Урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме : «Умножение и деление натуральных чисел»
план-конспект урока по естествознанию (5 класс) по теме
Урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме : «Умножение и деление натуральных чисел» для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_umnozhenie_i_delenie_naturalnykh_chisel.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме : «Умножение и деление натуральных чисел»
ЦЕЛИ УРОКА:
Обобщение и систематизация приобретенных по теме знаний и умений:
умение умножать и делить многозначные числа столбиком, применять свойства умножения для решения задач и уравнений, решать задачи на составление уравнений, делить с остатком; знание свойств умножения, правил нахождения неизвестных компонентов.
Развивать вычислительные навыки, устную и письменную математическую речь, память
Содействовать воспитанию интереса к математике, активности.
Оборудование: тесты, карточки для устного счёта, таблицы с примерами, рабочие листы, маршрутный лист, высказывания о математике.
ХОД:
I Оргмомент Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Садитесь. Как вы думаете, зачем надо изучать математику? Что означает в переводе слово математика? | СЛАЙД 1 |
II Вступительное слово. Послушайте как об этом сказал М. В. Ломоносов: «А математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Как вы понимаете эти слова? А умение правильно видеть и слушать – первый шаг к мудрости. Именно поэтому, если человек знал математику, то это означало высшую степень учености. Хочется, чтобы сегодня вы все показали, насколько вы умеете умножать и делить натуральные числа.
| СЛАЙД 2 |
III Этап обобщения и закрепления. 1) Сегодня у нас урок будет необычным, мы отправимся с вами в путешествие в путешествие по тропинкам математики. Наше путешествие мы будем совершать под девизом: “Математики тропинки, одолеем без запинки”. Но в дорогу всегда что-нибудь берут. Ребята, что мы с вами возьмем в путешествие? Молодцы! Мы возьмем в путешествие смекалку, дружбу, а еще нам понадобятся в пути знания по теме “Умножение и деление натуральных чисел”. | СЛАЙД 3 |
Путешествовать будем на поезде. Если люди отправляются в путешествие, то они берут с собой багаж. Вот и мы возьмем с собой багаж, но багаж не простой, а багаж знаний. Давайте вспомним некоторые сведения о натуральных числах. Какие числа называются натуральными? Какие действия можно выполнять с натуральными числами? Как называются компоненты при умножении? Как найти неизвестный множитель? Как называются компоненты при делении? Как найти неизвестное делимое? делитель? В каком порядке выполняются действия в числовом выражении? | СЛАЙД 4 |
Молодцы! Багаж мы собрали. А теперь, чтобы отправиться в путешествие , давайте купим билет и узнаем его стоимость. Откройте тетради, запишите число, классную работу и тему урока. Возьмите карточку №1 и посмотрите, в кассе есть билеты в общий вагон. Стоимость такого билета дешевле, и чтобы его купить, нужно выполнить задание более простое. Так же есть билеты в купе, этот билет дороже. И самый дорогой билет- это билет в вагон люкс. Чтобы его купить нужно решить самое сложное выражение. Находите значение выражения, это и будет стоимость вашего билета. На выполнение этого задания отводится 5 минут. Приступили к выполнению. | СЛАЙД 5 |
Карточка №1
1 вариант
Билет в общий вагон
(370 + 122): (317 – 313) – 23
1) 429 2) 4 3) 123 4) 100
Билет в купе
91793 : 307 :23 + 138
1) 299 2) 13 3)151
Билет в вагон - люкс
(2356 + 809 – 2841)*106 : 159
1) 3165 2)324 3)34344 4)216
карточка №1
2 вариант
Билет в общий вагон
(458 + 22): (230 – 218) + 60
1) 480 2) 12 3) 40 4) 100
Билет в купе
1092 : 39 * 26 – 577
1)28 2)728 3) 151
Билет в вагон – люкс.
111 + (1485 – 1248)*175:395
1)237 2)41475 3)106 4) 216
Итак, сколько же стоит билет в общий вагон? в купе? вагон – люкс? Сколько у нас человек поедут в общем вагоне? в вагоне – купе? в вагоне – люксе?
I. Первая тропинка “Отвечай-ка”. Здесь мы работаем под девизом : «Эй. Ребята не зевай-ка, устно быстро отвечай-ка» Два ученика работают у доски: Задание №1: Разбейте данные слова на несколько столбиков ( 3-4 конверта в которые нужно разложить полосы с написанными словами) и озаглавьте каждый, т.е. нужно подобрать к словам в данном столбике обобщающее слово. переместительное 1 множитель делимое произведение частное 2 множитель сочетательное делитель распределительное | СЛАЙД 6 |
Ответы:
| СЛАЙД 7 |
Задание №2. 1. Вычисли устно: 2²; 2³; 3²; 3³; 4²; 5²; 6² 2. Упростите выражение:
3. Найдите значение выражения: 289*3+211*3; 548*243-243*448; 138*36+100*36-38*36; 3245*567-567*3145 Какими свойствами пользовались, выполняя данные задания? | СЛАЙД 8 |
II. Вторая тропинка - "Историческая". На этой тропинке нас ждёт «Математический музей» мы узнаем новые интересные факты из истории математики. Прежде, чем посмотреть его экспонаты, хотелось бы дать небольшую справку о том, что мы будем рассматривать. Речь пойдет о системах счисления. В энциклопедическом словаре дается определение этого понятия: « Системы счисления – способы записи чисел в виде, удобного для прочтения и выполнения арифметических операций». Рассматривая археологические находки эпохи палеолита, ученые заметили, что люди стремились группировать точки, полосы, насечки. Такая группировка облегчала счет. В древности считали чаще всего на пальцах, поэтому группировали по 5 и 10. Экскурсии проведут наши экскурсоводы. | СЛАЙД 9 |
Система счисления в Древнем Египте За 3000 лет до нашей эры в Древнем Египте применяли десятичную систему счисления. Для единиц, десятков, сотен были свои обозначения. Например, египтяне обозначали десяток знаком, единицу они обозначали просто вертикальной чертой. А десять десятков, то есть сотню, обозначали. Появились и знаки для тысячи (цветок лотоса), десять тысяч (поднятый к верху палец), ста тысяч ( сидящая лягушка) и миллион (сидящий человек с поднятыми руками). Чтобы записать какое либо число, египетский математик бесхитростно писал столько раз знак, сколько в этом числе тысяч, затем столько раз, сколько в нем сотен (кроме уже написанных тысяч), знак столько раз сколько было в числе десятков, и, наконец, палочек столько раз, сколько в нем было единиц. Запись читалась так: 2 3 6 7. | СЛАЙД 10 |
Римская система счисления. Римская система счисления вам знакома. Она используется и сейчас. Например, в учебнике литературы нумеруются главы. У римлян были специальные обозначения не только для чисел 1, 10, 100, 1000, но и для чисел 5, 50, 500. Римские числа имели такой вид: 1-I 5 - V , 10 - X , 50 - L , 100 - C , 500 - D , 1000 - M . Возможно , знак V обозначал раскрытую руку, а знак X- две такие руки. Но есть и иное объяснение. Когда счет шел десятками, то, нарисовав 9 палочек, десятой их перечеркивали. А чтобы не писать слишком много палочек, перечеркивали одну палочку и писали десять так: Х. Отсюда и получилась римская цифра десять. А цифра для пяти получилась просто разрезанием цифры для числа 10 пополам. Обозначая числа, римляне записывали столько цифр, чтобы их сумма давала нужное число. Например, число 7 они записывали так: VII, а число 362 так: CCCLXII. Как видно сначала идут Большие цифры, а потом меньшие. Но иногда римляне писали меньшую цифру перед большей. Это означало, что нужно не складывать, а вычитать. Например, число 4 обозначали так IV, а число 9 – IX ( без одного десять). Запись XC означала число 90 ( без десяти сто). Так что, если вы увидите на старинном доме сделанную римскими цифрами надпись MDCCCXLIV, то легко определите, что он построен в 1844 году. А если на афише кинотеатра будет написано «Пираты XX века», то вы не прочтете это « Пираты ха – ха века», а поймете, что речь идет о пиратах двадцатого века. | СЛАЙД 11 |
Двоичная система счисления. За основание системы можно принять не только числа 5, 10, 100 и т. д., но и любое число, большее, чем 1. Еще в 17 веке немецкий математик Вильгельм Готфрид Лейбниц предложил перейти на двоичную систему, где за единицу счисления было принято число 2. Но ему помешало то, что запись числа была слишком длинной, А вот для электронно-вычислительных машин эта запись была в самый раз. В двоичной системе при записи числа используют всего две цифры: 0,1. Число «один» записывается, как обычно, 1,но число «два» составляет уже единицу второго разряда и поэтому записывается так: 102 « одна двойка и нуль единиц» (цифра 2, находящееся внизу в конце записи числа, означает, что число записано в двоичной системе). Число три изображается: 112 « одна двойка и одна единица». Число «четыре» представляет собой единицу следующего, третьего разряда и поэтому записывается так: 1002 « одна четверка, нуль двоек и нуль единиц». Таким образом, если в записи числа цифру 1 передвинуть влево на один разряд, то ее значение увеличится вдвое (а не в десять раз, как в нашей десятичной системе). | СЛАЙД 12 |
III. Третья тропинка “Сказочная” ученик читает стихотворение В наши дни из сказки смело, Лишь застлало небо мглой, Бабка ведьма прилетела В ступе с длинною метлой! Повертелась, покружилась, Покидая высоту. И случайно очутилась Ведьма в аэропорту! Подходила и к пилотам: -Это что за ступолеты? Рассмеялись летчики: -Ступолеты прочные! -Хороши-то, хороши, Но мою седую ступу Ругать тоже не спеши! Сделала ремонт я ей, Реодвигатель у ней! Кто скорей взовьется в небо? На лету оно видней. Задача№1 Если реактивная ступа увеличит скорость на 80 км\час, то пролетит за два часа столько же, сколько самолет за 4 часа со скоростью 180 км\час. Найдите первоначальную скорость реактивной ступы (один ученик у доски, остальные в тетрадях) Решение:
Ответ: 280 км/ч. Какова же скорость реактивной ступы? Молодцы! | СЛАЙД 13 |
IV. Четвёртая тропинка “Отдыхай-ка” Давайте немного отдохнем (физкультминутка) На одной ноге постой-ка Будто ты солдатик стойкий. Ногу правую подними Да смотри, не упади, А теперь постой на левой Если ты солдатик смелый. А из какой сказки солдатик? Кто написал эту сказку? ОТВЕТ: Г-Х Андерсен «Сказка о стойком оловянном солдатике» | СЛАЙД 14 |
З а д а ч а №2: 25 солдатиков были сделаны из старой оловянной ложки массой 248 грамм. 24 солдатика были одинаковыми, а двадцать пятый оказался одноногим. Его отливали последним и олова немного не хватило. Какова масса последнего солдатика? (Задача решается устно. Ответ: масса каждого солдатика 10 грамм, а последнего 8 грамм.) | СЛАЙД 15 |
V. Тропинка «Помоги другу». Возьмите карточку № 2. Работаем в парах. Сначала первый вариант диктует свои уравнения второму варианту и объясняет решение, а второй вариант слушает объяснения и записывает решение, если нужно то помогает товарищу. А потом наоборот. Карточка №2 Решите уравнения. Вариант 1 Вариант 2. 26520:Х=65 21560:Х=70 8х – 7х +10 =12 3z – 2z + 15 =32 Дополнительно: (у + 25) : 8 =16 124 : (у – 5) =31 | СЛАЙД 16 |
Ребята! Наш поезд остановил контролер, чтобы проверить наши знания. Он предложил вам решить тест. Взяли карточки с тестами. Тест 1. Действия второй ступени состоять из а) сложения и вычитания б) сложения и умножения в) умножения и деления. 2. Порядок выполнения действия в выражении без скобок следующий: а)Сначала выполняются действия первой ступени, а потом второй ступени по порядку справа налево.. б) Сначала выполняются действия второй ступени, а потом первой ступени по порядку слева направо. в) Сначала выполняются действия первой ступени, а потом второй ступени по порядку слева направо. 3. В выражении 241: 3 – 41*2 + 15*2:3 пронумеровали порядок действий, получилась последовательность а) 1, 5, 2, 6,3,4. б) 3, 6, 1, 5, 2, 4. в) 4, 6, 3, 5, 2, 1. 4. Значение выражения 22 – (121 : ( 5 + 6) – 2 * 4) * ( 5 + 2) равно а) 1 б) 10 в) 5. Тест 1. Действия первой ступени состоять из а) сложения и вычитания б) сложения и умножения в) умножения и деления. 2. Порядок выполнения действия в выражении со скобок следующий: а)Сначала выполняются действия первой ступени, а потом второй ступени по порядку справа налево.. б) Сначала выполняются действия в скобках, затем второй ступени, а потом первой ступени по порядку слева направо. в) Сначала выполняются действия первой ступени, а потом второй ступени по порядку слева направо. 3. В выражении 241: 3 – 41*2 + 15*2:3 пронумеровали порядок действий, получилась последовательность а) 4, 6, 3, 5, 2, 1. б) 3, 6, 1, 5, 2, 4. в) 1, 5, 2, 6,3,4. 4. Значение выражения 22 – (121 : ( 5 + 6) – 2 * 4) * ( 5 + 2) равно а) 10 б) 1 в) 5. | СЛАЙД 17 |
Ответы Вариант 1. 1 в, 2 б, 3 а, 4 а Вариант 2. 1а, 2 б, 3 в, 4 б. | СЛАЙД 18 |
IV. Итог урока. Ну, вот, наш урок подошел к концу. Вы замечательно поработали. Помните слова французского инженера – физика Лауэ: « Образования есть то, что остается, когда все выученное уже забыто». Думаю, что образование, которое вы получите, будет соответствовать времени, в котором вы живете. Сегодня на уроке получили оценки…
| СЛАЙД 19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сопровождение урока обобщения и систематизации знаний и умений по теме «Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельные прямые» на основе ЭОР.
Сопровождение урока обобщения и систематизации знаний и умений по теме «Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельные прямые» на основе ЭОР. Содержит характеристику и ссылки на...
урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов", 7 класс
урок физики в 7 классе, форма проведения: праздник знаний...
урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков обучающихся по теме "Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников", 9 класс
форма проведения: урок решения задач в 9 классе (расчетных, качетсвенных, экспериментальных)...
Урок математики в 6 классе по теме:"Координатная плоскость" (урок обобщения и систематизации знаний и умений, в форме игры)
Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний. Класс в котором данный урок, изучает математику по УМК "Сферы", Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс "Е.А. Бу...
Урок обобщения и систематизации знаний и умений "Слово-единица или..."
Урок обобщения и систематизации знаний и умений "Слово-единица или..." 9 класс, 2 часа...
Урок математики. 6 класс. Тема: Умножение и деление обыкновенных дробей (урок обобщения и систематизации знаний учащихся).
Образовательные цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме,...
Открытый урок «Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Обработка текстовой информации», 7 класс
Материал содержит конспект к уроку, дополнительные материалы( задания)....