мифы кубани
учебно-методический материал (естествознание, 5 класс) по теме

СТЕШЕНКО СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

мифы Кубани разработка и дополнительная литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon mify_kubani_i_kavkaza.zip22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Мифы Кубани и Кавказа»

Тип урока: урок-исследование и систематизация знаний по краеведению.
Цель: закрепить теоретические знания о мифах;.
-расширить и систематизировать знания учащихся -мифы Кубани и Кавказа;
-сформировать интерес к предмету;
            -воспитывать чувство патриотизма, уважения к культуре и истории своего края.
Оборудование: стенные карты: «Политико-административная карта Краснодарского края», «Физическая карта Краснодарского края»; музыкальное оформление, презентация.
http://www.in-i.ru/forum

Учитель. Почему горы называются Кавказскими?
Так уж давно заведено на Земле - разные места, города, горы и дома, даже звезды и кометы - все, что живет дольше человека, называются именами героев - в память для потомков.
В память кого Кавказскими названы горы, протянувшиеся от берегов Черного до берегов Каспийского моря? (Приложение 1, слайд №1
http://www.in-i.ru/forum) Установить это непросто. Придется заглянуть в далекое прошлое, когда на Земле прогремела страшная война между титанами и богами.

Итак, сегодня пойдет речь о самом странном и жестоком мифе - о десятилетней битве за власть. Битва эта началась около горы Олимп в Греции(Слайд №2), а закончилась на Черноморье, где-то в районе Сочи. (Слайд №3) О чем рассказывается в мифе?

Ведущий 1. В начале против своего отца восстал Крон. По научению матери Геи (Слайд №4) он острым серпом оскопил отца - Урана - лишил его силы и власти. (Слайд №5 http://www.in-i.ru/forum) Воцарившись, Крон взял в супруги свою сестру Рею.( Слайд №6) Во время свадьбы услышал предзнаменование: верховной власти лишит его собственный сын. Как только у него рождались дети, он их проглатывал. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию, Деметру, Геру, Аида, Посейдона (Слайд №7). Рея не хотела потерять последнего ребенка. Удалилась она на остров Крит и там, в глубокой пещере родился у нее сын - Зевс. Крону она дала проглотить завернутый в пеленки камень    ( Слайд №8).
Зевс рос на Крите, вскормленный молоком божественной козы Амалфеи.(Слайд №9
http://www.in-i.ru/forum). Рос он не по дням, а по часам. Вскоре он возмужал, восстал против своего отца, заставил его вернуть на свет проглоченных братьев и сестер (Слайды 10-14) . Они и начали борьбу с титанами, которых возглавлял Крон, за власть над миром. Ужасной и упорной была эта борьба. На сторону олимпийцев встали и некоторые титаны -Прометей, (Слайд №15) Океан (Слайд №16) с дочерью Стикс , которая привела на борьбу своих детей - Рвение, Мощь, Победу. Циклопы выковали для Зевса громы и молнии, он поражал ими титанов (Слайд №17). Но победа пришла только тогда, когда Зевсу удалось освободить из Тартара сторуких великанов -гекатонхейров и призвать их на помощь. Ужасные, громадные, как горы вышли они из-под недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от горных хребтов целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы, стонала земля, грохот наполнял воздух. Зевс метал одну за другой молнии и громы (Слайд №17). Пламя охватило всю землю, моря кипели. http://www.in-i.ru/forum Наконец, титаны дрогнули. Их сила была сломлена.

Ученик 1. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар. Лишь Крону удалось уйти из последнего сражения. В погоню за ним кинулся Зевс. Долго преследовал он отца и тот, было, совсем уже ушел, спасся, но неожиданно на пути его оказался пастух с огромным стадом баранов. Эта встреча произошла в глубоком ущелье. Стадо было настолько большим, что проскочить мимо него Крон не мог, и он устроил большую бойню. Убил пастуха, уничтожил половину стада - потерял на это много времени, и тут его догнал Зевс. Он скрутил обессилевшего отца и отправил его в Тартар. http://www.in-i.ru/forum

На берегу моря, рядом с ущельем, где произошла развязка десятилетней войны, Зевс решил отметить победу богатым пиром. Но прежде, с почестями, достойными богов, распорядился похоронить пастуха, который своей жизнью помог ему.

Ученик 2. - Как звали пастуха? - спросил Зевс у смертных, живших неподалеку в пещерах.
-    Это был лучший наш пастух, и звали его Кавказом.
-И тогда Зевс распорядился назвать горы, что поднялись снежными ликами вокруг, именем пастуха - Кавказом. С тех пор они и называются - Кавказскими.
http://www.in-i.ru/forum
-    А что Крон? - спросите вы.
Кронус - это время. Можно ли жить без него? Конечно, нет. И был вынужден Зевс примириться с отцом, отдал ему острова блаженных.
В  римской мифологии Крон известен под именем Сатурн,  который тоже
воспринимался символом времени. Крону были посвящены праздники - Кронии, а в Риме-   Сатурнии,   во   время   которых   господа   и   слуги   менялись   своими обязанностями, и в стране воцарялось безудержное карнавальное веселье. Вот бы и нам такой праздник!

Учитель. Что же такое миф? Как вы, ребята, поняли его значение? Кто даст полную характеристику этого литературного жанра?

Ученик 3. Первые выраженные в человеческой речи данные по истории людей заключаются в народных мифах и сказаниях, изображающих выдающиеся моменты из отдаленного прошлого человечества. В образах мифических героев и в их чудесных деяниях воплощаются обыкновенные события, имевшие особенно важное значение в жизни человека. Одни мифы, поэтому касаются седой древности, другие - времен позднейших. Но те и другие всегда скрывают в себе действительные, но в замаскированном поэтическом виде явления из жизни людей http://www.in-i.ru/forum.

Ученик 4. (Дает определение мифа). Миф имеет что-то реальное в жизни, и его следы можно найти на земле.
Аид (Слайд №13) царствовал в городе мужей кимирийцев. А Кимирийцы -это наши далекие предки и жили они около Керченского пролива, который в древности назывался Кимирийским боспором. В древнеславянских мифах тоже упоминается царство мертвых. Царем был Змей Горыныч, а царицей - Марья Моревна. Горыныч жил в горах, Моревна - около моря. Древние греки поместили на Кубани не только царство Аида, тут было царство блаженных на Елисейских полях. Елисейские поля назывались плавнями. Царем здесь был отец Зевса - повелитель времени Крон.
http://www.in-i.ru/forum В этом царстве не было ни снега, ни зноя. В нем круглый год цвели луга и нивы. А люди наслаждались пением птиц и ездой на лошадях.

Ученик 5. Мы расскажем вам, что происходило в давние времена в царстве страшного
Аида.    
Орфей (Слайд №18
http://www.in-i.ru/forum) был сыном речного бога Эагра и музы Каллиопы (Слайд №19). Родители наградили его звучным голосом. Была у Орфея жена Эвридика. Они
любили друг друга. Однажды Эвридику укусила змея, и она умерла... Померкло
солнце для Орфея, долго он оплакивал свою любимую. Орфей спустился в царство
Аида, попросить его о том, чтобы тот вернул любимую жену. У входа в подземелье
сидел огромный пес, который сторожил вход. И вот Орфей увидел властителя Аида.
Он сидел на золотом троне со своей женой. Им прислуживали богини мщения -
Эриннии. Тут же у трона был бог Танат( Слайд №20
http://www.in-i.ru/forum), в черном плаще, с черными
крыльями.    
Приблизился Орфей к трону Аида, склонился перед ним и ударил по струнам кифары... Он пел о своей любви к Эвридике, о горе и тоске. Все царство плакало. Аид чуть тоже не прослезился и поклялся, что выполнит любую просьбу Орфея. Тот попросил отдать ему Эвридику.
- Хорошо, - сказал Аид. - Бери свою жену, но прежде выведи ее отсюда, не оглядываясь назад.
Не выдержал этого испытания Орфей, около самого выхода из подземелья
оглянулся(Слайд №21)... и потерял любимую навсегда (Слайд №22).

  Ученик 6. Такие сказания существуют и относительно отдаленного прошлого Кубанской области. По ним можно воспроизвести события, тесно связанные с жизнью первобытных людей и с местной доисторической стариной. Первое место должно быть отведено сказанию о Прометее (http://www.in-i.ru/forum Слайд №15). Это самый древний миф, имевший распространение у различных народов.

По свидетельству древнегреческого поэта Эсхила полубог Прометей пользовался широкой известностью у колхидских амазонок, обитавших вблизи нынешнего Риона, и у многочисленных скифов, кочевавших тогда вокруг Азовского моря и берегов Черного моря, и у воинствующих мидян, живущих по ту сторону Закавказья. У греков и римлян миф о Прометее составлял важную и неразделенную часть общей их мифологии. Эсхил превосходно очертил ту область распространения мифа у других народностей, которая примыкала к месту страданий прикованного к кавказской скале Прометея.
Стало быть, можно сделать вывод, что Кубанская область входила в состав местностей, население которых чтило полубога Прометея. И свидетельство тому, сказание о Прометее сохранилось до наших дней у многих кавказских народов.

Ученик 7. Мы исследовали историю этого мифа. Оказалось, что у большинства древних писателей сказание о Прометее в общих чертах более или менее сходно. Прометей за похищение с неба огня и передачу его людям был прикован к горам Кавказа по приказанию громовержца Зевса. Сюда каждый день прилетал орел, терзавший печень Прометея, но то, что пожирал орел, вновь нарастало к следующему его прилету. Мучения эти Прометей претерпевал до тех пор, пока не явился Геркулес, который убил орла и освободил Прометея от оков. Древние писатели расходятся в своих показаниях о месте, где был прикован к скале Прометей. По одним писателям, Прометей был прикован к горам Кавказа, по другим - к Эльбрусу, третьи утверждают - к скале Скифии, то есть опять-таки к Эльбрусу.

Ученик 8. Я приведу мнение еще одного писателя Аполлония Родосского. Он так описывает место, где был прикован Прометей: «Странствующим грекам виднелась уже бухта Понта http://www.in-i.ru/forum и показались высокие вершины Кавказа, где Прометей, прикованный железными цепями к диким стволам, своей печенью кормил орла, который постоянно к нему возвращался. Они видели вечером, как высоко над кораблем он летал с большим шумом у самых облаков: от взмахов крыльев раздувались паруса, так как это не была одна из тех обыкновенных птиц, которые летают по воздуху; у нее были крылья наподобие обтесанных весел. Вскоре после этого они услышали стоны Прометея, пока не увидели кровожадного орла, возвращающегося той же дорогой. Ночью же они, благодаря опытности Аргоса, приехали по широкой реке Фазису к крайним пределам Понта».

    Итак, следовательно, сложная и запутанная мифологическая история о Прометее, как рисуется она в народных сказаниях, несомненно, имеет близкое и непосредственное отношение к Кавказу и частное - к Кубанской области.
Ведущий. Наша справка. Река Рион (Риони) - река в Грузии; Понт Евксийский -Гостеприимное море - Черное море, так называли греки; скифы - название племен кочевников, живших в северном Причерноморье; мидяне - жители Малой Мидии (Южный Азербайджан); амазонки - воинствующее племя женщин в древнегреческой мифологии, женщины-всадницы.

Ведущий. А теперь после обстоятельного анализа истории мифов можно провести викторину «Знаете ли вы мифы?». Кто внимательно слушал сообщения учащихся, сможет правильно ответить на наши вопросы. Итак, вперед, знатоки!

1. Как звали бога, который восстал против своего отца?
2. Кто такая Рея и как звали ее сына?
3. Как звали детей богини Стикс?
4. Сколько было рук у гекатонхейров?
5. Как догнал Зевс Крона?
6. В честь кого наши горы названы Кавказскими?
7. Кто такой Аид и где он жил?
8. Кто был в славянских мифах царем мертвых?
9. Как звали повелителя времени?
10. Кто из богов пел очень красиво?
11. Где побывал Орфей? Что он хотел там взять?
12. Какое испытание его там ждало?
13. Выполнил он его?
14. Как звали пса в царстве Аида, сторожившего вход?
 15. Кто такой Танат и почему его все живые боялись?

Учитель. Жюри подводит итоги викторины. Поздравляем всех тех ребят, кто внимательно слушал урок и смог ответить на все вопросы. Наш урок-исследование подошел к концу. Мы с вами лишь малую часть истории узнали о Кубани, Кавказе и мифах, а сколько ждет нас впереди радостных открытий, интересных историй. Итак в путь, в волшебную страну знаний. Недаром кубанская пословица гласит: «Красно поле пшеном, а беседа умом», «У умной головы сто рук»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История Кубани. Великая Отечественная война на Кубани.

« История  Великой Отечественной войны на Кубани».Цель:  проверка знаний учащихся о Великой Отечественной войне на Кубани.Задачи: -активизировать знания  о Великой Отечественной во...

Разработка классного часа, посвящённого 70-летию освобождения Кубани "Славе Кубани не меркнуть - традициям жить"

Классный час "Славе Кубани не меркнуть - традициям жить" посвящён 70 - летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков, урок памяти нашим землякам, павшим на поле брани, оставшимся в...

Отличие мифа от легенды. Мифы древней Греции

Конспект первого урока из системы уроков по теме "Мифы Дрквней Греции"...

Презентация к уроку вн. чт. "Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли».

Презентация к уроку вн. чт. "Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли»....

Маршрутный лист по литературе для 6 класса на тему: "Понятие о мифе. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»"

Цели урока:1.Познакомить учащихся с понятием «мифы», основными мифами страны2. Развить способность к анализу прочитанных произведений Древней Греции3. Пробудить интерес к этой удивительной...

Урок литературы в 5 классе: "Мифы народов России и мира. Легенды и мифы Древней Греции"

Урок литературы в 5 классе: "Мифы народов России и мира. Легенды и мифы Древней Греции"...