Обобщающий урок по теме "Кровообращение".
план-конспект урока по естествознанию (9 класс) по теме

Орлова Лидия Александровна

 

Урок направлен на формирование не только теоретических знаний, но и на развитие практических умений и навыков. Выбранная тема имеет перспективы в плане воспитания ЗОЖ. Урок формирует позитивные отношения к собственному здоровью и желанию его беречь и развивать. В разработке урока  учтена возможность использовать различные формы познавательной деятельности (групповые, индивидуальные, фронтальные).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_krovoobrashchenie.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Обобщение по теме: «Кровообращение».

Цель: Выявить уровень усвоения учащимися материала, умений применять знания на практике по теме «Кровь и кровообращение»

Задачи: повторить системы органов человека;

               обобщить и систематизировать знания по теме;

               выделить особое место повторению терминов по теме;

               закрепить умение оказывать первую медицинскую помощь при различных видах   кровотечения.

               Называть элементы крови, движение крови по кругам кровообращения, знать строение сердца.

             Развивать умения выделять существенные признаки, обобщать, развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам: табакокурению, употреблению алкоголя, понимать необходимость ЗОЖ.

Оборудование: карточки со словами-терминами, карточки с текстами; реквизит для показа моделей; вата, бинты, жгут, носовой платок для оказания ПМП, слайды.

Тип урока – урок обобщения и повторения.

Форма урока – смотр знаний.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, парная.

Основные методы: иллюстративный, словесный, частично- поисковый, практический.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Психологический настрой.

Девиз урока.

 Слайд 1

Дело. Творчество. Радость.

    Дерево  настроения.

Слайд 2

Жёлтый – настороженность, волнение; красный -  тревожность; зеленый- спокойствие.

3. Повторение пройденного..

а) Задание «Знаем ли мы  свой организм».   Системы органов.

.Показывается слайд, ученики называют систему и функцию .  

Слайд 3-7.

 (Опорная,  дыхательная, нервная, пищеварительная, кровеносная.)  

б) Задание «Третий лишний ».

Слайд 8,9,10.

Слайд.  Желудок, зубы, сердце.

             Легкие, нос, сосуды.

             Мозг, нервы, кровь.  

Какую систему представляют данные органы?

 Слайд 11

        

4. Работа по теме.

Итак, сегодня у нас смотр знаний по теме «Кровообращение».

   Слайд 12

Словарная работа.

в) Задание «ТЕРМИНЫ»

 Продолжите  предложения одним словом.

Условия: учитель читает определения, все учащиеся на местах думают, а вызванный ученик находит слово на карточке и вывешивает на доску. ( Все проделывается молча).

1.    Движение крови по кровеносным сосудам. (Кровообращение.)

2.    Самый крупный сосуд. (Аорта.)

3.    Красные кровяные клетки. (Эритроциты.)

4.     Белые кровяные клетки. (Лейкоциты.)

5. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия.          (Иммунитет.)

6.      Кровеносные сосуды, по которым кровь движется, насыщенная углекислым газом к сердцу. (Вены.)

7.      Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. (Донор.)

8.      Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин.)

9.      Жидкая часть крови. (Плазма.)

10.      Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии.)

- Что объединяет эти слова?

 г) Задание. Один ученик работает у доски, составляя схему «Строение крови

,

Проверка работы у доски. 

Дополнительный вопрос. 

*К какой ткани относится кровь?

По каким сосудам движется кровь?

Назовите и покажите сосуды кровеносной системы.

    Слайд 13

Какие кровеносные сосуды имеют клапаны?

д) Задание. «Лови ошибку »

Условия: каждый ученик имеет свою карточку с текстом, в которой  допущены ошибки. В течение 1-2 мин идет работа по выявлению ошибок, затем ученик  зачитывает текст и комментирует ошибки.

Тексты к конкурсу «Лови  ошибку».

Слайды 14.

1. Эритроциты.(3группа)

Эритроциты - красные кровяные клетки. Они очень малы. Эритроциты имеют  ядро (не имеют ядер). Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, Основная функция эритроцитов - транспорт питательных веществ ( кислорода)

 2. Лейкоциты.(2группа)

Лейкоциты- белые кровяные клетки. Они мельче эритроцитов. Не имеют ядра. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм.

Слова для справок: крупнее, мельче, имеют ядро, не имеют ядра, не способны самостоятельно передвигаться, способны активно передвигаться.

 3. Сердце.( 1группа)

Сердце - двигатель крови в организме. Это трехкамерный орган, расположенный в брюшной  полости. Желудочки разделены неполной перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются .Самая крупная вена, несущая кровь от сердца - аорта.

* Вылепить клетки крови.

* Покажите клетку лейкоцитов, эритроцитов.

- Какие из них могут менять форму?

Слайд 15

*Как устроено сердце?

Почему кровь в сердце движется в одном направлении.

ж) Задание.  «Чтобы это значило?»

  Слайд 16

« Круги  кровообращения»

1Сколько кругов кровообращения у человека?

2.Где начинается и заканчивается большой круг кровообращения?

3.Где начинается и заканчивается малый круг кровообращения?

Показать на таблице.

Слайд 17

е) Минутка отдыха 

Шуточные весёлые загадки, требующие смекалки.

* У кого есть почки, но нет желудка и печени?

*У кого есть спинка, но нет животика? (У стула, дивана).

*В сосуде водица, ею нельзя напиться. (Кровь)

*В какую сеть нельзя поймать рыбу? (Капиллярную)

*У кого есть косточки, но нет скелета? ( У абрикоса, вишни)

*Подхватили кислород и скорей-скорей вперед-

 А  то клеткам в организме его, ох, недостает. (Эритроциты)

 * Кто целый век в клетке? (Сердце)

*Кто бежит без ног? (Река, ручей)

з) Задание.  «Вред или польза»    

   Слайд 18.

Данные вещи приносят человеку вред или пользу?    Необходимо доказать.

  ( Вредные привычки - алкоголь и курение)

* Никотин вызывает сужение кровеносных сосудов.

*Сосуды курящих людей тонкие и ломкие.

*Препятствует переносу кислорода.

*Алкоголь и курение нарушают работу сердца и сосудов.

*Учащается сердцебиение, появляется одышка, развивается ожирение сердца.

* Разрушает эритроциты.

* Снижает активность белых кровяных клеток.

Слайд  19

Итак, прочитайте вывод : курение и алкоголь – вредные привычки, которые наносят непоправимый вред сердцу и сосудам.

Стих: Сердце.

Мне так плохо, я так устало,
И нет уж, больше, сил стучать.
Наверное, жить осталось мало…
Могли бы только вы понять –
Мне не хватает кислорода,
Меня так душит никотин,
А этот яд непобедим.
Мои сосуды кровяные
В дыму сгорают день за днем.
И если вы нас не спасете,
Мы от куренья пропадем!

В настоящее время установлен запрет на курение и распитие спиртных напитков в общественных местах. За такие правонарушения предусмотрено наказание.

Практическая работа

    Слайд 20

                        и) Задание «ПРИЁМ  В  ТРАВМПУНКТЕ».

Оказание первой помощи пострадавшему.

        К сожалению, в современной жизни происходит много несчастных случаев, связанных с потерей крови. Гибнут люди. Как оказать помощь человеку истекающему кровью? Каждый человек должен уметь оказывать пострадавшему первую помощь, чтобы спасти жизнь.

В ситуациях, которые описываются у вас в задачах, необходимо оказать доврачебную помощь. Какую? Как? У вас на столах лежат карточки с заданиями.

Выберите  необходимые предметы и препараты и продемонстрируйте наглядно приемы оказания первой помощи при разных видах повреждений.

   Слайд 21

 Задача №1

            При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны пострадавшего  кровь сначала бьёт       фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён?     Докажите.

Ответ. Тип кровотечения - артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5-2часов (чтобы не вызвать омертвление тканей). На рану- стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.

Задача №2.   

    Купающийся мальчик стал нырять, ударился о камень и получил травму черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена.

Ответ. Необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить к ране свернутую в несколько раз марлю и наложить круговую повязку. Пострадавшего доставить в медпункт для наложения швов.

Задача №3  

        Старшая сестра вывела младшую на прогулку. Девочки бегали, догоняя друг друга. Вдруг младшая сестрёнка упала и получила ссадину   на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.

Ответ. Это капиллярное кровотечение. Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану чистым бинтом или носовым платком, повязка не обязательна.

            Определить тип кровотечения, назвать его признак

Задача №4. 

       Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали            друг друга и разбили  в двери стекло. После очередного неудачного толчка один мальчик упал на разбитое стекло и повредил руку.  Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.  Окажите ПМП.

Ответ. Тип кровотечения венозный. Кровотечение можно остановить наложением на место ранения давящей повязки

          Задача №5. 

      Играя, мальчики разбили нос своему другу. Началось  кровотечение. Но друзья не растерялись и стали оказывать товарищу первую медицинскую помощь, так как учили в школе.

Ответ. Это носовое кровотечение. Необходимо посадить или положить человека, приподняв ему голову. На переносицу положить холод, а в полость носа ввести кусочек ваты, смоченной перекисью.

 «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?»

- А если человек потерял много крови? Какую помощь ему должны оказать врачи7  --Что для этого необходимо знать?

-А вы знаете свою группу крови?

Итог урока.

         - Какой раздел темы мы изучили?        

- С какими системами связана кровеносная система?

- Что вам понравилось или не понравилось на уроке?

- Какое у вас настроение?

  Слайд 22

 Выразите свое настроение листочками, прикрепив их к дереву Настроения.

Оценивание знаний.

Учитель: Сегодня мы закончили изучение кровеносной системы, меры профилактики. Научились   оказывать первую помощь при повреждении кровеносных сосудов. И я надеюсь, если кому-то понадобится помощь, вы сможете ее оказать.

Д/З  узнайте свою группу крови .

Литература.

Анатомия человека /А. Мирер,-М. Издательство Оникс, 2008.

Приёмы педагогической техники / Анатолий Гин, Издательство ВИТА, М. 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....