Практические работы для дисциплины "Естествознание"
учебно-методическое пособие по естествознанию по теме

Кузнецова Алина Валентиновна

Материал представляет собой комплект практических работ к рабочей программе учебной дисциплины ОДБ 06. Естествознание, реализуемой в учреждении среднего профессионального образования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titulnyy_list.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc57.5 КБ
Microsoft Office document icon p._r._no_1.doc33 КБ
Microsoft Office document icon p._r.no_2.doc30 КБ
Microsoft Office document icon p._r.no_3.doc30 КБ
Microsoft Office document icon p._r.no_4.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon p._r.no_5.doc30 КБ
Microsoft Office document icon p._r.no_6.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon p._r.no_7.doc31.5 КБ
Microsoft Office document icon p.r.no_8.doc31.5 КБ
Microsoft Office document icon p.r.no_9.doc29 КБ
Microsoft Office document icon p.r.no_10.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего профессионального образования

Свердловской области

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Свердловской области «Первоуральский политехникум»

Согласовано:

протокол методического совета

№ ___  от «____»_____________201__ г

____________________________

Утверждаю:

Заместитель директора по УР

______________(М.С.Кузьмина)

«____»_____________201__ г.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ 06. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Составитель:

Должность:

Категория:

Кузнецова А.В.

преподаватель

первая

Одобрено:

протокол методической комиссии

№___ от «___»____________201__ г

______________________________

Первоуральск

2013



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Практические задания разработаны в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины «Естествознание».

Цель выполнения практических работ: формирование предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы курса естествознания.

Характеристика практических заданий:

№ п/п

Тема практической работы

Раздел

Формируемые умения

метапредметные

предметные

1.

Определение скорости тела

относительно различных

систем отсчёта.

Механика

Поиск нужной информации в справочнике; умение сравнивать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в математическую запись

Формирование представлений о научном методе познания природы; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

2.

Агрегатные состояния

вещества.

Молекулярная физика. Термодинамика

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.

Формирование представлений о научном методе познания природы; формирование представлений о природе как единой целостной системе; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

3.

Кристаллические и

аморфные тела.

Молекулярная физика. Термодинамика

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.

Формирование представлений о научном методе познания природы; формирование представлений о природе как единой целостной системе; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

4.

Проводники и диэлектрики в

электрическом поле.

Электро-динамика

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.

Формирование представлений о научном методе познания природы; формирование представлений о природе как единой целостной системе; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

5.

Работа и мощность тока.

Электро-динамика

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из в математическую запись.

Выполнение роли грамотного потребителя; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

6.

Производство,

распределение и

потребление электроэнергии.

Электро-динамика

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.

Выполнение роли грамотного потребителя; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

7.

Распространение радиоволн.

Электро-динамика

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.

Выполнение роли грамотного потребителя; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

8.

Шкала электромагнитных

излучений.

Электро-динамика

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.

Формирование представлений о научном методе познания природы; формирование представлений о природе как единой целостной системе; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

9.

Методы регистрации

заряженных частиц.

Строение атома и квантовая физика.

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.

Формирование представлений о научном методе познания природы; формирование представлений о природе как единой целостной системе; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

10.

Сравнительная

характеристика планет.

Эволюция Вселенной.

Поиск нужной информации по заданной теме в таблице; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из таблицы в таблицу.

Формирование представлений о целостной современной научной картины мира, о пространственно-временных масштабах Вселенной.

Оценка результата выполнения практических заданий:

Предъявленные умения

Базовые компетенции

«5»

«4»

«3»

Корректное поведение при выполнении работы

эмоционально-психологические

+

+

Записи аккуратные, отсутствуют грамматические ошибки

регулятивные

+

+

+

Содержание информации соответствует требуемой

социальные

+

+

+

Информация представлена чётко, логично, отсутствуют фактические ошибки

аналитические

+

+

Приведены примеры применения явлений

творческие

+

Работа закончена

самосовершен-ствования

+

*Для работ №№  2, 4, 6 – 9.



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 1.

«Определение скорости тела относительно различных систем отчёта».

  1. Разберите решение задачи № 32  (Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы.: пособие для общеобразоват. учреждений – 17-е изд. -  М.: Дрофа,  2013).

а) Запишите кратко условие задачи, где v1 – скорость велосипедиста относительно воздуха (скорость тела относительно подвижной системы отсчёта), v2 – скорость ветра (скорость подвижной системы отсчёта относительно неподвижной системы отсчёта), v –  скорость велосипедиста относительно земли (скорость тела относительно неподвижной системы отсчёта).

Дано:                                                                    Решение.

v1 = 36 км/ч = 10 м/с         б) Запишите закон сложения скоростей:  v1  +   v2  =  v.

v2 = 4 м/с                            в) Перейдите из векторной формы записи в скалярную форму:

                                                  если ветер попутный, то v1  +   v2  =  v;

Найти:    v  - ?                         если ветер встречный, то v1  -   v2  =  v.

                                             г) Подставьте числовые значения: v = 10 + 4 = 14 м/с – при

                                             попутном ветре;

                                             v = 10 -  4 = 6 м/с – при встречном ветре.

  1. Решите задачу:

скорость лодки относительно воды 2 м/с, а скорость течения – 1,5 м/с. Какова скорость лодки относительно берега, когда лодка плывет по течению? против течения?

  1. Решите задачу:

скорость движения теплохода относительно берега вниз по реке 20 км/ч, а вверх 18 км/ч. Определить скорость течения и скорость теплохода относительно воды.



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 2.

«Агрегатные состояния вещества».

Агрегатное состояние – это состояние вещества, обусловленное характером расположения и взаимодействия его молекул.

  1. Прочитайте § 60 (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).

  1. Заполните таблицу:

Агрегатное

 состояние

Свойства вещества

Характер расположения молекул

Среднее расстояние между молекулами

Характер движения молекул

Характер взаимодействия молекул

Соотношение между потенциальной и кинетической энергией молекул

Твёрдое

Жидкое

Газообразное



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 3.

«Кристаллические и аморфные тела».

Кристаллические тела  – это твёрдые тела, частицы которых образуют структуру с регулярным периодически повторяющимся

                                              расположением .

Аморфные тела - это твёрдые тела, для которых характерно неупорядоченное расположение частиц в пространстве.

Изотропия – это независимость физических свойств вещества от направления.

Анизотропия – это зависимость физических свойств вещества от направления.

  1. Прочитайте §  73 и 74 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).

  1. Заполните таблицу:

Состояния твёрдого тела

Примеры веществ

Порядок расположения частиц

Зависимость физических свойств от направления

Температура перехода в жидкое состояние

Кристаллические тела

Аморфные тела



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 4.

«Проводники и диэлектрики в электрическом поле».

Проводники  – это вещества, содержащие свободные заряды, которые могут перемещаться по всему объёму.

Диэлектрики – это вещества, содержащие только связанные заряды, которые не могут перемещаться под действием электрического

                            поля независимо друг от друга.

Электростатическая индукция – это явление перераспределения зарядов в проводнике под действием внешнего электрического поля.

Поляризация диэлектриков – это явление ориентации диполей или появление ориентированных диполей под действием

                                                       электрического поля.

Диэлектрическая проницаемость – это физическая величина, показывающая во сколько раз напряжённость электрического поля

                                                                 вещества меньше, чем напряжённость в вакууме.

ε =  Е0

       Е

  1. Прочитайте § 93, 94 и 95 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
  2. Заполните таблицу:

Классификация вещества по проводящим свойствам

Строение вещества

Примеры веществ

Процесс, происходящий под действием электрического поля

Наличие электрического поля в веществе

Наличие электрического заряда

Применение

на поверхности вещества

внутри вещества

Проводник

Диэлектрик

Неполярный

 

Полярный



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 5.

«Работа и мощность тока».

I) Прочитайте § 106 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).

II) Составьте конспект параграфа 57 по плану:

  1. Дайте характеристику физической величины работа тока по плану:
  • Определение;
  • Формула;
  • Единица измерения.
  1. Дайте характеристику физической величины мощность тока по плану:
  • Определение;
  • Формула;
  • Единица измерения.
  1.  Дайте характеристику закона Джоуля - Ленца по плану:
  • Формулировка;
  • Математическая запись;
  • Границы применимости;
  • Пример проявления (применения).

III) Прочитайте задачу № 802 (Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы.: пособие для общеобразоват. учреждений – 17-е изд. -  М.: Дрофа,  2013).

IV) Разберите и перепишите в тетрадь решение первой части задачи № 806:

3, 5 В – это напряжение, под которым работает лампочка от карманного фонарика; 0,28 А – это сила тока в лампочке.

Дано:                    Решение:

U = 3,5 В                   U                                                                              U         3,5

I = 0,28 А         I =             - закон Ома для участка цепи;           R =           =             = 12,5;

Найти:                      R                                                                               I          0,28

R, Р - ?                          В

                         [R] =          =  Ом

                                      А          

                        Р = I . U = 3,5 . 0,28 = 0,98;

                         [Р] = В . А =  Дж . А   =   Дж . А  =  Дж  = Вт

                                                    Кл             А .  с         с

                        Ответ: Сопротивление лампы 12,5 Ом, мощность лампы 0,98 Вт.

V)  Решите вторую часть задачи № 802.

VI) Объясните, почему при одинаковой силе тока сетевая лампа выделяет мощность больше, чем лампочка от карманного фонарика.



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 6.

«Производство, передача и потребление электроэнергии».

  1. Прочитайте  параграфы 25 и 26 учебника (Мякишев Г. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).

  1. Заполните таблицу 1.

Таблица 1 «Производство энергии»:

Вид электростанций

Краткое обозначение

Превращения энергии

Вклад в производство электроэнергии

Какой вид энергии превращается

В какой вид превращается энергия

Тепловые

Гидроэлектростанции

Атомные

Ядерная

  1. Зарисуйте схему «Передача и распределение электроэнергии».

  1. Объясните, как уменьшить потери электроэнергии при передаче.

  1. Заполните таблицу 2.

Таблица 2 «Использование электроэнергии»:

Потребители электроэнергии

В какие виды энергии превращается электрическая энергия



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 7.

«Распространение радиоволн».

Радиоволны – это электромагнитные волны диапазона 104 – 10 -3 м, используемые

                         преимущественно для связи.

  1. Прочитайте § 55 – 58 и рассмотрите форзацы учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).

  1. Заполните таблицу:

Название диапазона

Длина волн, м

Особенность распространения

Область применения

Сверхдлинные волны (CВД)

>104

Длинные волны (ДВ)

Средние волны (СВ)

Короткие волны (КВ)

Ультракороткие волны (УКВ)

Метровые

10 - 1

Дециметровые

1- 10-1

Сантиметровые

10-1 - 10-2

Миллиметровые

10-2 - 10-3



Предварительный просмотр:

Практическая работа №8.

«Шкала электромагнитных излучений».

Инфракрасное излучение (ИК) - это не воспринимаемые глазом электромагнитные волны длиной более 7,6 10-7 м (красный конец спектра).

Ультрафиолетовое излучение (УФ) - это не воспринимаемые глазом электромагнитные волны длиной менее 3,8 • 10 -7 м (фиолетовый конец спектра).

Рентгеновское излучение (Х-лучи) - это электромагнитные волны длиной порядка размера атома (λ ~ 10 -10 м).

Гамма-излучение (γ-излучение) - это электромагнитные волны длиной порядка размера ядра атома (λ ~ 10 -12 м).

  1. Прочитайте § 84 - 86, 112, рассмотрите форзацы учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
  2. Заполните таблицу:

Название диапазона

Автор и год открытия

Волновой диапазон, м

Механизм излучения

Область применения (проявления)

Радиоволны

Г. Герц, 1887 г.

Инфракрасное излучение

В. Гершель, 1800 г.

Видимое излучение

-

Свет

Ультрафиолетовое излучение

И. Риттер, 1801 г.

Рентгеновское излучение

В. Рентген, 1895 г.

Гамма - излучение

Э. Резерфорд, 1899 г.



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 9.

«Методы регистрации заряженных частиц».

Регистрирующий прибор – это макросистема, которая может находиться в состоянии неустойчивого равновесия.

Трек – это видимый след частицы (от англ. trak – след, дорожка).

  1. Прочитайте § 97 (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
  2. Заполните таблицу:

Название метода

Год изобретения, автор

Физические процессы, лежащие в основе метода

Применение метода

Газоразрядный счётчик

1908г.,

Г. Гейгер

Камера Вильсона

Пузырьковая камера

Метод толстослойных фотоэмульсий

1925 г., Л. В. Мысовский



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 10.

«Сравнительная характеристика планет».

По данным таблицы 1 заполните таблицу 2.

Таблица 1. Основные сведения о планетах.

Название планеты

Среднее расстояние от Солнца, а. е.

Сидерический период, годы

Эксцентри-ситет орбиты

Орбитальная скорость, км/с

Средний радиус

Период

вращения

Средняя плотность, г/см3

Ускорение свободного падения, м/с2

Масса в массах  Земли

Число спутников

Наличие атмосферы

в км

в радиусах Земли

R 

Меркурий

0,39

0,24

0,206

47,9

2440

0,38

58,7д

5,5

3,7

0,06

Следы

Венера

0,72

0,61

0,007

35,0

6 050

0,95

243,1д

5,2

8,9

0,82

Очень плотная

Земля

1,00

1,00

0,017

29,8

6 371

1,00

23Ч56М4С

5,5

9,8

1,0

1

Плотная

Марс

1,52

1,88

0,093

24,1

3 397

0,53

24Ч37М22С

3,9

3,7

0,11

2

Разреженная

Юпитер

5,20

11,86

0,048

13,1

69 900

11,2

9Ч  50М

1,3

25,8

318

16

Очень плотная

Сатурн

9,54

29,46

0,054

9,6

58 000

9,5

10 Ч 14М

0,7

11,3

95,2

23

Очень плотная

Уран

19,19

84,02

0,046

6,8

25 400

3,9

10 Ч 49м

1,4

9,0

14,6

15

Очень плотная

Нептун

30,07

164,78

0,008

5,4

24 300

3,9

15ч48м

1,6

11,6

17,2

8

Очень плотная

Плутон

39,52

247,7

0,253

4,7

1 140

0,2

6,4 д

2,0

0,6?

0,002

1

Обнаружена

в 1988 г.

Таблица 2. Сравнительная характеристика планет земной группы и планет- гигантов.

Название группы

Объекты

Среднее расстояние от Солнца, а.е.

Средний радиус, радиусах Земли

Масса в массах Земли

Средняя плотность, г/см3

Период вращения

Число спутников

Наличие колец

Планеты земной группы

Планеты - гиганты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Практическая работа «Практические способы измерения сил»

работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...

Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД

Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...

Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22

Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.  Закрепление теорети...