Конкурсно-познавательная игра "Энергетика и экология"
методическая разработка по естествознанию (5 класс) на тему

Габидуллина Зоя Никифоровна

 

Данная разработка  знакомит обучающихся 4-5 классов с проблемой энергосбережения. Содержание направлено на формирование у обучающихся понимания важности энергосбережения для сохранения природы, формирования ценностного отношения к ней. В процессе занятия  обучающиеся отвечают на проблемные вопросы, решают кроссворд, составляют правила по энергосбережению, изготавливают информационную листовку, что в целом способствует развитию у обучающихся творческих способностей, коммуникативных качеств. Разработка может быть использована учителями на занятиях по биологии, экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursno-poznavatelnaya_igra_energetika_i_ekologiya.docx645.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсно-познавательная игра «Энергетика и экология»

Аннотация

Данная разработка конкурсно-познавательной игры «Энергетика и экология» знакомит обучающихся 4-5 классов с проблемой энергосбережения. Содержание направлено на формирование у обучающихся понимания важности энергосбережения для сохранения природы, формирования ценностного отношения к ней. В процессе занятия  обучающиеся отвечают на проблемные вопросы, решают кроссворд, составляют правила по энергосбережению, изготавливают информационную листовку, что в целом способствует развитию у обучающихся творческих способностей, коммуникативных качеств. Разработка может быть использована учителями на занятиях по биологии, экологии.

Пояснительная записка

Цель занятия: формирование у обучающихся культуры энергосбережения.

Задачи:

1.Познакомиться с энергопотреблением в быту.

2. Способствовать формированию потребности энергосбережения.

3. Развивать интерес к познавательной деятельности.

Возраст участников: обучающиеся 4-5 классов.

Форма проведения: конкурсно-познавательная игра.

Методы:

по источнику передачи и восприятия знаний – практический;

по характеру познавательной деятельности – творческий.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Оборудование:

Для педагога: мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация;

Для обучающихся: 3 стола, стулья по количеству обучающихся, 3 листа ватмана размера А3, фломастеры, клей, карточки с изображением электрических станций, приборов, бланки ответов. 

Подготовительная работа: обучающиеся делятся на 3 команды по 6-8 человек.

План проведения

1.Приветствие участников конкурсно-познавательной игры. Сообщение цели мероприятия, ознакомление с планом, условиями игры.(5 минут)

2.Выполнение командами 5 заданий (Приложение 1). (30 минут)

3.Подведение итогов. Представление творческого продукта командами. (10 минут)

Сценарный ход

Педагог: Здравствуйте, ребята. Мы живем в Излучинске - в одном из самых благоустроенных поселков нашего Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. В нашем поселке улицы освещаются в вечернее и ночное время суток, в нем светло, чисто и уютно. В поселке современные, многоэтажные дома, в которых комфортные и теплые квартиры. В квартирах многие бытовые дела выполняются машинами-автоматами: посудомоечная машина – помоет посуду, стиральная - постирает  белье.

Какой невидимый ресурс обеспечивает нам проживание в комфортных условиях? (Ответы обучающихся). Правильно – это электричество. Трудно представить, что произойдет с человечеством, если не будет электричества. С каждым годом уровень потребления электричества увеличивается, потому что появляются новые приборы, современные гаджеты требуют электрического питания.

Производство электроэнергии негативно сказывается на окружающей природе. Наша игра посвящена энергосбережению, мы с вами поэтапно рассмотрим вопросы: откуда берется энергия, какое воздействие на природу оказывает производство электроэнергии, на что тратится и как сэкономить электричество.

        

1 задание «Электрические станции». (слайдовая презентация с изображением электрических станций – гидростанция (ГЭС), тепловая на угле (ТЭС), государственная районная электростанция на газе (ГРЭС), атомная (АЭС).

        Педагог: на экране вы видите изображения нескольких станций, которые производят электрическую энергию. Ребята, внимательно посмотрите, определите тип станции, какое сырье они использует для производства энергии, ответ запишите на бланке. (Команды совещаются, ответ записывают на бланке, затем проверка ответов).

        Бланк для ответов

Название

Сырье, на котором работает станция

1

2

3

4

        Педагог: итак, проверим правильность выполнения 1 задания. Какое изображение электростанции вам знакомо? Это Нижневартовская ГРЭС. Наш поселок называют поселком энергетиков, потому что в нем живут люди, которые работают на этой станции.

Команды получают жетон в виде изображения электростанции.

2 задание «Энергетика и окружающая среда»

Задание: определить отрицательное воздействие на окружающую природу электростанций.

Каждая команда получает изображение станций: 1 - тепловая на угле (ТЭС), 2 - гидростанция (ГЭС), 3 - государственная районная электростанция на газе (ГРЭС). Опишите, какое воздействие оказывают на состояние воздуха, почвы, воды.

C:\Documents and Settings\Биология\Рабочий стол\разработка занятия Экоберегоша\стан на угле.jpgC:\Documents and Settings\Биология\Рабочий стол\разработка занятия Экоберегоша\гидростан.jpg C:\Documents and Settings\Биология\Рабочий стол\разработка занятия Экоберегоша\нижневарт грэс.jpg

Ответы:

Гидростанция  (ГЭС):

затопление больших территорий под водохранилища; плотина, перегораживая реку, создает непреодолимые препятствия для миграции проходных и полупроходных рыб, которые поднимаются на нерест в верховья рек; в хранилищах вода застаивается, проточность ее замедляется,что сказывается на жизни всех организмов, обитающих в реке и у реки.

Тепловая на угле (ТЭС):

в атмосферу вместе с дымом попадает большое количество вредных веществ; золоотвалы требуют значительные территории и являются очагами скопления тяжёлых металлов, обладают повышенной радиоактивностью.

ГРЭС

при горении топлива потребляется большое количество кислорода, а также происходит выброс значительного количества продуктов сгорания таких как: летучая зола, газообразные выбросы; а также промышленные стоки.

3 задание «Электрические приборы»

Команды получают кроссворд.

1

5

2

3

4

6

1.Полюбуйся, посмотри-

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет. (Холодильник)

2.Вот этот предмет

К потолку повесили,

Стало в доме весело.

Она снаружи вроде груша,

Висит без дела днем,

А ночью освещает дом. (Лампочка)

3.Живу на кухне я всегда,

На мне стоит сковорода,

Кастрюля, ковшик, чайник -

Над ними я начальник!

Со мною вся семья сыта,

Ну, догадался? я ...(Плита).

4.Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

И навести на брюках стрелки. (Утюг)

5.Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник)

6.Он похож на раскладушку,

Заменяет мне подружку.

Не обидит, не обманет,

Вместе с ним весь мир в кармане.

Обожает интернет -

Мой технический брюнет...                (Ноутбук)

Ответы:

Х

О

Ч

Л

А

М

П

О

Ч

К

А

О

Л

Й

Д

И

Н

И

У

Т

Ю

Г

И

Л

А

К

Ь

Н

О

У

Т

Б

У

К

И

К

4 задание «Правила энергосбережения»

Команды получают изображения бытовых приборов, необходимо составить правила экономного пользования ими.

C:\Documents and Settings\Биология\Рабочий стол\1421585246_20120112_163619_9262972497.jpg

C:\Documents and Settings\Биология\Рабочий стол\smart-appliances.jpg

C:\Documents and Settings\Биология\Рабочий стол\smart-appliances.jpg

C:\Documents and Settings\Биология\Рабочий стол\smart-appliances.jpg

C:\Documents and Settings\Биология\Рабочий стол\smart-appliances.jpg

C:\Documents and Settings\Биология\Рабочий стол\сценарии праздн, игр 2012\энергосбережение\для листовки\556402_10152259770220413_904970984_n.jpeg

«Лампочка». Хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной; используйте энергосберегающие лампочки, при выполнении домашнего задания пользуйтесь настольной лампой, выключив основной свет.

«Холодильник». Не ставьте холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Периодически размораживайте морозильную камеру, для удаления снежной «шубы».  

«Плита». Необходимо чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с толстым слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени.

«Чайник». Нагревайте только необходимое количество воды; чтобы часто не кипятить воду в чайнике, используйте термос.

 «Утюг». Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. Утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.

        «Телевизор, компьютер» Выключение из сети телевизора, видеомагнитофона, музыкального центра позволит снизить потребление электроэнергии в среднем до 300 кВт•ч в год. Зарядное устройство для мобильного телефона, оставленное включенным в розетку, нагревается, даже если телефон к нему не подключен. Это происходит потому, что устройство все равно потребляет электричество.

        

5 задание «Творческое»

        Задание: из полученных карточек-жетонов изготовить информационную листовку по энергосбережению.

        

        Подведение итогов. Каждая команда демонстрирует творческий продукт – листовку.

        Педагог: ребята, вы познакомились с важной для всех людей проблемой – энергосбережение. От каждого из нас зависит, будем мы экономными или расточительными хозяевами. Сберегая электроэнергию, мы сохраняем леса, чистую воду, чистый воздух на нашей планете.

        

Информационные источники:

  1. Влияние ТЭС на окружающую среду http://www.saveplanet.su 
  2. Влияние ГЭС на окружающую среду/http://www.ecologyreality.ru/ecolits-442-1.html
  3. Конденсационная электростанция https://ru.wikipedia.org/wiki/ 

Иллюстрации:

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B&img_url=http%3A%2F%2Fdonelektrik.at.ua%2Fsc%2Fbytovyipribori.jpg&pos=5&rpt=simage 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсно-познавательная игра "Птицы - наши друзья!"

Мероприятие можно провести в рамках недели биологии. Участники - учащиеся 7-8 классов....

Конкурсно-познавательная программа "Калейдоскоп профессий"

Данная разработка поможет при проведении внеурочной занятости обучающихся 5-9 классов. А также интересна для предпрофильной подготовке обучающихся, помогает при выборе будущей профессии....

Конкурсно-познавательная программа «Путешествие на поезде здоровья»

Сценарий позволяет изучить с детьми в игровой форме правила личной гигиены, познакомиться с понятием здорового образа жизни, с правилами составления режима дня....

Конкурсно-познавательная программа "Сильные, смелые, умелые"

Сначала уч-ся знакомятся с Защитниками Земли русской, потом идет конкурсная программа. Вся программа сопровождается презентацией, музыкально оформлена....

Конкурсно-познавательная программа "Страницы истории родного края"

Конкурсно-познавательная программа представляет несколько этапов истории  родного края. Теоретические знания закрепляется с помощью иллюстративного, словарного, художественного материала, "живых"...

Сценарий праздничной конкурсно-познавательной программы «Рыцари. Богатыри. Защитники.»

В данной разработке представлен сценарий прадничной конкурсно-познавательной программы "Рыцари. Богатыри. Защитники.", посвящённой Дню Защитника Отечества....

Сценарий конкурсно-познавательной игры "Вредные привычки"

Объединить усилия образовательного учреждения и семьи  в вопросах сохранения, укрепления здоровья учащихся; формировании здорового образа жизни семьи. В доступной форме раскрыть перед родителями ...