Технологическая карта урока «Голосеменные растения» 5 класс
план-конспект урока по естествознанию (5 класс) на тему

Введение в биологию, 5 класс, Плешаков А.А.

Урок по курсу «Введение в биологию» на тему «Голосеменные растения» построен в соответствии с программой базового уровня изучения биологии линии учебников издательства ООО «Дрофа», входящих в учебно-методический комплекс «Живой организм» и и подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.

Урок комбинированный, рассчитан на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности, предусматривает работу с учебником, составлением информационной таблицы и визуальными источниками. Форма работы, в основном групповая. При оглашении результатов работы группы должны доказать важность хвойных деревьев, внимательно выслушать группы оппонентов и задать вопросы. В ходе урока используются презентация и коллекция «Хвойные растения», что делает урок наглядным, интересным, позволяет снять основные затруднения усвоения материала.

При закреплении используются тесты. Данный ресурс содержит конспект урока, приложения (презентация «Хвойные растения», информационные карты для групп, стихи и загадки о хвойных растениях)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_srebrodolskaya_t.v.odt63.72 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ СОШ№ 15 г Якутска Республики Саха (Якутия)

Сребродольская Татьяна Васильевна

Технологическая карта урока

        Синергетическитй подход на уроках биологии в 5 классе (ФГОС) направлен на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии живых организмов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности. Ожидаемый результат синергетического подхода – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

Аннотация к уроку «Голосеменные растения»  

Введение в биологию, 5 класс, Плешаков А.А.

  Урок по курсу «Введение в биологию» на тему «Голосеменные растения» построен в соответствии с программой  базового уровня изучения биологии линии учебников издательства ООО «Дрофа», входящих в учебно-методический комплекс «Живой организм» и и подготовлен  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.

  Урок комбинированный, рассчитан на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности, предусматривает работу с учебником, составлением информационной таблицы и визуальными источниками. Форма работы, в основном групповая. При оглашении результатов работы группы должны доказать важность хвойных деревьев, внимательно выслушать группы оппонентов и задать вопросы. В ходе урока используются презентация и коллекция «Хвойные растения», что делает урок наглядным, интересным, позволяет снять основные затруднения усвоения материала.

   При закреплении используются тесты. Данный ресурс содержит конспект урока, приложения (презентация «Хвойные растения», информационные карты для групп, стихи и загадки о хвойных растениях)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ ПО ТЕМЕ «ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»

Тема урока

Голосеменные растения

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Формирование представлений о голосеменных  (хвойных) растениях, их сходстве и отличии  и  роли в природе и жизни человека

Задачи урока

Образовательные: Сформировать у учащихся первоначальные представления об голосеменных (хвойных) растениях и их роли в природе и жизни человека; Путем исследования, анализа и сопоставления объектов (организмов) формировать умения учащихся делать выводы о сходстве и различии организмов; умение выделять главное, обобщать и систематизировать полученную информацию.

Личностные результаты

Осознание важности, незаменимости хвойных растений, их многообразия и уникальности

Предметные результаты

Знание строения и значения голосеменных растений

Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, контролировать время, отведенное на работу, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, высказывать свое мнение.

Термины и понятия

Голосеменные, хвоя, ель, пихта, сосна обыкновенная, сосна сибирская, лиственница, древесина.

Средства обучения:

Технические: компьютер, проектор, презентация

Печатные: учебник

Раздаточные материалы: информационные листы с заданиями для групп

Основные виды деятельности учащихся

Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы.

Сравнивать представителей хвойных, лиственных и хвойных растений.

Объяснять роль голосеменных растений в природе и жизни человека.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 Формируемые УУД

Формы работы

Методическое сопровождение

Мотивация к учебной деятельности (оргмомент)

Приветствует учащихся, настраивает на работу

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

ЛУУД: формирование познавательной мотвации, желания выполнять учебные действия

Индивидуальная

Проверка домашнего задания

Решение кроссворда «Папоротники» с развернутым ответом

Решают кроссворд

РУУД: контроль — знание значения и строения папоротника

Групповая

Информационный лист  группы (приложение 1)

Постановка проблемы и цели урока

Выводит на экран фотографию «Сосна на скале».

-Какое растение изображено?

- К каким деревьям относится сосна?

- Какие еще хвойные деревья вы знаете?

Выдвигает проблему: на основании каких признаков можно утверждать, что все перечисленные растения относятся к хвойным растениям? Все ли хвойные растения одинаковые?

Предлагает ученикам сформулировать проблему. Какова цель нашего сегодняшнего урока?

Ученик читает стихотворение М.Ю. Лермонтова

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она.

И снится ей всё, что в пустыне далекой —
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растет.

Формулируют проблему, используя  вопросительные слова: «как, зачем, почему»

РУУД: умение формулировать проблему и опрелять цель работы

Фронтальная

Слайд на экране

Блок   А

Изучение нового материала

Предлагает задание:

1. Используя информационный лист заполните таблицу «Сравнительная характеристика хвойных пород деревьев»

2. Используя статью учебника, записать значение хвойных в природе и жизни человека.

Заполняют таблицу в тетради, используя коллекцию хвойных растений и слайды презентации

РУУД: Представлять результаты работы классу; осушествлять пошаговый и итоговый контроль, делать сравнения и выводы.

КУУД: развивают умение учавствать в дискуссии, ясно, четко излагать свою точку зрения.

ЛУУД: учаться умению вести диалог  на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

ПУУД: умение структурировать знания и строить высказывания; умение адекватно, сжато, выборочно передавать содержание материала, анализировать объект с целью выделения его существенных признаков.

Информационный лист  группы (приложение 1)

Блок  Б

Дает задания и формулирует проблемные вопросы:

Задание 1: Просмотрите внимательно слайды на экране. Какое чувство вызвали у вас эти фотографии? Почему?

Проблемный вопрос: Изменится ли жизнь на Земле после исчезновения хвойных?

Задание 2. Представьте жизнь на Земле через 5 минут после исчезновения хвойных?

Предложите свое решение проблемы.

Смотрят, совещаются, ищут возможные варианты, фантазируют.

ПУУД: извлечение необходимой информации из собственного опыта жизни различных источников информации

Групповая

Слайды

Блок   В

Формулирует задание.

Задание: с. 79 учебника

Найдите в тексте и дайте четкое определение голосеменным растениям. Почему их так назвали?

Работают с текстом учебника

ПУУД: Поиск и выделение необходимой информации в сжатом виде; умение выборочно передавать содержание материала

Индивидуальная

Учебник, тетрадь

Закрепление материала

Цель: Обобщение и закрепление изученных знаний

А. Задает вопросы

Вопросы:

1. Почему хвойные растения в научном мире называют «голосеменными»?

2. Что может каждый человек сделать для сохранения хвойного наследия планеты?

Б. Предагает проверить знания, полученные на уроке:

1. Выполнить тест.

2. Сделать вывод о голосеменных растениях на основе вопросов

Дают ответы.

Делают вывод: Голосеменные растения не имеют ни цветков, ни плодов, они размножаются семенами, которые образуются в шишках и располагаются открыто, голо. Листья хвойных растений называют хвоинками.

КУУД: Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий

Рефлексия

Организует оценку уровня деятельности на уроке:

Кого оцениваем

* ОЯ (оценка моя)

*  ОС (оценка соседа)

*  ОГ (оценка группы)

*  ОУ (оценка учителя)

Варианты оценок

*  ОХ — очень хорошо (5)

*  ХО — хорошо, но не очень (4)

* ГО — говорит (работает), но есть ошибки (3)

*  ХН — хуже некуда (2)

Проводят оценивание и фиксируют на полях в тетради

ПУУД: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценивание процесса и результатов деятельности

Индивидуальная

На полях в тетради

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание

1. § 17

2. Ответить на вопросы в конце параграфа.

3. Подготовить сообщение на тему «Лиственница — необычное хвойное дерево».

4. Подумайте, чем объясняется широкое применение древесины голосеменных растений

Задают вопросы

ПУУД: самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера

Дневник и тетрадь учащегося