Экологический проект "Давайте дружить с природой"
методическая разработка по естествознанию по теме

Кузнецова Надежда Викторовна

Данный проект направлен на формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и заботы как базисных качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_proekt.doc654 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №4 VII вида»

г. Вышний Волочёк Тверской области

Автор

Кузнецова Н. В.

2010 г.

 

Вид проекта - практико-ориентированный.

Актуальность

         Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

        Школа - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация  проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

 Проблема

 Методика "Ранжирование" позволила выявить представления детей подготовительной к школе группы о компонентах экологической культуры человека.

        Наиболее значимыми для себя дети считают:

      Представления детей об экологической культуре человека.

  1. владение правилами поведения в природе

 40%;

  1. потребность в общении с природой

 20%;

  1. убежденность в необходимости ответственно относиться к природе

 30%;

  1. понимание многосторонней (универсальной) ценности природы

20%;

  1. практические экологические умения

20%;

  1. интерес к экологическим проблемам

 15%.

       Таким образом, был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа". Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.

Цель проекта:  формирование у детей и родителей  чувства сопричастности ко всему живому,                 гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края.

 Задачи проекта:

  1. формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
  2. развивать познавательные умения детей и родителей  при овладении исследовательскими методами познания  природы;
  3. реализовать одну из форм работы с родителями   проектно-исследовательской   деятельности «Экологическая тропа моей семьи»;
  4. развивать  взаимопонимание  и  взаимопомощь  между  детьми, педагогами, родителями,  потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
  5. воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе ямальского края.

 

     Практическая направленность проекта     

Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям  заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.

Сроки реализации проекта:  один год. 

Участники, партнеры проекта: учащиеся 3а класса и их родители, специалисты МОУ ДОД «Станция юных натуралистов»

Этапы реализации проекта:

     1этап – организационный:  планирование и прогнозирование предстоящей работы.

   Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и заботы как базисных качеств личности; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования  через проведения экологических акций.

2 этап – практическая деятельность 

     Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.

 3 этап – итоговый, диагностический

     Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических  действий на следующий год.

Ожидаемые результаты проекта: 

  1. создание на территории школы экологически благоприятной среды;
  2. повышение уровня знаний по экологии у детей;  
  3. совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта; 
  4. изменения процентного соотношения в таблице параметров  о   представлениях детей об экологической культуре человека.

Формы работы по реализации проекта:

  1. наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;
  2. посещение краеведческого музея;
  3. поход на природу;
  4. создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;
  5. познавательное чтение;
  6. “Уроки доброты”;
  7. конкурсы и викторины,  КВН;
  8. продуктивная деятельность, защита плакатов;
  9. лаборатория  (опыты и эксперименты);
  10. экологические акции: « А у нас во дворе», «Покорми птиц», « Кормушка»;
  11. выпуск экологический газеты,
  12. день (неделя)  экологии;
  13. инсценировки и театрализации;
  14. экологические игры, игры-путешествия.
  15. эколого-познавательный праздник.
  16. фестиваль «Сотворение»

Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса в экологических акциях, которая проходит через четыре этапа:

  1. Экологическая тревога
  1. Экологические знаки
  2. Экологическая тропа
  3. Экологическая газета
  4. Итоговое мероприятие

План - карта действий по реализации проекта

АКЦИЯ «Мой дом – моя планета»                                                             

Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле.


п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога. Много  мусора на улицах города

Решение проблемных ситуации, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах города.

Изготовление знака «Не сорите»

Трудовой десант

Благоустройство территории школы

2.

Экологические знаки

Экскурсии по решению проблемный ситуаций

Составление презентаций знаков для детей.

3.

Экологическая тропа

Викторина «Чистюля»

Фото сессия на тропе

4.

Экологическая газета

Оформление листовок «Чистый двор»  для составления газеты

Изготовление газеты «А у нас во дворе», «Фото- газета»

АКЦИЯ «Столовая для пернатых»                                                            

Цель: развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края.


п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

Птицы голодают

Решение проблемных ситуаций.

Изготовление птичьих кормушек

2.

Экологические знаки

Создание альбома «Птицы нашего края»

Изготовление памяток - листовок «Покормите птиц зимой»  

распространение среди соседей

3.

Экологическая тропа

Экскурсии на станцию юннатов

Раскладывание корма в кормушки.

 развешивание птичьих кормушек по экологической тропе

4.

Экологическая газета

Разучивание стихов о птицах

«Покормите птиц зимой» -плакат экологической направленности.

АКЦИЯ: «Ёлочка – хозяйка леса»                                                                                                                                                                      

Цель: обучение бережному отношению к зелёным друзьям


п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

Ель просит защиты

Получение из леса посылки.

Выпуск листовок  и распространение в микрорайоне

2.

Экологические знаки

Рисование запрещающих знаков для презентаций

Презентация  «Ёлочка – хозяйка леса»          

                                                                                         

3.

Экологическая тропа

Украшение елей красными ленточками

Цикл наблюдений за елью.

Установка знаков на экологической тропе.

4.

Экологическая газета

«Спасаем лес – сохраняем планету» - литературное творчество

Сочинение

«Как мы спасали ель»

Презентация  «Новогодняя ель на экологической тропе семьи»

АКЦИЯ «Земля – голубая планета»                                                               

Цель: развитие представление о воде, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.


п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

Кран – кап, кап, кап.

Просмотр документальных фильмов о воде. Опыты по изучению свойств воды.

Викторина «Вода – это жизнь»

Организация медиотеки «Вокруг вода»

2.

Экологические знаки

Закладка для книг «Помни о воде»

Рисование «Мир в капельке воды»

«Поделись опытом» - семейный патруль.

3.

Экологическая тропа

Исследовательская деятельность «Вода в природе».

Презентация водоёмов на семейной экологической тропе.

4.

Экологическая газета

Защита плакатов «Вода – это жизнь»

Выпуск листовок «Берегите воду»

Итоговый результат проекта

Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы

Фестиваль «Сотворение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 8 классе на тему:«Экологические проблемы и охрана природы Советско-Гаванского района. Ботчинский заповедник»

Аннотация     В настоящее время, в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, важно уделять особое  внимание формирован...

Экологический КВН "Я в природе и природа во мне"

Цель игры:        Экологическое воспитание учащихся.        Задачи: Способствовать форми...

"Дружим с природой"

Экологическая заметка о парке "Дружба". Автор Турбина Анна 10а класс (МАОУ "СОШ №37" г.Владимира)...

внеклассное мероприятие "Я хочу дружить с природой"

Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир – нашу прекрасную планету по имени Земля...Данный материал направлен на вос...

Давайте дружить с природой

Открытое занятие по экологии для 7 класса...

Экологический квест "Мы с природой дружим"

Окружающая нас природная среда так прекрасна, и так хрупка. Поэтому очень важно  прививать детям любовь к окружающему миру и бережное отношение.В этом мероприятии п еред детьми ставится задача - ...

Экологическая игра «Давайте с природой дружить»

Цель: привлечь внимание учащихся к здоровому образу жизни, экологическим проблемам человечества, воспитывать любовь к родной природе, бережному отношению к ней....