Интерактивный урок "Как живут дикие животные" (ТРИИК)
методическая разработка по естествознанию по теме

Предмет - Окружающий мир

Класс - 1

Тема урока - "Как живут дикие животные." (технологическая карта в ТРИИК)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

1 класс

ПРЕДМЕТ - Окружающий мир

Технологическая карта № 1

Тема

Как живут дикие животные

Цели

Сформировать представления об условиях жизни диких животных.

Научить использовать приобретённые знания  и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы, термины и  понятия

Повторение различия видов животных, изучение условий жизни диких животных.

Вода, воздух, гнездо, дикие животные, дупло, нора, питание, потомство, среда обитания, улей, хатка.

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

-  интерес к изучению темы;

- желание помочь обитателям  новой планеты населить их леса животными разных видов и групп;

-  уважительное отношение к миру животных.

Метапредметные  умения

Познавательные:

- раскрывать значение понятия “дикие животные” и обосновывать свое мнение;

- определять особенности дикого животного и обосновывать свое мнение.

- применять приобретенные  знания при создании сообщения об особенностях  жизни диких животных в естественной среде обитания.

Регулятивные:

- выполнять учебные задания в соответствии с целью.

- соотносить приобретённые знания с реальной жизнью, с общественными нормами поведения.

-выполнять учебное действие в соответствии  с планом.

Коммуникативные:

- формулировать высказывание, мнение;

-умение обосновывать, отстаивать своё мнение.

- согласовывать  позиции  с партнёром  и  находить общее решение.

-адекватно использовать речевые средства для представления  результата.

Предметные умения

Рассказывать:

-  о видах и группах диких животных, среде их  обитания.

-  об особенностях жизни диких животных.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Название предмета  –  литературное чтение

Тема – Н. Сладков. Загадочный зверь. “Плясунья”

 

Информационный материал

Учебник ”Мир  вокруг нас” ч.1,  рабочая тетрадь №1,

Демонстрационный материал:

Фишки,  иллюстрации

Интерактивный материал:

Презентация. Интерактивная доска

Фронтальная

индивидуальная –

парная -

групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Результат деятельности

- Мотивировать учащихся к изучению темы.

- Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к обитателям новой планеты.

         К нам  обратились  обитатели новой планеты  “Крокус”. К ним  пришёл космический корабль с дикими животными,  которые после приземления корабля разбежались (лиса, волк, медведь, ласточка, дятел, окунь, щука).

К сожалению не все обитатели знают этих животных, не умеют  ухаживать за ними. Если им не оказать помощь, то животные погибнут.

Можем ли мы помочь  обитателям новой планеты и рассказать о  диких животных планеты Земля?  Что нам для этого надо знать и уметь?

Личностные умения:

- проявлять позитивное отношение к миру животных.

Познавательные умения:

- использовать приобретённые знания  в  практической деятельности.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Результат

деятельности

Блок А. Работа по определению различия видов животных

Цели:

- актуализировать знания о видах животных;

- научить выполнять учебные задания в соответствии с целью;

-обосновывать, соотносить свою точку зрения.

- объяснять различия видов животных;

- формировать умение вести учебный диалог.

Задание 1 (З)

Интерактивная доска - игра «Убери лишнее» (на доске картинки с животными)

Рассмотрите картинки и назовите лишнее животное в каждой группе.

1.жук, корова,   жираф

2.кузнечик, синица, щука

3.карась, страус, щука

4.ласточка, сова, летучая мышь

5.пингвин, воробей, кит

Задание 2 (П)

Можно ли утверждать, что волк относится к группам  животных,  в которых присутствуют: ласточка, щука, дятел?

Задание 3 (У)

Рассмотрите среду  обитания  и  её обитателей. Исправьте ошибки.

Лес                       Вода                 Воздух

Щука                   Оса                    Лиса                                                                                                                                                              

Волк                    Кабан                Ласточка                          

Бобр                    Дятел                 Карась

Диагностические задания

Учебник ч.1, с. № 53, задание № 3.

1.Определите животных  к которым  принадлежат эти части тела. Обоснуйте.

2. Закончите фразу.

“-Щука и карась живут в …..”

“- Белка  и рысь живут  в  …..”

Личностные умения:

-проявлять интерес к жизни  диких животных.

Познавательные умения:

- анализировать элементы  с объектом  и обосновывать  своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнение учебных заданий в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

-выполнять учебные  задания в рамках  учебного диалога.

Предметные умения:

-уметь определять по данным признакам виды животных.

Блок Б. Изучение жизни диких животных

Цели:

- Сформировать представление об условиях жизни диких животных.

- Ввести понятие “дикие животные”.

- Научить школьников:

- определять условия необходимые для жизни диких животных;

Применять приобретенные знания о жизни диких животных при выполнении учебных заданий.

Задание 1 (З)

А) Назовите  животных, которые разбежались после приземления корабля на планету “Крокус”.

Б) Назовите  животных, которых можно пригласить в наш лес.

Задание 2(З)

А)  Посмотрите фильм о лисе.

Б) Назовите животных, которых вы увидели в фильме.

В) Расскажите, как живёт лиса.

Г) Назовите условия жизни животных, представленных в фильме.

Задание3(П)

Можно ли утверждать, что животные,  о чьей жизни мы узнали из фильма– “домашние”? Обоснуйте свое мнение.

Задание 4 (З)

Б) Назовите одним словом этих животных. (Дикие животные.)

Задание 4(З-П) Учебник (рисунок внизу, страница №52 .)

А) Рассмотрите рисунок. Назовите, кто изображён на картинке?.

 Как называют детёнышей кабанов?

(учебник, страница № 43)

Соедините взрослое животное с его детенышем и назовите его.

 Как  мы можем  назвать  всех  детёнышей  животных одним словом?

Б) Ответьте, отгадав загадку, что едят кабаны?

“ В этот гладкий колобок бронзового цвета

  Спрятан маленький дубок будущего лета”.

В) Какие слова  в  загадке  подсказали ответ?

Г) Объясните, для чего кабанам нужны   жёлуди?

Задание5(П) 

Можно ли утверждать, что  питание  одно из необходимых  условий жизни диких животных? Обоснуйте свое мнение.

Можно ли утверждать, что корм для этих животных заготавливает человек?

Задание 6(П)

Восстановите недостающее условие жизни диких животных.

Карточка на доске:  ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

                                  1 –самостоятельно выводят  и защищают потомство

                                 2 – самостоятельно добывают пищу

                                3 -  самостоятельно               ?                                          (Строят жилище.)

Задание 7(У) 

А) Определите домик дикого животного и укажите стрелочкой.

 -  Какие из домиков вам не знакомы? (Улей)

 -  Восстановив,   недостающее слово  в загадке, определите, кто живёт в улье.

 “Летит,  жужжит полосатая гроза,

   Угадайте, кто это – дикая   ...... (оса  )!”

Какие слова помогли найти ответ  к загадке?

Соедините изображение животного с его домиком. 

 “Водяные мастера строят дом без топора,

     Дом из хвороста и тины и плотину! ”(Бобр)

Его жилище необыкновенное  “дом – хатка”,  высотой 2-3 метра.

Б) Можно ли утверждать, что все животные так живут?

Диагностические  задания

Исправьте ошибки.

 Расселите животных в их среду обитания, обоснуйте своё мнение.

ЛЕС - щука

ВОДА – ласточка

ВОЗДУХ - волк

Познавательные умения:

- определять значение понятия “дикие животные” и обосновывать свое мнение.

- определять  условия необходимые для жизни диких животных и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

-применять  приобретённые знания  о  жизни диких животных  при   выполнении  учебных заданий.

Коммуникативные умения:

-  формировать высказывания,  обосновывая  своё мнение.

Предметные умения:

- рассказать о жизни диких животных,  используя приобретённые знания.

Блок С. Диагностика качества освоения темы

Цель – установить степень усвоения материала:

-  понимания понятия “дикие животные”

- знания  учащихся об условиях необходимых для проживания диких животных.

 

                          Графический диктант

(учитель показывает карточку с изображением животного в естественной среде: медведь в берлоге, охота лисы за зайцем, женщина кормящая уток..)

          Задание.

        Посмотрите на картинку.

Поставьте знак « + », если условия, которые изображены на картинке, соответствуют жизни диких животных и знак  « - »,  если условия не соответствуют жизни диких животных.

   

Регулятивные умения:

- проверить выполнение задания и вносить корректировку

Предметные умения:

- выделять условия жизни диких животных.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Результат деятельности

•  Стимулировать интерес, воображение к жизни диких животных.

• Научить школьников:

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

 - планировать своё действие в соответствии с учебным заданием;

- представлять результат своей деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  1. выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  2. выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  3. самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Информативный вариант

Определите животного, условия жизни которого изображены на картинке проектора. 

Импровизационный вариант

Составьте памятку жителям новой планеты об условиях, необходимых для жизни диких животных

Эвристический вариант

Расскажите жителям планеты “ Крокус “ как распределить животных по  жилищам и чем их накормить.

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

- адекватно  использовать речевые средства для представления результата.

 

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

-оценивать результат учебной деятельности.

I. Самоанализ

Задание на самоанализ.

  1. Мне важно знать группы и виды диких животных, потому  что…

(я  хочу помочь обитателям новой планеты познакомиться с жизнью этих животных и заселить ими леса  своей планеты).

  1. Чтобы рассказать  обитателям планеты “Крокус” о диких животных, нужно…

(знать среду обитания, условия жизни этих животных)           

II. Самооценка

Задание на самооценку.

Закончите предложения:

Я доволен (льна) тем, что знаю, как живут дикие животные в естественной среде обитания и тем, что помог обитателям  иной планеты населить их леса.

*Заполняется учителем после освоения темы учащимися.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат  деятельности

- Соотнести полученный результат с поставленной целью;

- Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Формировать представления  о жизни диких животных в естественной среде обитания.

Научить использовать приобретённые знания при составлении рассказа  о  жизни диких животных в естественной среде обитания.

Ключевые умения

Познавательные умения:

-выявить условия, необходимые для жизни диких животных.

Регулятивные умения:

-применять приобретенные знания при выполнении учебных заданий

Коммуникативные умения:

Адекватно использовать речевые средства для предоставления результатов.

Предметные умения:

-рассказывать  о диких животных, их среде обитания, условиях  их жизни, используя приобретённые знания.

 

*Заполняется учителем после освоения темы учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как живут экспонаты в музее.

Методическая разработка классного часа для учащихся 5 - 6 классов с использованием ИКТ. Файл работы содержит подробный сценарий классного часа и презентацию.    Целью классного...

«Где живут нотки» Праздник музыки, посвященный Всемирному Дню Музыки (1 октября).

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....

Материал к выставке литературы"Хорошие книги живут долго"

Материал участника конкурса "Учитель года 2012" "Созвездие" в номинации "Досуг моей библиотеки....

Презентация к выставе литературы"Хорошие книги живут долго"

Презентация к книжной выставкре-ностальгии "Хорошие книги живут долго". Материал к конкурсу "Созвездие" "Досуг моей библиотеки"....

Презентация "Дикая собака динго" по рассказу Р.И. Фраермана "Дикая собака динго, или Повесть о первой любви"

Презентация "Дикая собака динго" по рассказу Р.И. Фраермана "Дикая собака динго, или Повесть о первой любви"...

Методические рекомендации к интерактивной игре " Дикие животные"

Интерактивная игра «Дикие животные»  предназначена для детей 5-6 лет, в игре может участвовать также подгруппа детей. Дети  после объяснения правил могут играть самостоятельно. ...