Главные вкладки

    Урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме : «Умножение и деление натуральных чисел»
    план-конспект урока по естествознанию (5 класс) по теме

    Деянова Елена Алексеевна

     

    Урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме : «Умножение и деление  натуральных чисел» для 5 класса

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме : «Умножение и деление  натуральных чисел»

    ЦЕЛИ УРОКА:

    Обобщение и систематизация приобретенных по теме знаний и умений:

    умение умножать и делить многозначные числа столбиком, применять свойства умножения для решения задач и уравнений, решать задачи на составление уравнений, делить с остатком; знание свойств умножения, правил нахождения неизвестных компонентов.

    Развивать вычислительные навыки, устную и письменную математическую речь, память

    Содействовать воспитанию интереса к математике, активности.

    Оборудование:  тесты, карточки для устного счёта, таблицы с примерами, рабочие листы, маршрутный лист, высказывания о математике.

    ХОД:

    I Оргмомент

     Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Садитесь.

    Как вы думаете, зачем надо изучать математику?

    Что означает в переводе слово математика?

    СЛАЙД 1

    II Вступительное слово.

    Послушайте как об этом сказал М. В. Ломоносов: «А математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Как вы понимаете эти слова?

    А умение правильно видеть и слушать – первый шаг к мудрости. Именно поэтому, если человек знал математику, то это означало высшую степень учености. Хочется, чтобы сегодня вы все показали, насколько вы умеете умножать и делить натуральные числа.

     

    СЛАЙД 2

    III Этап обобщения и закрепления.

     1) Сегодня у нас урок будет необычным, мы отправимся с вами в путешествие в путешествие по тропинкам математики. Наше путешествие мы будем совершать под девизом: “Математики тропинки, одолеем без запинки”. Но в дорогу всегда что-нибудь берут. Ребята, что мы с вами возьмем в путешествие? Молодцы! Мы возьмем в путешествие смекалку, дружбу, а еще нам понадобятся в пути знания по теме “Умножение и деление натуральных чисел”.

    СЛАЙД 3

    Путешествовать будем на поезде. Если люди отправляются в путешествие, то они берут с собой багаж. Вот и мы возьмем с собой багаж, но багаж не простой, а багаж знаний. Давайте вспомним некоторые сведения о натуральных числах.

    Какие числа называются натуральными?

    Какие действия можно выполнять с натуральными числами?

    Как называются компоненты при умножении?

    Как найти неизвестный множитель?

    Как называются компоненты при делении?

    Как найти неизвестное делимое? делитель?

    В каком порядке выполняются действия в числовом выражении?

    СЛАЙД 4

     Молодцы! Багаж мы собрали. А теперь, чтобы отправиться в путешествие , давайте купим билет и узнаем его стоимость. Откройте тетради, запишите число, классную работу и тему урока. Возьмите карточку №1 и посмотрите, в кассе есть билеты в общий вагон. Стоимость такого билета дешевле, и чтобы его купить, нужно выполнить задание более простое. Так же есть билеты в купе, этот билет дороже. И самый дорогой билет- это билет в вагон люкс. Чтобы его купить нужно решить самое сложное выражение.

     Находите значение выражения, это и будет стоимость вашего билета. На выполнение этого задания отводится 5 минут. Приступили к выполнению.

    СЛАЙД 5

    Карточка №1

     1 вариант

     Билет в общий вагон

     (370 + 122): (317 – 313) – 23

     1) 429 2) 4 3) 123 4) 100

     Билет в купе

     91793 : 307 :23 + 138

     1) 299 2) 13 3)151

     Билет в вагон - люкс

     (2356 + 809 – 2841)*106 : 159

     1) 3165 2)324 3)34344 4)216

    карточка №1

    2 вариант

     Билет в общий вагон

     (458 + 22): (230 – 218) + 60

     1) 480 2) 12 3) 40 4) 100

     Билет в купе

     1092 : 39 * 26 – 577

     1)28 2)728 3) 151

     Билет в вагон – люкс.

     111 + (1485 – 1248)*175:395

    1)237 2)41475 3)106 4) 216

    Итак, сколько же стоит билет в общий вагон? в купе? вагон – люкс? Сколько у нас человек поедут в общем вагоне? в вагоне – купе? в вагоне – люксе?

    I. Первая тропинка “Отвечай-ка”. Здесь мы работаем под девизом : «Эй. Ребята не зевай-ка, устно быстро отвечай-ка»

    Два ученика работают у доски:

    Задание №1: Разбейте данные слова на несколько столбиков ( 3-4 конверта в которые нужно разложить полосы с написанными словами) и озаглавьте каждый, т.е. нужно подобрать к словам в данном столбике обобщающее слово.

    переместительное

      1 множитель

     делимое

    произведение

     частное

     2 множитель

     сочетательное

     делитель

     распределительное

    СЛАЙД 6

    Ответы:

    1. переместительное, сочетательное, распределительное свойства)
    2. 1 множитель, 2 множитель, произведение)
    3. делимое, делитель, частное)

    СЛАЙД 7

    Задание №2.

    1. Вычисли устно:

    2²;   2³;   3²;   3³;  4²;   5²;  6²

    2. Упростите выражение:

    • 12*Х*5;    16*у*2;    10*а*8;    21*с*4
    • 25х+15х;  19р-р;      8с+с;      12у-3у;                  

    3. Найдите значение выражения:

    289*3+211*3;

    548*243-243*448;

    138*36+100*36-38*36;

    3245*567-567*3145

    Какими свойствами пользовались, выполняя данные задания?

    СЛАЙД 8

    II. Вторая тропинка - "Историческая".

    На этой тропинке нас ждёт «Математический музей» мы узнаем новые интересные факты из истории математики. Прежде, чем посмотреть его экспонаты, хотелось бы дать небольшую справку о том, что мы будем рассматривать. Речь пойдет о системах счисления. В энциклопедическом словаре дается определение этого понятия: « Системы счисления – способы записи чисел в виде, удобного для прочтения и выполнения арифметических операций».

    Рассматривая археологические находки эпохи палеолита, ученые заметили, что люди стремились группировать точки, полосы, насечки. Такая группировка облегчала счет. В древности считали чаще всего на пальцах, поэтому группировали по 5 и 10.

     Экскурсии проведут наши экскурсоводы.

    СЛАЙД 9

    Система счисления в Древнем Египте

    За 3000 лет до нашей эры в Древнем Египте применяли десятичную систему счисления. Для единиц, десятков, сотен были свои обозначения. Например, египтяне обозначали десяток знаком, единицу они обозначали просто вертикальной чертой. А десять десятков, то есть сотню, обозначали. Появились и знаки для тысячи (цветок лотоса), десять тысяч (поднятый к верху палец), ста тысяч ( сидящая лягушка) и миллион (сидящий человек с поднятыми руками).

    Чтобы записать какое либо число, египетский математик бесхитростно писал столько раз знак, сколько в этом числе тысяч, затем столько раз, сколько в нем сотен (кроме уже написанных тысяч), знак столько раз сколько было в числе десятков, и, наконец, палочек столько раз, сколько в нем было единиц. Запись читалась так: 2 3 6 7.

    СЛАЙД 10

    Римская система счисления.

    Римская система счисления вам знакома. Она используется и сейчас. Например, в учебнике литературы нумеруются главы. У римлян были специальные обозначения не только для чисел 1, 10, 100, 1000, но и для чисел 5, 50, 500. Римские числа имели такой вид: 1-I

    5 - V , 10 - X , 50 - L , 100 - C , 500 - D , 1000 - M .

    Возможно , знак V обозначал раскрытую руку, а знак X- две такие руки. Но есть и иное объяснение. Когда счет шел десятками, то, нарисовав 9 палочек, десятой их перечеркивали. А чтобы не писать слишком много палочек, перечеркивали одну палочку и писали десять так: Х. Отсюда и получилась римская цифра десять. А цифра для пяти получилась просто разрезанием цифры для числа 10 пополам.

    Обозначая числа, римляне записывали столько цифр, чтобы их сумма давала нужное число. Например, число 7 они записывали так: VII, а число 362 так: CCCLXII. Как видно сначала идут Большие цифры, а потом меньшие. Но иногда римляне писали меньшую цифру перед большей. Это означало, что нужно не складывать, а вычитать. Например, число 4 обозначали так IV, а число 9 – IX ( без одного десять). Запись XC означала число 90 ( без десяти сто). Так что, если вы увидите на старинном доме сделанную римскими цифрами надпись MDCCCXLIV, то легко определите, что он построен в 1844 году. А если на афише кинотеатра будет написано «Пираты XX века», то вы не прочтете это « Пираты ха – ха века», а поймете, что речь идет о пиратах двадцатого века.

    СЛАЙД 11

    Двоичная система счисления.

    За основание системы можно принять не только числа 5, 10, 100 и т. д., но и любое число, большее, чем 1. Еще в 17 веке немецкий математик Вильгельм Готфрид Лейбниц предложил перейти на двоичную систему, где за единицу счисления было принято число 2. Но ему помешало то, что запись числа была слишком длинной, А вот для электронно-вычислительных машин эта запись была в самый раз. В двоичной системе при записи числа используют всего две цифры: 0,1.

    Число «один» записывается, как обычно, 1,но число «два» составляет уже единицу второго разряда и поэтому записывается так: 102 « одна двойка и нуль единиц» (цифра 2, находящееся внизу в конце записи числа, означает, что число записано в двоичной системе). Число три изображается: 112 « одна двойка и одна единица». Число «четыре» представляет собой единицу следующего, третьего разряда и поэтому записывается так: 1002 « одна четверка, нуль двоек и нуль единиц». Таким образом, если в записи числа цифру 1 передвинуть влево на один разряд, то ее значение увеличится вдвое (а не в десять раз, как в нашей десятичной системе).

    СЛАЙД 12

    III. Третья тропинка “Сказочная”

    ученик читает стихотворение

    В наши дни из сказки смело,

     Лишь застлало небо мглой,

     Бабка ведьма прилетела

     В ступе с длинною метлой!

     Повертелась, покружилась,

     Покидая высоту.

     И случайно очутилась

     Ведьма в аэропорту!

     Подходила и к пилотам:

     -Это что за ступолеты?

     Рассмеялись летчики:

     -Ступолеты прочные!

     -Хороши-то, хороши,

     Но мою седую ступу

     Ругать тоже не спеши!

     Сделала ремонт я ей,

     Реодвигатель у ней!

     Кто скорей взовьется в небо?

     На лету оно видней.

    Задача№1

    Если реактивная ступа увеличит скорость на 80 км\час, то пролетит за два часа столько же, сколько самолет за 4 часа со скоростью 180 км\час. Найдите первоначальную скорость реактивной ступы (один ученик у доски, остальные в тетрадях)

    Решение:

    1. 180*4=720 (км) –пролетит самолет за 2 часа
    2. 720:2=360 (км/ч) – новая скорость ступы
    3. 360-80=280 (км/ч) первоначальная скорость ступы.

    Ответ: 280 км/ч.

    Какова же скорость реактивной ступы? Молодцы!

    СЛАЙД 13

    IV. Четвёртая тропинка “Отдыхай-ка”

    Давайте немного отдохнем (физкультминутка)

    На одной ноге постой-ка

     Будто ты солдатик стойкий.

     Ногу правую подними

     Да смотри, не упади,

     А теперь постой на левой

     Если ты солдатик смелый.

    А из какой сказки солдатик? Кто написал эту сказку? ОТВЕТ: Г-Х Андерсен «Сказка о стойком оловянном солдатике»

    СЛАЙД 14

    З а д а ч а №2:

    25 солдатиков были сделаны из старой оловянной ложки массой 248 грамм. 24 солдатика были одинаковыми, а двадцать пятый оказался одноногим. Его отливали последним и олова немного не хватило. Какова масса последнего солдатика? (Задача решается устно. Ответ: масса каждого солдатика 10 грамм, а последнего 8 грамм.)

    СЛАЙД 15

    V. Тропинка «Помоги другу».

    Возьмите карточку № 2. Работаем в парах. Сначала первый вариант диктует свои уравнения второму варианту и объясняет решение, а второй вариант слушает объяснения и записывает решение, если нужно то помогает товарищу. А потом наоборот.

     Карточка №2

    Решите уравнения.

     Вариант 1                                                           Вариант 2.

    26520:Х=65                                                  21560:Х=70

    8х – 7х +10 =12                                           3z – 2z + 15 =32

    Дополнительно:

     (у + 25) : 8 =16                                                     124 : (у – 5) =31

    СЛАЙД 16

    Ребята! Наш поезд остановил контролер, чтобы проверить наши знания. Он предложил вам решить тест. Взяли карточки с тестами.

    Тест

    1. Действия второй ступени состоять из

    а) сложения и вычитания

    б) сложения и умножения

    в) умножения и деления.

    2. Порядок выполнения действия в выражении без скобок следующий:

    а)Сначала выполняются действия первой ступени, а потом второй ступени по порядку справа налево..

    б) Сначала выполняются действия второй ступени, а потом первой ступени по порядку слева направо.

    в) Сначала выполняются действия первой ступени, а потом второй ступени по порядку слева направо.

    3. В выражении 241: 3 – 41*2 + 15*2:3 пронумеровали порядок действий, получилась последовательность

    а) 1, 5, 2, 6,3,4. б) 3, 6, 1, 5, 2, 4. в) 4, 6, 3, 5, 2, 1.

    4. Значение выражения 22 – (121 : ( 5 + 6) – 2 * 4) * ( 5 + 2) равно

    а) 1 б) 10 в) 5.

    Тест

    1. Действия первой ступени состоять из

    а) сложения и вычитания

    б) сложения и умножения

    в) умножения и деления.

    2. Порядок выполнения действия в выражении со скобок следующий:

    а)Сначала выполняются действия первой ступени, а потом второй ступени по порядку справа налево..

    б) Сначала выполняются действия в скобках, затем второй ступени, а потом первой ступени по порядку слева направо.

    в) Сначала выполняются действия первой ступени, а потом второй ступени по порядку слева направо.

    3. В выражении 241: 3 – 41*2 + 15*2:3 пронумеровали порядок действий, получилась последовательность

    а) 4, 6, 3, 5, 2, 1. б) 3, 6, 1, 5, 2, 4. в) 1, 5, 2, 6,3,4.

    4. Значение выражения 22 – (121 : ( 5 + 6) – 2 * 4) * ( 5 + 2) равно

    а) 10 б) 1 в) 5.

    СЛАЙД 17

    Ответы

     Вариант 1.

     1 в, 2 б, 3 а, 4 а

     Вариант 2.

     1а, 2 б, 3 в, 4 б.

    СЛАЙД 18

    IV. Итог урока.

    Ну, вот, наш урок подошел к концу. Вы замечательно поработали. Помните слова французского инженера – физика Лауэ: « Образования есть то, что остается, когда все выученное уже забыто». Думаю, что образование, которое вы получите, будет соответствовать времени, в котором вы живете. Сегодня на уроке получили оценки…

    • V Д/З ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
    • №127 (а-б)
    • №124 (а-б)
    • №128

    СЛАЙД 19


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сопровождение урока обобщения и систематизации знаний и умений по теме «Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельные прямые» на основе ЭОР.

    Сопровождение  урока обобщения и систематизации знаний и умений по теме «Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельные прямые» на основе ЭОР. Содержит характеристику и ссылки на...

    Урок математики в 6 классе по теме:"Координатная плоскость" (урок обобщения и систематизации знаний и умений, в форме игры)

    Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний. Класс в котором данный урок, изучает математику по УМК "Сферы", Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс "Е.А. Бу...

    Урок обобщения, систематизации знаний и умений по теме "Гидросфера" в 6 классе

    Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера", в 6 классе. На уроке закрепляются основные понятия темы, развиваются УУД. Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная. Метод...

    Урок обобщения и систематизации знаний и умений "Слово-единица или..."

    Урок обобщения и систематизации знаний и  умений "Слово-единица или..." 9 класс, 2 часа...

    Урок математики. 6 класс. Тема: Умножение и деление обыкновенных дробей (урок обобщения и систематизации знаний учащихся).

    Образовательные цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме,...