Технологическая карта урока "Ткани растений" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Подробное описание этапов урока на тему "Ткани растений" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_tkani_rasteniy.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Ткани растений

Класс: 5

Учитель: биологии Гималетдинова Л.В.

Тип урока: «открытие»  новых знаний

Цель урока: дать первоначальные представления о тканях растительного организма и функциях, которые они выполняют.

Задачи по содержанию:

обучающие:  сформулировать у учащихся потребность в получении знаний о тканях растений.

развивающие:  научить учащихся выявлять общее и особенное.

воспитывающие:  формирование  у учащихся  мотивации  к  обучению и познавательной деятельности.

Планируемые  результаты учебного занятия :

Предметные :  

Учащиеся имеют первоначальные представления о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме.

Метапредметные :

Регулятивные:  умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

Коммуникативные : умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы

Познавательные:  умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение

Личностные:  сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию

Используемая технология : ИКТ, проблемное обучение, технология обучения в сотрудничестве.

Информационно-технологические ресурсы :  учебник, электронный учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие

 Встаньте ровно и красиво

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

 проверка подготовленности к уроку.

Приветствие учителя.

Этап проверки знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений  в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1.Демонстрация видеофрагмента «Движение цитоплазмы»

Какой процесс вы наблюдали на экране? Каково значение этого процесса

2. Демонстрация видеофрагмента «Деление клетки»

Какой процесс вы наблюдали? В чем биологическое значение этого процесса? Почему клетки имеют постоянное число хромосом?

3.Работа по группам (раздаются карточки с набором слов, из которых нужно составить предложения)

1) «Движение цитоплазмы способствует перемещению в клетке питательных веществ и воздуха»

2) «Хромосомы передают наследственные признаки от клетки к клетке»

3) Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество»

4) Клетки растений могут иметь различную форму окраску размеры потому что они выполняют разные функции»

Воспроизводят имеющиеся знания о клетке.

1. Обеспечивает перемещение питательных веществ и воздуха в клетке.

2. Обеспечивает рост растительного организма. Потому что перед делением клетки хромосомы удваиваются.

3.Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса.

Личностные УУД 

Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Формировать умение работать в группе.

Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Этап актуализации знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

Учитель организует ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ:

Итак, растения имеют клеточное строение

- все ли клетки у растений имеют одинаковое строение?

- от чего зависят эти различия?

Участвуют в обсуждении вопросов:

- нет, клетки могут иметь разное строение

- от выполняемых функций

Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Этап создание проблемной ситуации;

целеполагание

Обеспечение мотивации учения детьми, определение темы и  принятия ими целей урока

Учитель создает ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ:

- можно ли эти клетки как-то сгруппировать по этим отличиям?

- сколько может быть таких групп?

Что мы с вами должны выяснить?

Учитель: Я вам подготовила СЮРПРИЗ:

В этой шкатулке лежит изделие рук человеческих, которое носит такое же название, как и составная часть живого, которую мы будем изучать на уроке.

Что в этой шкатулке?

Демонстрируются ткани. Объявляется тема урока  «Ткани растений» и задачи, которые необходимо решить на уроке.

Демонстрируются разные виды тканей.

 - чем  они отличаются?

 - от чего это зависит?

Ткани растений одинаковы? От чего это зависит? (проводятся аналогии)

- затрудняются с ответом 

- Какие группы одинаково устроенных клеток имеются у растений? Как они называются?

Формулируют тему урока,  цель урока. Планируют свою работу на уроке

Запись темы урока в тетрадях

Ребята обращают внимание на то, что ткани разные по цвету, по текстуре.

Эти ткани имеют разное назначение

Вывод: строение ткани растения зависит от тех функций, которые она выполняет.

Регулятивные УУД

Умение ставить цель, планировать деятельность

Этап первичное усвоение, первичное осмысление и применение знаний;

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Организует деятельность учащихся:

Давайте попробуем понять, что же собой представляет ТКАНЬ, а для этого вспомним исследование, которое вы проводили с картофелем:

Вы сварили картофель и сравнили его с вареным:

- что вы наблюдали?

- почему он стал рассыпчатым? Что произошло?

- из чего же состоит ткань?

Учитель формулирует определение:

ТКАНЬ – соединенные межклеточным веществом клетки, сходные по строению и выполняемой функции

Сегодня мы с вами познакомимся с видами растительных тканей, узнаем их назначение и особенности строения.

^ Эвристическая беседа:

Учитель. На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают эти растения в однородной среде. Предположите, что это за растения и в какой среде они обитают?

Демонстрация водоросли на слайде

Учитель. А теперь, представьте себе, что водоросль решила сменить среду обитания, перебраться на сушу. Для этого ей наверняка придется обзавестись тканями. Давайте пофантазируем и заглянем вместе с водорослью в удивительный магазин, где продаются самые разные «ткани» растений. Какие ткани и для чего вы посоветуете ей купить?

Учитель. В нашем магазине есть такая ткань. Называется она покровная. А какие ткани еще нужны водоросли?

Учитель. Есть такая ткань. Называется проводящая. Но если у вашей водоросли будут только эти ткани, она, как медуза, распластается по земле.

Учитель. У растений эта ткань называется механической. Не хотите ли приобрести что-нибудь для питания  водоросли?

Учитель. У водорослей в каждой клетке есть хлорофилл или другие пигменты, а вот у наземных растений они находятся в клетках основной или, точнее, фотосинтезирующей ткани. А где она будет хранить запасы питательных веществ?

Учитель. Да. Называется она запасающая. А долго ли ваша водоросль намерена расти?

Учитель. Значит, ей непременно понадобится образовательная ткань.

^ В ходе беседы перечисляются ткани растений, последовательно на доске записываются их названия.

(рис. 27 на с.47)

Вывод: Для жизни на суше растениям нужны ткани

И наша водоросль, если приобретет эти ткани, то сможет жить на суше.

Участвуют в обсуждении вопроса:

- варений картофель стал рассыпчатым

- разрушилось межклеточное вещество, которое удерживало все клетки вместе

- клетки и межклеточного вещества

Записывают определение в тетради

Ученики. Это водоросли. Они обитают в воде.

^ Ученики. На суше она может высохнуть, значит, нужна какая-то одежда, то есть защитная ткань.

Ученики. Вода на суше находится только в почве, а нужна всем клеткам. Значит, должна быть ткань, которая эту воду будет доставлять по всему растению.

Ученики. Значит, нужна ткань для опоры.

Ученики. Но ведь она и в воде питалась?

Ученики. Наверное, для этого есть особая ткань.

Ученики. В течение всей жизни.

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.  

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы:

Демонстрация слайдов электронного учебника

предлагает учащимся изучить материал, для самостоятельной работы

Во время работы учащихся, по мере  необходимости, отвечает на вопросы учащихся.

Вывод: Строение каждой ткани индивидуально, это зависит от выполняемой функции

Изучают слайды электронного учебника;

Работают с текстом, иллюстрациями , схемами в  учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями.

Изучают, анализируют информацию.

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Умение работы с компьютером.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.  Умение работы  в паре (общение).

Этап самостоятельной работы  с самопроверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы:

Проверочная работа с тестовыми заданиями :

ЧАСТЬ А Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1.У какой ткани оболочки клеток одревесневают:

А) механическая            Б) покровной

В) проводящей               Г) образовательной

2.Прочность и упругость корня  обеспечивает:

А) покровная ткань           Б)проводящая ткань  

 В) механическая ткань     Г) образовательная

3. Какова функция кожицы:

А) придает растению форму  

Б) способствует продвижению органических веществ  

В) придает растению прочность и упругость

Г) защищает внутренние ткани от потери воды, проникновения пыли, микробов

4. Клетки образовательной ткани:

А) мелкие, постоянно делящиеся клетки с крупными ядрами, без вакуолей

Б) крупные клетки, содержащие много межклеточного вещества

 В) клетки с толстыми стенками

 Г) крупные клетки с большим количеством хлоропластов

5. Образовательная ткань выполняет следующие функции:

А) дыхания растений  Б) рост растений

В)  фотосинтез    Г) защита от повреждения                    

6. Покровная ткань:

А) обеспечивает рост органа и всего растения в целом

 Б) защищает от неблагоприятных воздействий и повреждений

 В) дает опору органам и растению в целом

 Г) обеспечивает образование и накопление питательных веществ

7. Механическая ткань:

 А) обеспечивает рост органа и всего растения в целом

 Б) защищает от неблагоприятных воздействий и повреждений

 В) дает опору органам и всему растению в целом

 Г) обеспечивает образование и накопление питательных веществ

8. Сосуды и ситовидные трубки – это ткань:

А) механическая          Б) покровная

В) проводящая             Г)образовательная

9. Главная функция основной ткани:

А) защита          

 Б) передвижение воды и солей

В) придает прочность    

Г) синтез и запасание веществ

10. К растительной ткани, в состав которой входят только живые клетки, относится:

А) покровная                     Б) проводящая

В)основная                         Г) механическая

ЧАСТЬ В

 11. Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

Проводящие ткани

А) образованы только мертвыми клетками

Б) имеют вид трубок или сосудов

В) образованы живыми и мертвыми клетками

Г) обеспечивают прочность растениям

Д) обеспечивают передвижение веществ

Е) обеспечивают синтез и запасание различных веществ

12. Установите соответствие между видом ткани и особенностями клеток, которые для него характерны.

Особенности клеток

Вид ткани

1).Выполняют защитную функцию

2).Клетки с тонкой оболочкой

3).Клетки плотно сомкнуты, оболочки утолщены

4).Имеют небольшие размеры

5).Находятся на поверхности корней, листьев, стеблей

6).Постоянно делятся, образуя новые клетки

А) покровная ткань

Б) образовательная ткань

Запишите в таблицу соответствующие буквы.

1

2

3

4

5

6

Выполняют  самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы теста. Выставляют оценку за выполненную работу  (в соответствии с критериями), затем  осуществляют взаимооценивание

Познавательные УУД.

Умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Формируется умение самостоятельно выполнять предложенное задание

Коммуникативное УУД. Умение работы  в паре (общение).

Этап включения в систему знаний и повторения;

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Обсуждение результатов выполнения самостоятельной работы

ВЫВОД по уроку:

- Какую задачу мы ставили?

- Что вы узнали сегодня на уроке?

Учитель:

Мы сегодня с вами говорили о видах тканей. Рассмотрели какая ткань имеет какой вид.

Учитель задает обобщающие вопросы по теме. Ученики отвечают.

- Итак, что такое «ткань»?

- Сколько видов тканей выделяют у растений?

- Как называется ткань, клетки которой постоянно делятся?

- У какой ткани клетки имеют хлоропласты?

- Как называется самая тонкая покровная ткань?

- Какая ткань образует каркас растений?

Выполнение тестовых заданий по электронному приложению к учебнику.

Подведение итогов, выставление оценок.

Осуществляют самопроверку и взаимопроверку

 

- узнать какие бывают ткани у растений и какие они выполняют функции

Познавательные УУД.

Умение анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы  в паре (общение), владение устной и письменной речью

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задаёт домашнее задание учащимся: 1)параграф   10  прочитать,

2)заполнить таблицу на с. 49

3) готовиться к контрольной работе по теме « Клеточное строение организмов» с.30-49

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Организует рефлексию:

Учитель.

 После изученной темы какой  вывод вы можете сделать из нашего урока?

Что вам понравилось при изучении новой темы? Где вы испытывали трудности?

Личностные УУД 

Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме , задать вопрос.

Регулятивные УУД

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)

Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме,  ...

Технологические карты кулинария 7 класс

Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...

технологическая карта урока.9 класс.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Проектирование технологической карты уроках начальных классах.

Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...

Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple

Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....