Учебный эксперемент как средство формирования УУД
статья по естествознанию (5 класс) на тему

Татьяна Каргина

Выступление на окружной еонференции педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnyy_eksperiment.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный эксперимент

как средство формирования универсальных учебных действий

Каргина Т.А. учитель физики.

«Самое лучшее из всех доказательств — есть опыт», — сказал когда-то Р. Бэкон, а народная мудрость тут же вторит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Особенно эти афоризмы точны, когда мы говорим о детях. В условиях современной информатизации, коснувшейся не только всех отраслей жизнедеятельности, но и нашего сознания, процесс обучения будет тем более эффективным, чем больше практики будет в него включено.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют не только предметные, но и такие метапридметные умения, как самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельный  подход, предполагающий активность всех субъектов образовательного процесса, необходимость его реализации раскрывает доктор психологических наук Г.А. Цукерман: «Не вводи знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска. . . .»

Одним из способов разрешения проблемы является физический эксперимент, включающий в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление  и обобщение результатов. При выполнении экспериментальных заданий учащиеся самостоятельно и за сравнительно короткое время повторяют большой объем изученного материала.

План действий по выполнению эксперементальных заданий.

  1. Уясните вопрос (цель) задачи и подумайте над тем , какие возможны пути  (идеи), ее решения, выберите лучший.
  2. Составьте план выполнения работы, если  необходимо, сделайте рисунок (схему) используемой установки.
  3. Подумайте, какие обстоятельства могут повлиять на точность результатов эксперимента, постарайтесь их устранить или уменьшить.
  4. Выберите необходимое для выполнения опыта оборудование.
  5. Соберите установку, проведите эксперимент.
  6. Дайте оценку полученному результату.
  7. Сделайте вывод.

     Этот план позволяет не только выполнить задание правильно, но  эффективно подготовиться к выполнению подобных заданий, которые содержаться в КИМах  ОГЭ по физике.

      Эффективность экспериментальных заданий  позволяет опытным путем  раскрывать сущность изучаемых физических явлений и процессов. Во время выполнения эксперимента обучающихся приобретают или углубляют не только практические умения и навыки пользоваться измерительными приборами, но и учатся производить расчеты, строить графики, обобщать полученные результаты, делать выводы, исходя из полученных результатов.

      Метапредметные результаты, обозначенные ФГОС в виде универсальных учебных действий (УУД), проявляются в способности учащихся планировать свою деятельность, самостоятельно или коллективно с помощью исследований находить ответы на интересующие вопросы, осуществлять контроль, самоконтроль, оценку результатов своей деятельности. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения опыта школьника, основой для получения новых знаний.

При знакомстве с новым физическим явлением использую алгоритм научного познания, который состоит из 4-х пунктов. Рассмотрим на примере   урока по теме: «Изучение процессов испарения и конденсации» , который был проведен в апреле 2016г.

На первом этапе при наблюдении демонстрационного опыта  учащиеся внимательно наблюдают и проговаривают что они увидели. Каждый  старается заметить  что-то особенно важное.  При этом  формируются такие УУД как:

Личностные УД:Осознание учащимися своих  знаний.

 Коммуникативные УД: умение формулировать  собственное мнение ; уметь использовать речь для регуляции своего действия, строить монологические высказывания. 

Познавательные УД: Поиск и выделение необходимой информации на основе действий наблюдения, обсуждения и оценки выявленных закономерностей.

На втором этапе переводим  увиденное  в физические понятия и выделяем характерные связи, зависимости и закономерности изучаемого явления.

Для этого учащиеся выполняют экспериментальные  работы в парах,  выявляя от чего зависит  скорость испарения жидкости.  После выполнения заданий каждая пара представляет свой отчет для обсуждения всему классу.  При этом формируются:        

Личностные УД:  Осознание опыта работы в группе, как ценности.

Коммуникативные УД: умение формулировать  собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия, строить монологические высказывания.

Познавательные УД:  Поиск и выделение необходимой информации на основе действий наблюдения, обсуждения и оценки выявленных закономерностей.

умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков ;умение осуществлять сравнение;

 Регулятивные УД: Умение оценивать правильность выполнения действий  Обобщение и систематизация.

На третьем этапе полученные знания дают возможность  привести примеры этих явлений в природе или в быту.

На четвертом этапе предлагается задания в которых нужно увидеть научные явления и объяснить их.

Данный алгоритм используется для изучения любого физического явления.

     В наше время учитель должен не только научить ученика, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Заметила, что на таких уроках часто лидируют учащиеся, которые имеют посредственные теоретические знания, но имеющие изобретательские способности  и склонные к творчеству и конструированию. Практическая направленность занятий, четкое определение конечной цели и ожидаемого результата позволяет каждому ученику быть успешным в этом виде деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий

Примеры формирования по ссылке http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/mify-i-realnost...

Учебная игра как средство формирования интеллектуальных иноязычных умений.

В данной разработке можно познакомиться с видами учебных игр, их основными особенностями, требованиями, предъявляемыми к учебным играм....

Электронные учебники и дополнительные электронные учебные материалы как средство формирования универсальных учебных действий.

Ориентация на современные технологии и прогрессивные средства обучения вызывает необходимость применения в образовательном процессе электронных учебников.Согласно Статьи 18 Закона «Об образовании в Ро...

Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

В данном материале рассмотрены формы учебного диалога, условия и способы его организации на уроке, а также способы продоления трудностей учебного диалога в работе с детьми с ограниченными возможностям...

Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"

В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...