Из опыта работы Комбинированный урок по географии и естествознанию: "Зона арктических пустынь. Мхи. Растительный и животный мир"
методическая разработка по естествознанию на тему

Копылова Галина Павловна

Цели:

-      познакомить детей с животным и растительным миром зоны Арктических пустынь. Показать зависимость фауны от климатических условий природной зоны;

-      расширять словарный запас через знакомство с новыми названиями животных, растений, терминов;

-      воспитывать познавательный интерес к урокам географии и естествознания. Умение слушать учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kombinirovannyy_urok.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Комбинированный урок по географии и естествознанию

Тема: Зона арктических пустынь. Мхи. Растительный и животный мир.

Цели:

  • познакомить детей с животным и растительным миром зоны Арктических пустынь. Показать зависимость фауны от климатических условий природной зоны;
  • расширять словарный запас через знакомство с новыми названиями животных, растений, терминов;
  • воспитывать познавательный интерес к урокам географии и естествознания. Умение слушать учителя.

Оборудование: гербарий, открытки, фотографии, книга глобус составитель Алёшина, карта природных зон.

Ход урока

  1. Организационный момент:

– Ребята, у меня для вас есть интересная новость. Ко мне в руки недавно попал дневник старого капитана. Он пишет, что много путешествовал по разным природным зонам. И записки об одной из этих зон мы попробуем сегодня прочитать.

  1. Проверка домашнего задания:

– Что вы можете рассказать о климате Арктических пустынь?

– Какое природное явление характерно для этой зоны? (Северное сияние).

– Я вас просила нарисовать, как вы себе представляете это явление.

– Давайте сделаем на доске (магнитная) небольшую выставку ваших работ.

  1. Актуализация знаний Фронтальный опрос.
  1. – Где находится зона Арктических пустынь?
  2. Работа с картой природных зон.

– Зависит ли климат от расположения природной зоны? Докажите.

– Опишите климат.

  1. Оформление тетрадей (число, тема).
  1. Сообщение нового материала:

– Вы уже сказали, что в Арктике мало суши. Почва на островах очень бедная, камни покрыты очень тонким слоем почвы. Лето короткое, за это время небольшие площади успевают оттаять.

– В таких условиях могут расти мхи и лишайники, и немногие травы. (Таблички со словами во время рассказа учитель прикрепляет на доску).

– Посмотрите, я принесла вам гербарий.

– Это мох, а это лишайник. (Желательно найти мхи разных природных зон).

        Мох – очень интересное растение, оно не прихотливое. Это травянистое растение, у которого есть стебель и мелкие листья. Корней и цветков у мха нет. На верхушке стебля у мха образуется коробочка со спорами (словарная работа), споры рассеиваются ветром. Значит мхи, как и грибы, размножаются спорами. В листьях мхов на свету из углекислого газа и воды образуется крахмал и кислород.

        Мхи растут не только в Арктике, но и в других природных зонах. Эту информацию я прочитала в дневниках старого морского капитана. Он рассказывает нам, что на дне северных морей растут водоросли (словарная работа + картинка). Под слоем льда вода имеет постоянную температуру, в глубине моря вода теплее, чем на поверхности. Особенно много водорослей и рыбы в Баренцевом море (показ на карте).

        В дневнике упоминается и о животном мире этой зоны. Животный мир здесь небогат. Здесь можно встретить таких животных как: белые медведи, песцы, моржи, тюлени (показ открыток).

        Тюлени – почти постоянно живут в воде. На сушу выходят для размножения и линьки. Детёнышей тюленей называют бельками, так как в раннем возрасте они белые. У этого животного ценен жир. Из жира получают полезное лекарство. Из – за неправильного истребления тюленей, их численность сократилась и поэтому охота на тюленей разрешена только в определённое время.

– А вот ещё интересные записи в дневнике: «Морж значительно крупнее тюленя и в схватках он оказывается значительно сильнее белого медведя».

        Белый медведь – ещё один хищник Северного Ледовитого океана (показ открыток, фотографий). Длина тела достигает 3 метров, а весит он около 400 кг. Но несмотря на это, белый медведь достаточно быстро бегает, плавает, лазает по торосам. Питается белый медведь рыбой и другими морскими животными. У белого медведя толстый слой подкожного жира, это помогает ему приспосабливаться к суровому климату. Даже зимой, во время долгой полярной ночи, медведи бродят в поисках пищи. В январе месяце, в ледяных берлогах появляется  от 1 до 3 медвежат. Они рождаются очень маленькими, весом примерно 500 грамм. А за три месяца медвежонок набирает вес до 100 кг. Весной, в апреле, медвежата со своими мамами выходят из берлоги и учатся сами добывать себе пищу. Единственный враг белого медведя – это человек.

– А теперь поговорим о ещё одних представителях животного мира Арктики. Каждый год на острова прилетает огромное количество птиц. Их так много, что всем им не хватает места. Они начинают драться, отвоёвывать территории и становится так шумно, что люди прозвали эти места «птичьими базарами». Там можно встретить следующих птиц: кайры, гаги, гагары, тупики, чистики и других.

– А в дневнике капитана есть запись об одной птице, которая называется гага. (Отрывок из книги «Глобус» стр. 64 – 65, показ иллюстрации птичьих базаров и гаги).

  1. Первичное закрепление материала:
  1. Чтение статьи учебника географии стр.26 – 29. Задание: прочитать текст и заполнить таблицу «Животные зоны Арктических пустынь».
  2. Чтение статьи учебника естествознания стр. 79 – 80. Записать вывод со страницы 80 в тетрадь. На стр. 81 прочитать текст «Оказывается …».
  3. Проверка выполненных заданий.
  4. Разгадывание кроссворда:

6

5

л

м

и

1

е

ш

ч

д

а

а

2

в

й

й

м

е

н

7

к

о

3

4

д

и

г

а

р

к

т

и

к

а

ж

а

ю

г

й

л

а

р

е

а

н

ь

  1. Птица, предвестник плохой погоды, Прилетает летом на острова северных морей.
  2. Животные, имеющие сильные передние и задние лапы, длинные и крепкие клыки.
  3. Птица, постоянный житель птичьих базаров.
  4. Животные, детёныша которого называют белёк.
  5. Крупные хищники длина тела которого около 3 метров, хорошие рыболовы.
  6. Растение, которое характерно для данной природной зоны.
  7. Птица, у которой очень ценен пух.

– Какое ключевое слово у вас получилось?

– А о какой зоне мы говорили?

– Значит верно разгадали.

1

с

ф

а

г

2

н

с

у

п

3

м

о

х

р

о

ы

л

о

д

  1. Как называется торфяной мох?
  2. Чем размножаются мхи?
  3. Что мешает расти различным растениям в Арктике?

– Какое растение чаще всего встречается в Арктике?

– А только ли в Арктике можно встретить мох?

  1. Итог урока:

– Какие растения могут расти в суровых условиях Арктики?

– Кто из представителей животного мира обитает в Арктике?

– Какие птицы собираются на птичьих базарах?

– Ребята, я ещё нашла в дневниках капитана странные записи, разгадать которые не смогла, но поняла, что ключом к этой записи является алфавит.

        

Задание даётся на 2 ряда. Первый ряд: 3 слова, второй – 2 слова.

1) 19   17   1   19   10   2   16 (спасибо)

2) 9   1 (за)

3) 25   20   6   15   10   6 (чтение)

4) 14   16   6   4   16 (моего)

5) 5   15   6   3   15   10   12   1 (дневника)

        Проверка задания.

  1. Домашнее задание:

География – читать стр.26 – 29.

Естествознание – читать стр. 79 – 81.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по географии в 8-м классе по теме "Растительный и животный мир России"

Цели урока:Образовательные - Усвоение и закрепление ведущих идей темы. Методические подходы к изучению темы основываются на учете большого нравственного потенциала содержания, значительного...

Конспект урока по географии. Тема "Климат зоны арктических пустынь"

Конспект урока с презентацией для ИД в 7 классе "Климат зоны арктических пустынь" (пр. В.В.Воронковой)...

Урок окружающего мира по теме "Зона Арктических пустынь". 4-й класс

Дать представление об особенностях климата зоны арктических пустынь, знакомство с животным и растительным миром этой зоны, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека, и её исп...

Диалектика как условие перехода к новому качеству образования (из опыта работы учителя биологии и географии)

Знание законов формальной и диалектической логики -  универсальное средство  в организации учебной деятельности на уроке и важное условие для понимания предмета и одновременного  развит...

«Из опыта работы: проблемы преподавания курса географии в школе и пути их решения»

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с преподавание географии в школе....

Из опыта работы "Практическая деятельность учителя географии по использованию на уроках игровых технологий"

Представлена разработка методических рекомендаций по использованию игровых технологий на уроках географии. Приведены варианты различных игр. Проведена апробация методических рекомендаций по использова...