ОРКСЭ Урок по теме: "Душа"
презентация к уроку по естествознанию (5 класс) на тему

Гладышева Елена Васильевна

- У В. И.Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка» дано такое определение слова «душа»: «Душа – душевные  и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство и прочее».

- Задумывались ли Вы, почему один человек более стеснителен, чем другой, или же один бесстрашен, а другой труслив?  Это качества характера, наверное, скажут многие. А что такое характер? Это по сути все та же душа, её проявление.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок 9. Православное учение о человеке. Цели урока : познакомить учащихся с христианским представлением о душе человека; осмысление христианского представления о человеке: душе человека как его сущности. Ключевые понятия: тело, душа, внутренний мир человека.

Слайд 2

Тело Душа

Слайд 3

Объясни следующие выражения: чистая душа грязная душонка голубиная душа слабая душа жить душа в душу покривить душой душа поёт д

Слайд 4

Бог есть Любовь - и Он подарил людям любовь. Бог есть разум - и Он подарил людям способность мыслить. Бог есть Творец – и Он подарил людям способность творить. Бог Сам свободен – и человеку Он тоже подарил свободу.

Слайд 5

Круговая порука добра Что бы в жизни ни ждало вас, дети, В жизни много есть горя и зла, Есть соблазна коварные сети И раскаянья жгучего мгла. Всё же вы не слабейте душою, Как придёт испытаний пора – Человечество живо одною Круговою порукой добра! Где бы сердце вам жить ни велело: В шумном свете иль в сельской тиши – Расточайте без счёта и смело Вы сокровища вашей души! Не ищите, не ждите возврата, Не смущайтесь насмешкою злой. Человечество всё же богато Лишь порукой добра круговой!

Слайд 6

Вспомни, как помогала душа выдержать трудные испытания литературным героям

Слайд 7

«Дюймовочка» «Карлик-нос»

Слайд 9

Из всякого трудного положения сейчас же выйдешь, если только вспомнишь, что живешь не телом, а душою, вспомнишь, что в тебе есть то, что сильнее всего на свете. Л.Н. Толстой



Предварительный просмотр:

Урок 9. Православное учение о человеке.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с христианским представлением о душе человека;

2.осмысление христианского представления о человеке: душе человека как его сущности.

Задачи урока:

обучающая - узнать о христианском понимании взаимоотношения души и тела человека; уяснить, какие качества души составляют внутренний мир человека;

развивающая - научиться различать телесные и душевные свойства и качества человека;

воспитывающая - понять, что душа становится тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям.

Ключевые понятия урока:  тело,душа, внутренний мир человека.

 

 

Ход урока.

 

I.Организационный момент, объявление темы и целей урока. (Cлайд 1)

II. Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме.

- Чем человек отличается от животных?

- Если бы Бог не дал человеку свободу, а сделал бы всех принудительно хорошими, может было бы лучше жить?

1. - Рассмотрите таблицу (Слайд 2)

   III. Работа с учебником.

1. Прочитайте статью в учебнике.

В православии размышления о человеке и размышления о Боге переплетены. Человек верит в Бога. А во что верит Сам Бог? Христиане считают, что Бог верит в человека. Бог доверяет человеку и поэтому дает ему свободу. Он вложил в человека огромные возможности для роста. Причем этот рост нельзя измерить в сантиметрах.

Жертву Христа, как и вообще все, что связано с миром религии, нельзя понять, если человек не всмотрится внутрь себя самого. Это мир его души.

 

- Как вы думаете, что находится в вашем «мире души»?

- Выберите слова, обозначают предметы и явления, которые близки душе, на которые она откликается: еда, телевизор, тихая песня, журчанье ручья, шелест листьев, громкий хохот подростков в вагоне метро, ссора, компьютер, материнская ласка, отчий дом.

- Почему вы выбрали именно эти слова? Попробуйте объяснить.

2. Прочитайте статью в учебнике.(Слайд 3)

ДУША                                            

Тело ходит, бегает, жует. Душа думает, мечтает, верит, любит.

Душа так отлична от тела, что порой она радуется, даже если телу больно.

3.Рассказ учителя. (Слайд 4)

Представь: в вашем доме есть запретный для тебя сундучок. Там родители хранят какие-то очень ценные и очень интересные вещи. Однажды вечером, когда у тебя уже слипались глаза от усталости, отец вдруг предложил тебе: пойдем, поможешь разобраться в сундучке. А там оказались: фотографии бабушкиной свадьбы. Ордена прадедушки. Его письма с фронта. Твои первые волосы. Старые монеты, которых теперь уж нигде не увидишь. Любимая кукла той девочки, которая потом стала твоей мамой…

Все было так интересно – у тебя даже ноги затекли от того, что ты боялся лишний раз пошевелиться, слушая рассказы отца. И глаза уж совсем отказываются открываться. Тело устало. Ему не очень хорошо. А душа радуется. Она открыла для себя удивительный мир семейных преданий. Она почувствовала связь своей семейной истории с историей Родины.

- А есть ли у вас такие сокровенные и важные для вашей души «сундучки»? Расскажите.

4. Работа над понятием «душа».

- У В. И.Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка» дано такое определение слова «душа»: «Душа – душевные  и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство и прочее».

- Задумывались ли Вы, почему один человек более стеснителен, чем другой, или же один бесстрашен, а другой труслив?  Это качества характера, наверное, скажут многие. А что такое характер? Это по сути все та же душа, её проявление.

- А иногда душа болит, даже если все тело здорово. Это совесть говорит человеку: «в этом ты не прав!».

- Были ли у вас такие моменты, когда «болела душа»? Как вы  поняли? Почему был такой момент?

5.  (Слайд 5)

Объясни следующие выражения: «чистая душа», «грязная душонка», «голубиная душа», слабая душа, жить душа в душу, покривить душой, душа поёт.

6. Чтение статьи в учебнике.

Итак, разрешите вас познакомить. Есть ты. Есть твое тело. И есть твоя душа. Вы должны научиться жить вместе.

Именно душа делает человека человеком. Такие свойства человеческой души, как свобода, различение добра и зла, творчество и мысль, у животных отсутствуют.

Христиане считают, что человек так непохож на животных оттого, что эти отличия были ему подарены Богом. (Слайд 6)

Бог Сам свободен – и человеку Он тоже подарил свободу.

Бог есть Любовь - и Он подарил людям любовь.

Бог есть разум - и Он подарил людям способность мыслить.

Бог есть Творец – и Он подарил людям способность творить.

Вместе эти дары Бога человеку составляют целый мир. Он так и называется – внутренний мир человека. Разум, свобода, любовь, творчество у христиан называются – «образ Бога в человеке».

 Непросто осознать, что душа существует. Еще сложнее понять причины и цели ее стремлений. Вам еще предстоит понять, что на самом деле нужно душе, а что ее ранит.

 

- Расскажите о своих чувствах, внутренних ощущениях, когда вы делаете доброе дело?

- У нашего внутреннего мира или у души есть удивительное свойство: душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям. Тот, кто сделал добро другому человеку, - и сам стал добрее и радостней. И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир.

Об этом  и стих, написанный сто лет назад одной монахиней из Московского Новодевичьего монастыря:(Слайд7)

Круговая порука добра

Что бы в жизни ни ждало вас, дети,

В жизни много есть горя и зла,

Есть соблазна коварные сети

И раскаянья жгучего мгла.

Всё же вы не слабейте душою,

Как придёт испытаний пора –

Человечество живо одною

Круговою порукой добра!

Где бы сердце вам жить ни велело:

В шумном свете иль в сельской тиши –

Расточайте без счёта и смело

Вы сокровища вашей души!

Не ищите, не ждите возврата,

Не смущайтесь насмешкою злой.

Человечество всё же богато

Лишь порукой добра круговой!

 

-  Как вы поняли выражение «Круговая порука добра»?

- То, что здесь названо «круговой порукой добра», можно выразить девизом: «один за всех и все за одного».

 7. Статья в учебнике.

«ПОДУМАЙ О ДУШЕ!»

Младенец сначала учится владеть своим телом. Потом же ему придется всю жизнь учиться жить в мире со своей душой и с совестью. Если человек не знает о своей душе, если он кормит её ненавистью, завистью, предательством, раздражительностью, душа беднеет… Болезни души могут нарастать. Вот пропал у тебя велосипед. Горькая потеря. Как ее смягчить? На покупку нового денег пока нет. Плакать дни и ночи напролет о пропаже? Желать найти и отлупить вора? Если ты начнешь всех подозревать, душе станет мутно и она заболеет еще больше. Так можно и вообще без души остаться. А это много хуже, чем остаться без велосипеда. Поэтому вместо того, чтобы жалеть о потерянной вещи, христиане говорят: «Бог дал – Бог взял!» А еще можно сказать: «пусть она достанется тому, кому она нужнее, чем мне!». В этом случае потеря превратится в подарок. И на душе станет легче.

Если же человек раз за разом поступает против совести, то в  итоге он становится бездушным. Страшнее всего, если человек теряет самого себя. Не волос и не зуб и даже не руку, а именно самого себя. Бывают брошенные дома. Бывают брошенные автомобили. А еще бывают мертвые души. Человек просто забыл, что у него есть душа. Зубы он привык чистить. А про душу – забыл.

Поэтому мудрые люди часто призывают: «О душе подумай!».

При самых разных поворотах судьбы стоит прежде всего ставить вопрос: а что будет с моей душой? Придется ли ей по вкусу радость, добытая стыдным путем?

 

IV. Подведение итогов урока.

Дополнительные вопросы.

1. (Слайд 8).

-  Вспомни, как помогала душа выдержать трудные испытания литературным героям: маленькой Герде, оставшейся без тёплой одежды, двигаться навстречу снежному воинству; Элизе  из сказки Андерсена «Дикие лебеди», превозмогая боль, вязать братьям рубашки из крапивы.

- Приведи другие литературные примеры, когда душа подсказывала герою, как надо поступить правильно.(Слайд 9).

2. Как ты думаешь, откуда душа человека знает, как надо поступать правильно, по совести?

V. Домашнее задание.

Подумайте и ответьте на вопросы из учебника.

1. Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?

2. Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»?

3. Как Библия рассказывает о происхождении души?

4. Как ты думаешь, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше? Вот начинает у тебя  в голове кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга… Как ты полагаешь, будет по-честному: принять такую мысль и  исполнить её или отогнать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")

Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся....

ОРКСЭ Урок 17. Промежуточный контроль.

Курс ОРКСЭ введен в нашей школе впервые. И передо мной стоял вопрос: как проводить уроки, особенно уроки проверки знаний. Подумав, я решила провести урок в виде игры. То, что у меня получилось по...

Урок – презентация10 класс.Тема: «Душа слова. Этимологический анализ слов»

Цель: дать представление об основных принципах этимологического анализа слов, вызвать интерес к изучению истории родного языка, развивать навыки исследовательской деятельности....