Тематическое планирование курса "Естествознание", 5 класс (Плешаков А.А., Сонин Н.И.)
рабочая программа по естествознанию (5 класс) на тему

Бабаева Юлия Валериевна

Тематическое планирование курса "Естествознание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     Пояснительная записка

      Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно  являясь  пропедевтической  основой для изучения  естественных наук. Он также завершает  изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса  большое внимание уделено  раскрытию способов  и истории познания природы человеком, представлены основные естественные  науки, выделена специфическая роль  каждой из них в исследовании  окружающего мира, в жизни человека.

      Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается  перед ними в курсе 5 класса. При этом программа  построена таким образом, чтобы исключить  как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное  забегание вперед.

      В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические  работы».

                                           

                                                                  Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать:

- как развивалась жизнь на Земле ( на уровне представлений);

- строение живой клетки (главные части);

- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

- беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);

- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны (перечислять и кратко характеризовать);

- природные сообщества морей и океанов (перечислять и приводить примеры);

- как человек появился на Земле ( на уровне представлений);

- естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);

- как люди открывали новые земли ( приводить примеры, называть  имена 3-5 великих путешественников- первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);

- изменения в природе, вызванные деятельностью человека ( на уровне представлений);

- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать).

Уметь:

- выполнять несложные  наблюдения и практические работы, фиксировать  их результаты в рабочих тетрадях;

- пользоваться простейшими лабораторным оборудованием и измерительными приборами;

- рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;

- показывать на карте основные природные зоны Земли;

- составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты природоведческого содержания, используя  результаты наблюдений, практических работ, материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Характеристика

деятельности

учащихся или

виды учебной

деятельности

Виды

контроля,

измерители

Планируемые результаты

освоения

материала

Домашнее

задание

Дата

П

ф

1.

Введение. Науки о природе. Методы изучения природы

1

Вводный

Беседа, слушание учителя, работа

с учебником, тетрадями

Индивидуальный опрос

Знать: методы изучения природы, науки о природе

Уметь: работать с текстом

ТПО стр. 6

№ 1-2

2.

Науки о природе.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Фронтальный опрос

Знать: науки о природе, их особенности

Уметь:  составлять краткий конспект

ТПО стр. 6-8 № 3-4

3.

Методы изучения природы. Наблюдение.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Фронтальный опрос

Знать: методы изучения природы

Уметь: применять их на практике

ТПО стр. 8 -10 № 1-6

4.

Эксперимент, измерение- методы познания природы.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Тестирование

Знать: методы изучения природы

Уметь: применять их на практике

ТПО стр. 8-10 № 1-6

5.

Оборудование для научных исследований.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Фронтальный опрос

Знать: особенности оборудований для разных методов обучения

Уметь: различать их на рисунках, уметь ими пользоваться

 ТПО стр. 11-12 № 1-3

6.

Вселенная. Представление  древних людей о Вселенной.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа

с учебником, тетрадями, рисунками

Фронтальный опрос

Знать: особенности  

представления

Вселенной древними людьми

Уметь: систематизировать, обобщать

ТПО стр. 16-17 № 1-3

7.

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа

с учебником, тетрадями, рисунками

Фронтальный опрос

Знать: модель Вселенной Аристотеля и Птолемея

Уметь: различать модели Вселенной и находить общее.

ТПО стр. 17-18 № 4-5

8.

Николай Коперник. Его модель Вселенной.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа

с учебником, тетрадями, рисунками

Фронтальный опрос

Знать: модель Вселенной Коперника

Уметь: сравнивать

между  собой модели Вселенной

ТПО стр. 18-20 № 1-6

9.

Д.Бруно и Г. Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н. Коперника.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа

с учебником, тетрадями, рисунками

Тестирование

Знать: вклад в науку Д.Бруно, Г.Галилея

Уметь: логически мыслить, использовать полученные знания на уроке

Подготовить сообщение о планетах Солнечной системы

10.

Солнечная система, ее состав.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа

с учебником, тетрадями, атласом, заполнение таблицы

Тестирование

Знать: состав солнечной системы, названия планет

Уметь: работать с текстом учебника, составлять таблицы

11.

Планеты земной группы.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа

с учебником, тетрадями, атласом, заполнение таблицы

Тестирование

Знать: названия планет земной группы, особенности их строения

Уметь: находить и показывать их на таблице, рисунках

ТПО стр. 20-22 № 1-6

12.

Планеты-гиганты.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа

с учебником, тетрадями, атласом, заполнение

таблицы

Тестирование

Знать: названия планет-гигантов, особенности их строения

Уметь: находить планеты-гиганты на таблице, атласе

ТПО стр. 23-24 № 1-4

13.

Планеты-гиганты. Самая маленькая планета-Плутон

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа

с учебником, тетрадями, атласом, заполнение

таблицы

Фронтальный опрос

Знать:  названия планет-гигантов, особенности их строения

Уметь: находить планеты-гиганты на таблице, атласе

ТПО стр. 24 № 5-6

14.

Спутники планет.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа

с учебником, тетрадями, атласом, заполнение таблицы

Фронтальный опрос

Знать: названия спутников планет, их особенности

Уметь: находить и показывать их на таблице, атласе

15.

Астероиды. Кометы.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа

с учебником, тетрадями, атласом

Фронтальный опрос

Знать: особенности строения астероидов, комет, их названия

Уметь: находить их на атласе, таблице

ТПО стр. 25 № 1-4

16.

Метеоры.

Метеориты.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа

с учебником, тетрадями, атласом

Фронтальный опрос

Знать: особенности строения метеоров, метеоритов

Уметь: составлять краткий конспект, используя текст учебника

ТПО стр. 25-27 № 5-6

17.

Звезды. Солнце- ближайшая к нам звезда.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа

с учебником, тетрадями, атласом

Фронтальный опрос

Знать: особенности

строения звезд, их классификацию

Уметь: логически мыслить.

ТПО стр. 27

 № 1-2

18.

Контрольная работа

№ 1 по теме: «Солнечная  система».

1

Контроль знаний

Письменная работа

Тестирование

Применение полученных  знаний  на уроке

19.

Многообразие звезд.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа

с учебником, тетрадями, атласом

Фронтальный опрос

Знать: многообразие звезд

Уметь: анализировать, обобщать

ТПО стр. 28

№ 3-4

20.

Созвездия.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа

с учебником, тетрадями, атласом

Фронтальный

опрос

Знать: понятие:

созвездие

Уметь: работать с текстом учебника, атласом

ТПО стр. 28-29 № 5-6

21.

Галактики. Световой год.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа

с учебником, тетрадями, атласом

Фронтальный опрос

Знать: особенности строения галактик

Уметь: использовать дополнительную литературу

ТПО стр. 29-30 № 1-3

22.

Многообразие галактик.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа

с учебником, тетрадями, атласом

Фронтальный опрос

Знать: многообразие галактик

Уметь: анализировать, обобщать

ТПО стр. 31  № 4-5

23.

Гипотезы возникновения Земли.

1

Изучение нового материала

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Индивидуальный опрос

Знать: гипотезы возникновения Земли

Уметь: работать с текстом учебника и рисунками

ТПО стр. 34

 № 1-3

24.

Возникновение Земли.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Фронтальный опрос

Знать: гипотезы возникновения Земли

Уметь: работать с текстом учебника и рисунками

ТПО стр. 35-36 № 4-5

25.

Внутреннее строение Земли.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Фронтальный опрос

Знать: внутреннее строение Земли

Уметь: сравнивать, обобщать, анализировать

ТПО стр. 36-37 № 1-2

26.

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, заполнение таблицы

Фронтальный опрос

Знать: названия горных пород, минералов, полезных ископаемых

Уметь: различать полезные ископаемые

ТПО стр. 37-38 № 3-6

27.

Вещества и явления в окружающем мире

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, выполнение практической работы

Фронтальный опрос

Знать: понятие вещество, явления, тело, смесь, чистое вещество.

Уметь: различать сложные и простые вещества

ТПО стр. 38-40 № 1-6

28.

Землетрясения.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Фронтальный опрос

Знать: особенности землетрясения, ее последствия

Уметь: применять полученные знания на практике

ТПО стр. 41

 № 1-2

29.

Вулканы.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Фронтальный опрос

Знать: особенности вулканической деятельности, ее последствия

Уметь: применять полученные знания на практике

ТПО стр. 41-42

№ 3-5

30.

Суша планеты.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Фронтальный опрос

Знать: особенности строения суши планеты, ее разновидности

Уметь: обозначать части суши на контурной карте

ТПО стр. 43-44 № 1-4

31.

Суша планеты. Пр.р

№ 2 « На к. к подписать крупнейшие вершины и реки материков».

1

Комбинирований

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, выполнение практической работы

Тестирование

Знать: особенности строения суши планеты, ее разновидности

Уметь: обозначать части суши на контурной карте

32.

Атмосфера Земли.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Тестирование

Знать: особенности строения атмосферы Земли

Уметь: анализировать, делать выводы

ТПО стр. 45

№ 1-2

33.

Погода. Климат.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Фронтальный опрос

Знать: особенности погоды, климата

Уметь: работать с доп. литературой, обобщать, систематизировать

ТПО стр. 45-46 № 1, 3, 4

34.

Ураганы. Смерчи.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Фронтальный опрос

Знать: особенности

природных явлений

Уметь: применять полученные знания на практике

ТПО стр. 46-47 № 5-6

35.

Контрольная работа

№ 2 по теме: «Строение Земли».

1

Контроль знаний

Письменная работа

Тестирование

Применить полученные знания на уроке

36.

Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Тестирование

Знать: особенности гидросферы, ее частей

Уметь: различать части Мирового океана на контурной карте

ТПО стр. 47-48 № 1-3

37..

Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан. Пр.р № 3 « На к.к подписать океаны, моря омывающие Россию».

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, выполнение практической работы

Тестирование

Знать: особенности гидросферы, ее частей

Уметь: различать части Мирового океана на контурной карте

ТПО стр. 48

№ 5

38.

Воды суши.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Фронтальный опрос

Знать: особенности гидросферы, ее частей

Уметь: различать части Мирового океана на контурной карте

ТПО стр. 48-49 № 4, 6

39.

Уникальность планеты Земля.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Фронтальный опрос

Знать: особенности планеты Земля

Уметь: логически мыслить

ТПО стр. 49-52  № 1-5

40.

Обобщение раздела «Земля».

1

Обобщающий

Работа в тетрадях

Индивидуальный

опрос

Применить полученные знания на уроке

41.

Развитие жизни на Земле.

1

Изучение нового материала

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Индивидуальный опрос

Знать: особенности развития жизни на Земле

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи

ТПО стр. 58

№ 1

42.

Животные прошлого.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Фронтальный опрос

Знать: представителей животного мира в прошлом

Уметь: распознавать их на таблицах, рисунках

ТПО стр. 58-60 № 2-5

43.

Живые клетки. Пр.р

№ 4 «Изучение устройства светового микроскопа».

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, выполнение практической работы

Фронтальный опрос

Знать: строение светового микроскопа

Уметь: называть и показывать части светового микроскопа

ТПО стр. 60-61 № 1-2

44.

Пр.р № 5 «Строение клетки».

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, выполнение практической работы

Фронтальный опрос

Знать: строение клетки

Уметь: различать органоиды клетки на таблицах. рисунках

ТПО стр. 61-62 № 3-6

45.

Царства живой природы. Одноклеточные организмы.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Тестирование

Знать: представителей царств природы

Уметь: логически мыслить, обобщать, сравнивать

ТПО стр. 62

№ 1

46.

Многоклеточные организмы. Грибы, растения.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Фронтальный опрос

Знать: особенности многоклеточных организмов, представителей грибов, растений

Уметь: сравнивать, обобщать, анализировать

ТПО стр. 63

№ 2-3

47.

Пр.р № 6 «Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов».

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, выполнение практической работы

Фронтальный опрос

Знать: представителей растительного мира

Уметь: определять  их по гербариям

48.

Беспозвоночные и позвоночные животные.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Индивидуальный опрос

Знать: представителей беспозвоночных и позвоночных животных

Уметь: распознавать их на таблицах, рисунках

ТПО стр. 63-66 № 2-7

49.

Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Фронтальный опрос

Знать: особенности наземно-воздушной среды обитания

Уметь: самостоятельно использовать текст учебника

ТПО стр. 66-67

№ 1-3

50.

Водная среда.

1

Комбинированный

Беседа, работа с тетрадями, учебником

Тестирование

Знать: особенности водной среды обитания

Уметь: логически мыслить

ТПО стр. 67-68 № 2-5

51.

Почвенная среда.

1

комбинированный

Беседа, работа в тетрадях

Тестирование

Знать: особенности почвенной среды обитания

Уметь: сравнивать анализировать, обобщать

ТПО стр. 68

№ 6

52.

Жизнь на разных материках.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Фронтальный опрос

Знать: особенности жизни на разных материках

Уметь: анализировать, сравнивать

ТПО стр. 69-71 № 1-5

53.

Природные зоны. Пр. р.   № 7 « Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарного материала».

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, выполнение практической работы

Фронтальный опрос

Знать: особенности природных зон

Уметь: сравнивать, обобщать, анализировать

ТПО стр. 72-75 № 1-5

54.

Жизнь в морях и океанах. Пр. р  

№ 8 «Рассматривание  морских организмов в коллекциях и на влажных препаратах». 

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, выполнение практической работы

Фронтальный опрос

Знать: особенности жизни в морях и океанах

Уметь: распознавать представителей на таблицах, рисунках

ТПО стр. 75-77 № 1-4

55.

Обобщение раздела

« Жизнь на Земле».

1

Обобщающий

Выполнение заданий в рабочей тетради

Текущий контроль

Выявить пробелы в знаниях, подготовиться к контрольной работе

56.

Контрольная работа

№ 3 по теме:

«Жизнь на Земле».

1

Контроль знаний

Письменная работа

Тестирование

Применение полученных знаний на уроке

57.

Происхождение человека. Древние предки человека.

1

Изучение нового материала

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Индивидуальный опрос

Знать: особенности происхождения человека

Уметь: логически мыслить

ТПО стр. 82

№ 1-2

58.

Первые люди.

1

Комбинированный

Беседа, работа с учебником, тетрадями

Фронтальный опрос

Знать: особенности развития и жизнедеятельности первых людей

Уметь: анализировать сравнивать, обобщать

ТПО стр. 83-85 № 3-5

59.

История географических открытий. Открытие Америки.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Индивидуальный опрос

Знать: историю географических открытий

Уметь: сравнивать, анализировать, обобщать

ТПО стр. 86

№ 1

60.

Открытие Австралии и Антарктиды.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Индивидуальный опрос

Знать: историю географических открытий

Уметь: сравнивать, анализировать, обобщать

ТПО стр. 87

№ 2

61.

Великие путешественники- первооткрыватели  новых земель.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Индивидуальный опрос

Знать: историю географических открытий

Уметь: сравнивать, анализировать, обобщать

ТПО стр. 88 № 3-4

62.

Изменение Земли человеком.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Фронтальный опрос

Знать: особенности изменения Земли человеком

Уметь: логически мыслить

ТПО стр. 89-90 № 1-3

63.

Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, заполнение таблицы

Фронтальный опрос

Знать: особенности природных явлений, вызванные человеком

Уметь: самостоятельно пользоваться текстом учебника

ТПО стр. 91 № 4 -5

64.

Жизнь под угрозой.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Фронтальный опрос

Знать: особенности природных явлений, вызванные человеком

Уметь: самостоятельно пользоваться текстом учебника

ТПО стр. 92-93 № 1-3

65.

Меры сохранения жизни на Земле.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями

Тестирование

Знать: меры сохранения жизни на Земле

Уметь: Применять полученные знания на практике

ТПО стр. 93-94 № 4-6

66.

Опустынивание  и его причины. Защита Земли от опустынивания.

1

Комбинированный

Беседа, слушание учителя, работа с учебником, тетрадями, заполнение таблицы

Тестирование

Знать: особенности опустынивания, ее причин

Уметь: сравнивать, анализировать, обобщать

ТПО стр. 94-95 № 1-4

67.

Контрольная работа № 4 по теме: « Человек на Земле».

1

Контроль знаний

Письменная работа

Тестирование

Применять полученные знания на уроке

68.

Итоговое обобщение.

1

Обобщающий

Работа в общих тетрадях

Фронтальный опрос

Применять полученные знания на практике

с. 166-173


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная интегрированная программа по физической культуре для 1-4 классов.Тематическое планирование 4 класс.

Образовательная программа имеет четко описанные цели,задачи,ожидаемые результаты и условия реализации программы.Содержание программы описание учебно-тематического планирования для 4 класса,оценку пока...

Тематическое планирование 2 класс окружающий мир, Плешаков

Здесь вы можете найти календароно-тематическое планирование с пояснительной запиской...

Календарно-тематическое планирование 5 класс биология ФГОС УМК Н.И.Сонин

КТП к рабочей программе по биологии 5 класс УМК Н.И.Сонин...

Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс

Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...

Тематическое планирование 9 класс Сонин

Программа по биологии "Общая биология"...

календарно - тематическое планирование для классов КРО (математика 7 класс)

Тематическое планирование разработано и составлено для 7 класса (VIII вид) рассчитано на 5 часов в неделю( математика 4 часа, геометрия 1 час)...

Тематическое планирование 5 класс . Автор Сонин.

Тематическое планирование 5 класс. Биология. По учебнику Сонина....