Интегриованный урок биологии и русского языка в 7 классе " эти летающие цветы- бабочки"
план-конспект урока (естествознание, 7 класс) по теме

Журавлева Людмила Викторовна

Интегрированный урок биологии и русского языка   " Эти летающие цветы- бабочки" .Учитель биологии : Журавлева Л.В. , учитель русского языка : Винокурова Н.М. , проведен в МОУ"СОШ№32" г.Саранска 7 А классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eti_letayushchie_cvety_-_babochki.docx42.95 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок биологии и русского языка

«Эти летающие цветы – бабочки».

Учитель биологии : Журавлева Л.В.

Учительб русского языка : Винокурова Н.М.

Цели урока:

Биология.

1.Познакомить учащихся с характерными признаками Отряда Чешуекрылые.

2.Раскрыть многообразие представителей Отряда Чешуекрылые.

3.Выяснить роль в природе и значение в жизни человека представителей отряда Чешуекрылые.

4.Развивать умения классифицировать факты , делать обобщающие выводы.

5. Воспитывать экологическую грамотность.

Русский язык

1.Совершенствовать навыки опознания причастного оборота, выделение его с помощью интонации в устной форме речи и запятыми на письме.

2.Развивать навыки построения схемы предложения с причастным оборотом

Оборудование:

1.Учебно-наглядный комплекс: учебник В.В.Латюшина «Биология. Животные. 7 класс»; рабочая тетрадь В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова « Биология. Животные.7 класс»; учебник «Русский язык. Практика. 7 класс».

2.Учительская презентация по теме урока.

3.Рисунки учащихся.

4.Эпиграф к уроку.

5.Составление инсерта.

6.Оценочный лист ученика.

7.Составление кластера.

Ход урока:

I. Организационный момент.

2. Эпиграф.  ( читает учитель русского языка)

                    “Долина вся в цветах,

                      Над этими цветами –

                      Рой пестрых бабочек,

                       Цветов летучих рой.

                                                А.Майков        (Слайд1)

Учитель биологии

- Действительно, сколько загадок, неизвестного таит природа. Многие тайны так и не будут открыты в ближайшем будущем, но ставить природе вопросы  всегда являлось приоритетным для человека.

3.Актуализация опорных знаний.

        Учитель биологии

Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда – вниманье ваших умных газ.

Я знаю : каждый  в классе гений, но без труда талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе проведём урок.

        Учитель русского языка

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Я тетрадь свою открою…

И наклонно положу.

- Просматриваем оценочные листы,  сегодня нам предстоит работать в них.

        Учитель русского языка

- Вслушайтесь в музыку великого русского композитора П.И.Чайковского (Слайд2)

  - Постарайтесь представить этот таинственный танец цветов. (Слайд3)

4.Определение темы урока.

Учитель биологии

- Ребята, а теперь загадка. Загадка. (Слайд4)

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

 Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.

- Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня поведём разговор?

-  Действительно, бабочки - одно из самых ярких и красочных созданий природы. В Древнем Риме верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от своих стеблей ( 2 раза).

        Учитель русского языка

 «Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о чудо! – цветок оторвался от стебля и полетел. Так, по древнегреческой легенде, появились бабочки.» .(Слайд5)

        Учитель биологии.(Слайд6)

- Давайте вместе попытаемся сформулировать тему урока.

( версии: летающие бабочки, бабочки – цветы..)

- Итак, какая из версий ,на ваш взгляд, более удачная.

- Как вы думаете, какое слово в теме урока будет ключевым?

- Ну, что ж , ребята, записываем тему урока «Эти летающие цветы – бабочки». (Слайд7)

6. Постановка целей урока.        

Учитель русского языка

- Какой частью речи является слово  « летающие»?

( причастие настоящего времени с суффиксом – ющ).

- Почему в предложении знак тире?

-  Посмотрите  внимательно на тему урока. Имеет ли причастие «летающие» при себе зависимые слова?

- Значит, это одиночное причастие .

-  А как называется причастие с зависимыми словами?

- Сегодня на уроке мы будем совершенствовать навыки оформления причастного оборота и выделения его с помощью интонации в устной и  письменной речи.

                                  Учитель биологии.(Слайд8)

- Для каждого любителя природы бабочки – это праздник души. Богатство красок и полет – то стремительный, то неторопливый.

 Бабочки – это прекрасные творения живой природы, вершина ее художественного мастерства, шедевр эволюции.

 Мы с вами на уроке познакомимся с этими удивительными созданиями природы,  населяющими практически все уголки нашей планеты, и ответим на вопрос : Чем представители отряда Чешуекрылые или Бабочки отличаются от других представителей  Класса Насекомые.

- Вашему вниманию предлагается текст. Внимательно прослушайте его и в оценочном листе сделайте пометки. Прием “Инсерт”.

“+” - уже знал

“v” - узнал новое

“?” - есть вопрос

Учитель русского языка

-  Ваша задача :определить к какому стилю  относится текст. (текст читает учитель русского языка)

1) У бабочек две пары крыльев, которые   покрыты чешуйками .

2) Чешуйки – это сплюснутые видоизмененные хитиновые волоски. 3) Они увеличивают подъемную силу крыла в планирующем полёте, защищают бабочку от переохлаждения, уменьшают шум и вибрацию при машущем полёте и защищают крыло от повреждений ( при ударе крыла о лист растения чешуйки отламываются и не дают крылу приклеиваться к растению).4) Они бывают трех видов: цветные или пигментные ( в их полостях находятся красящие вещества); оптические ( наружная сторона этих чешуек имеет рёбрышки, которые преломляют падающие на них лучи  света, поэтому крылья  переливаются);пахучие , которые выделяют  феромоны. 5) Феромоны- это пахучие вещества, привлекающие бабочек другого пола. 6) Разнообразное сочетание цвета, формы, размера, расположения чешуек  создаёт удивительное многообразие видов Отряда чешуекрылые.7) Их 140 тысяч.8)  Расположенные на голове бабочки сложные глаза, усики, сосущий ротовой аппарат – хоботок необходимы для жизнедеятельности бабочки.9) По форме усики бабочек различаются.10) Например, у бабочки адмирала усики напоминают английскую булавку. 11)Их называют булавоусыми бабочкам или «дневные». 12) У  бабочки  Репейницы усики похожи на перья. 13)Их называют перистоусые или ночные. 14) Бабочки, ведущие активный образ жизни, днем называются дневными ,ночью – «ночными». 15)Перезимовавшие  после таяния снега бабочки готовы к размножению.16) Размножение идёт с полным превращением: яйцо- личинка- куколка- взрослая бабочка.17) Личинок бабочек называют гусеницами. 18) У гусениц в отличии от бабочек ротовой аппарат грызущий, так как пища гусениц растительная. 19) Достигшие определённого возраста  гусеницы окукливаются.20) Многие виды бабочек  занесены в Красную книгу.

8.Обсуждение.

 Учитель русского языка

- К какому стилю относится данный текст?

- Назовите особенности научного стиля речи?

 ( к научному, т.к. цель его не просто передать биологические факты, но и заинтересовать читателя)

        Учитель биологии

- Итак, вернёмся к оценочному листу.

+  Ребята, что из того, что вы прочитали, вам было знакомо?)

“v” Что было новым?) (Чешуйки – это сплюснутые видоизмененные хитиновые волоски. Чешуюки увеличивают подъемную силу крыла в планирующем полёте, защищают бабочку от переохлаждения, уменьшают шум и вибрацию при машущем полёте и защищают крыло от повреждений ( при ударе крыла о лист растения чешуйки отламываются и не дают крылу приклеиваться к растению).Они бывают трех видов: цветные или пигментные ; оптические ;пахучие . Феромоны- это пахучие вещества привлекающие бабочек другого пола. Разнообразное сочетание цвета, формы, размера, расположения чешуек  создаёт удивительное многообразие видов Отряда чешуекрылые.Чешуекрылых 140 тысяч. Формы усиков у бабочек различаются

“?”  Появились ли у вас вопросы, на которые вы хотели  бы получить ответ на сегодняшнем уроке?( Почему отряд называется Чешуекрылые? Какие бабочки занесены в Краснуюю книгу?)

9.Работа  по теме урока.

Учитель биологии

- Сколько пар крыльев имеют чешуекрылые?  ( две пары крыльев)

-  Как вы думаете, почему отряд носит такое название? (две пары крыльев,   покрыты чешуйками)

        Учитель русского языка

1.- По наличию грамматических основ каким является 1 предложение?

У бабочек две пары крыльев, которые   покрыты чешуйками .

- Перестройте это предложение в предложение с причастным оборотом.

У бабочек две пары крыльев, покрытых чешуйками.

- Какое слово в предложении будет определяемым для причастного оборота?

- Нужен ли знак препинания?

2.- Со 2 по 6 предложения найдите такое, в котором есть биологический термин , присущий научному стилю речи , и причастный оборот, который, как и в 1 предложении находится после определяемого слова.

( Предложение №5

Феромоны - это пахучие вещества, привлекающие бабочек другого пола.)

- Какое слово будет определяемым?

- Почему в предложении знак тире?

Учитель биологии

- Назовите тип ротового аппарат у бабочек? ( Сосущий)

- Сделайте предположение, почему хоботок свёрнут в спираль? ( ( Что бы не мешать в полете и не сломаться)

- В оценочном листе  в задании №  1 обозначьте органы, расположенные на голове бабочке.

                                     Учитель русского языка

- С 7 по 12 предложение найдите такое, в котором есть причастный оборот и одиночное причастие.

( Предложение №8 Расположенные на голове бабочки сложные глаза, усики, сосущий ротовой аппарат – хоботок необходимы для жизнедеятельности бабочки.)

- Назовите одиночное причастие «сосущий». Назовите словосочетание с этим причастием «сосущий ротовой аппарат – хоботок».

- Назовите причастный оборот.

- Где по отношению к определяемому слову находится причастный оборот.

- Нужен ли знак препинания?

Учитель биологии

- Какие бывают бабочки по активности?

- Сравните усики  ночных и дневных бабочек  в учебнике на рис.66 стр.79.

В чём их отличие ?

(По форме усики у дневных бабочек напоминают английскую булавку. Их называют булавоусыми .У  ночных усики похожи на перья. Их называют перистоусые или ночные.)

                                   Учитель русского языка

- Прочитайте предложения 14-15.

- Найдите причастные обороты.

- Скажите, отличаются ли по строению эти предложения?

14) Бабочки, ведущие активный образ жизни, днем называются дневными ,ночью – «ночными».

 15) После таяния снега перезимовавшие бабочки готовы к размножению.

(Вывод: в 14 – ПО находится после определяемого слова, поэтому выделяется запятой.

В 15- ПО находится перед определяемым словом, поэтому запятой нет.)

Учитель биологии

- Развитие бабочек  идёт с полным превращением: яйцо – личинка (гусеница)- куколка- взрослая бабочка.

- Как вы думаете, чем питаются гусеницы?( Почти все гусеницы питаются растениями)

- Какой тип ротового аппарата  гусеницы? ( ротовой аппарат грызущий) А у взрослой бабочки? (Сосущий)

- Какое это имеет значение в борьбе за пищу? ( Личинки и  взрослые особи не будут конкурировать за пищу)

- В оценочном листе  в задании № 2 укажите правильное расположение развитие бабочек с полным превращением?

        Учитель русского языка

- Сравните предложения 15 и 19.

( Они по строению схожи, в них определяемое слово стоит после ПО, поэтому запятой нет)

10. Физкультминутка.

        Учитель русского языка

- А сейчас у нас физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

           Больше спать не захотел.

           Шевельнулся, потянулся,

           Взвился вверх и полетел.

          Солнце утром лишь проснется,

          Бабочка кружит и вьется.

Учитель биологии.

Многие виды бабочек поплатились за свою красоту. Люди ловят для коллекции самые редкие, даже охраняемые виды. Ребята, полюбуйтесь на этих бабочек. Они занесены в Красную Книгу России , а так же в Красную Книгу РМ .Вот некоторые из них:  (Атрофанейра алкиной, Аполлон обыкновенный, Голубянка Аргали, Мнемозина, Махаон, Траурница, Павлиноглазка малая, или ночной павлиний глаз малый ,Медведица пурпурная, Амурский бражник)

- Ребята, как вы думаете,  какой вред и какую пользу приносят бабочки в природу? ( Польза : опыляют растения, являются кормом другим животным. Вред: личинки бабочек уничтожают растительность)

- Какой вред и какую пользу приносят бабочки человеку? ( Польза : Тутовый шелкопряд является одомашненной бабочкой для получения шелка, а так же они украшают нашу жизнь. Вред: гусеницы уничтожают с\х растения.)

11. Итог урока. 

- Итак, сегодня на уроке мы определили, какие признаки отличают Отряд Чешуекрылых или Бабочек от представителей отрядов класса насекомых.

- Составьте кластер характерных признаков Отряда Чешуекрылых или Бабочек.

        Учитель русского языка

- Итак, сегодня на уроке мы повторили способы оформления причастного оборота и выделения его с помощью интонации в устной и  письменной речи.

- Ваша задача составить кластер по теме «Причастный оборот».

14. Защита рисунков.

- Опишите свою работу предложениями с причастным оборотом.

15. Итог урока.

        Учитель биологии.

-Бабочки олицетворяют наши сокровенные мечты. Кому же не хочется быть красивым, свободным, окрыленным счастьем!

                                Учитель русского языка

- Они напоминают нам о том, что жизнь быстротечна - зачем же тратить ее на уныние? Принимайте каждый день как подарок, радуйтесь и дарите радость другим.

16.Рефлексия.

«Что может измениться в моей жизни после сегодняшнего урока? »

Рефлексия

Что вы чувствовали на уроке

          (отметьте нужное)

17. Домашнее задание.

Биология :  параграф № 18,  «Отряд Чешуекрылые» ; задание в тетради с печатной основой ( с.41, задание 1,2,3.), составить классификацию.

Русский язык: Теория:  параграф 135, Практика : упражнение 96

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок биологии и русского языка " Эти " летающие " цветы - бабочки".

Интегрированный урок биологии и русского языка  с использованием ИКТ...

Интегрированный урок биологии и русского языка по теме : «Я дышу, а значит- я живу…»

Интегрированный урок биологии и русского языка по  теме : «Я дышу, а значит- я живу…»Учитель биологии: Журавлева Л.В.Учитель русского языка : Винокурова Н.М....

Урок-презентация по русскому языку. 7 класс. Тема: Урок-обобщение по теме «Наречие»

Вопросы урока: 1. Грамматическое значение наречий.2. Лексико-грамматические разряды.3. Способы образования, сравнительная форма наречий.4. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.5...

Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских.

Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских....

Интегрированный урок биологии и русского языка "Корни всякие нужны, корни всякие важны"

Интегрированный урок биологии (изучение новой темы) и русского языка (оурок обобщения и закрепления изученного) по теме "Корни всякие нужны, корни всякие важны"....

Методическая разработка (сценарий) интегрированного урока (биология и русский язык) «Осенняя окраска листьев. Листопад (Два лика осени)». 6 класс.

Методическая разработка (сценарий)  интегрированного урока (биология и русский язык)  «Осенняя окраска листьев. Листопад (Два лика осени)».6 класс.Цели урока:Образовательные...

Открытый урок по "Родному русскому языку" 6 класс тума "Исконно русские и заимствованные слова"

Открытый урок по "Родному русскому языку" 6 класс тума "Исконно русские и заимствованные слова"...