентабельность.

- Рентабельность – это показатель эффективности использования ресурсов.

Личностные УУД:

- готовность осуществлять исследовательскую деятельность.

Познавательные УУД:

- анализировать полученные

в ходе решения задачи результаты.

- владеть навыками учебно-исследовательской деятельности.

- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами

Регулятивные УУД:

- самостоятельно осуществлять учебную деятельность.

- стремление к достижению цели и успеху.

Закрепление знаний

-Ребята, сейчас мы проверим, как хорошо вы усвоили новый материал, вы получите лист с заданиями, ответы на которые следует писать в тетради. Закончить работу следует за 2 минуты до окончания урока.

(Раздаточный материал № 2).

Индивидуальная работа с листом заданий.

Личностные УУД:

- готовность осуществлять исследовательскую деятельность индивидуально.

Познавательные УУД:

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

Регулятивные УУД:

- самостоятельно осуществлять учебную деятельность.

Рефлексия

(Раздаточный материал № 2).

В листе с заданиями 4 последних вопроса отводятся на анализ урока обучающимися.

Индивидуальная работа с листом заданий.

Познавательные УУД:

- оценивать соответствие результатов целям.

Регулятивные УУД:

- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов;

- оценивать приобретенный опыт;

- способность понимать свое эмоциональное состояние.

Домашнее задание на выбор

- Используя текст учебника, дополнительную информацию с Интернет-ресурсов, составьте ЛОС, отражающую содержание изученной темы.

- Составьте 10 тестовых вопросов по материалу изученной темы.

- Подготовьте сообщение о личностях, которые занимались изучение вопроса темы «Максимизация прибыли фирмы» в нашей стране.

- Составить лист задач по теме для одноклассников.

Ребята, я благодарю всех Вас за урок, мне было приятно с Вами работать. Ваши работы будут проверены и оценки выставлены в электронный дневник. До свидания.


Раздаточный материал №1 (Взято на сайте Российская электронная школа).

Задание 1. Преобразуйте текст в таблицу «Виды издержек».

Что мы делаем, чтобы понять, каково финансовое состояние фирмы? Мы смотрим на её финансовые показатели. В экономике существует огромное количество данных, которые мы можем назвать финансовыми показателями фирмы, однако наиболее важными для нас являются выручка, прибыль и издержки. В этом уроке мы рассмотрим, что же такое издержки и зачем они нужны фирме.

Издержки – это по сути затраты всех факторов, участвующих в производстве готовой продукции, выраженные в деньгах. Выделяется несколько видов издержек, с которыми мы и познакомимся далее.

Постоянные издержки называются так, потому что они не привязаны к объёму производства. Производим мы 1 единицу товара или миллион, они всегда одинаковые. Примерами такого вида издержек являются зарплата бухгалтера, аренда помещения или оплата охраны фирмы. В экономике для упрощения расчётов придумали сокращать названия показателей. Данный вид издержек обозначается как FC, что расшифровывается как fixed cost.

Следующий вид – это переменные издержки. В противовес постоянным издержками, этот вид напрямую связан с объёмом производимого товара или услуги. Представьте себе, что вы владеете хлебопекарней. Если вы производите 10 буханок хлеба, то вам понадобится один мешок муки. А если вы печёте миллион буханок, то вам понадобится уже не один, а 100 тысяч мешков муки. Следовательно, и денег вы потратите в 100 тысяч раз больше. Другими словами, чем больше мы производим, тем больше становятся переменные издержки. Обозначаются переменные издержки буквами VC, что означает variable cost.

Если мы сложим постоянные и переменные издержки, то получим следующий вид – общие издержки. Это все те затраты, что предприятие потратило на производства товаров или услуг. Данный вид издержек обозначается как TC, что расшифровывается как total cost. Если определение общих затрат записать через принятые сокращения, то мы получим формулу: TC = FC + VC.

Для фирмы не менее важен следующий вид издержек – средние издержки. Он, в свою очередь, делится ещё на несколько подвидов. Почему средние издержки важны для предприятия? Потому что они показывают, сколько стоит произвести одну единственную единицу товара.

И первыми мы рассмотрим средние постоянные издержки. Они получаются, если разделить постоянные издержки фирмы на количество произведённого на ней товара. Кратко мы можем обозначить этот вид издержек как AFC, что означает average fixed cost, и мы можем вывести формулу: AFC = FC : Q.

Если же мы разделим переменные издержки на количество произведённого на предприятии товара, то мы получим средние переменные издержки. Обозначить их можно буквами AVC, что можно расшифровать как average variable cost. Зная обозначение, мы можем вывести формулу: AVC = VC : Q.

Последний вид издержек, который нам необходимо рассмотреть, – это средние общие издержки. Получить мы их можем двумя способами. Мы можем или разделить общие издержки фирмы на количество произведённого на ней товара, или же сложить предыдущие два вида издержек. Данный вид издержек обозначается как AC, что расшифровывается как average cost. Так как мы рассмотрели два способа нахождения средних издержек, то и формулы мы можем вывести две: AC = TC : Q и AC = AVC + AFC. Графики этих видов издержек выглядят следующим образом:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5453/20200602152536/OEBPS/objects/c_econ_10_12_1/b8c677a2-d7ee-47ac-9e73-c914d478d457.jpeg

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5453/20200602152536/OEBPS/objects/c_econ_10_12_1/3caa2f3e-9107-4d0c-acac-6f59837ed47b.jpeg

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5453/20200602152536/OEBPS/objects/c_econ_10_12_1/4c948ae6-e8bd-469e-8018-b29509964fef.jpeg

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5453/20200602152536/OEBPS/objects/c_econ_10_12_1/498853c0-e747-4e39-a684-6e95e5d6023c.jpeg

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5453/20200602152536/OEBPS/objects/c_econ_10_12_1/633c7621-b075-43de-a663-438514546083.jpeg

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5453/20200602152536/OEBPS/objects/c_econ_10_12_1/fbbccf86-96f2-4ecb-a0f0-b146482200cf.jpeg

Рисунок 1 – Виды издержек


Раздаточный материал №2

1. Установите соответствие между видами издержек и затратами фирмы: к каждой позиции

ЗАТРАТЫ ФИРМЫ

 

ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК

А) арендная плата за здание

Б) расходы на упаковочный материал

В) заработная плата бухгалтера

Г) сдельная зарплата рабочих

Д) расходы на перевозку продукции

 

1) постоянные

2) переменные

2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой затрат фирмы. Найдите лишние.

     1) бухгалтерские

2) внешние

3) переменные

4) постоянные

5) технические

6) социальные

7) внутренние

3. Фирма «Ноготок к ноготку» предоставляет косметические услуги. Найдите в приведённом ниже списке примеры постоянных издержек этой фирмы в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) оплата услуг охранного агентства, обеспечивающего безопасность помещения салона

2) оплата счетов за покупку лаков для ногтей

3) оплата труда сотрудниц салона, осуществляющаяся по сдельной форме

4) окладная оплата труда администратора салона

5) выплата процентов банку за взятые ранее кредиты

6) оплата счетов за электроэнергию по данным установленных в салоне счётчиков

4. Рассчитайте годовую прибыль предприятия, если доход за год составил 2,5 млн рублей, годовые переменные издержки составили 0,5 млн рублей, постоянные издержки составили 1,2 млн рублей. Рассчитайте рентабельность продаж.

5. Найдите прибыль и определите рентабельность продаж продуктового магазина за месяц, если выручка за данный месяц составила 4 500 000 рублей, средняя наценка на товары составила 22%. Затраты на покупку товаров для продажи: 3510 000 рублей, заработную плату за месяц составили 400 000 рублей, затраты на арендную плату и коммунальные услуги: 230 000 рублей.

6. Как Вы считаете, на какую оценку выполнена ваша работа?

7. Понравился ли Вам урок? Почему?

8. Какая деятельность на уроке Вам понравилась больше всего? Почему?

9. Удалось ли достичь целей, которые были поставлены в начале урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Решение задач по основам термодинамики"

Урок  предполагает закрепление знаний Iзакона термодинамики для изопроцессов путем решения задач; формирование у учащихся умение решать физические задачи, используя среду электронной таблицы; зак...

Презентация к уроку "Экономические основы деятельности фирмы"

Урок разработан на основе учебного материала И.В. Липсиц. Данный материал изучается в разделе главы "Что такое фирма и как она действует на рынке", предназначен для учащихся 11 классов базового курса....

Паломничество в Мекку. План - конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы исламской культуры"

Творческая группа соавторов предлагают вам план - конспект урока по курсу ОРКСЭ....

Презентация Экономические основы деятельности фирмы. 11 класс. Обществознание

Раскрывает основные положения о фирме, её деятельности, показателях её работы. Может быть использована на уроках   обществознания в 11 классе...

План-конспект урока по экономике на тему: "Мировые и внутренние цены. Базисные и контрактные цены. Оптовые и розничные цены".

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об уровне и механизмах формирования мировых и внутренних цен, базисных и контрактных, оптовых и розничных....