Открытый урок по естествознанию на тему «Погода и климат»
методическая разработка по естествознанию (5 класс) по теме

Кожахметова Жанар Бисултановна

 

Открытый урок 

по естествознанию в 5 классе на тему

 «Погода и климат»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_shonova.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

ММ «Д.М.Карбышев атындағы № 40 орта мектеп»

ГУ «Средняя школа № 40 им. Д.М.Карбышева»

Открытый урок  

по естествознанию на тему

 «Погода и климат»

 

                                                                              Учитель: Кожахметова Ж.Б.

                 Класс: 5

Петропавл  қаласы, 2006 ж.

г.Петропавловск, 2006 г.

Тема: Погода и климат

Цели: Совершенствовать знания по теме «Атмосфера», познакомить с понятиями «погода и климат».  Стимулировать творческую мыслительную деятельность учащихся на уроках через использование краеведческого материала.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: Учебник естествознания Б.Ш.Абдиманапов, ТСО по естествознанию

Наглядный материал. Карта климатических зон

Раздаточный материал: Рабочие листы

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать; у нас  с вами в гостях учителя города, посмотрели, оглянулись и постараемся больше не отвлекаться. Давайте покажем, как мы хорошо можем работать.

        - Садитесь

  1. Проверка домашнего задания

- На прошлом уроке мы говорили о воздухе, о его значении для всего живого.

- Сейчас стихотворение  прочитает ученик,  а вы выделите в тексте загрязнителей воздуха.

« Смотри – вот опять в небесах

   Плывет черный дым над тайгой,

   День и ночь под рев машин

   Землю так свою крушим,

   Словно мы на планете чужой…

   Скалу поднял взрыв на дыбы,

   Ушла вдруг вода из ручья…

   Мать – Земля, за часом час

   На руках качая нас

   Разве знать ты могла,

   Где беда твоя?

- назови услышанное

- Дома вы писали сочинение на тему «Чтобы я сделал для защиты воздуха в нашей местности». Прослушаем некоторые (2-3 сочинения зачитываются)

III- А теперь мы с Вами разгадаем кроссворд, а разгадав его получим ключевое слово

т

р

о

п

о

с

ф

е

р

а

а

в

т

о

м

о

б

и

л

ь

с

м

о

г

к

и

с

л

о

р

о

т

в

о

з

д

у

х

б

а

р

о

м

е

т

р

  нашего урока

  1. Слой атмосферы, в котором образуются облака, выпадают осадки и дует

ветер

  1. Какой из видов транспорта является основным загрязнителем воздуха
  2. Густой туман, смешанный с дымом, копотью, газами
  3. Один из газов, входящий в состав атмосферы
  4. Газообразное вещество, с помощью которого измеряют атмосферное давление
  5. Как называется прибор, с помощью которого измеряют атмосферное давление

IV. Изучение нового материала

- Давайте прочитаем полученное слово

- Новая тема  сегодняшнего урока «Погода и климат»

  1. Звучит грамзапись и прокручиваются слайды

- посмотрите внимательно слайды, сравните их.

     - Чем отличаются просмотренные картины (заострить внимание на временах года)

  1. Так как мы с вами живём в Казахстане, давайте вспомним, как звучат времена года на государственном языке:

Зима  – қыс

зима

весна

лето

осень

Лето – жас        

Осень – құз

Весна – көктем

Ветреная

Ветреное

Вьюжная

Дождливая

Дождливое

Жаркое

Засушливое

Затяжное

Знойное

Золотая

Короткое

Морозная

Пасмурная

Продолжительная

Прохладная

Ранняя

Снежная

Суровая

Сухое

Теплая

Теплое

Холодная

Холодное

3. Проведём игру «Найди соответствие» в ваших рабочих листах (работа в парах)

1 ряд – отмечает признаки зимы

2 ряд – признаки лета

3 ряд – весны и осени

- зачитаем....

  1. Наблюдение за погодой

- А сейчас мы поговорим о погоде за окном  нашего класса (работа на доске в таблице)

- Какое сегодня число?

   число

облачн.

направ. ветра

осадки

атмосферн. давление

температура воздуха

- Какая сегодня погода (делают выводы)

- А что такое погода?

  1. – Давайте запишем определение погоды (запись в рабочий лист)

погода

Меняется ежедневно

Состояние нижних слоев атмосферы в данный момент в определенной местности

6. А сейчас выполним следующую работу (устно). Вспомним признаки погоды

1 – вариант записывает признаки хорошей погоды

2 – вариант пасмурной погоды

- жаркая                                           - дождь

- безветренная                                -  пурга

- солнечная                                     - метель

   

 Физминутка: Ветер дует нам в лицо

                           Закачалось деревцо

                           Ветер тише, тише, тише

                           Деревцо всё выше, выше

7. – думаю, что вы ежедневно интересуетесь погодой перед выходом из дома

Прослушаем прогноз погоды в нашей области на декабрь.

8. Телерепортаж

   - совпал ли прогноз

  1. Практическая работа по сравнению погоды (зима – лето)

У вас на столах лежат таблицы, по которым надо определить ср.  to января, июля.  Данные занести в таблицу

Месяц года

ср.  to

январь

июль

- 19o

+ 19o

Давайте сравним  to  января, июля (большая).

 Посмотрите разница здесь большая. Это характерно для резко континентального климата

10. В большинстве случаев погоду путают с климатом. В чем заключается их различие? Запишите определение

Устойчиво длительное время

Многолетний режим погоды, характерный для данной местности

климат

Чем же климат отличается климат от погоды?

Нашу планету опоясывают широкие области с приблизительно одинаковым климатом. Их называют климатическими зонами.

11.Давайте обратимся к карте, а вы откроете учебники на странице 74

Климатические зоны

2 полярные

2 умеренные

тропическая

- Ребята, а на каком материке мы живём (Евразия)

- Казахстан находится в умеренной климатической зоне (отметим)

- Грозные и величественные явления природы с древних времен непрестанно

занимали и занимают человечество. Самые далекие предки старались понять, отчего идёт дождь, заливающий из пещерные жилища, гремит гром и сверкает молния, зажигающая сухой лес или бушует ветер, с корнем вырывающий огромные деревья. Не умея объяснить эти явления и пугаясь их силы, человек видел в них проявление воли каких-то мощных духов, наказывающих его за проступки или недостаточное внимание к себе. Первобытный скотовод или земледелец полностью зависел от погоды. Она определяла его благосостояние. Ученые веками терпеливо разбирались в вопросах столь важных для жизни и благополучия человека, и теперь большинство из низ разрешено. Человек перестал быть беспомощным перед силами природы и в огромной степени свою зависимость от погоды.

В настоящее время этими явлениями занимается климатология и метерология – это 2 большие науки.

Посмотрите на доску. Запишите и запомните эти слова

          - Сейчас нам об этом более подробно расскажет…. (сообщение о метерологии).

          А сейчас откройте учебники на стр. 73 абзац № 1 найдите что такое (называют в соответствии с карточкой)

гидрометеоры –

светлящиеся метеоры –

огненные метеоры –

 Предсказать погоду можно и по местным признакам

Для примера перечислим некоторые из них.

Какие приметы по определению погоды вы помните?

VI. Закрепление

Что такое погода?

- климат?

- какой климат в СКО?

- что характерно?

  Оценки

 VII. Домашнее задание.

§ 28 стр. 71-74, ответить на вопросы? Нарисовать картины природы нашего края или написать мини сочинения

В заключении урока стихотворение  «Родина Моя»

Задания на урок по теме : «Погода и климат»

1. Разгадать кроссворд, а разгадав его получить ключевое слово урока

1

2

3

4

5

6

  1. слой атмосферы, в котором образуются облака, выпадают осадки и дует

Ветреная

Ветреное

Вьюжная

Дождливая

Дождливое

Жаркое

Засушливое

Затяжное

Знойное

Золотая

Короткое

Морозная

Пасмурная

Продолжительная

Прохладная

Ранняя

Снежная

Суровая

Сухое

Теплая

Теплое

Холодная

Холодное

ветер

  1. какой из видов транспорта является основным загрязнителем воздуха
  2. густой туман, смешанный с дымом, копотью, газами
  3. один из газов, входящий в состав атмосферы
  4. газообразное вещество, с помощью которого измеряют атмосферное давление
  5. как называется прибор, с помощью которого измеряют атмосферное давление

Работа в парах (времена года)

2.

зима

весна

лето

осень

  1. Записать определение погоды

погода

  1. Выделить и сравнить температура в январе и июле

Среднемесячная температура, в градусах С в СКО в 2005 г.

Петропавловск

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

- 18

- 17

- 10

2

11

17

19

16

10

1

- 7

- 15

  1. Записать определение климата

погода

  1.  записать климатические зоны

Климатические зоны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Погода и климат", 6 класс

Конспект урока "Погода и климат", 6 класс...

Проверочная работа по темам "Погода" и "Климат" 6 класс

Тесты для обобщающей проверки знаний по темам "Погода и "Климат"....

Методическая разработка урока английского языка по теме " Погода и климат Великобритании и Сахалина"

Тема: Погода и климат Великобритании и Сахалина Цели занятия: Методическая –   показать возможности активизации познавательной деятельности студентов     обучающая ...

Технологическая карта урока английского языка по теме "Погода и климат Великобритании и Сахалина"

Цели занятия: Методическая –   показать возможности активизации познавательной деятельности студентов     обучающая - формировать речевые навыки , обеспечивающие по...

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме: "Погода и климат"

Урок комбинированного типа  для  учащихся 6 класса.  Учебный материал ориентирован на использование учебника географии авторов Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой....

Рабочий лист для 6 класса по теме: " Погода и климат"

Этот материал разработан к учебной линии "Полярная звезда" под редакцией АлексееваА.И. Он поможет организовать самостоятельную работу класса при изучении темы: "Погода и к лимат"...

Конспект к уроку по теме: "Погода и климат"

в данной разработке даётся понятие погоды и климата, работа с синоптической картой....