Открытый урок "Грибы". Биология 5 класс.
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Бутылкина Наталия Николаевна

Открытый урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon griby.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО (полностью)

Бутылкина Наталия Николаевна

Место работы

ГБОУ гимназия 1591 ВОУ г.Москва

Должность

Учитель

Предмет

Биология

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Грибы. 1 урок

Базовый учебник

И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев,О.А.Корнилова. Биология  5 класс, ФГОС, М.- Вентана-Граф,2012

        8. Цели урока:

  1. Образовательные:

Познакомить учащихся с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями, показать черты сходства и черты отличия грибов от растений и животных; дать представление о строении грибов, о типах питания и размножения грибов; познакомить учащихся с характерными признаками шляпочных грибов.

  1. Воспитательные:
  1. Воспитание наблюдательности.
  2. Воспитание культуры труда.
  3. Развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей
  4. Формировать бережное отношение к природе.
  1. Развивающие:
  1. Развивать когнитивные процессы учащихся.
  2. Развивать понятия о многообразии живых организмов, взаимосвязи строения и функции, приспособленности строения организма к образу жизни.
  3. Уметь сравнивать, сопоставлять, делать выводы, самостоятельно работать с учебником и интернет ресурсами.
  4. Продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.

9. Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать: 

  • особенности строения грибов,
  • способы питания грибов,
  • значение терминов: мицелий, грибница, гифы, микориза, симбиоз.
  • способы размножения.

Учащиеся должны уметь: 

  • выделять признаки грибов, как представителя самостоятельного царства,
  • объяснять явления симбиоза,
  • сравнивать с представителями разных царств живой природы.

10. Тип урока: изучение нового материала

11. Формы работы учащихся: работа с модулями, работа с учебником и приложением, ответы на вопросы.

12. Метод обучения: проблемный. Почему грибы выделены в отдельное царство живой природы?

13. Ключевые слова и понятия урока: царство грибов, хитин, гетеротрофный способ питания, плодовое тело, вегетативное тело (грибница),  грибы- паразиты, шляпочные грибы, ножка, шляпка, плесневые грибы, гифы, способы питания грибов: грибы-паразиты, грибы-сапрофиты, грибы хищники ,симбиоз. Способы размножения грибов: бесполое: частями грибницы, спорами, почкованием) и половое (специализированными клетками- гаметами) 

14. Оборудование урока: 

-Компьютер, мультимедийный проектор, 12-13 ноутбуков для использования работы учащихся в парах, подключение к интернет.

-На партах у учащихся учебники И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. Биология  5 класс, ФГОС, М.- Вентана-Граф,2012,  приложение №1,2,3.

Ход урока.

I. Организационный момент (1минута)

II. Актуализация (2-3минуты)

Ребята, я пришла к вам не с пустыми руками. У меня есть коробочка с секретом, в ней спрятано то, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке. Для того чтобы узнать что лежит в коробочке, я предлагаю отгадать  загадку.

Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это... (гриб)

-Итак, тема сегодняшнего урока «Грибы».

Наука, изучающая  грибы, – микология. Первые упоминания о грибах встречаются в трудах Аристотеля, в IV веке до нашей эры.

Грибы считали травами и кустарниками без цветов и плодов, относили даже к морским животным или к минералам.

Французский ученый-ботаник Себастьян Вайян сказал о грибах: «Грибы — это дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы, чтобы смущать самых талантливых исследователей и приводить в отчаяние молодых ботаников».

Карл Линней называл всю эту группу хаосом, в котором невозможно найти никакой системы.

Почему же столь противоречивы мнения ученых о грибах? В какую систематическую категорию объединяются грибы?

III. Изучение нового материала.

Давайте посмотрим, а что вы помните о грибах из курса «Окружающий мир». Для этого я предлагаю вам выполнить небольшой тест Приложение № 1  (время выполнения -4 минуты)

Приложение№1 

Выполните тестовые задания с выбором одного правильного ответа.

1. Грибы питаются:        

а) только путем фотосинтеза,

б) готовыми органическими веществами,

в) только органическими веществами живых организмов,

г) только поселяясь на продуктах питания.

2. Грибы неспособны к фотосинтезу, потому что:

а) они живут в почве,        б) не имеют хлорофилл,

в) паразитируют на других живых организмах,

г) имеют небольшие размеры.

3. Вегетативное тело грибов называется:  

а) хлорофилл,               б) мицелий или грибница,

в) стебель,                     г) грибокорень

5. Грибы размножаются:

а) спорами,   б) семенами,   в) частью корня,    г) частью стебля.

6. Бактерии и грибы относят:  

а) к одному царству,                                  б) царству растений,

в) разным царствам живой природы,       г) лишайникам

    7. Выберите признак, НЕ характерный для грибов
    а) гетеротрофы
    б) не передвигаются
    в)
нет клеточной стенки
    г) растут всю жизнь

8. Грибы поселяются

а) На деревьях и в низкой траве,              

б) На полях и лугах,

в) На растениях, животных и их остатках, 

- Проверьте правильность выбранных вами ответов, используя материал учебника п.13, стр 57-58. (на работу отводится 3 минуты)

-На экран выводятся правильные ответы.

-Выделите, пожалуйста, правильные ответы жёлтым маркером. Какие ошибки вы не заметили во время самопроверки?

Обсуждение ошибок с использованием текста учебника (на работу отводится 2-3 минуты)

  Вернёмся к вопросу «В какую систематическую категорию объединяются грибы?» Ответ на него мы получим, если проанализируем задание № 6 теста (грибы относят к отдельному царству)

Используя результаты теста и материалы ФЦОР(http://fcior.edu.ru/card/5635/carstvo-griby-obshaya-harakteristika-i-znachenie-v-prirode.html,  http://fcior.edu.ru/card/27189/praktika-griby-obshaya-harakteristika-detalizirovannoe-predstavlenie.html  модуль 2, 3 (модуль № 3 -интерактивное задание, которое дедуктивным методом позволяет выяснить строения шляпочного гриба.), учащимся предлагается сформулировать общую характеристику царства грибы.

Работа осуществляется в группах по 6 человек. Координатор группы совместно с участниками группы распределяют полученные вопросы по парам (на работу отводится 10 минут)

Приложение № 2

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему грибы занимают особое положение в системе
    органического мира?  Назовите отличительные признаки грибов.
  2. Сравните строение грибов со строением растений. Найдите черты сходства и отличия.
  3. Сравните строение грибов со строением животных. Найдите черты сходства и отличия.
  4. Какое строение имеют шляпочные грибы?
  5. Какая наука изучает грибы? Когда возникла микология и кто считается ее основателем?
  6. Среда обитания грибов.
  7. Классификация грибов по способу питания.
  8. Какие  вещества  получает  растение  от  гриба  с  помощью симбиоза?
  9. Какие вещества получает гриб от растения с помощью симбиоза?
  10. Какую функцию выполняет микориза?
  11. Размножение грибов. Способы размножения.

Для удобства все вопросы разбиты на три группы и отмечены в тексте разными цветами. Это ускоряет процесс распределения вопросов в группе.

Ученики в парах изучают свою часть задания, затем идет обсуждение вопросов в группе, в результате чего формируется характеристика грибов как особого царства. 

IV. Закрепление нового материала.

Первичное закрепление нового материала

Группы представляют полученные характеристики царства грибов как особой группы организмов (на работу отводиться 10 минут), с группами проводится фронтальная беседа.

Вторичное закрепление нового материала.

 Подведем итог изученного и усвоенного на уроке. Выполните задания, предложенные вам в приложении № 3 ( на работу отводится 6 минут)

(при недостатке времени работа может быть  использована  на следующем уроке на этапе проверки домашнего задания) 

Взаимопроверка в парах. Ответы заданий выводятся на экран.

Сообщение критериев оценки.  (2 минуты)

Приложение№3

Общая характеристика грибов

1. Грибы – это ________________________________________________

2.Наука, изучающая грибы, - __________________________________

3. Грибы поселяются на

1        2

3        4

Какие части гриба обозначены цифрами 1, 2, 3, 4?

4. способ питания

__________         __________        ___________          ______________      

5. Размножение

1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

Сравнительная характеристика грибов и растений.

Царство

                Растения                                                          Грибы                                                                    

Общие признаки

 Имеют хлорофилл    1____________                          Не имеют  хролофилла    

На свету образуют     2_____________                        Используют готовые

органические вещества    3_______________           органические вещества

выделяют кислород              4_______________                             вещества

Сравнительная характеристика грибов с животными

Царство

Животные                                                                                          Грибы                    

Общие признаки

Активно передвигаются        1_______________                     не способны к                  

                                     2_______________                        активному

                                          3_______________                  передвижению                        

– Сделайте вывод по теме урока (1-2 минуты)

Вывод: Грибы выделяют в отдельное царство органического мира. Клетки грибов имеют ядра, все грибы относятся к эукариотам. Тело и грибница гриба образованы мицелием, представленным тонкими ветвящимися трубчатыми нитями, – гифами.

 Грибы питаются готовыми органическими веществами, по способу питания относятся к гетеротрофам. По типу питания грибы могут быть сапрофитами, паразитами, симбионтами и хищниками.

Для формирования вывода можно предложить учащимся совместно выполнить задание ФЦОР «Грибной диктант» http://fcior.edu.ru/card/9519/carstvo-griby-obshaya-harakteristika-i-zna-chenie-v-prirode.html, что позволит сделать вывод более наглядным. (Задание выводится на экран.)

V. Выставление оценок. Комментарий оценок. Рефлексия{2минуты)

VI. Домашнее задание (1 минута)

Инструктаж выполнения домашнего задания. Запись с доски в дневники. Взаимопроверка записи д/з в дневниках.

  • §13, стр.57 -60.
  • Дополнительные задания по выбору: Ядовитые грибы, съедобные грибы средней полосы России. Грибы, занесённые в красную книгу.

 Список литературы:

Калинина А.А. Универсальные поурочные разработки по биологии. 6(7) класс. - М.: ВАКО, 2007.

Тесты по биологии: 6 класс: к учебнику В.В. Пасечника "Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс" / Е.М. Бенуж. М: Издательство "Экзамен", 2008. 

Эммануэль Лепети, Ионцева Алла Юрьевна, Торгалов Александр Викторович, Эммануэль Лерети. Биология в схемах и таблицах. Эффективная подготовка к ЕГЭ.  ЭКСМО, 2010 г 

Открытая биология. http://www.biology.ru/course/content/chapter3/section1/paragraph1/theory.html. 

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%F1%F2%E5%EC%E0%F2%E8%EA%E0_%E3%F0%E8%E1%EE%E2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Царство грибы. Общая характеристика и значение в природе

 (детализированное представление)

Информационный модуль

Модуль содержит теоретический материал по теме Иллюстрации

(http://fcior.edu.ru/card/5635/carstvo-griby-obshaya-harakteristika-i-znachenie-v-prirode.html

Практика. Грибы. Общая характеристика (детализированное представление)

Практический модуль

Интерактиное задание

http://fcior.edu.ru/card/27189/praktika-griby-obshaya-harakteristika-detalizirovannoe-predstavlenie.html

2

Царство Грибы. Общая характеристика и значение в природе

Контрольный модуль

«грибной диктант» (интерактивная модель)

http://fcior.edu.ru/card/9519/carstvo-griby-obshaya-harakteristika-i-zna-chenie-v-prirode.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока биологии в 6 классе

Конспект урока изучения нового материала по теме  "Видоизменения пордземных побегов"...

Открытый урок биологии в 6 классе

Данный урок знакомит детей с процессами опыления,оплодотворения и образования плодов и семян....

Открытый урок биологии по теме "Движение" 6 класс (УМК Н.И.Сонин) , автор учитель биологии Сизова С.В.

Открытый урок биологии по теме "Движение"  6 класс составлен в соответствии с Программой основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм» авторов В.Б.Захарова, Н.И...

Конспект открытого урока биологии в 7 классе по теме: «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ»

Рыбы -это позвоночные животные, обитающие в воде. Условия их обитания, состав пищи,конкуренты и враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведениирыб. Всего к...

Конспект открытого урока биологии в 10 классе по теме «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Муниципальное общеобразовательное учреждениеКаменно-Бродская средняя общеобразовательная школа муниципального района Челно-Вершинский Самарской области    Конспект открытого у...

презентация к открытому уроку биологии в 7 классе по теме "Перепончатокрылые насекомые"

Данную презентацию можно использовать при изучении нового материала по теме "Перепончатокрылые насекомые" в 7 классе....

"ЗЕМНОВОДНЫЕ" открытый урок биологии в 7 классе.

Открытый урок "Земноводные. Отряды Земноводных" ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЗЕМНОВОДНЫЕ"ВИДЕО И ФЛЕШ-РОЛИКИ К ПРЕЗЕНТАЦИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9101437","attributes":{"alt":"","cla...