конспект урока по теме растворы. растворение.
план-конспект урока по естествознанию (8 класс) на тему

Копшева Татьтяна Викторовна

конспект создан в соответствии со стандартами второго поколения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Растворы. Растворение.

Цель урока:    сформировать знания учащихся о растворение  как о физико-химическом процессе и растворе как о физико-химической системе.

Задачи урока:

Развивающие:

  1.  Развивать умения учащихся работать с текстом, графикам,  раздаточным материалом, тестовыми заданиями.
  2. Развивать умения экспериментальных исследований   творческие навыки,

Обучающие:

  1. познакомить с растворением как физико-химическим процессом,
  2. дать классификацию растворов по признаку растворимости.
  3. сформировать понятия: раствор, растворитель, гидраты.

Воспитательные:

Гордость за российскую науку и русских ученых

 

Тема

 Растворение. Растворимость веществ в воде

Цель темы

   сформировать знания учащихся о растворение  как о физико-химическом процессе и растворе как о физико-химической системе.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

В познавательной сфере:

  1.  сформировать знания учащихся о процессе растворения как физико-химическом процессе и о растворе как физико-химических системах.
  2.  Классифицировать растворы по их растворимости.
  3.  Сформировать понятия: раствор, растворители, гидраты.
  4. Уметь записывать формулы кристаллогидратов и давать названия

В ценностно-ориентационной сфере:

  1.  Понять важность знаний о растворе в жизни человека, значение растворов для растений и животных.

Личностные: 

  1. Умение управлять своей познавательной деятельностью.
  2. Самоконтроль и самооценка

Регулятивные: 

     1.Постановка  цели и анализирование условий достижения цели.

     2. Прогнозирование результата и оценивание уровня

         достижения результата.

 Познавательные: 

  1. Определение понятий.
  2. Умение  структурировать знания.
  3. Умение выделять существенные характеристики объектов.
  4. Умение устанавливать  причинно-следственные связи.

Коммуникативные: 

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
  2. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Основные понятия

 Растворы, растворимость, физико-химическая теория растворов,  гидраты.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Физика (диффузия),   биология

  1. Работа с схемами, графиками.
  2. Работа с программой деятельности (алгоритмом).
  3. Работа в группах.
  4. Тестовые задания.
  5. ЦОР

Учебник химии 8  класса, рабочая тетрадь.

раздаточный материал

интернет ресурсы

презентация

 штатив с пробирками, вода, сульфат меди,  азотнокислый аммоний

Сценарий урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые ууд

1 этап

Организационный момент. Определение темы занятия. Мотивация. Актуализация.

организационный

Отмечает присутствующих. Приветствует учащихся.  

 сотрудничество с учителем и учащимися

Определение темы урока

 

Предлагает 3 стаканы с растворами, чая,  сульфата меди (II)  и спиртового йода.

Задает вопрос: какой процесс лежит в основе получения растворов?

 

Работа в парах.Строят речевые высказывания.

Обсуждают, преобразовывают практическую задачу в познавательную.

Отвечают на вопрос.

Отслеживает общие признаки для всех трех объектов, на основании которых определяет тему.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Озвучивание темы урок

Показывает слайд 1.с темой урока

 Сравнивают свой вариант темы с эталоном.

Коррекция своих  выводов

Составление плана изучения поставленной темы

Составление кластера

Вопрос: что мы хотите знать о растворах и растворении?

Слайд 2.

Высказывают свои идеи

Мотивация

Определение значимости знаний о растворах в жизни каждого

1.Игра «черти и ангел»

«черти» приводят аргументы о разрушительной силе  воды и ее растворов, а «ангелы» об их пользе

2. Показывает слайд о значении  растворов.

Работа в группах.

Умение точно формулировать свою мысль.

-Взаимодействие  в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений.

Актуализация знаний

 Работа с индивидуальными карточками ( типы заданий:

1.«Третий лишний»и назвать группу, полученных элементов.

2.Подпишите фото. (процесс диффузии)

3. из списка заданных явлений, выпишите те которые являются признаками химической реакции.

 Взаимопроверка по образцу.

Показывает (слайд 3.) с признаками химической реакции.

 Классифицируют вещества и процесс.

Сравнивают ответы с эталоном.

Взаимодействие с учащимися, формирование речевых навыков.,  осознание уровня знаний.

3-Й этап   Первичное осмысление и применение знаний.

Формирование понятия раствора как системы с физико-химическими свойствами.

 1. Верно ли утверждение:

Растворителем в растворах всегда является вода? Обоснуйте свой ответ.

2.Предлагает слайд 4. с определением раствора с точки зрения физической теории растворов. (отсроченный ответ)

3.предлагает слайд с определениями процесса растворения как физического процесса и как химического процесса с указанием ученых сторонников соответствующих теорий (отсроченный ответ).

4. Организует эксперименты с растворением серной кислоты и нитрата аммония, растворением сульфата меди (II)

5. предлагает еще раз оценить правильность ранее озвученных теорий и сделать вывод.

6.предлагает исправить ранее высказанное определение раствора.

1. Высказывают свою точку зрения  и аргументируют  её.

2.Оценивают предложенное определение.

3.высказывают суждения с аргументацией о том, какую теорию они поддерживают.

4.Наблюдают за экспериментами, делают выводы о тепловых явлениях и изменениях цвета сопровождающих процессы растворения .

5.высказывают свои суждения.

6. предлагают варианты определения

Умение аргументировать, критически осмыслить предложенное.

 Умение точно формулировать свою мысль.

Умение слушать собеседника.

Умение проводить эксперимент, наблюдать. Обобщать полученные результаты  и делать выводы.

Формирование знаний о продуктах реакции гидратации, классификации растворов.

1.просмотр видео фрагмента «Образование и разрушение кристаллогидратов» Работа с  инструктивной карточкой (отрывок из текста изучаемого параграфа  о номенклатуре кристаллогидратов, задания на составление формул определенных кристаллогидратов.)

Работа в парах. Задания индивидуальные.

Взаимпопроверка по образцу.

формируется умение работать с различными источниками информации.

Применять полученные знания в нестандартной ситуации. Формируются умение оценивать правильность выполнения заданий, формируются навыки самооценивания и взаимооценивания.

Формирование знаний о типах растворов, о способах увеличения растворимости веществ .

  Читает стихотворение

Утром встал я спозаранку.

 1. Чай налил, нашёл баранку.

     Подмешал я сахарку,

 Ложку, две и три – люблю.

  Но здесь какой-то непорядок.

  И на дне лежит осадок.

  А, это третья ложка –

 ну, подумайте немножко! 

Какой получили раствор при данной температуре: насыщенный, ненасыщенный?

2.Какой раствор назовем ненасыщенным?

3.какой еще тип раствора не назван? Демонстрируется незаконченная схема типов растворов по растворимости вещества?

Достраивается схема после обсуждения.

4.  задается вопрос: как вы думаете от чего зависит растворимость веществ?

5. работа с графиком зависимости растворимости веществ от температуры.

Вопрос: как зависит растворимость твердых веществ от температуры.

Предложите способ получения перенасыщенного раствора?

Рассказывает о получении перенасыщенного раствора глауберовой соли.

Что вы сможете наблюдать с растовором, который насытили при температуре 800, а потом охладили до 400

Вопрос: почему проанализируйте текст   о добыче поваренной соли и ответьте на вопрос :почему добыча соли прекращается зимой?

6.объясните следующее правило содержания рыбок в аквариуме: нельзя для заполнения аквариума использовать кипяченую воду.

Сделайте вывод о зависимости растворимости газов от температуры раствора?

7. При работе с различными веществами важно  знать  их растворимость в воде. Заполните схему растворимости веществ в 100 гр воды при комнатной температуре, используя таблицу растворимости. Дается индивидуально каждому незаполненная схема.

Слушают стихотворение, отвечают на вопрос

высказывают свои  формулировки  ненасыщенного раствора?

3.высказывают свои суждения.

4.выдвигаются свои гипотезы.

5. рассматривается график и делаются умозаключения.

Слушают и сравнивают свои умозаключения с процессом, представленным учителем.

Решают поставленные задачи.

работа с текстом учебника о добывании поваренной соли и

6.высказывают свои умозаключения, исправляют, дополняют ответы других. Делают выводы.

7. работа со схемой.

Проверка по эталону на слайде.

Формируют умение извлекать инрформацию из различных источников. Развивают речевые навыки, умение слушать, дополнять и исправлять высказывания одноклассников.

Развивается логическое мышление.

Первичное закрепление знаний.

Предлагается цор с тестовыми заданиями

Выполняют упражнение на компьютере.

– контроль;

– коррекция;

– оценка.

4-й  этап РЕФЛЕКСИЯ

Оцените по 5-бальной шкале (не для журнала!) свои знания

5 – я дал ответы на все вопросы

4 – я дал ответы почти на все вопросы

3 - я смог ответить только на половину вопросов

2 – я смог ответить только на некоторые вопросы

1 – я должен изучать тему с самого начала

Если вам на уроке было комфортно, вам урок понравился, то   если не понравился – синий.

Какое у вас настроение после урока? (смайлики)

Оценивают качество усвоение знаний и умений, планируют дальнейшие действия для усвоения материала

Домашнее задание.

Записывает на доске  и комментирует дифференцированное домашнее задание.

Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, выбирают вид задания, фиксируют информацию в дневник.

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)

План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...

Конспект урока по теме: "Разравнивание раствора соколом"

Предмет: Трудовое обучение «Штукатурно – малярное дело»Класс:  5 класс  Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа – интернат №4 VIIIвида  г. ОсинникиСпециальность : штукатур ...

Конспект урока по теме: Простые растворы.

Конспект урока по теме: Простые растворы.Тип урока: комбинированный.Цели урока:Дидактическая: уточнить и закрепить знания учащихся о растворах, отработать прием приготовления цементного раствора.Корре...

Конспект урока на тему : Среда водных растворов электролитов.

Формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении среды водных растворов электролитов и методов ее методов ее качественного анализа....

Конспект урока "Анализ pH растворов фруктов и овощей"

Углубить знания  по определению рН среды посредством решения практико-ориентированных задач....

Конспект урока: Среда водных растворов электролитов.

Цель урока.  Сформировать понятия о нейтральной, кислотной и щелочной средах, водородном показателе ( рН), индикаторах. Ознакомить со способами определения реакции среды и значения рН раствора. О...

Конспект урока по теме "Решение задач на растворы"

Урок  направлен на рассмотрение алгоритма решения задач на растворы, биологического значения воды как универсального растворителя, развитие практического умения решать задачи, расширение знания у...